Мораль и свободное общество

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Мораль и свободное общество

Post by Борис Дынин »

Без общих моральных принципов свободное общество невозможно

Джонатан Сакс

The Times
June 26, 2009


http://www.timesonline.co.uk/tol/commen ... e6586181.ece

Ипотечные кредиты ниже стандартов, финансовый крах, необузданные расходы членов Парламента на личные интересы [1]: эти и другие недавние скандалы есть нечто большее, чем просто проходящие события. Они повергли Парламент и рынок - два фундамента свободного общества - в смятение. Было потеряно доверие, наше доверие к тем, кого мы избрали решать наши проблемы, и доверие к основам общества. Если мы хотим восстановить потерянное, мы должны задать себе несколько серьезных вопросов.

Сегодня разыгрывается фестиваль обвинений, и на его алтарях были принесены жертвы. Но наша великая религия знает и принцип коллективной ответственности. В его духе мы должны спросить: «Что потеряло наше общество в целом?»

Я полагаю, мы потеряли традиционный смысл этики. Я не думаю, что мы менее этичны, чем наши отцы. Мы заботимся о вещах, о которых они едва ли думали: о нищете в мире, неравенстве, глобальном потеплении и потерях в биосфере. Мы более терпимы, чем были они.

Но заметьте следующее: вещи, о которых мы заботимся, обширны, за горизонтом, глобальны, отдаленны. Эти проблемы требуют скоординированного действия миллионов, возможно миллиардов людей. Влияние индивида здесь минимально. Сказанное не означает, что они не важны для каждого из нас, но это проблемы политики, а не этики в обычном смысле.

Когда вопрос касается личного поведения, мы поверили, что нет различия между морально допустимым и недопустимым. Теперь мы признаем только «выбор». Рынок направляет наши выборы. Государство заботится об их последствиях, подбирая осколки, когда дела идут плохо. Идея, что могут быть вещи, которые мы хотели бы сделать и можем позволить себе делать, но которые мы не должны делать, потому что они постыдны или злоупотребляют доверием е нам, как кажется, вышла из моды.

В случаях с парламентом и финансовыми учреждениями, фактически, целые группы людей признали: “Это легально, и потому морально. Кроме того, другие делают это, почему не должен я?” Это было моральным падением не отдельных людей, но культуры в целом, отравлением всего воздуха, которым мы дышим, и за чистоту которого мы все разделяем ответственность.

Такие понятия как долг, обязанность, ответственность и честь стали казаться лишними и неуместными. Такие эмоции как вина, позор, раскаяние и сожаление были удалены из нашего словаря, как будто не все мы имеем право на собственное достоинство? Тихий, слабый голос совести редко слышен в наши дни. Совесть была передана на сторону (outsourced), делегирована другим.

В результате на место внутреннего морального сознания пришли регламентирующие власти. Там, где по старой вере Бог следил за нашими действиями, теперь установлены полицейские камеры наблюдения. Когда исчезает самодисциплина, внешние принуждения должны занять ее место. В результате мы создали самое регламентированное и навязчивое общество в истории. И, тем не менее, оно потерпело неудачу и будет всегда терпеть неудачу, потому что без чувства ответственности перед другими, люди всегда найдут способы перехитрить самые сложные установления.

Два чрезвычайно дальновидных мыслителя предвидели все это еще в 1950-х годах. Первым был американский социолог Дэвид Рейсман (David Riesman), утверждавший, что мы начали движение от общества, регулируемого изнутри, к обществу, регулируемому извне. Первое – это общество, в котором его члены имеют внутреннее сознание допустимого и недопустимого; второе – это общество, члены которого подражают тому, что делают другие люди. И тогда возникают возможность сказать в различных ситуациях: «Если все остальные делают это, это не может быть неправильным.”

Второй была английский философ Элизабет Энском (Elizabeth Anscombe).[2] Она утверждала, что этика потеряла смысл, потому что мы потеряли основание, на котором она была построена. Слова «обязанность» и «моральный долг» принадлежат культуре, в которой люди полагали, что есть такая вещь как божественный закон - вера, разделявшаяся евреями, стоиками и христианами. Потеряйте ее, и эти слова теряют значение подобно тому, как слово «преступление» теряет смысл при отмене и сдачи в архив криминального законодательства.

Если это верно, мы стоим перед гораздо более серьезным кризисом, чем нам представляется. Парламентская реформа и новые финансовое регулирование коснутся симптомов, не причины. Там, где нет совести, там не может быть доверия. Без общих моральных принципов не может быть свободного общества. Или мы восстановим моральное сознание, или мы найдем, но слишком поздно, что во имя свободы, мы потеряли нашу свободу.
(Подчеркнуто мною - БД)

-------------------------------------------------------------------------------------------------.

[1] Речь идет о кризисе Парламента Великобритании, вызванного публикацией информации о расходах его членов. Довольно большое их количество пользовалось пособиями для поддержания их парламентской деятельности на личные нужды. Правила получения этих пособий были установлены самим парламентом и не включали контроля над их исполнением. Спикер Палаты общин Майкл Мартин был вынужден выйти в отставку, – первый случай за три столетия существования Парламента в его современной форме!

[2]Элизабет Энском - представительница оксфордской аналитической философии. автор известного исследования "Современная моральная философии" (Anscombe G.E.M., Modern Moral Philosophy)
Post Reply