Лев Мадорский. Бессмертна ли еврейская душа?
Posted: Thu Jan 14, 2010 6:38 am
БЕССМЕРТНА ЛИ ЕВРЕЙСКАЯ ДУША?
Философия не часто пересекается с реальной жизнью. Ко многим философским абстракциям, как, например, «вещь в себе», «бесконечность» и т.п. мы лишь слегка прикасаемся в студенческие годы. А потом начисто про них забываем. Но есть философские а, точнее, религиозно-философские вопросы, которые сопровождают нас постоянно. На которые мы ищем ответ. Порой, трудно и мучительно. Ищем и далеко не всегда находим. К таким вечным вопросам относится вопрос о смысле жизни, вере в Б-га, бессмертии души. Последний, по понятным причинам, интересует нас особенно. Причём, тем больше, чем ближе приближаемся к финишной черте. Мне, еврею верующему, но не придерживающемуся религиозных традиций, интересно было узнать, как отвечает на этот вопрос Иудаизм. Я задавал его раввинам, искал ответ в себе, просматривал религиозную литературу...
Прежде всего - что такое душа. По словарю Даля - нематериальное начало жизни, субстрат творческих сил человека. Не совсем понятно. Наука, вообще, не признаёт существование подобной субстанции. Значение, в котором слово это употребляется в быту, в литературе: «Душа болит... Душа разрывается на части... На душе тяжело...» также не вносит особой ясности. Поэтому, когда говорим о бессмертии души, то имеем в виду религиозную концепцию. Которая, впрочем, не всегда оставалась неизменной.
В раннебиблейский период человек рассматривался как единое целое. Между телом и душой не проводилось чёткой границы. В ранних библейских книгах посмертное существование души, если и допускалось (прямых указаний на её бессмертие в них нет), то мыслилось как пребывание в шеоле - обиталище мёртвых. В более поздних произведениях еврейских мыслителей - (Соломоновых Притчах, книге Даниэля) тело представлено как оболочка, которую душа покидает после смерти человека. «Многие из спящих в земле пробудятся,- читаем в книге Даниэля, - одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
Несколько меняется еврейское представление о душе в эллинистическую эпоху. Так Филон Александрийский (также называемый Филон Иудейский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) пишет о небесном предсуществовании души. О её вселении в тело и последующем освобождении. «Если душа,- пишет Филон, - во время земного существования не смогла освободиться от материального начала, то она возвращается на землю в другом теле». Можно сказать, что Филон признаёт лишь две истинные реальности - Б-г и душа. Между которыми, по его мнению, существует вечная, вневременная связь. Всё остальное вторично и несущественно.
Сегодняшнее представление Иудаизма о душе, по утверждению раввинов, с которыми удалось поговорить, наиболее полно выражено в Талмуде. Согласно этой священной книге, душа - независимая от тела сущность. Непосредственно созданная Б-гом. В Талмуде приводится удивительная, на мой взгляд, параллель - душа и Б-г. Душа одухотворяет тело, управляет им, но остаётся невидимой. Б-г наполняет Вселенную, управляет ей и тоже невидим. В Талмуде также сказано (даже религиозные евреи не всегда знают про это), что в канун субботы еврею посылается «добавочная» душа, которая покидает его на исходе субботы. И что во время сна душа восходит на небо, где она черпает новые силы.
В Талмуде не только подтверждается, что душа бессмертна, но и говорится о том, как она существует после смерти. Правда, и тут не всё однозначно и приводятся разные точки зрения. По одной, наиболее распространённой, душа правдника после смерти попадает в рай, а грешника в ад. По другой, душа праведника восходит на небо и пребывает в «сокровищнице» под «престолом славы». Душа же грешника продолжает оставаться на земле, в «темнице». Существует также мнение о том, что связь души и человека не прекращается сразу после смерти, а продолжается несколько дней или даже несколько месяцев.
Новые краски вносит в нашу тему учение Каббалы. В этом удивительном учении душа мыслится как духовная сущность. Сущность эта берёт начало в высшем разуме или некой мировой душе. Функции души определяются её природой: она соединяется с телом, а после смерти, выполнив своё назначение в земной жизни, снова возвращается, используя терминологию Каббалы, к миру чистого света. Другими словами, к Б-гу.
Надо сказать, что иудаистская концепция о бессмертии души не была безоговорочно принята еврейскими мыслителями. Евреи, вообще, никогда ничего не принимают безоговорочно. Некоторые учёные, например, М. Лацарус и Г. Коген (19 век) считали, что Иудаизму чужды представления о бессмертии человека. По их мнению, речь идёт не о бессмертии личности, а о бессмертии народа. Индивидуальная душа увековечивается и приобретает реальное существование, по их мнению, лишь в процессе непрерывной жизни всего человечества. Любопытна на этот счёт и концепция раввина, выходца из Литвы А.И.Кука (1865-1935г.г.), утверждавшего, что смерть - дефект творения. По мнению Кука, еврейский народ должен устранить этот дефект и избавить человечество от страха смерти. Для это нужна самая малость - избавиться от представления о смерти, как о небытии. «Раз после смерти мы продолжаем существовать,- считал раввин, - значит смерти попросту нет».
Но все эти разночтения касаются, как бы, «мелочей». Главная мысль Талмуда не вызывает сомнений: душа не погибает вместе с телом и несёт ответственность за содеянное в земной жизни. Скажу честно, я поверил. Я поверил в бессмертие души. Я поверил в то, что душа дарована нам Б-гом, и мы должны добрыми делами сохранить её божественную суть. Я поверил. И мне стало легче жить.
Философия не часто пересекается с реальной жизнью. Ко многим философским абстракциям, как, например, «вещь в себе», «бесконечность» и т.п. мы лишь слегка прикасаемся в студенческие годы. А потом начисто про них забываем. Но есть философские а, точнее, религиозно-философские вопросы, которые сопровождают нас постоянно. На которые мы ищем ответ. Порой, трудно и мучительно. Ищем и далеко не всегда находим. К таким вечным вопросам относится вопрос о смысле жизни, вере в Б-га, бессмертии души. Последний, по понятным причинам, интересует нас особенно. Причём, тем больше, чем ближе приближаемся к финишной черте. Мне, еврею верующему, но не придерживающемуся религиозных традиций, интересно было узнать, как отвечает на этот вопрос Иудаизм. Я задавал его раввинам, искал ответ в себе, просматривал религиозную литературу...
Прежде всего - что такое душа. По словарю Даля - нематериальное начало жизни, субстрат творческих сил человека. Не совсем понятно. Наука, вообще, не признаёт существование подобной субстанции. Значение, в котором слово это употребляется в быту, в литературе: «Душа болит... Душа разрывается на части... На душе тяжело...» также не вносит особой ясности. Поэтому, когда говорим о бессмертии души, то имеем в виду религиозную концепцию. Которая, впрочем, не всегда оставалась неизменной.
В раннебиблейский период человек рассматривался как единое целое. Между телом и душой не проводилось чёткой границы. В ранних библейских книгах посмертное существование души, если и допускалось (прямых указаний на её бессмертие в них нет), то мыслилось как пребывание в шеоле - обиталище мёртвых. В более поздних произведениях еврейских мыслителей - (Соломоновых Притчах, книге Даниэля) тело представлено как оболочка, которую душа покидает после смерти человека. «Многие из спящих в земле пробудятся,- читаем в книге Даниэля, - одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
Несколько меняется еврейское представление о душе в эллинистическую эпоху. Так Филон Александрийский (также называемый Филон Иудейский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) пишет о небесном предсуществовании души. О её вселении в тело и последующем освобождении. «Если душа,- пишет Филон, - во время земного существования не смогла освободиться от материального начала, то она возвращается на землю в другом теле». Можно сказать, что Филон признаёт лишь две истинные реальности - Б-г и душа. Между которыми, по его мнению, существует вечная, вневременная связь. Всё остальное вторично и несущественно.
Сегодняшнее представление Иудаизма о душе, по утверждению раввинов, с которыми удалось поговорить, наиболее полно выражено в Талмуде. Согласно этой священной книге, душа - независимая от тела сущность. Непосредственно созданная Б-гом. В Талмуде приводится удивительная, на мой взгляд, параллель - душа и Б-г. Душа одухотворяет тело, управляет им, но остаётся невидимой. Б-г наполняет Вселенную, управляет ей и тоже невидим. В Талмуде также сказано (даже религиозные евреи не всегда знают про это), что в канун субботы еврею посылается «добавочная» душа, которая покидает его на исходе субботы. И что во время сна душа восходит на небо, где она черпает новые силы.
В Талмуде не только подтверждается, что душа бессмертна, но и говорится о том, как она существует после смерти. Правда, и тут не всё однозначно и приводятся разные точки зрения. По одной, наиболее распространённой, душа правдника после смерти попадает в рай, а грешника в ад. По другой, душа праведника восходит на небо и пребывает в «сокровищнице» под «престолом славы». Душа же грешника продолжает оставаться на земле, в «темнице». Существует также мнение о том, что связь души и человека не прекращается сразу после смерти, а продолжается несколько дней или даже несколько месяцев.
Новые краски вносит в нашу тему учение Каббалы. В этом удивительном учении душа мыслится как духовная сущность. Сущность эта берёт начало в высшем разуме или некой мировой душе. Функции души определяются её природой: она соединяется с телом, а после смерти, выполнив своё назначение в земной жизни, снова возвращается, используя терминологию Каббалы, к миру чистого света. Другими словами, к Б-гу.
Надо сказать, что иудаистская концепция о бессмертии души не была безоговорочно принята еврейскими мыслителями. Евреи, вообще, никогда ничего не принимают безоговорочно. Некоторые учёные, например, М. Лацарус и Г. Коген (19 век) считали, что Иудаизму чужды представления о бессмертии человека. По их мнению, речь идёт не о бессмертии личности, а о бессмертии народа. Индивидуальная душа увековечивается и приобретает реальное существование, по их мнению, лишь в процессе непрерывной жизни всего человечества. Любопытна на этот счёт и концепция раввина, выходца из Литвы А.И.Кука (1865-1935г.г.), утверждавшего, что смерть - дефект творения. По мнению Кука, еврейский народ должен устранить этот дефект и избавить человечество от страха смерти. Для это нужна самая малость - избавиться от представления о смерти, как о небытии. «Раз после смерти мы продолжаем существовать,- считал раввин, - значит смерти попросту нет».
Но все эти разночтения касаются, как бы, «мелочей». Главная мысль Талмуда не вызывает сомнений: душа не погибает вместе с телом и несёт ответственность за содеянное в земной жизни. Скажу честно, я поверил. Я поверил в бессмертие души. Я поверил в то, что душа дарована нам Б-гом, и мы должны добрыми делами сохранить её божественную суть. Я поверил. И мне стало легче жить.