Page 1 of 1

Рувинский Роман Рафаилович. Еврейский диплом

Posted: Tue Apr 29, 2008 2:38 pm
by yehudinfo
Вот и наступил Йом-Кипур (Судный день)... Михаил повернулся в кровати на другой бок и снова уснул. Еще через пару часов, обеспокоенная непривычно долгим сном мужа, Сима сдернула с него одеяло. Миша поднялся, медленно подошел к окну и обозрел улицу - одетые в белые одежды израильтяне сновали у квартальной синагоги, старушки неторопливо прохаживались по тротуарам, малыши гоняли на велосипедах по пустым от автомобилей дорогам города. В Израиле, одни сутки в год - тишина ...

Поститься Михаилу и его, непривыкшей к израильским празднованиям репатриантской семье, как-то не хотелось. После позднего и плотного завтрака домочадцы занялись своими делами, а он, из уважения к традиции народа Израиля, надел кипу и принялся читать Тору - разумеется, с переводом на русский. В его воображении проплывали безымянные еще океаны и реки, горы сменялись дикими лесами, египетские пирамиды отражались в глазах оставляющих их древних евреев, бредущих по пустыне...

На страницах, посвященных еврейскому праотцу Аврааму, Михаил несколько раз перечитал строки об обязательном обрезании каждого еврея в знак заключения священного союза с Б-гом и тут его засверлила мысль: "Как же так получается ? Я еврей или не еврей? То-есть, по паспорту, по метрикам, по обоим родителям я таки-да еврей, но конкретного свидельства о союзе со Всевышним у меня нет, необрезанный я, значит - не совсем еврей! Кому интересно знать, что 50 лет назад мне не сделали обрезание из-за страха родителей перед уличным антисемитизмом или перед повтором Катастрофы еврейства во второй мировой войне?"

Две недели Михаил ходил сам не свой, не вступал ни с кем в разговоры о еврействе, обсуждал вычитанное в Торе только с женой и в конце концов, преодолев сомнения, отправился в рабанут (местный религиозный совет) - в первую инстанцию по возвращению себе еврейского самосознания в полном объеме. А еще через месяц, получив разрешение семейного врача на проведение брит-милы( обрезания), он уже находился в предоперационном зале городской больницы, где ему c помощью моэля (дипломированого специалиста по обрезанию) предстояло превратиться в доверенное лицо самого-самого...

Зал был полон. Кандидаты в галахическое еврейство, в возрасте примерно от 2 до 70 лет, испуганно оглядывались по сторонам и искали восхищения своим геройским решением в глазах сопровождавших их мам, бабушек, детей и внуков. Сидевший рядом с Михаилом дед из Новосибирска с гордым видом рассказывал старую байку о том, как в младенчестве старый раввин отрезал ему "путь в аспирантуру" - и проклинал советскую дружбу народов. Михаила же, оглушенного рыком старика, два санитара уже укладывали на каталку и тихим ходом увозили в операционную.

Еще через пару минут он лежал, привязаный кожаными ремнями к узкому холодному столу и ожидал вознесения своей души. Приятный мужской голос из-за занавески осведомился о его самочувствии и настроении, возвестил о начале манипуляций и предупредил, что "сделает укольчик туда, откуда начинается жизнь". Через секунду тело Михаила приняло позу китайской гимнастки, целующей свои пятки - "Мамма миа! И это называется "укольчик"?!", мелькнуло в сознании. А еще через несколько минут он услышал: "Мазаль тов ! ".

Спустя некоторое время виновников торжества собрали в зале больничной синагоги. Два красавца-раввина обошли каждого новообращенного, в раббанутские книги записали их имена, в необходимых случаях изменили на еврейские - "Геннадий" стал "Гедалья", " Игорь" был превращен в "Игаль".
Совместная молитва, рюмочка красного вина, осмотр прооперированного "места" перед уходом - желающим был даже выдан полагающийся по закону больничный лист.

С того памятного дня у Михаила началась полноценная еврейская жизнь. Которая, в сущности, ничем не отличалась от "доеврейской", не добавляла здоровья или денег - но зато добавила его облику некоей таинственности и гордости. Той самой гордой таинственности, которая появляется во взгляде студента, наконец-то получившего свой долгожданный диплом - и превратившегося из дилетанта в дипломированного специалиста...

Сервер "Заграница": http://world.lib.ru/r/ruwinskij_r_r/diplom1.shtml

Re: Рувинский Роман Рафаилович. Еврейский диплом

Posted: Mon May 26, 2008 8:56 am
by yehudinfo
За что недогиюрил, начальник?
Автор: Александр Лихтикман


Те, кто жил в Иерусалиме в конце 80-х годов, наверняка, помнят странного человека в сером полосатом халате и широкополой плюшевой шляпе, который ходил по центру города с плакатом, призывавшим протестовать против прямых полетов авиарейсов СССР-Израиль. Однажды я не выдержал и обратился к нему с вопросом: что плохого в прямом авиасообщении? Наоборот, радоваться нужно такому достижению Перестройки! На чистейшем русском языке этот человек объяснил, что отсутствие прямых рейсов и необходимость добираться в Израиль через Вену оставляет возможность выбора. Эмигранты, которые не хотят жить в Израиле, смогут остаться на Западе, например, неевреи. Если же Сохнут станет завозить репатриантов «напрямую», выбора у людей не останется. Поэтому русскоязычный житель Меа-Шеарим считал своим долгом предупредить общество об опасности. Кто мог тогда подумать, что он окажется прав?

Любопытный оборот приняла полемика вокруг решения Высшего раввинатского суда по поводу гиюров, проведенных раввином Хаимом Друкманом. Светские политики и общественные деятели, которые, как правило, обвиняют раввинов и их паству в лицемерии, должны были занять сторону ультраортодоксальных даянов - тех, кто требует от новообращенных скрупулезного соблюдения заповедей Торы. Подобная принципиальность достойна самой высокой оценки. Но в членов раввинатского суда мечут огненные стрелы именно за то, что они «создают проблемы», не желая закрывать глаза на очевидное лицемерие.

Казалось бы, невозможно одновременно писать фельетоны о посещающих бордели йешиботниках и сребролюбивых раввинах и требовать признания формального гиюра, когда получивший справку с печатью о переходе в иудаизм отправляет своих детей изучать теорию Дарвина в светской школе или разгуливает с непокрытой головой. Обличители всевозможных безобразий в религиозной среде любят напоминать о заповедях и цитировать «Шулхан-арух». Но те же самые галахические источники требуют от новообращенных соблюдать субботу, кашрут, чистоту семейной жизни. Что можно сказать о раввине, который допускает публичное попрание заповедей выпускниками курсов для новообращенных? Именно то, что говорят о Хаиме Друкмане уважаемые члены Высшего раввинатского суда.

Назвался груздем - полезай в кузов. Перешел в еврейскую веру - соблюдай все, что положено. Палкой никто не загонял. Если же человек передумал или, того хуже, с самого начала посмеивался в душе над бородатыми преподавателями и не собирался выполнять 613 заповедей, гиюр автоматически отменяется. Еврейскому народу такие лицемеры не нужны, разве что израильскому. А руководство израильского народа вправе решать свои демографические и культурологические вопросы путем принятия законов. Высший раввинатский суд не может отменить одобренные Кнессетом законы, точно так же, как политики не должны вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Но это именно то, что происходит. При министерстве главы правительства создается Управление по ускоренному переходу в иудаизм, а члены раввинатского суда объявляют недействительными гиюры, проведенные его главным начальником.

Важно подчеркнуть, что, аннулируя дипломы о переходе в иудаизм, раввинатский суд никого не ущемляет в гражданских правах. По той простой причине, что не он в стране хозяин. Гражданскими правами ведают у нас Кнессет и правительство, которые постепенно осознали, чем чреваты закон о возвращении и «парадоксальный» статус сотен тысяч поселившихся в Израиле неевреев. А раввины должны стоять на страже традиции. Предписаний, касающихся перехода иноверцев в иудаизм, не так много, а самая известная из них - категорический запрет на миссионерство. Когда этот запрет нарушают, создавая «ускоренные» курсы для прозелитов, возникают те самые проблемы, которые приходится сейчас решать. Нееврей, искренне стремящийся стать частью еврейского народа, не нуждается в «инстант-гиюре». Он проявит настойчивость, когда его будут отговаривать, предупреждая о сложностях еврейского образа жизни, и не снимет ермолку, получив справку с печатью. И таких много!

Что касается остальных - то ими должны заниматься правящие страной светские сионистские партии. Они их привезли, путь теперь ломают голову над проблемой интеграции. Пусть позаботятся о браках, разводах, гражданских кладбищах и «облике израильского народа». Пусть предоставят права, полагающиеся каждому человеку, вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. Честные раввины занимаются своим делом - возводят ограду для Закона и препятствуют смешению с инородцами. А раввин, согласившийся выполнить политический заказ, может в один прекрасный день оказаться в незавидном положении Хаима Друкмана.

Именно этот аргумент - о необходимости отделить религию от государства - не приводится в спорах о недогиюренных. Даже умный Менахем Бен пишет в «Маариве» о «необходимости срочно перевести в иудаизм десятки тысяч русских и эфиопов». Ультраортодоксов обвиняют в нежелании пойти на компромисс, а раввина Друкмана хвалят за либеральный подход. (Кстати, почему бы не похвалить погрязших в коррупции депутатов-шасников за "либеральную" интерпретацию восьмой заповеди?) Почему в последнее время исчезли разговоры об отделении религии от государства? МЕРЕЦ и Авода эту тему обходят за версту. НДИ даже не заикается. Из-за того ли, что в Кнессете усилилось влияние религиозных партий? Вовсе нет. Религиозных депутатов в нынешнем Кнессете меньше, чем в предыдущих. Зато, на израильской улице влияние религии заметно усилилось. Причем, отнюдь не казенного государственно-религиозного направления. И это вселяет страх в правящие элиты.

К кому израильские политики ходят на поклон: к не занимающему никакого официального поста Овадье Йосефу или к казенным раввинам Мецгеру и Амару? Вопрос, конечно, риторический. Главные раввины являются госслужащими высшего разряда, они получают министерские оклады и поступят так, как им велят. С независимыми же от государства религиозными деятелями приходится куда труднее. Их нужно покупать за очень большие деньги, а некоторые вовсе не продаются. Готовясь к «плану размежевания», Ариэль Шарон придумал простейший способ нейтрализовать одного из видных деятелей религиозного сионизма: он сформировал при министерстве главы правительства Управление по переходу в иудаизм (офисы, учебные классы, штат преподавателей, бюджет) и предложил раввину Хаиму Друкману пост руководителя. И тот не устоял - согласился. Произошло это в 2004 году - когда уже была утверждена программа «размежевания». На протяжении долгих лет раввин Друкман руководил образовательной сетью «Бней Акива», воспитавшей десятки тысяч национально-религиозных юношей и девушек. Степень их противодействия депортации поселенцев во многом зависела от позиции духовных авторитетов. Уж если сам раввин Друкман сотрудничает с правительством и работает у Шарона под крылышком, то, что остается остальным? Пускать слюни и обниматься с депортаторами. Такой протест Шарона вполне устраивал.

Бытует ошибочное мнение, будто большинство верующих израильских евреев выступает против отделения религии от государства. На самом деле, это не так. Тот вид государственно-религиозного симбиоза, что оставили нам в наследство отцы-основатели, в гораздо большей степени устраивает светские партии. Именно поэтому светское большинство в Кнессете не отделает религию от государства. Куда удобнее иметь дело с «ручным», прикормленным иудаизмом, чем с независимыми еврейскими общинами. Если бы синагога была отделена от государства, раввины не имели бы статуса госслужащих и не получали бы зарплаты из госбюджета. Их содержали бы общины, как это происходит во всем мире. И подконтрольны раввины были бы не правительству, а общинам, и имели бы куда большее влияние на массы, чем ныне. США - гораздо более религиозное государство, чем Израиль, несмотря на полное отделение религии от властных структур и госбюджета.

Если бы религия была отделена от государства, «фиктивных» гиюров не могло бы быть. Зачем полноправному гражданину тратить время и силы на формальный переход в религию, с которой он не согласен? Израиль - единственное место в мире, где на государственном уровне заповеди Торы используются в политических целях. Не потому ли религиозные оппоненты сионизма обвиняют нашу страну в осквернении Имени Всевышнего?

http://zman.com/news/article.aspx?ArticleId=12783

Re: Рувинский Роман Рафаилович. Еврейский диплом

Posted: Sat Jun 07, 2008 9:55 am
by yehudinfo
Авигдор Эскин
Много шума по гиюрам
http://avigdor-eskin.com/page.php3?page ... 0&item=374
дата публикации: 29.05.08


Вот уже две недели слышен шум после постановления Высшего раввинского суда Израиля, положившего конец деятельности шарлатанского "Управления по делам гиюра". Именно "шум", который в словаре великорусского языка обозначен как "всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух; громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах". Политиканы и функционеры от "иудаизма-лайт" успели отметиться в СМИ, потребовав отменить раввинское постановление или уволить всех раввинов, выступивших против надувательства рава Друкмана и его приближенных в делах принятия гиюра.

Внимательное прочтение раввинского постановления приводит к убеждению, что иного решения по данному вопросу быть не могло. Минимальная интеллектуальная честность требовала от мудрецов поколения положить конец деятельности рава Друкмана и рава Авиора. Разве будет кто-то оспаривать тот факт, что среди восьми тысяч, прошедших обряд вхождения в иудаизм в рамках государственной программы, восемьдесят процентов и не помышляло принимать еврейский образ жизни? В отличие от тех религий, в которых сам обряд и поступок является единственным важным фактором для суждения о статусе человека, Тора и раввинский закон требуют понимания намерений человека и его душевного настроя. Поэтому мы говорим о том, что прохождение гиюра без истинного намерения имеет не больше значимости, нежели участие в сельском спектакле о прохождении гиюра.

Напомним, что программа поощрения гиюра утверждена государством и что на нее тратится ежегодно восемьдесят миллионов шекелей. Сначала к этим деньгам умело присосался Петя Полонский с его группой "Маханайим". Поскольку данный фигурант никак не вписывается в рамки нормативного иудаизма, бюджет был изъят из рук "маханаимцев" и передан на освоение окружению рава Друкмана. За этим человеком числится немало заслуг в деле еврейского просвещения. Он также совершил немало добрых поступков, включая и такой многолетний подвиг, как удочерение больной девочки-сироты. Однако рав Хайим Друкман никогда не был истинным знатоком закона Торы и никогда не получал квалификации раввинского судьи. Он относится к тем религиозным благомыслам, которые на протяжении десятков лет пытались оправдывать любые действия израильского государства. Поэтому неудивительно, что правительственный заказ на расширение рамок для принятия неевреев в иудаизм был воспринят Друкманом как Глас Б-жий. Вместо обращения к законам Торы в решении чисто религиозных вопросов назначенные государством религиозные функционеры ввели в понятийную систему при прохождении гиюра такие посылы, как "государственные интересы" и "национальная ответственность".

Следует подчеркнуть, что смещение Друкмана произошло вовсе не по инициативе Раввинского суда, не имеющего полномочий на то, а по инициативе комиссии от Ведомства государственной службы, проверявшего работу Управления по делам гиюра. Выяснилось, что команда Друкмана работала из рук вон плохо, многократно умножив бюрократический аппарат и усложнив процедуру принятия иудаизма. Нет, речь идет не о религиозных устрожениях, но о выстроении новых бюрократических препонов. Таким образом, рав Друкман с его окружением оказался неугодным не только раввинским знатокам, но и светской власти, назначившей его на пост главного прозелитника.

Вызвавший бурю раввинский вердикт кажется безупречным документом в своем жанре. Действительно, "гиюрня" Друкмана занималась приемом тех, кто не имел никаких серьезных духовных и религиозных намерений. Поэтому плоды их рук евреями считаться не могут как в силу того, что сами никогда серьезно к этому не относились, так и в виду того, что принимавший их суд может быть приравнен к светскому или вовсе нееврейскому, ибо действовал вопреки нормам иудаизма. И это относится даже к тем, кто пришел в "Управление по делам гиюра" с серьезными намерениями.

Тут требуется пауза… В самом решении Высшего раввинского суда не говорится прямо о том, что все "гиюры" "управления" аннулируются, но именно это вытекает. Речь идет о судьбе восьми тысяч людей. Предположим, что 70% или даже 80% из них шли на осознанный обман. Но что делать сейчас благонамеренным и порядочным людям, честно выполнявшим все предписания "управления" и с тех пор живущим по законам Торы? Как можно было публиковать подобные постановления, заранее никак не подумав об этой категории людей?

И еще: где были религиозные авторитеты все эти годы? Или не слыхивали о "гиюрне" Пети Полонского, осваивавшей бюджет в рамках собственного понимания "иудаизма"? А разве рав Друкман и рав Дрори только сейчас начали действовать в угоду государству и вопреки Галахе? Это вопросы не столько к раввинскому суду, сколько к еврейству Торы в целом.

Тема прозелитов всплывет еще не раз в ближайшие годы. Наши времена мессианской поступи сравниваются с периодом исхода из Египта. Это не просто переселение людей, но и окончательная реализация всех душ. Как и в те стародавние времена, мы будем в эти дни неоднократно заниматься проблемами прозелитов, которые располагают потенциалом высшего исправления (Гер – Га"р), но также и сильнейшего разрушения (эрев рав, сапахат). Последняя история показывает, насколько далеки мы от сущностного эсхатологического осознания происходящего вокруг нас. Много шума. Мало сострадания.

Кончина шарлатанской "гиюрни" отрадна. Но что дальше?