Леонид ФИНКЕЛЬ: НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ…

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Леонид ФИНКЕЛЬ: НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ…

Post by Архивариус »

Леонид ФИНКЕЛЬ

НЕ ВСЁ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ…



Издательство ЭКСМО, Москва выпустило в свет книгу профессора Тель-авивского университета Шломо Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ» (2010). Твердый переплёт, суперобложка отсвечивает золотом. Есть и непременный пиар: это-де самая продаваемая книга по истории во Франции в 2009 году. Книга была 19 недель в списке бестселлеров в Израиле. Бестселлер в Великобритании и США. Переведена на английский немецкий, французский португальский, японский. Ещё на итальянский, испанский, арабский, венгерский, индонезийский, словенский и хорватский языки..

Особенно трогает сообщение о переводе на индонезийский язык. Видимо, для Индонезии проблема Исхода евреев из Египта особенно актуальна.

Тираж – 10100 экземпляров. Научный редактор и автор предисловия – Александр Этерман.

Книгу издательство выпустило под рубрикой «Подлинная история» . Не гипотеза, не предположение, а истина в последней инстанции. Что значит «подлинная» ? А вот что: « …исход Израиля из Египта – миф, завоевание Ханаана Иисусом Навином – даже не миф, а этиологический мысел…полностью вымышлены израильская культура, письменность и даже древнееврейский язык древнейшего периода, не говоря уже о «великих империях» Давида и Соломона… Римляне не изгоняли евреев из Иудеи ни после разрушения Иерусалима в 70 году н.э. (иначе кто восстал бы против них в середине II века), ни после восстания Бар-Кохбы (иначе откуда взялся бы еврейский экономический и культурный расцвет III века, века Мишны?) – они их вообще не изгоняли.. Великое изгнание евреев из Иудеи было выдумано от начала до конца…»

Ну и, конечно, присутствует непременное, знакомое, сталинское «евреи не являются народом».

Так кто же нас, граждане, выдумал?

Профессор Шломо Занд (тоже в предисловии к книге) даёт следующий трогательный рассказ: «В ходе одной из поездок, связанных с распространением этой книги, меня пригласили в арабский университет Эль Кудс (а куда же ещё? Л.Ф.), находящейся неподалёку от Иерусалима, на оккупированной Израилем в 1967 году территории. В ходе бурной дискуссии, сопровождавшей моё выступление, меня спросили: как я могу теперь, после выхода книги, разбивающей все мифы, изобретённые для оправдания сионистской колонизации, продолжать жить в Израиле и даже требовать от палестинцев признать это государство? Мне стало не по себе, и я ответил совершенно спонтанно, что даже ребёнок, родившейся в результате изнасилования, имеет право на жизнь Невозможно исправить одну трагедию, породив другую. Нам остаётся только объяснить ребёнку, при каких обстоятельствах он родился на свет, постараться сделать так, чтобы он не пошёл по стопам отца. Величайшая проблема, связанная с ближневосточным конфликтом, состоит в том, что дети здесь нередко продолжают линию своих родителей, так что необходимый и неизбежный исторический компромисс раз за разом выскальзывает из наших рук. « (выделено мной Л.Ф.)

Мысли не новые. Может быть более агрессивные, безапелляционные.. Таких книг издаётся немало. В 2004 году издательство АСТ (Красноярск, «Издательские проекты») выпустило двухтомник Андрея Буровского «Евреи, которых не было» (Курс неизвестной истории»). Да и старик Фрейд, как помнится, утверждал, что не было ни Моисея, ни Исхода из Египта. Но вот по какой причине ему надо было бежать из милой Вены в Лондон – знал хорошо, на милость к евреям новоявленного фараона, видимо, не надеялся…

Репатрианты из СССР носители уникального опыта. Мы свидетели чуть ли не мгновенного распада империи. И многим из нас памятно с чего всё начиналось:

не было победы советского оружия во второй мировой войне, не было в СССР никаких праведников и вообще, ничего праведного в жизни каждого из нас не было. И пошло-поехало.

С этими мыслями многие из нас и оказались здесь. До сих пор в чём-то так и не разобрались. Например, отчего это Маяковский так сокрушался: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»

Прошу прощенья, но коснусь субъективных впечатлений.

Как и многие, я приехал в Израиль восемнадцать лет тому, в довольно позднем возрасте. Ясно, перспективы были самые туманные. При наличии двух институтских дипломов пошел рабочим в археологическую партию. Тогда в Ашкелоне руководила раскопками замечательный археолог Барбара Джонсон. В год её дружная бригада вытаскивала из земли чуть ли не миллион осколков. Из всего этого пиршества делались амфоры, статуэтки, другие украшения. Осенью выставлялись для всеобщего обозрения.Для меня то был сеанс магии. А после, Барбара показала Ашкелон в разрезе - от ханаанского до времени, когда древний Аскалон был разрушен арабами. И я сразу понял: какой-то ключ нашёлся, какая-то дверь открылась. И всё устроилось. И Барбара вполне резонно ошеломила меня:

- Эта земля тебя узнала!

И всё стало на свои места. Потому что когда стоишь на плечах предков – видишь много дальше.

Шломо Занд считает, что нет никаких материальных доказательств Исхода евреев из Египта. Да разве неизвестно о том, как тщательно древние египтяне уничтожали всякую память не только о неугодном им человеке, но и о целых народах?! Полноте! Мне вполне достаточно мнения немецкого историка, который писал: «Можно представить, что какой-нибудь народ приписывает себе выдуманные им великие и славные дела. Но нет никакой логики в том, чтобы какой-нибудь народ, без всяких на то оснований, рассказывал о себе, что его предки были рабами в чужой стране».

Ещё мудрее был Спиноза: «Если и не было такого события, но целый народ в течение 3000 лет верит, что так и было, зачем искать другие подтверждения? Важен итог. Евреи верят, что Бог вывел их из рабства, длившегося 400 лет, и поэтому убеждены, что кто бы не решил извести их они его переживут.

Между прочим, то, что мир и сегодня переполнен жертвами Шоа и материальными свидетельствами не останавливает иранского президента от отрицания Катастрофы.

А Библия работает.

«Первым деревом, которое Авраам посадил в Вирсавии, был тамариск, - утверждает доктор Иосиф Вейтц, израильский специалист по лесоводству. – Следуя его примеру, мы засадили эту область двумя миллионами этих деревьев. Авраам поступил абсолютно правильно. Дело в том, что тамариск, как мы установили, - одно из немногих деревьев, способное прижиться в жарком климате с годовым уровнем осадков менее шести дюймов». Подсказку для такого решения предоставила Библия: «И насадил Авраам при Вирсавии рощу».

Шлиман искал и нашёл Трою по Гомеру.

Ничего удивительного, тем более, когда речь идёт о Торе, ибо Тора – это в первую очередь завет, ровно, как и предсказание, пророчество…

И, в сущности, духовно и душевно наше право жить в этой стране опирается не столько на международный закон, то есть на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 1947 года, как утверждал Артур Кестлер, сколько на Тору, это и есть «наш Мандат» (Бен-Гурион) на Землю Израиля.

Право, не хотелось делать автору и издательству рекламу. Мы уже не раз переживали «подлинную историю». Но и молчать не стоит, тем более, что цитаты из предисловий – это только цветочки, ягодки – в самой книге.

Советский Союз развалился не потому, что был слабым, а потому что был подлым. Израильскую историографию, даже в «смягченном варианте» - «мифология с человеческим лицом» обвиняют в том же («В подавляющем числе случаев в Израиле преподаётся и изучается профанация, по сравнению с которой бесконечно исправляемая советская «История КПСС» - вершина научной достоверности» Из предисловия А.Этермана).

Стоит ли воспринимать невроз за символ веры?

Я не случайно вспомнил слова Маяковского.

Дискуссии – норма в научном мире. Но книга Шломо Занда идеологизирована с первой до последней страницы. Этой идеологии подчинено всё: истории из жизни граждан Израиля, их разбитые судьбы. Но на одну такую историю приходится две совершенно другие, с иным, не столь драматическим сюжетом даже напротив, но такие истории автора не интересуют, отчего общий тон книги на редкость злобный по отношению к стране, в которой автор живёт и работает.

Это упорство в своём пути, напомнило мне старую московскую историю.

Дочь персидского посла, учившаяся в МГУ в 1947 году, стоя перед «Явлением Христа народу в Третьяковке», говорила: вот у нас всегда такая погода.

Нет, не спасает книгу позолоченная обложка, ибо, как известно: не всё то золото, что блестит…

P.S. В ответ на мою реплику, научный редактор Александр Этерман через электронный адрес организации prava-cheloveka прислал сл. информацию:

Книга Занда "Кто и как изобрел еврейский народ" номинирована (вместе с еще тремя произведениями) на британскую еврейскую литературную премию Wingate Literary Prize.

Среди предыдущих лауреатов - Amos Oz, David Grossman, Zadie Smith, Imre Kertesz, Oliver Sacks, WG Sebald, Etgar Keret and Fred Wander.

Учитывая солидность и авторитет организации «права человека» могу только расценить нашу демократию выражением из поэта Вяземского: нынешние лисы говорят, что мы зелены для винограда.
Post Reply