Захар Гельман: "Заноза" Дмитрия Быкова

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Захар Гельман: "Заноза" Дмитрия Быкова

Post by Архивариус »

"Заноза" Дмитрия Быкова

Захар Гельман, Реховот


Не могу сказать,что с Дмитрием Львовичем Быковым я и в самом деле знаком, хотя в середине 90-х годов прошлого века встречал этого импозантного человека непосредственно в редакции московского еженедельника "Собеседник". Именно тогда Быкова пытались привлечь к судебной ответственности за мат-перемат не то в какой-то статье, не то в книге. В те времена я был уже израильтянином и в "Собеседник" меня занесло потому, что пытался наладить издание этой и правда отличной газеты в Израиле.

Здесь, на Земле Обетованной, вышло всего несколько номеров этого еженедельника в приложении к местной газете, но, как коммерческое предприятие, выпуск оказался убыточным и в итоге провалился. Господин Быков состоял в учредителях "Собеседника", считался "умом,честью и совестью" газеты, поэтому конкретных издательских дел не касался. Пару-тройку раз я имел удовольствие с ним беседовать, но ни об Израиле,ни о евреях разговор наш не складывался. А вот по части женского пола Дмитрий Львович проявил себя несомненным докой. Поэтому, когда из СМИ я узнал, что в феврале 2000 года Диму избили неизвестные, то сразу же заподозрил разборки на романтической или, по крайней мере, околоромантической почве. Правда, сам Быков считает, что его били сектанты. Каких таких разэтаких сектантов имел в виду пострадавший, я, конечно же, ведать не ведаю. Не известно мне, была ли превышена со стороны Дмитрия Быкова, прошедшего школу советской срочной воинской службы, степень необходимой обороны по отношению к нападавшим.

В принципе, позиционируя себя правоверным христианином, он мог и вовсе не сопротивляться, а подставить левую щеку, если ему вмазали по правой, или правую, если врезали по левой. Но, если бы в тот момент рядом с Дмитрием Львовичем оказался мой старший сын, проходящий сегодня службу в израильской армии, или уже отслужившая дочь, или даже младший сын, старшеклассник, то мерзавцам, поднявшим руку на писателя, журналиста и публициста Быкова, точно бы не поздоровилось.

Что же касается моей персоны, по возрасту далеко не юноши, то в жизни мне приходилось вступаться за тех, на кого нападали кодлой. Правда, мои дети, как и их отец - иудеи, а Дмитрий Львович призывает нас "не примазываться". По всей видимости, этот призыв надо понимать и в том смысле, что нам, иудеям, в принципе не следует вмешиваться ни какие христианские дела. Что же делать еврею в случае, если он окажется, например, рядом с тем местом, где какие-то подонки вновь решатся отколотить писателя и журналиста Дмитрия Быкова, позиционирующего себя правоверным христианином? Неужели не вмешиваться? Я бы все равно вступился за господина Быкова, хотя от написанного им "комментария" на совершенно невинную с любой точки зрения статью Михаила Майкова за версту веет антисемитским душком.

Этот быковский "комментарий" и начинается призывом "Не примазывайтесь!" Призыв, естественно, обращен к еврейскому люду. Дмитрий Львовичу не понравилось, что Майков в своей статье, опубликованной в журнале "Профиль", напрямую высказывает сантименты по отношению к Израилю, противостоящему бандитам, только рядящимися в исламские одежды, а в действительности являющимися такими же заклятыми врагами мусульман, как и представителей всех других религий. Да что там говорить - отребью ХАМАСа и «Хизбаллы» противостоит весь цивилизованный мир. Но писатель, журналист и публицист Быков тоже противостоит цивилизованному миру. По его мнению, "не нужно подверстывать Европу к арабо-израильской войне". Не очень оригинально по нынешним временам, но интенция впечатляет! С апломбом мудреца, много размышлявшего над проблемой израильско-арабских отношений, наш герой пишет: "Я понимаю,что это сильный тактический аргумент - разом привлечь на свою сторону пятьдесят миллионов человек,- но вот не надо".

По своему обыкновению Дмитрий Львович не очень аккуратен. Откуда он взял цифру "пятьдесят миллионов", которые по его, быковским подсчетам, поддерживают Израиль? Ведь в Европе проживает более четырехсот миллионов человек. Или он уже вычленил из европейцев те "пятьдесят миллионов", которые за иудеев, а остальные, по его же не очень аккуратным выкладкам, - против?

Великого композитора и не менее выдающегося антисемита Рихарда Вагнера весьма волновала чистота "арийской расы" и христианского религиозного культа. Вагнер видел опасность для Германии именно в том, что многие тамошние евреи ставили своей целью влиться в немецкую культуру. По словам Вагнера, "...тем самым они загрязняли и засоряли немецкую нацию". Вагнер считал евреев угрозой для чистоты "арийской расы", а Быков и иже с ним видят в русских еврееях опасность вроде как для всей русской культуры. Компаньона в лице великого немецкого композитора претендующий на лавры великого писателя Дмитрий Быков подобрал себе, конечно же, неплохого. Во всех отношениях!

К понятию и к самому слову "иудей" у господина Быкова тоже особое отношение. Весьма неприязненное! Прежде всего, он заявляет: "Никакой иудео-христианской культуры сегодня не существует - есть либо иудейская, с одними героями и ценностями, либо христианская, с другими и во многом противоположными". Вопрос этот спорный. Его не могут разрешить вековые диспуты между богословами. И сегодня кто-то с писателем Быковым согласится, а кто-то категорически выскажется против. Вот Папа Римский Иоанн Павел Второй с Дмитрием Львовичем никогда бы не согласился. При посещении римской синагоги 13 апреля 1985 года он назвал евреев "любимыми братьями". Не согласен с Быковым и Семен Людвигович Франк (1877-1950), крупнейший русский религиозный философ, который и после принятия православия считал себя евреем. Обращаясь к памяти своего деда, Моисея Мироновича Россиянского, одного из основателей московской еврейской общины в 60-х гг. Х1Х века, Франк писал: "Мое христианство я всегда сознавал, как наслоение на ветхозаветной основе, как естественное развитие религиозной жизни своего детства". Примерно так же оценивается и творчество русского православного философа и писателя Льва Шестова (настоящие имя и фамилия - Лев Исаакович Шварцман, 1866-1938), полемизировавшего с традиционной рационалистической философией. По словам одного из его биографов, именно Шестов "внес в русскую культуру некий совершенно особый вклад в качестве еврея и носителя еврейской культурной традиции". А русский историк и общественный деятель Михаил Осипович Гершензон (1869-1925) вере отцов не изменял. Он написал книгу о Чаадаеве, работы о Пушкине, Грибоедове, декабристах, издал произведения русского религиозного философа и публициста Ивана Васильевича Киреевского. Деятельность Гершензона по исследованию русской духовной жизни, а также язык, на котором написаны его книги и статьи, получили высочайшую оценку даже у антисемитски настроенных литературоведов. Так, Василий Васильевич Розанов (1856-1919) с восхищением писал Гершензону: "А у меня, дорогой, именно когда я беру Ваши книги в руки - душа плачет: куда же русские девались?". В своем ответе Розанову Гершензон отмечал, что "всякое усилие духа идет на пользу людям, каково бы оно ни было по содержанию или по форме: благочестивое или еретическое, национальное или нет, если только оно истинно-духовное; постольку поскольку же идет на пользу русскому народу всякое честное писательство еврея, латыша или грузина на русском языке. Больше того: я думаю, что такая инородная примесь именно "улучшает качество металла", потому что еврей или латыш, воспринимая мир по-особенному - по-еврейски или по-латышски, - поворачивают вещи к обществу такой стороной, с какой оно само не привыкло их видеть".

Добавлю от себя: и нынешнее общество, к сожалению, не очень сильно отличается от того, каким оно было во времена Гершензона и Розанова. "Комментарий" Быкова - тому красноречивейший пример.

Но Дмитрию Львовичу антииудейский пафос понадобился лишь для гонористого зачина. В середине "комментария" этот господин, наконец-то, подходит к главному своему посылу. Он пишет: "Пора назвать вещи своми именами: никакая иудео-христианская цивилизация (и уж тем более культура) не воюет в лице Израиля с антицивилизационным и ужасным арабским миром. Воюют два ближневосточных народа, одинаково жестоковыйных и непримиримых".

Вот те и на! Писатель Быков, претендующий называться "солью земли русской", без малейшего стеснения демонстрирует свое полное непонимание ближневосточной ситуации. После подобного быковского пассажа позволю себе напрямую обратиться к этому публицисту с совершенно откровенными и даже нелицеприятными вопросами: "Что за чушь Вы несете, Дмитрий Львович? Или Вы не читаете газет, не слушаете радио, не смотрите новостные телевизионные передачи? Разве Вы не знаете, что агентуру ливанской «Хизбаллы» и палестинского ХАМАСа не раз и не два арестовывали в Египте? Разве Вам не ведомо, что хашимитское королевство Иордания и даже клерикальная Саудовская Аравия десятилетиями противостоят террористам из различных исламистских организаций? Или Вы, Дмитрий Быков, считаете Египет, Иорданию и Саудовскую Аравию еврейскими государствами?". Аккуратнее высказываться надо бы господину писателю, поэту и журналисту в одном лице!

Дмитрий Быков признаёт: "На многих из тех, кто воюет с израильской стороны, лежит налет той самой христианской культуры, которая для меня свята. Они свободно цитируют Бродского и Мандельштама, а также дружат с компьютером. Но этот налет цивилизации не делает их менее жестоковыйными – напротив, такая мимикрия в чем-то даже более опасна". Ой, Быков! Простите меня, грешного, но Вы опять порете чушь несусветную! Вы действительно думаете, что в нынешнем исламском мире "не дружат с компьютером"? Вы серьезно полагаете, что соседи израильтян сплошь "дикие звери"? Получается, что тот весьма ощутимый антисемитский душок Вашего "комментария", о котором я упомянул выше, направлен не только против семитов-евреев, но и против семитов-арабов. И Вы, Дмитрий, в некотором смысле "круглый антисемит", еще смеете говорить об "оскотинивании" с израильской стороны! Моя бабушка с материнской стороны, владевшая одинаково хорошо идишем и украинским языками, слушая в советские времена обличения "израи

льской военщины", качала головой, говаривая: "Что на тебэ, то на менэ". Для Вас, Быков, русского писателя, переведу: "Наглость иногда не имеет границ!" А Вы, Дмитрий Львович, - наглец!

Если задаться вопросом, почему вдруг писатель и публицист Быков, на котором доселе не стояла каинова печать юдофобских тусовок журналов "Молодая гвардия" или "Наш современник", которого не замечали до сей поры в поддержке бредовых высказываний таких записных антисемитов, как Максим Шевченко и Александр Проханов, вдруг выступил вполне в духе их речей и заявлений, то ответить сразу будет не так-то и просто. В конце концов, никто не покушался и не собирается покушаться на его, быковское, "святое", то есть на христианнство. Тут, мне думается, дело в другом. Дмитрий Быков пишет: "Израиль защищает не мои ценности и напрасно записывает меня в свои потенциальные сторонники". В одном из своих интервью Быков сказал: "При моей внешности фамилию можно взять хоть Петров. Фамилия моего отца была Зильбельтруд, я этого не скрываю... Мой отец с семьей не жил, и я ношу фамилию моей матери, потому что я горжусь своей матерью, которая вырастила меня одна".

Ну что здесь можно сказать? Думаю, что Дима - хороший сын. Может быть, даже очень хороший. Он правильно делает, что гордиться своей своей матерью, Натальей Иосифовной Быковой, учительницей русского языка и литературы московской школы № 1214. Кстати, тоже еврейкой по отцу. И честь и хвала Диме Быкову, окончившему среднюю школу с золотой медалью, а факультет журналистики МГУ имени Ломоносова - с красным дипломом.

Но при чем здесь евреи и Израиль? Чем мы ему не угодили? Почему у господина Быкова любимым вопросом при интервьюировании стал такой: "Нет ли у вас ощущения, что Израиль обречен?". Отвечая на этот, конечно же, провокационный и даже подленький вопросик, Игорь Миронович Губерман, со свойственным ему блестящим чувством юмора, заметил: "О том, что Израиль обречен, говорят с момента возникновения еврейского государства. Это уже стало доброй приметой. Если перестанут говорить, что мы обречены, - это будет повод насторожиться". Поделился Быков с Губерманом и своей любимой присказкой о том, что по его, Быкова, мнению, "назначение еврея - быть солью в супе, а не собираться в отдельной солонке". И здесь Губерман в буквальном смысле "оторвался", назвав подобные рассуждения "хернёй". И это еще мягко сказано.

Евреем быть опасно. Это во-первых. В одной из телевизионных передач Дмитрий Быков откровенно высказался относительно своей полноты. По его словам, толстякам особенно неприятно сносить насмешки в детстве и юности. Мне, весьма неплохо подготовленному в физическом плане, пришлось испытать прелести армейской службы. Сразу скажу, что особых проблем у меня не было. Но кое-какой опыт из солдатской и офицерской службы я вынес. Убежден, что с такой фигурой и лицом, как у Димы Быкова, солдатская лямка ему плечо сильно оттягивала. И национальность здесь не при чем. По-моему "вывих" в сторону антисемитизма (естественно, как и полагается в нынешние времена, закомуфлированного под "антиизраилизм") произошел у Быкова, когда он посчитал себя полностью легализованным в русской литературе. Он-то себя таковым посчитал, но "настоящие русские патриоты" вопрос с Быковым оставили пока открытым. Это во-вторых.
Дмитрий Быков в некотором смысле "явление". Его к "выкрестам" по определению отнести нельзя, а термина "полувыкрест" или "четвертьвыкрест" не существует. Но, как ни именуй этого писателя, свое полу- или четвертьеврейство он несомненно ощущает глубоко засевшей "занозой", мешающей ему полностью отождествить себя русским "по крови". Он пытается "делать жизнь" по великому русскому поэту Борису Леонидовичу Пастернаку, еврею по происхождению, который позиционировал себя христианином, хотя в церковь не ходил. По-видимому, работая над биографией Пастернака, писатель Быков настолько проникся чужой жизнью, что попытался вывести из нее собственный образ. Но нестыковочка вышла. Опять же Пастернак, как к нему ни относись, - гений, а Дмитрия Быкова на сегодняшний день можно охарактеризовать всего лишь как очень талантливого литератора. И еще: Пастернак к евреям относился сочувственно, а Быков - с ненавистью.

"Явлением" же господина Быкова я назвал потому, что немало несомненных "выкрестов" готовы бросить камень в еврейское государство только потому, что Израиль не провозглашает себя христианским. Но, позвольте, господа современные "выкресты", Израиль - светское государство и здесь никому вероисповедание силой не навязывается. Однако если в России большинство населения - православные, то в Израиле - иудеи. С точки зрения нормального человека, это совершенно нормально. Странно, если бы было наоборот. И все же замечу, что русские интеллигенты "выкрестов" никогда не жаловали. Известный русский религиозный философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков писал о них далеко не лестно: "Сын поднял руку на мать, холодно отвернулся от своего народа". Хотя, повторюсь, ссылаясь на вышеприведенные примеры, далеко не все "выкресты" вставали в ряды откровенных антисемитов. Замечу, что бывали случаи, когда и православные русские люди проходили "гиюр" и вливались в семью еврейского народа. В этой связи, думаю, уместно будет сказать несколько слов об Ариадне Скрябиной, русской женщине, дочери великого композитора Александра Николаевича Скрябина, которая, оказавшись в эмиграции во Франции, приняла в 1940 году иудаизм. Для Скрябиной этот шаг накануне очевидного разгрома французской армии был продиктован не желанием публично продемонстрировать свое мужество и даже не жертвенным стремлением слиться с гонимым и убиваемым народом. Ариадна Скрябина таким образом бросала нацизму свой личный вызов. На мой взгляд, современные "выкресты", отгораживаясь от еврейства, бросают вызов человеческой стойкости и исторической памяти.

Теперь позволю себе вновь вернуться к писателю, журналисту и публицисту Дмитрию Быкову. Можно было не сомневаться, что он не поддержит нашу антитеррористическую операцию "Литой свинец", у которой была одна единственная цель: пресечь обстрелы израильской территории из сектора Газы. Полностью согласен с Виктором Анатольевичем Шендеровичем, который в ответе на "комментарий" Быкова пишет: "Массовая гибель евреев вызывает только массовые экстатические пляски радости на улицах палестинских городов: пляски, пропорциональные количеству убитых". Однако, на мой взляд, панибратский и игривый тон письма Шендеровича в данном случае совершенно не уместен. К автору "комментария" Виктор обращается так: "Друг Быков... дорогой Дима... уважаемый Дмитрий Львович!".

Разве может автор антисемитских выпадов считаться другом порядочного человека? И разве можно такого юдофоба уважать?

И еще один момент. Свою душу Виктор Анатольевич называет "нехристианской и неиудейской", а такой, "какая получилась в результате чтения русской литературы...". По всей видимости, уважаемый мной Виктор Шендерович свою душу считает "внеконфессионной" или "атеистической". Не знаю. Но автор настоящих заметок безо всяких стеснений и экивоков называет свою душу иудейской. И совсем не потому, что, кроме русской литературы, читал и авторов, представляющих, скажем так, - другие берега.

В заключение же обращу внимание на следующий факт. Талант, усердие, умение учиться на "хорошо" и "отлично" еще не делают человека порядочным. Йозеф Геббельс тоже с отличием окончил школу, блестяще учился в шести университетах. Он даже защитил докторскую диссертацию по филологии. И что же? Стал пропагандистом Третьего рейха. Но в итоге кончил очень плохо. Геббельс тоже вполне вписывается в компанию писателя и поэта Дмитрия Быкова со товарищи!

Кстати, не собирается ли Дмитрий Львович Быков защищать диссертацию? Если собирается, то интересно бы узнать, по какой теме?
Post Reply