Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн дек 09, 2019 11:08 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Инна Ослон: Еврейский рыцарь
СообщениеДобавлено: Ср янв 28, 2009 10:59 pm 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Прислано в редакцию автором
Инна Ослон

Еврейский рыцарь


Все рассказанное ниже не претендует на абсолютную точность. Я могла перепутать даты, имена, подробности, принять воображаемое за действительное, но тем не менее история эта подлинная и сюжет выдуман не мной.



Он был маленький еврейский старичок, который говорил по-русски с таким невероятным акцентом, как будто весь вышел из еврейского анекдота. Дядя Ушер (так я в детстве запомнила на слух) прекрасно разбирался в международной обстановке, мог рассказать, что происходит в разных странах мира, какую линию проводит Советский Союз, какую Америка и чем это объясняется. Что никак не было связано с его работой. Просто международная политика была его хобби, и он прочитывал кучу газет.

А работал он банщиком. А кем еще можно работать с двухклассным образованием? Видела я его только мельком, один или два раза, уходящим от бабушки, его двоюродной сестры, которой всегда было интересно с ним побеседовать, несмотря на свое кандидатство наук и разницу в социальном статусе. Дядя же, как мне представляется, отдыхал у нее душой на родном идиш.

Дядя Ушер был человеком глубоко верующим.

Я вдруг вспомнила про дядю Ушера, когда к новоприбывшим обратился вполне светского вида молодой раввин.

- И почему же Господь сохранил вас? - спросил он.

- Потому что мы всегда соблюдали субботу, - отрапортовала колоритнейшая дама из Узбекистана.

Я с изумлением оглянулась. Кто же это из присутствующих соблюдал субботу? Этот инженер из Донецка? Эта медсестра из Белоруссии? Зачем она так угодливо врет?

А я ведь за всю свою сознательную советскую жизнь не только ни разу не видела верующего еврея, но даже от антисемитов не слыхала о такой человеческой разновидности, и все мои родственники, знакомые, полузнакомые и известные мне понаслышке одноплеменники были законченными атеистами. Все ли? Вот тут-то я и вспомнила про дядю Ушера.

Итак, он работал банщиком и увлекался международной политикой. На газеты его скромной зарплаты хватало, и жизнь его была бы хороша, если бы не жена. Тетя Маня была его беспробудным кошмаром. Грязная, скандальная, пьянствующая, неверная, нечистая на руку. Словом, позор всего еврейского народа и тяжкое бремя для собственного мужа.

- Даже по еврейским религиозным законам ты имеешь право с ней развестись, Ушер, - убеждала бабушка. - Во-первых, она воровка. Во-вторых, она проститутка. А в третьих, за десять лет брака у вас не было детей.

Дядя Ушер не отрицал, но терпел и не разводился. Детей у них, конечно, не было и быть не могло. Ведь женился он так. В какой-то компании немолодого дядю Ушера подпоили, и дал слово немедленно, завтра же жениться на Мане. Поскольку Маня была трамвайной кондукторшей за сорок, кажется, даже бесприютной, ночевавшей в депо с тем водителем, который вечером ей попадался (или которому она попадалась), никто и не ожидал от дядя Ушера выполнения обещания. Ко всеобщему удивлению, он исполнил свое слово, и жизнь его превратилась в сплошной кошмар.

Маня наводила в их комнату знакомых водопроводчиков и дворников и пьянствовала в их теплой компании. Маня не могла удержаться от того, чтобы не стянуть в чужом доме какую-нибудь статуэточку или вазочку с пианино. Правда, вежливо припертая к стенке, признавалась и приносила обратно. Этот вид воровства по-научному называется клептомания, но не в отношении же вульгарной тети Мани… А главной, публичной казнью дяди Ушера были явления пьяной супруги в его баню. Ах, какие скандалы умела закатывать тетя Маня! Это были классические сцены ревности, в которых дядя Ушер обвинялся в проявлении плотского интереса к моющимся посетительницам. Ах, как сценично выглядела тетя Маня в своей мятой кофте на мятой груди! То ли он действительно иногда дежурил в женском отделении, то ли нет, я не запомнила, но известно, что тетя Маня за шкирку выволакивала своего смирного мужа из банной раздевалки на глазах у сослуживцев и посетителей. Обвинения ее были несправедливы хотя бы в силу возраста ее супруга, единственной страстью которого теперь была политика. Но дядя Ушер терпеливо сносил и позор, и дурное обращение под очевидное сочувствие окружающих.

В этом семейном союзе была непостижимая тайна. Но не тайна любви. Нет, дядя Ушер не питал к Мане ни малейших чувств, может быть, один разок, тогда, в подпитии, что-то мелькнуло, когда ее потасканная морда из-за потери резкости расплылась до образа прекрасной дамы, но кто же это считает. И не потому, что был очень робок. Нисколько он не был робок, не судите с виду. Как же может быть робок человек, который столь внутренне свободен, что нисколько не сомневается в своем праве верить в Бога в безбожном государстве, иметь свои суждения о международной политике при таком своем образовании и такой власти и жить в таком странном браке?

Причина была в другом. Дядя Ушер убежденно верил, что тетя Маня послана ему Богом как наказание за его грехи. А грешил он целых двенадцать лет, столько, сколько был женат на Хае, пока она не умерла. Но это уже другая история, про дядю Ушера в молодости.

Хая, его первая жена, по словам бабушки, была необыкновенно красива (просто библейская красавица!), разумна, добра, прекрасная хозяйка. Даже если все это несколько преувеличено для контраста или потому, что о мертвой, то все равно полная противоположность Мане. Но ни красота, ни добродетели не обеспечили Хае счастья. Дядя Ушер ей частенько изменял с разными красотками их местечка, и Хая молча страдала. Надо сказать, что дядя Ушер и в молодости не отличался ни ростом, ни красотой, но что-то в нем притягивало женщин (см. заголовок).

Однажды, когда бабушка у них гостила (речь идет о 20-х годах), они с Хаей валялись на широкой железной кровати со взбитыми белыми подушками и болтали о том, о сем. Вдруг Хая как-то странно осклабилась, как будто вот-вот расхохочется. Бабушка то ли удивилась, то ли слегка испугалась. "Мы же ни о чем смешном не говорили..." Но в этот момент в комнату вошел дядя Ушер и, мгновенно оценив ситуацию, твердо и бесцеремонно сказал: "Сарочка, выйди из дому немедленно, потом позову". Такое обращение с гостьей было дивным, но как тут не послушаться. Пришлось бабушке бродить по пыльной улице взад-вперед.

Через часок дядя Ушер позвал ее в дом. На той же широкой кровати мирным сном среди бела дня спала хлопотливая хозяйка Хая. В остальном все было как и раньше.

В этот день дядя Ушер открыл бабушке семейную тайну, взяв с нее слово хранить ее от Хаи: бедняжка страдала падучей, то есть эпилепсией. Странное выражение лица, похожее на усмешку, было началом очередного припадка, что и уловил опытный дядя Ушер, который мгновенно выгнал бабушку, во-первых, целомудренно щадя Хаину стыдливость, во-вторых, гостью, а в-третьих, потому что хорошо знал, что делать, и собирался, как всегда, справиться сам. Все дело в том, что Хая о своей болезни не знала, не ведала, потому и стыдиться ее не могла, и дядя Ушер делал все для того, чтобы никогда не узнала. Наверное, с началом припадка утрачивалось сознание, потому что в памяти Хаи не оставалось даже пробелов, и момент пробуждения ощущался как непосредственно следующий за доприпадочным состоянием. Вот и на этот раз Хая проснулась со словами смущения: "Странно, Сарочка, кажется, я заснула, а ведь столько дел".

Во время припадков Хая, как все эпилептики, делала под себя. А когда приступ заканчивался погружением в глубокий сон, дядя Ушер ее раздевал, обмывал, переодевал в чистое, если надо, ходил к колодцу за водой, стирал, высушивал и гладил простыни, перестилал кровать свежим бельем, да так умело и споро, что к моменту ее пробуждения никаких следов не оставалось. И кто бы мог подумать, что он вообще умеет стирать! Только не Хая. Эта чистоплотная женщина со стыда бы умерла, если бы узнала, что лежала в дерьме. Она умерла не знаю от чего, но слава Богу, не от стыда, так и не узнав про свою болезнь. И природа, и муж щадили Хаю. А супруг к тому же двенадцать лет подряд дарил ей бесценный подарок, за который не мог ожидать никакой благодарности, что для нас дивно, потому что все мы привыкли если не к подарку в ответ, то хотя бы к "спасибо".

- Ушер, ты уже искупил свои грехи перед Хаей всем, что ты для нее делал, - говорила бабушка.

Но дядя Ушер так не считал. Его Бог требовал большего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Инна Ослон: Еврейский рыцарь
СообщениеДобавлено: Чт янв 29, 2009 4:21 am 
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 19, 2008 4:29 am
Сообщения: 308
Цитата:
- И почему же Господь сохранил вас? - спросил он.

- Потому что мы всегда соблюдали субботу, - отрапортовала колоритнейшая дама из Узбекистана.

Я с изумлением оглянулась. Кто же это из присутствующих соблюдал субботу? Этот инженер из Донецка? Эта медсестра из Белоруссии? Зачем она так угодливо врет?


Более, чем уверен, что медсестра из Белоруссии и инженер из Донецка субботу не соблюдали, но "колоритнейшая дама из Узбекистана", видимо, не врала- говорила за себя и своих. Мне кажется, что госпожа Инна и дама из Узбекистана совершенно не знали/не знают о жизни общин друг друга. Если, конечно, в случае с ашкеназскими евреями б.СССР можно говорить о какой-то "общине"...
Я имею честь являться членом семьи колоритнейших дам и господ из Узбекистана.
Эти люди, включая молодежь, сохранили свой разговорный еврейский язык. В Узбекистане они соблюдали полный кашрут, субботу и праздники. Бабушка моей жены держит в памяти еврейский календарь, все йорцайты всех многочисленных родственников. И это пример не только моей, говорю это с гордостью, семьи,- но многих и многих других бухарских семей, с которыми мне выпало счастье познакомиться в Израиле и Канаде.

А вообще, рассказ про дядю Ушера "берет а душу". Не понимаю, почему поставлен на форум, - ему место в журнале.

_________________
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Инна Ослон: Еврейский рыцарь
СообщениеДобавлено: Пн май 18, 2009 6:19 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вт мар 18, 2008 2:32 am
Сообщения: 13
Уважаемый Ontario14, для рассказа это не имеет значения, но эта дама из Узбекистана была из ашкеназийских евреев, осевших там в результате войны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB