Лев Мадорский. Что значит быть евреем.
Posted: Mon Nov 09, 2009 8:18 am
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЕВРЕЕМ
О книге Артура Хертцберга «Кто такой еврей?»
Мы поспорили с приятелем. Я утверждал, что неевреи, приняв гиюр, не смогут стать евреями. «Можно принять иудаизм, выполнять все 613 заповедей,- почему-то волнуясь и излишне жестикулируя суетился я. -Можно от корки до корки изучить Талмуд и свободно общаться на иврите. Можно жить в Иерусалиме в ста метрах от стены плача. Но евреем, если у тебя родители не евреи, стать нельзя. Это невозможно. Так же как еврею невозможно стать немцем, приняв немецкое гражданство». Приятель, человек глубоко религиозный, возражал: «Всё это казуистика. Евреи - не нация, а религия. Евреи - это те, кто на горе Синай заключили Союз со Всевышним. Которые обещали выполнять Его Заповеди. Тот, кто их не выполняет или хотя бы не стремится выполнять, извини меня, не еврей. Так же как не могут считаться евреями потомки Авраама, принявшие христианство или какую-то другую религию».
В жизни в непонятной пропорции перемешаны случайность и закономерность. Я прогуливался по городу, размышляя о нашем споре. Пошёл лождь и пришлось укрыться в попавшемся по дороге книжном магазине. Магазин был большой, двухэтажный, но меня почему-то потянуло к полке, где стояла эта книга. С интригующим назаванием «Wer ist Jude?» «Кто такой еврей?». Изданная в Америке в 2000 году и переведённая на немецкий в 2002 году. Стал читать и не мог оторваться. Автор, Артур Хертцберг, как будто подслушал наш спор и подкидывал всё новые и новые аргументы в мою пользу. Дождь закончился, а я всё читал и читал. Продавщица вежливо напомнила, что это не читальный зал. Я книгу купил и, забросив дела, читал весь день. И половину следующего.
Удивительная книга! Хертцберг сделал дерзкую, на грани фола, попытку разобраться в сути еврейского характера. Проследить, как его сформировали различные перипетии тысячелетней истории иудеев. Вся эта огромная историческая панорма изображена в сравнительно небольшой книге (354 страницы обычного формата) ярко, убедительно, широкими, но точными мазками.
Уже прочитав книгу, захотелось больше узнать про автора. Артур Хертцберг родился в Польше 9 июня 1921 года в семье ортодоксального раввина. В 1926 году семья переезжает в Америку, где Артур получает религиозное образование. Он, как и отец, становится раввином (правда, не ортодоксальным, а консервативным.), а затем всю жизни посвящает изучению иудаизма, еврейской истории, идей сионизма. Пишет несколько книг по этой тематике. Был президентом американо-еврейского и вице- президентом всемирного еврейского конгресса. Умер 17 апреля 2006 года в небольшом городке Вествуд в штате Нью-Джерси. Книга, о которой пойдёт речь, последнее произведение Хертцберга. Можно сказать, итог его жизни.
Основной лейтмотив книги - евреи другие. Уникальная истории иудеев, по мнению Хертцберга, принесла в генетическую память качества, которые определяют их национальный характер. Какие именно?
Как это ни печально, но, по мнению Хертцберга, одна из существенных составляющих
Страх.
Вечный, неистребимый, подчас, глубоко упрятанный в подсознании. Постоянное ожидание враждебных действий со стороны нееверев, «...готовность спрятаться, укрыться отгородиться». «У многих евреев, -пишет автор,- генетический страх перерастает в ощущение, подчас, не имеющее под собой видимых оснований, что они живут среди смертельных врагов». Вспоминая в этом ключе еврейскую историю, Хертцберг ещё и ещё раз подчёркивает, что этот страх - следствие вековых преследований иудеев. Изгнаний из стран проживания, дискриминации, геноцида, погромов, наконец, Холокоста. Даже у современного поколения, родившегося после войны, живёт этот страх. Живёт убеждение, что «...в этом мире у евреев, где бы они не проживали, нет уверенности в будущем».
Но ещё больше, чем страх, живёт в душе евреев, независимо, верующих или неверующих,
Гордость.
Хертцберг вспоминает, как будучи пятилетним мальчиком, он шёл из еврейской школы (хедера) и на него напали польские дети. Они преследовали его, дразнили, пинали. Дрожащий, испуганный прибежал Артур домой, прижался к маме и спросил: «Почему? Что он этим мальчиками плохого сделал?» Мама сказала слова, которые Артур запомнил на всю жизнь: «Ты не должен бояться. Ты должен гордиться. Нас преследуют потому что мы другие, потому что мы выбраны Б-гом».
-Несмотря на преследования и дискриминацю,- пишет Хертцберг, -главным чувством моих родителей были не страх, а гордость. Гордость, что ты еврей».
Впрочем, основания для гордости у верующих и неверующих, считает автор, не всегда одинаковые. Родители Артура, как верующие евреи, как и мой приятель, о котором я говорил в начале, испытывают гордость, от того, что евреи избранный Б-гом народ. Они находятся под защитой Всевышнего. Они убеждены, что Союз заключённый иудеями с Б-гом на горе Синай, вечен и ежедневно перед чтением Торы повторяют слова молитвы «Благодарим Тебя, Единственный, наш Б-г, Король мира, что нас изо всех народов выбрал».
У нерелигиозных евреев несколько смещены акценты. Например, Давид Бен- Гурион, слова которого приводятся в книге, считал, что главные причины национальной гордости социально-культурно-моральные: «Я верю в наше моральное, интеллектуальное превосходство,- говорил в конце жизни первый президент Израиля,- Это моё убеждение покоится не на вере, а на знании еврейского народа, который может и должен стать моральным образцом для человечества».
«Многие евреи, которые проводят свою жизни вне еврейского общества,- пишет Хертцберг,- всё равно сохраняют представление, что они принадлежат к избранному народу». Они не забывают как много великих евреев в человеческой истории. Они помнят, что каждый седьмой нобелевский лауреат еврей и половина чемпионов мира по шахматам имеют еврейские корни.
Борьба за справедливость.
Эта важная сторона еврейского характера, по мнению Хетцберга, унаследована от нашего предка Авраама, не побоявшегося разбить идолов. Борьба за справедливость, считает автор, тоже почти всегда связана с ниспровержением авторитетов. Как пример, автор рассказывает о своей семье. В январе 41-го года его отец, бывший раввином общины г. Балтимор, выступил перед членами общины с речью, в которой осудил политику американского правителтьства и лично президента США Теодора Рузвельта. Они, по его мнению, замалчивали уничтожение нацистами европейских евреев. Не оказывали евреям должной поддержки. Отказывали в разрешении на эмиграцию. Отец Хертцберга призвал членов общины идти маршем на Вашингтон и перед Белым домом высказать свои требования.
Отдельные главы книги посвящены таким «потрясателям основ» (выражение А.Хертберга), как Ариел Акоста, Дона Грация (одна из немногих женщин-реформаторов), Барух Спиноза, Моисей Мендельсон, Карл Маркс, Авраам Гайгер, Беньямин Дизраели, Теодор Герцль, Лев Троцкий, Генрих Гейне, Франц Кафка, Зигмунд Фрейд, Мордехай Каплан, Франц Розенберг, Мартин Бубер и другие. Сам подбор имён, таких различных, таких непохожих, говорит о том, что и ответы их на вопрос книги («Кто такой еврей?») были самые разные.
Из других качеств еврейского характера Хертцберг отмечает власть денег, подчас, излишнюю, удивительное умение приспосабливаться к обстоятельствам, любовь к книге. Впрочем, последнее качество несомненно сыграет свою роль и читатели сайта прочитают эту замечательную книгу. В том числе и заключительную главу «Будущее», главный вывод которой: будущее у евреев есть.
Заключительный абзац, как бы подводящий итог книге, приведу полностью:
-Быть евреем - значит делать определённые вещи, потому что они правильные и справедливые, а не потому что приносят личные преимущества и материальную пользу.
-Быть евреем – значит держать дом открытым для любого, кто нуждается в еде и крыше над головой.
-Быть евреем - значит верить, что в мир когда-нибудь придёт спасение.
-Быть евреем - значит, что бушующие реки еврейской истории потекут в будущее.
О книге Артура Хертцберга «Кто такой еврей?»
Мы поспорили с приятелем. Я утверждал, что неевреи, приняв гиюр, не смогут стать евреями. «Можно принять иудаизм, выполнять все 613 заповедей,- почему-то волнуясь и излишне жестикулируя суетился я. -Можно от корки до корки изучить Талмуд и свободно общаться на иврите. Можно жить в Иерусалиме в ста метрах от стены плача. Но евреем, если у тебя родители не евреи, стать нельзя. Это невозможно. Так же как еврею невозможно стать немцем, приняв немецкое гражданство». Приятель, человек глубоко религиозный, возражал: «Всё это казуистика. Евреи - не нация, а религия. Евреи - это те, кто на горе Синай заключили Союз со Всевышним. Которые обещали выполнять Его Заповеди. Тот, кто их не выполняет или хотя бы не стремится выполнять, извини меня, не еврей. Так же как не могут считаться евреями потомки Авраама, принявшие христианство или какую-то другую религию».
В жизни в непонятной пропорции перемешаны случайность и закономерность. Я прогуливался по городу, размышляя о нашем споре. Пошёл лождь и пришлось укрыться в попавшемся по дороге книжном магазине. Магазин был большой, двухэтажный, но меня почему-то потянуло к полке, где стояла эта книга. С интригующим назаванием «Wer ist Jude?» «Кто такой еврей?». Изданная в Америке в 2000 году и переведённая на немецкий в 2002 году. Стал читать и не мог оторваться. Автор, Артур Хертцберг, как будто подслушал наш спор и подкидывал всё новые и новые аргументы в мою пользу. Дождь закончился, а я всё читал и читал. Продавщица вежливо напомнила, что это не читальный зал. Я книгу купил и, забросив дела, читал весь день. И половину следующего.
Удивительная книга! Хертцберг сделал дерзкую, на грани фола, попытку разобраться в сути еврейского характера. Проследить, как его сформировали различные перипетии тысячелетней истории иудеев. Вся эта огромная историческая панорма изображена в сравнительно небольшой книге (354 страницы обычного формата) ярко, убедительно, широкими, но точными мазками.
Уже прочитав книгу, захотелось больше узнать про автора. Артур Хертцберг родился в Польше 9 июня 1921 года в семье ортодоксального раввина. В 1926 году семья переезжает в Америку, где Артур получает религиозное образование. Он, как и отец, становится раввином (правда, не ортодоксальным, а консервативным.), а затем всю жизни посвящает изучению иудаизма, еврейской истории, идей сионизма. Пишет несколько книг по этой тематике. Был президентом американо-еврейского и вице- президентом всемирного еврейского конгресса. Умер 17 апреля 2006 года в небольшом городке Вествуд в штате Нью-Джерси. Книга, о которой пойдёт речь, последнее произведение Хертцберга. Можно сказать, итог его жизни.
Основной лейтмотив книги - евреи другие. Уникальная истории иудеев, по мнению Хертцберга, принесла в генетическую память качества, которые определяют их национальный характер. Какие именно?
Как это ни печально, но, по мнению Хертцберга, одна из существенных составляющих
Страх.
Вечный, неистребимый, подчас, глубоко упрятанный в подсознании. Постоянное ожидание враждебных действий со стороны нееверев, «...готовность спрятаться, укрыться отгородиться». «У многих евреев, -пишет автор,- генетический страх перерастает в ощущение, подчас, не имеющее под собой видимых оснований, что они живут среди смертельных врагов». Вспоминая в этом ключе еврейскую историю, Хертцберг ещё и ещё раз подчёркивает, что этот страх - следствие вековых преследований иудеев. Изгнаний из стран проживания, дискриминации, геноцида, погромов, наконец, Холокоста. Даже у современного поколения, родившегося после войны, живёт этот страх. Живёт убеждение, что «...в этом мире у евреев, где бы они не проживали, нет уверенности в будущем».
Но ещё больше, чем страх, живёт в душе евреев, независимо, верующих или неверующих,
Гордость.
Хертцберг вспоминает, как будучи пятилетним мальчиком, он шёл из еврейской школы (хедера) и на него напали польские дети. Они преследовали его, дразнили, пинали. Дрожащий, испуганный прибежал Артур домой, прижался к маме и спросил: «Почему? Что он этим мальчиками плохого сделал?» Мама сказала слова, которые Артур запомнил на всю жизнь: «Ты не должен бояться. Ты должен гордиться. Нас преследуют потому что мы другие, потому что мы выбраны Б-гом».
-Несмотря на преследования и дискриминацю,- пишет Хертцберг, -главным чувством моих родителей были не страх, а гордость. Гордость, что ты еврей».
Впрочем, основания для гордости у верующих и неверующих, считает автор, не всегда одинаковые. Родители Артура, как верующие евреи, как и мой приятель, о котором я говорил в начале, испытывают гордость, от того, что евреи избранный Б-гом народ. Они находятся под защитой Всевышнего. Они убеждены, что Союз заключённый иудеями с Б-гом на горе Синай, вечен и ежедневно перед чтением Торы повторяют слова молитвы «Благодарим Тебя, Единственный, наш Б-г, Король мира, что нас изо всех народов выбрал».
У нерелигиозных евреев несколько смещены акценты. Например, Давид Бен- Гурион, слова которого приводятся в книге, считал, что главные причины национальной гордости социально-культурно-моральные: «Я верю в наше моральное, интеллектуальное превосходство,- говорил в конце жизни первый президент Израиля,- Это моё убеждение покоится не на вере, а на знании еврейского народа, который может и должен стать моральным образцом для человечества».
«Многие евреи, которые проводят свою жизни вне еврейского общества,- пишет Хертцберг,- всё равно сохраняют представление, что они принадлежат к избранному народу». Они не забывают как много великих евреев в человеческой истории. Они помнят, что каждый седьмой нобелевский лауреат еврей и половина чемпионов мира по шахматам имеют еврейские корни.
Борьба за справедливость.
Эта важная сторона еврейского характера, по мнению Хетцберга, унаследована от нашего предка Авраама, не побоявшегося разбить идолов. Борьба за справедливость, считает автор, тоже почти всегда связана с ниспровержением авторитетов. Как пример, автор рассказывает о своей семье. В январе 41-го года его отец, бывший раввином общины г. Балтимор, выступил перед членами общины с речью, в которой осудил политику американского правителтьства и лично президента США Теодора Рузвельта. Они, по его мнению, замалчивали уничтожение нацистами европейских евреев. Не оказывали евреям должной поддержки. Отказывали в разрешении на эмиграцию. Отец Хертцберга призвал членов общины идти маршем на Вашингтон и перед Белым домом высказать свои требования.
Отдельные главы книги посвящены таким «потрясателям основ» (выражение А.Хертберга), как Ариел Акоста, Дона Грация (одна из немногих женщин-реформаторов), Барух Спиноза, Моисей Мендельсон, Карл Маркс, Авраам Гайгер, Беньямин Дизраели, Теодор Герцль, Лев Троцкий, Генрих Гейне, Франц Кафка, Зигмунд Фрейд, Мордехай Каплан, Франц Розенберг, Мартин Бубер и другие. Сам подбор имён, таких различных, таких непохожих, говорит о том, что и ответы их на вопрос книги («Кто такой еврей?») были самые разные.
Из других качеств еврейского характера Хертцберг отмечает власть денег, подчас, излишнюю, удивительное умение приспосабливаться к обстоятельствам, любовь к книге. Впрочем, последнее качество несомненно сыграет свою роль и читатели сайта прочитают эту замечательную книгу. В том числе и заключительную главу «Будущее», главный вывод которой: будущее у евреев есть.
Заключительный абзац, как бы подводящий итог книге, приведу полностью:
-Быть евреем - значит делать определённые вещи, потому что они правильные и справедливые, а не потому что приносят личные преимущества и материальную пользу.
-Быть евреем – значит держать дом открытым для любого, кто нуждается в еде и крыше над головой.
-Быть евреем - значит верить, что в мир когда-нибудь придёт спасение.
-Быть евреем - значит, что бушующие реки еврейской истории потекут в будущее.