Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн дек 16, 2019 12:18 pm

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вадим Слуцкий: Евреи между прошлым и будущим.
СообщениеДобавлено: Пт авг 29, 2008 5:38 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Вадим Слуцкий
Евреи между прошлым и будущим.


Сейчас у многих – не только у меня – есть большие сомнения в том, что еврейский народ еще существует.
Уточню: евреи еще живут на Земле. Более того, это «демографически благополучная» нация: в США и Израиле – где больше всего евреев (примерно 80% от общего их числа) – большие еврейские семьи с тремя, четырьмя, пятью детьми не редкость. Значит, евреев становится все больше и больше.
Однако НАРОД – это по определению ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, объединенных одной культурой: какими-то ценностями, нормами поведения, жизненным укладом, обычаями, традициями. А что общего у современных евреев?
Когда в Польше казаки Хмельницкого вырезали еврейское население, евреи, жившие в Эрец Исроэль, узнав об этом, бросились к Стене Плача и к святым могилам с молитвами и причитаниями. Это факт, так было. Какое, спрашивается, было им дело до людей, ни одного из которых они в глаза не видели, которые жили в другой стране? Когда в Палестине начинался голод (а случалось это в те времена регулярно), община Эрец Исроэль отправляла в Польшу и Германию посланцев, собиравших деньги на палестинских еврейских бедняков – и не было случая, чтобы не удалось собрать достаточную сумму.
Это был действительно НАРОД. Эти люди осознавали себя ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ – несмотря ни на какие различия.
Видели ли вы когда-нибудь бухарского еврея? А тата – кавказского еврея? Первые очень похожи (я говорю об одежде и чертах лица) то ли на узбеков, то ли на таджиков; вторые – на грузин или осетин. Они говорят на языках, родственных языкам народов, среди которых они живут.
И тем не менее, эти евреи – так же, как евреи Турции, Йемена, Египта, Франции, Румынии, Венгрии и пр., и пр. – учили Тору, считали себя Избранным Народом, к которому рано или поздно обязательно придет Мессия и выведет всех в Землю Обетованную; у них были общие ценности: они верили в Завет с Богом, почитали праведность и святость, талмудическую ученость. Они соблюдали субботу.
А что объединяет нас, современных людей ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ? Как-то известный московский адвокат Генри Резник брякнул: я-де, мол, русский интеллигент «еврейского разлива». И он совершенно прав – и не только относительно самого себя: то же можно сказать о многих российских евреях: это русские «еврейского разлива» (имеющие еврейских предков).
И возникает вопрос: что же это значит? Это временное явление – или это уже конец? Евреи не выполнили свою миссию и уже больше не нужны? Или все-таки еврейский народ еще может возродиться?
. . .
Я знаком со многими лидерами движения за «возрождение еврейской культуры» в СНГ. Вкратце расскажу об одном из них – Григории Липмане, главе совета директоров еврейских школ СНГ, директоре московской еврейской школы. Я познакомился с ним в 2002 г. на семинаре учителей еврейских школ, который проходил в его школе.
Григорий Липман – очень представительный крупный мужчина, то что называется «с приятными чертами лица». Он очень любит красиво одеваться: каждый день я видел его в новой рубашке – то синей, то зеленой – и… в новой кипе! У него их много: под цвет рубашек. Однажды я встретил его на улице, не так уж далеко от школы: он был без кипы.
В вестибюле его школы висит стенд со множеством фотографий. Есть там такое фото: Липман, пожимающий руку Лужкову. Лужков ниже него на голову: поэтому ли или по какой-то другой причине наш «еврейский лидер» униженно согнулся и с раболепной улыбкой жмет руку московскому мэру, который смотрит на него довольно-таки презрительно.
Снимок сделан вскоре после открытия школы: я его увидел 10 лет спустя (как раз праздновали 10-летие школы). И так он там десять лет висел, может, и по сей день висит.
Григорий Липман – очень скучный, внутренне пустой и неумный человек. Его приветственная речь участникам семинара способна была усыпить всех присутствующих: одно, что я помню из его выступления, - он извинился за плохую погоду в Москве (лил дождь). Это было единственное живое слово, которое я услышал от него за несколько дней.
От учительницы из его школы я узнал, что в «школе Липмана» много липмановской родни: и близкой, и не очень. Я спросил ее, какого она мнения о нем как о руководителе. Она ответила: «Он умеет наладить хорошие отношения и с израильскими, и с российскими чиновниками – а это ведь очень важно. Но никакой педагогической работой не занимается».
Таких персонажей мы видели в известной программе Аркадия Райкина «Люди и Манекены». И я вряд ли ошибусь, если назову его очень типичным сотрудником современных т.н. «еврейских организаций», чем бы они ни занимались.
Люди эти – не евреи: у них нет никакой внутренней связи с еврейской культурой, даже никакого подлинного интереса к ней. Они просто быстро сообразили: это очень выгодно! Сколько денег у всех этих еврейских фондов и обществ! Сколько теплых местечек создается!
Ни для кого не секрет: во всех более-менее крупных городах СНГ т.н. «еврейские организации» на протяжении последних 15 лет распределяли т.н. «продуктовые посылки». А вы не задумывались: зачем они это делают?
Российские евреи не голодают. А если бы это было и так: не легче ли перечислить на счет пожилого человека деньги – и пусть он купит, что ему нужно? Ведь «посылки» – это стандартный продуктовый набор, а ведь у каждого свои вкусы и ограничения в еде.
Я могу вам объяснить, в чем тут дело: так – благодаря бурной деятельности по покупке и распределению «посылок» – создается огромное количество теплых местечек, должностишек, занимая которые практически ничего не надо делать, а «зряплата» капает.
Это чисто русский способ благоустройства: эти люди – русские до мозга костей.
Знаком я и с некоторыми главами американских еврейских фондов: это типичные американцы.
При этом все эти люди – если это мужчины - носят кипу (не на улице, конечно); празднуют субботу (обычно это бывает просто застолье вечером в пятницу: обычное советское застолье, ничего особенного) и еврейские праздники (это больше напоминает пародию на еврейские праздники, потому что воспроизводятся их внешние формы – а сам дух еврейских праздников совершенно отсутствует). Забавно – но это так: внешне эти люди очень часто ПОХОЖИ НА ЕВРЕЕВ: у них довольно типичная семитская внешность – словно их по внешности и подбирали!
Т.е. они старательно ПРИТВОРЯЮТСЯ ЕВРЕЯМИ. Но я не мог найти среди них ни одного такого, который бы стремился стать евреем на самом деле. Это современные деляги, сумевшие хорошо устроиться за счет «возрождения еврейской культуры». Таким человеком я считаю даже Адина Штейнзальца, основателя и главу т.н. Института изучения иудаизма в СНГ. «Изучение иудаизма» (иудаизм - это такая мертвая, но довольно любопытная культура) – хорошее дело: непыльное, ответственности никакой и финансовая поддержка от многочисленных еврейских фондов, мучающихся тем, куда деньги девать, ого-го какая! Это современные люди, современные европейцы, делающие свой бизнес.
Но не они главные притворщики среди современных т.н. «евреев».

На том же семинаре, о котором я уже упоминал, перед нами выступал посол Израиля в Российской Федерации. Липман его очень почтительно представил, но имени я не запомнил, да это и неважно. Встал высокого роста совсем молодой – на вид лет 26-28 – человек. Полноватый, и полнота какая-то нездоровая, словно от переедания. Лицо амимичное, вялое: смахивает на умственно отсталого флегматика. Таким же вялым сонным голосом и глядя куда-то в сторону, он произнес несколько стандартных фраз на иврите. Рядом сидела переводчица, как потом выяснилось, тоже гражданка Израиля, по фамилии, кажется, Левина. Очень умное, энергичное и красивое лицо; великолепно говорит и по-русски, и на иврите. Она очень странно смотрелась рядом с этим полудебильным молодым человеком.
Почему он – посол Израиля, а она – его переводчик, его обслуга? Потому что он сабр, а она русская. Это совершенно очевидно для всякого, кто хоть немного знает, как устроен израильский социум.
В этом государстве, которое называется «еврейским», живет несколько этнических групп: сабры, русские, марроканцы (так там называют всех выходцев из стран Леванта), эфиопы, арабы. Отношения между этническими группами довольно неприязненные. Господствующее положение занимают сабры.
Образ жизни израильтян – чисто-американский: суть его – напряженная изматывающая работа ради денег и гедонизм. В Израиле едят очень много жирной высококалорийной пищи: как будто все израильтяне перенесли длительный голод. Израильтяне сосредоточены на чисто земных целях: устроиться, добиться положения, заработать. Они весьма безнравственны: Израиль – один из мировых лидеров по ввозу проституток-рабынь (в том числе – из стран СНГ), по сексуальному насилию на работе.
В то же время еврейские праздники в Израиле – государственные. В субботу нельзя ничего делать. Мужчины, в основном, носят кипу (многие – только в праздники и в субботу, но все же носят).
Словом, мы имеем ЦЕЛУЮ СТРАНУ, которая ПРИТВОРЯЕТСЯ ЕВРЕЙСКОЙ, не являясь ею на самом деле. Более того, израильское общество по сути своей противоположно и даже антагонистично ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ. Все его основные ценности и нормы заимствованы у т.н. «Западной» культуры – и прямо противоположны нормам и ценностям еврейской культуры.
У евреев: человек живет для Бога. У израильтян: человек живет для своего удовольствия. У евреев: уважаем тот, кто праведен. У израильтян: уважаем тот, у кого много денег и власти. У евреев: мы все – Единое Целое. У израильтян: мы все конкуренты в борьбе за самые «вкусные куски».
И в то же время Израиль активно РЯДИТСЯ ПОД ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Такое ряженое существо, по сути не имеющее отношения ни к чему еврейскому, даже враждебное ему, даже презирающее еврейскую культуру, - но оно НАРЯЖЕНО В ЕВРЕЯ. Хананеи «в еврейской шкуре».
Все помнят то место в Торе, где рассказывается, как евреи сделали себе Золотого Тельца и поклонялись ему. Это было давненько: не меньше 3,5 тыс. лет тому назад. Так вот – это не было таким позором, таким страшным духовным и нравственным падением, как нынешний Израиль.
Дождались – обрели, наконец, свою землю и «свое» государство.
Почему же получилось так?
. . .
Земля «ОБЕТ-ОВАННАЯ» – это от слова «ОБЕТ». Обет этот дал Бог. Обещал еврейскому народу эту землю, ЕСЛИ ЕВРЕИ БУДУТ СОБЛЮДАТЬ ЕГО ЗАПОВЕДИ, будут на самом деле ЕГО НАРОДОМ, Святым Народом, самим своим существованием свидетельствующим о том, что Бог есть. Т.е.: вы делайте то, чего я от вас жду, - и тогда я даю вам в награду эту землю.
Т.е. «Земля Обетованная» – не определенная территория, не географическое, а ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ понятие. Она не там, где Стена Плача и пещера Махпела, а там, ГДЕ ЕВРЕИ ЯВЛЯЮТСЯ НАСТОЯЩИМИ ЕВРЕЯМИ – Народом Святым.
Но тогда бессарабские или белорусские нищие местечки в гораздо большей степени заслуживали этого названия, чем нынешний Израиль.
Вспомним, как и кто создавал это государство.
Кончилась Вторая мировая война. Гитлер недоработал – не решил еврейского вопроса окончательно. К тому же методы его – ну как бы это сказать?! – неприличный, в общем, был тип. Невежливый! Ходил без белых перчаток. Крикливый. А мы – вежливые культурные европейцы.
Правда, еще недавно было очевидно для всех, чего мы хотим: мы же запретили евреям въезд в наши страны (в том числе – США: центр современной т.н. «западной» культуры) – чтобы Гитлеру удобнее было «решать вопрос». Но сейчас надо как-то от этого отгородиться.
К тому же – что делать с недобитыми евреями? Неужели опять оставлять их в Европе? Да, кстати: они же хотели вернуться в свою Палестину! Она же под протекторатом Англии, одной из стран-победительниц. США и Англия – фактические хозяева Лиги Наций, могут добиться от нее любого решения по любому вопросу. К тому же – очень удобно: подальше от нас, там много проблем, вокруг дикие арабы, с ними придется воевать – евреям будет чем заняться.
И было принято соответствующее решение.
Приняли его фактически США и Англия.
Строили Израиль т.н. «сионисты», т.е. евреи, чьей идеологией был фактический отказ от еврейской сущности ради земного благополучия. «Давайте жить, как все!» – примерно так. Будем сытыми и защищенными! В глубине души сионисты связывали свое еврейство с преследованиями и нищетой – и не могли отделить одно от другого, по крайней мере – на эмоциональном уровне. Поэтому и избавиться они хотели И ОТ ТОГО, И ОТ ДРУГОГО. Что им блестяще удалось.
Разумеется, когда возникает новая страна, то как-то должен решаться и вопрос о том, кто в ней будет «командовать», кому достанутся «лучшие куски», самые выгодные социальные ниши: на всех ведь их всегда и везде не хватает. Решилось так: те, которые первыми успели приехать и захапать, - те и остаются «на коне». А это и есть сабры.
Но большинство сабров – выходцы из недемократических стран Европы (Румынии, Венгрии, частично – Польши и России), притом – из мягко говоря малоинтеллигентных семей. Многим из них органически свойственны местечковое хамство, жуликоватость, жажда мирских благ.
К тому же, США – фактический хозяин современного мира – всегда и во всем поддерживает Израиль, не особенно задумываясь над тем, что там внутри израильского общества происходит, плохо это или хорошо. Просто у Америки такая политика. Она себе может это позволить: хозяин – барин. Поэтому Израиль всегда чувствовал себя совершенно безнаказанным.
Наконец, это изначально было государство-содержанка, существовавшее на средства богатых (в основном, американских) евреев и правительства США: а подобный способ «формирования бюджета» неизбежно ведет к «государственному паразитизму».
Не надо думать, что в Израиле никто всего этого не понимает: наоборот, таких людей там много. Вот только никакой роли в «государственном строительстве» они не играют – и играть не будут.
. . .
Так есть ли еще Настоящие Евреи на Земле? Могу засвидетельствовать – есть. В России и других странах СНГ я встречал их немало.
Это интеллигентные люди, представители всего лишь нескольких профессий: врачи, педагоги, деятели культуры, иногда – журналисты или ученые. Они высокодуховны, хотя многие искренне считают, что не верят в Бога. Предъявляют высокие нравственные требования к себе и другим. Очень серьезно относятся к тому, что считают своей Миссией на Земле – хотя это часто какая-то вроде бы вполне светская деятельность (как у Владимира Высоцкого – его песни: его отношение к своему творчеству, к своей Миссии было чисто еврейским).
Эти люди работают в субботу, не соблюдают никаких заповедей. У большинства из них нееврейские имена и не очень еврейская внешность. Они не говорят ни на иврите, ни на идише.
Однако по сути своей они – евреи. Они сохранили глубинную связь с еврейской культурой, с ее основными ценностями, хотя сами этого и не осознают.
Так что же мы видим? – честное слово, даже странно это сказать! Те, которые КАЖУТСЯ ЕВРЕЯМИ – РЯДЯТСЯ ПОД ЕВРЕЕВ – на самом деле совершенно не евреи! А те, что с виду ну никак не евреи – те-то как раз и есть Настоящие Евреи.
Что это такое?! Как могло это случиться?
. . .
Любой студент второго курса философского факультета (если он не безнадежный двоечник) скажет вам, что любая сущность СОХРАНЯЕТ СЕБЯ В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ ЗА СЧЕТ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЕЙ ВИДИМОСТИ.
Есть такая сущность – дуб. Так называется. Это такое растение. Но имеет эта сущность две совершенно различные видимости: дерево – и желудь. Желудь – тоже дуб. Он нужен для самосохранения этой сущности.
И так – везде и во всем. И это всеобщий закон.
Так вот, раз условия существования евреев изменились – а они изменились коренным образом: евреи теперь живут так, как и все прочие народы, разделяя их образ жизни, – причем, их не заставили так жить (евреев никогда никто не мог заставить жить не так, как они считали нужным: разве что притвориться), а они сами захотели – то, значит, чтобы сущность сохранила себя, она должна изменить свою видимость.
И изменила. И так подлинными евреями стали те, которые ничего не соблюдают, не живут (в подавляющем большинстве) в «еврейском» государстве, не говорят по-еврейски и на евреев не похожи. А внутри – евреи.
Но «еврейская оболочка» в современном мире порой приносит немалые дивиденды: и отдельным «бывшим евреям», и даже целому «как бы еврейскому» государству Израиль. Поэтому ее напяливают на себя те, которые давно перестали быть евреями, – и очень довольны.
Все правильно. Все так и должно быть.
. . .
Так возродится ли еврейский народ?
Скажу честно: я не знаю. Я знаю одно: сейчас его нет – но отдельные евреи все еще живы. И, может быть, когда-нибудь они найдут способ объединиться и снова стать Общиной.
Хотя она будет совсем другой, не такой, как была прежде.
Живое тем и отличается от мертвого, что все время меняется. «Еврейские чучела»: т.н. «еврейские организации» и «еврейское государство» Израиль – это мертвое. Внешне воспроизводя отжившие формы, нельзя ничего «возродить».
Кстати, вообще неизвестно, можно ли возродить уже умершую культуру. Такого никогда нигде не было. Нет прецедента.
Но еврейская культура – в основном, на бессознательном уровне – пока еще живет. Живет в душах, в поступках, в образе жизни многих евреев.
И значит, пока нет оснований считать, что евреи Ему (сами понимаете, кому) больше не нужны.
Да и как это может быть? Ведь Он же ясно заявил: наш Завет ВЕЧЕН. Пока не кончилась история (по-моему, она пока и не начиналась) – вы Мои представители на Земле.
Выходит, что мы по-прежнему нужны. Но – не в качестве сытеньких благополучненьких американцев и европейцев «еврейского разлива» – а именно в качестве евреев. Евреев – на самом деле.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вадим Слуцкий: Евреи между прошлым и будущим.
СообщениеДобавлено: Пт авг 29, 2008 10:55 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Ср май 07, 2008 12:01 am
Сообщения: 4
Взгляд человека, страны не видавшего и не понявшего. Очень поверхностный взгляд. Такое видение Израиля уже многократно обсуждалось. Не буду даже возражать. Приведу только очевидные "проколы".
Совершенно в стороне от внимания статьи осталась огромная часть "нееврейских" евреев - так называемый религиозный сектор. Скорее всего, автор о нём понятия не имеет, а если и имеет, то лишь из русскоязычных газет.
Почему "миссия" у Высоцкого - еврейская, а у человека, читающего Маймонида или Рамбама нет - этого мне не понять. Почему та "культура", к которой мы все привыкли как к "культуре" в нашей советской жизни, считается верхом духовности? А ребята, которые со школьной скамьи рвутся в боевые части, защищать свою страну - они бездуховны?
А те многие, кто ежедневно едет из дальных поселений на работу в центр страны и вечером возвращается обратно под градом камней, бутылок с зажигательной смесью или даже под пулями, они тоже тельца себе сотворили? Среди них, кстати, много тех самых "сытеньких благополучненьких американцев". А те, кто живут среди арабов в Иерусалиме и Хевроне лишь потому, что знают - это наша земля, они тоже евреями лишь притворяются?
"... большинство сабров – выходцы из недемократических стран" -- это немного невежественно, а?. И как насчёт тех сабр, чьи предки жили в стране непрерывно веками?...

Чтобы судить о том, что есть "подлинно еврейское", что подходит под моральные требования Завета и что делает евреев евреями, надо знать немножко больше.
Можно с людьми общаться. Можно книги читать. Можно язык учить. Русский, он, конечно, язык международного общения. Но кое-что на нём звучит совсем иначе.
Философские же изыскания автор может оставить при себе, если не хочет быть грубо высмеянным.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB