Страничка Льва Мадорского

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

У РОССИЙСКОГО КОНСУЛЬСТВА


В Берлине каждое утро собирается очередь. Бесконечная, изнуряющая, с записью на клочках бумаги, спорами: «Я что-то Вас не видел». В общем, та, которую мы уже порядком подзабыли. Некоторые из стоящих в очереди, особенно, не берлинцы, встали в 5 утра или раньше. Много пожилых людей, приехавших по пенсионным вопросам. А присесть негде. Ни одной скамейки! Вроде бы почти в центре города, у всех на виду, лицо великой страны. А всё равно. Без разницы. Всё та же наша российская неразбериха, неустроенность, непродуманность...
С сумками не пускают. С обычными, дорожными сумками, в которых книга, термос и пару бутербродов (многие, повторяю, приезжие) в консульство пройти нельзя. Хотя причин не объясняют, и никаких объявлений не вывешено, всем ясно: боятся террористов. И куда же податься приехавшему с сумкой « бедному крестьянину?» Молодой, весёлый, несколько наигранно оживлённый для жаркого, летнего утра охранник, в форме полувоенного образца успокаивает: « Не переживайте. На вокзале есть камера хранения. Сходите и сдайте туда. Потом я Вас пушу вне очереди». До вокзала туда и обратно не меньше чем минут сорок, но выбора нет. «А почему бы не открыть камеру хранения?- говорит кто-то.- Или тщательно осматривать каждую сумку? Так как делается, скажем, в Израиле?» Охранник добродушно смётся: «Что Вы мне говорите? Я ничего не решаю. Напишите послу. Один напишет, другой. Может что-нибудь да изменится.» И вдруг повторяет сказанное во весь голос, обращаясь к очереди : « Пишите. Не мне говорите. Это бесполезно. Я ничего не решаю. Пишите. О всём, что вам не нравится. Только не консулу. Тот, естественно, будет защищать своё ведомство. Пишите послу» .
Это что-то новенькое. Работник консульства открыто, во весь голос предлагает написать жалобу на своё начальство. Всё-таки многое в России изменилось! Другое дело, напишет ли кто-нибудь послу? И не перешлёт ли посол жалобу, как это бывало в прошлом, тому же консулу? То есть тому, на кого она написана.
- Кто на получение визы?- выкрикивает необычный охранник. Несколько человек с немецкими паспортами проходят вне очереди. Обладатели российского гражданства поглядывают на них с завистью. Мне вспоминаются добрые, старые, советские времена. Тогда тоже в рестораны в первую очередь пускали иностранцев. А потом, если останутся места, своих. Во всём мире наоборот - сначала свои, потом иностранцы. Но Россия остаётся Россией.
Разговорился со стоящим рядом пожилым мужчиной, российским немцем. Он выехал первым поездом из Цербста. Небольшой городок около Дессау. Хочет продлить российский паспорт. У жителя Цербста довольно солидная, дорожная сумка:
- Если не пустят, брошу сумку в кусты. Конечно, жалко если сопрут, но нет сил снова на вокзал по такой жаре топать
- Вряд ли получится, - предупреждает молодой человек из очереди. –Наш охранник, вроде, не против, но полицейские не разрешают. Я был вчера и видел.
У входа, действительно стоят двое полицейских и внимательно наблюдают за происходящим. Но до сумки дело не доходит. Охранник объявляет, что тех, кто приехал для продления паспорта, сегодня больше принимать не будут.
- Как не будут?- чуть не плачет владелец большой сумки. -Я приехал издалека. Здесь уже с семи утра. Что мне делать?
Есть специальная фирма, -охранник называет адрес,- которая сотрудничает с нами и занимается продлением паспортов. Идите туда.
-Я про фирму слышал. За дополнительную плату в 30 евро там продлевают паспорт. То есть делают работу, которую раньше делало консульство. С одной стороны, вроде, неплохо: Россия учится зарабатывать деньги. Но, с другой, происходит скрытое подорожание услуг. С ведома и, как бы, по сговору с консульством. Короче, как говорится, есть вопросы...
Мне повезло. Через полтора часа попадаю, наконец, в заветные двери. Не был здесь два года и вижу явные перемены к лучшему: работает кондиционер, открыт туалет ( раньше нужно было просить ключ у дежурного офицера), много новых, удобных кресел. У меня ощущение, что работники консульства стали более вежливы и терпимы. Но ряд «мелочей» портят впечатление. Телефон-автомат сломан. Автомат моментального фотографирования (некоторые забывают взять с собой фотографии) тоже не работает. Так что, когда через час выхожу на улицу, ощущения неоднозначные. С одной стороны, работники российского представительства явно стараются улучшить работу. Но, с другой, мучительно трудно, особенно, для пожилых людей выстаивать очереди у консульства. Не знаю как, но что-то надо изменить. Может, если нет возможности обойтись без очередей, поставить скамейки. А сумки? Действительно, почему не открыть камеру хранения или осматривать сумки более тщательно ? Не нормально и то, что в консульство совершенно невозможно дозвониться.
P.S.
Написал обо всём этом несколько лет назад , но приятель, который недавно был в посольстве, рассказал, что ничего не изменилось…
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Табуретка со сломанной ножкой

Живёт в Москве семейная пара. Лариса и Рихард. Дружим много лет. Вместе учились, потом работали в одной музыкальной школе. Оба они хорошие виолончелисты. Имеют взрослого сына, двух внуков. Живут дружно. Уже много лет Лариса и Рихард говорят, что хотят эмигрировать в Германию.
Имеют к этому возможности и по немецкой и по еврейской линии: Лариса-еврейка, Рихард-немец.
Но не эмигрируют...
Несколько лет назад гостили у меня. Проехали по всей Германии. Когда бываю в Москве. То тоже навещаю их. И всегда происходит один и тот же странный разговор, который затевает Лариса:
Она встречает меня радостно-удивлённо, как будто я прибыл с другой планеты, быстро накрывает на стол и говорит, говорит, не давая ни мне, ни Рихарду вставить слово:
- Ой, Лёва! Как хорошо. Что ты приехал! Есть важное дело. Надо посоветоваться. Живём неважно. Ты знаешь, зарплаты учителям еле хватает на еду. И то, если забыть про фрукты и овощи. Выручает огород. Но до него два часа на электричке и час пешком. Если сломается телевизор или холодильник, то всё. Без вариантов. Да ладно телевизор. Это ерунда. Вот старший сынок, Владик. Не может жениться, потому что не хочет приводить жену к нам в дом. Купить же квартиру на зарплату инженера абсолютно невозможно. Какие там театры-концерты? На улицу вечером боимся выйти. А могли бы жить по-человечески. В нормальной стране. Надо только подать заявление в посольство. Как ты считаешь?
- Да, конечно,- успеваю я вставить.
Но Лариса возмущённо всплескивает руками:
- Тебе легко говорить. Слышишь, Рихард, что он сказал: «Да, конечно» А как ты себе это представляешь? Возьмём огород. Это так говорится «огород». Там же дом и сад, и подсобные помещения. Ты помнишь, как мы всё это строили. Как трудно было достать стройматериалы, а потом дотащить. На горбу. Полжизни там осталось. И всё это бросить? А школа музыкальная, где мы работаем? Мы же в ней с самого основания. Два виолончельных класса в одной школе. Где ты такое видел? Ведь дети на виолончель не идут. И это тоже бросить? Да и кому мы там нужны в Германии? Учитель без языка. Что ты скажешь?
Я понял ситуацию и молчу. Рихард смеётся. Лариса, наконец, врубается и тоже смеётся:
- Знаю, что несу дичь.
Переводит разговор на другую тему. И только где-то через час, и только где-то через час, когда мы выпили за встречу и вспоминаем прошлые, студенческие дела, неожиданно говорит тихо, серьёзно, возвращаясь к предыдущему разговору:
- Не смейся надо мной. Пойми. Уехать нелегко. Очень нелегко.
Я не смеюсь. Потому что понимаю.
- Зачем берёшь старый аккордеон? У него половина клавиш западает. Ты на нём не играл десять лет и никогда не будешь играть, - говорила жена перед отъездом в Германию.
Она права. На аккордеоне играть нельзя. Но это подарок. Много лет назад друг-альпинист погиб при восхождении, и его мать (друг был женат) подарила аккордеон на память.
Или фотоаппарат. Он безнадёжно устарел. Но это тоже подарок. К окончанию школы. Им снимались свадьба, рождение ребёнка, его первые шаги. Таких «бесполезных» вещей, когда за 50-т набирается немало.
Молодые немецкие, да и российские таможенники удивлённо смотрят, что везут с собой через тысячи километров бывшие жители Союза. Знаю семью, которая привезла табуретку со сломанной ножкой. Молодые таможенники не понимают, что это не просто вещи. Это память о прошлой жизни. Символы. С которой эта прошлая жизнь была связана.
Ведь у каждого из новых эми-иммигрантов осталось на родине что-то дорогое и близкое, что приходится отрывать от сердца. Это не только вещи. Невыносимо трудно оставлять навсегда дом, где вырос, посаженное тобой дерево, друзей, могилы близких.
Поэтому я не смеюсь, когда слышу замешанные на женской логике Ларисины монологи. Или когда вижу, бывая в гостях у своих знакомых, привезённые через три границы потрёпанную куклу с оторванной рукой, старое кресло и уже упомянутую табуретку на трёх ножках.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Тексты песен Льва Мадорского

Будет всё о,кей !

По телеку, по рации
Я слушаю в прострации,
Опять подрались нации
Опять кругом Содом
Долой галлюцинации,
Давайте,братцы, сбацаем,
Забудем, на фиг, нации
Прикроем наш дурдом. 2 раза

Борцы и аналитики
Ни слова о политике
О чём-нибудт толковом,
Давайте говорить.
О детях, о погоде,
О звёздном небосводе
О том, что на восьмое
Любимой подарить.

На крошечном на шарике
Как муравьи-комарики
Летим в кромешном мраке мы
Такие, брат, дела.
Так хватит нам делиться
И друг на друга злиться,
Пора нам взяться за руки
Как завещал Булат.

А всех завоевателей,
Несчастий предсказателей
Пошлём к такой-то матери
По Волге по реке.
Забросим, ёлки-палки
Оружие на свалку
Вождей на катафалки
И будет всё о-кей!

Вопрос внучки

Город в золоте осеннем,
Ночь длинней. Короче тени.
Внучка влезла на колени:
«Деда, ты когда умрёшь?»
Что ответить я не знаю.
Книгу судеб не читаю.
Пусть цыганка погадает.
Только где найти её.

Ведь цыганки, уж простите
В Брауншвайге в дефиците
И кукушки не кукуют
В наших шумных городах.
Что же мне ответить внучке?
Может, кто меня научит?
То что там, за поворотом
Мы не знаем никогда.

Век наш краток или долог ?
Позвонил дружок, астролог
Без проблем могу я, Лёва
Рассказать, как ляжет путь.
И когда тебя ждёт вышка.
Я подумал: «Это слишком»
И сказал: «Спасибо, Миша.
В другой раз когда-нибудь».

Город в золоте осеннем
Ночь длинней, короче тени
Внучка влезла на колени:
«Деда, ты когда умрёшь?»
Книгу судеб не читаю,
Зв подарок день считаю.
Пусть цыганка погадает,
Только где найти её.

МАГДЕБУРГ - БРАУНШВАЙГ

Всё возвращается, всё повторяется
И всё, ребята, всё когда-нибудь кончается.

На душе пустынно и уныло,
Жизнь уходит - всё с пути круша.
Шило променял вчера на мыло.
Магдебург на Брауншвайг.

Говорили, мол, на Западе всё слаже.
Почему ж тогда понять я не могу.
Всё не так. И ночью снится даже.
Этот мне восточный Магдебург.

Всё возвращается, всё повторяется
И всё, ребята, всё когда-нибудь кончается.

Почему, вы объясните почему
Жизнь плетёт всё те же кружева?
Точно также много лет назад тому
Мне являлась по ночам Москва?

По Арбату я мотался как шальной
И глядел в твои черничные глаза.
Снова всё покрыто пеленой
Точно так же, как и много лет назад

Всё возвращается, всё повторяется,
И всё, ребята, всё когда-нибудь, кончается.

Напоследок съездил в Магдебург.
Друга повстречал. Друг мне сказал:
«Успокойся, Лев. Взгляни вокруг.
Наша жизнь - один сплошной вокзал.

Переезды, ожиданья, пересадки,
Вечный-вечный кавардак и суета».
Я поверил другу. Всё в порядке.
Начинаю с чистого листа.

Всё возвращается, всё повторяется.
И всё. Ребята, всё когда-нибудь кончается.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

В защиту бумажной книги

На день рождения мне подарили устройство для чтения электронных книг. Ничего не скажешь - удобно. Обычный книжный формат. И стоит недорого, если скачивать тексты из Интернета (в русскоязычном пространстве это пока возможно) бесплатно. Электронную книгу, как и обычную, бумажную, можно читать, уютно устроившись в кресле или на диване. А также в поезде, автобусе или в самолёте. Есть и преимущества. В одной книжке - множество разных книг. Сотни или даже тысячи. Теоретически, в ближайшем будущем, любая книга, которую ты пожелаешь. Не нужно ходить в библиотеку или в книжный магазин. Сиди, себе, и переключай. Можно также регулировать величину шрифта, при необходимости делать подсветку текста. Вспомним также, что не нужно вырубать леса для производства бумаги. Потрясающе! Невероятно! Сказке подобно! Всё так. И, тем не менее, я пока предпочитаю читать старую, добрую, бумажную. Особенно, когда речь идёт не об одноразовых книжонках, а о хороших книгах. Требующих внимания и сосредоточенности. Которые хочется перечитывать ещё и ещё раз. Почему?
Трудно объяснить. Все аргументы, в основном, на уровне ощущений и плохо поддаются словесному выражению…
Переворачивание страниц.
Странно, но это становится важным, почти ритуальным действием. В этот момент ты вступаешь с книгой в контакт, прикасаешься к ней, подпитываешься её биополем. Есть страницы, которые так увлекли и поразили, что с ними не хочется расставаться. Ты перечитываешь их, поглаживаешь, стараясь лучше понять их суть и такое ощущение, что она (эта суть) через касание перетекает в тебя. Звучит заумно, но мне кажется, что те, кто любят читать книги, понимают, что я имею в виду.
Запах.
Это опять-таки на уровне ощущений и опять-таки важно. Типографская краска, если книга недавно напечатана, запахи домашней или публичной библиотеки, какие-то странные, подчас, надуманные тобой самим, запахи старины, если книга издана давно. Без этих запахов книга многое теряет. Во всяком случае, для меня. Особенно удивительно и неповторимо пахнут антикварные книги. Впрочем, тут можно найти объяснение и в логически более аргументированном ключе. Антикварная книга – своеобразный психологический феномен. Держа ей в руках, мы понимаем, что страницы эти переворачивали люди, жившие много лет назад. Книга становится связующей ниточкой между поколениями.
Энергетика.
Хорошие, любовно изданные книги обладают своей особой энергетикой. Это не мистика и не полёт фантазии. У меня была книга мудрых мыслей и афоризмов Льва Николаевича Толстого, изданная в 1897 года. В ней Лев Николаевич собрал мысли и афоризмы, как собственные, так и, созвучные им, мысли других мыслителей. Говорю, была, потому что недавно при переезде книга куда-то затерялась. Нашёл её в Интернете, стал читать и убедился, что магическое очарование мудрых слов значительно уменьшилось. Холодный экран компьютера не способен, так как живая бумажная книга, заразить, заставить задуматься, увлечь.
Так бывает, когда одни и те же тексты (в большей степени почему-то это относится к стихам) читает любитель и хороший, профессиональный актёр. При чтении актёра создаётся особое настроение, открываются новые краски, возникают новые, ранее ускользавшие нюансы.
Книга, как память.
Эта возможность тоже теряется с уходом бумажной книги. А ведь некоторые книги, особенно, с автографом автора или с дарственной надписью мы храним всю жизнь. Так же как и книги подарочные, оформление которых имеет собственную художественную ценность. Хорошая бумажная книга это, в определённом смысле, произведение искусства и согласитесь, смотреть на неё, как на любое другое произведение искусства, значительно более интересно в оригинале, чем с экрана. Именно поэтому, мы ходим в художественные галереи. Увидеть картины Леонардо да Винчи, Репина, Левитана, других великих художников в оригинале или в репродукции это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Примерно, то же самое происходит, когда мы смотрим один и тот же спектакль, слушаем одного и того же музыканта в театре, в концертном зале или по телевизору. В телевизионной передаче по не вполне понятным причинам в значительной степени теряется эффект непосредственного, эмоционального воздействия.
Рано вносить бумажную книгу в Красную книгу.
Сказанное подводит к мысли, что слухи о приближающейся кончине бумажной книги (называют сроки от пяти до пятидесяти лет) несколько преувеличены. В электронный вариант, скорее всего, перейдут книги, если так можно выразиться, второго сорта, не представляющие большой художественной ценности. А также книги учебные, научные, научно популярные и т.п. Собственно, это уже и происходит. Делаются попытки школьные учебники перевести на небольшой, плоский экран. Когда вижу сегодняшних школьников, сгибающихся под огромными ранцами или рюкзаками, то думаю, что они- то точно этими переменами будут довольны. Бумажные книги же, на мой взгляд, ещё многие годы останутся главными и наиболее востребованными. Потому что, как точно заметил известный американский писатель Луис Менкен: « Главное, чему учит нас чтение книг,- что лишь немногие книги заслуживают прочтения».
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии: «Удивительные истории о музыке»
МУЗЫКА В ЖИЗНИ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЙЕНА
Великому сыщику Шерлоку Холмсу игра на скрипке помогала сосредоточиться и найти решение расследуемого дела. Хотя персонаж был выдуман Артуром Конан Дойлом, но наблюдение точное. Как отмечал И.Павлов: «Музыка стимулирует работу мысли». Кроме того, прототип Шерлока Холмса, доктор Джозеф Белл (с ним вместе Конан Дойл работал в Эдинбургской больнице) действительно любил в свободное время играть на скрипке. А сейчас хочу рассказать о вполне реальных великих людях, не профессиональных музыкантах, которым музыка помогала в жизни…
Я не физик. Я знаменитый скрипач.
Альберт Эйнштейн (1897-1955г.г.) не просто любил музыку, музыка была важной частью его жизни. Великий физик, вообще, был убеждён, что между музыкой и физикой есть много общего. «Физика раскрывает неизвестное в природе, -говорил он, - а музыка - в человеческой душе. Это два метода познания мира».
О единстве физики и музыки писал, как бы с другой стороны, со стороны музыки, ученик П.Чайковского, И.Танеев: «Космос - это царство музыки. Взгляните на гармонию миров, на движение светил. Всё подчинено музыкальным законам. Без музыки человек ничто».
Со словами Танеева перекликается высказывание Эйнштейна о теории атома Планка: «Эта теория - гениальная музыка в мире мыслей. Она также божественна, как музыка Моцарта».
Музыка, игра на скрипке была рядом с Альбертом Эйнштейном всю жизнь. Альберт вырос в музыкальной семье. Учился игре на скрипке с 6 лет. «Но по настоящему я стал заниматься игрой на скрипке,- писал он, - с 13 лет, когда влюбился в сонаты Моцарта». Музицирование стало для Эйнштейна самым большим удовольствием. «Однажды, когда Альберт был ещё студентом, - вспоминает его приятельница, - он услышал, как в соседнем доме кто-то играет на фортепиано сонату Моцарта. «Кто это играет?- спросил он. «Там живёт учительница музыки». Альберт достал скрипку и ни слова не говоря кинулся на звуки фортепиано. Дверь оказалась незапертой и пианистка была ошеломлена, когда неизвестный молодой человек ворвался к ней в дом с криком: «Играйте, играйте дальше». Позже они с этой учительницей музыки часто играли вместе дуэтом.
В другой раз в Цюрихе в 1921 году Эйнштейна пригласили выступить с лекцией о теории относительности. Каково же было изумление и радость публики, когда известный физик вышел со скрипкой и предложил послушать вместо лекции сонату Моцарта.
Альберт Эйнштейн играет на скрипке
И ещё одна любопытная история. Эйнштейна пригласили выступить на благотворительном концерте в небольшом немецком городке. Он сыграл на скрипке «Чакону» Баха. Местный журналист, присутствовавший в зале, поинтересовался у соседа: «Кто это играет?». «Вы что, не знаете? Это же сам Альберт Эйнштейн». На другой день в местной газете появилась заметка о концерте, где было сказано, что выступал известный виртуоз-скрипач Альберт Эйнштейн. Великий физик потом долгое время показывал всем эту заметку и радостно говорил: «Вы видите, я не физик. Я знаменитый скрипач».
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии "Удивительные истороии о музыке"
Музыка трогает меня до слёз
Музыка не только занимала существенное место в жизни Льва Николаевича Толстого (1828-1910г.г.), но и оказывала большое влияние на его литературное творчество. В юности Толстой усиленно занимался игрой на фортепиано (иногда по три-четыре часа в день) и даже мечтал о карьере пианиста. В зрелом возрасте Лев Николаевич много размышлял о том, почему сочетание звуков способно оказывать такое могущественное воздействие на человека. Он сравнивал слушание с музыкой с погружением в сон, когда картины, образы, чувства захватывают тебя и вызывают настроения и эмоции, которые чувствовал, сочиняя музыку композитор. «Как это происходит, - писал великий писатель,- тайна великая и непостижимая». Лев Толстой пытался в этой тайне разобраться. После долгих размышлений он даёт определение музыки: « Это искусство троякого сочетания звуков - в пространстве, времени и силе - передавать и воспроизводить состояние души»
Ближе всего Толстому нравилась музыка страстная, взволнованная, глубоко эмоциональная. В детстве семилетний Лёва замирал неподвижно, когда мама играла «Патетическую» сонату Бетховена. «У меня она оставляла, - вспоминает впоследствии Лев Николаевич,- чувство сладкое и тревожное». Более подробно описано влияние «Патетической» сонаты в исполнении «маман» в повести «Детство». Мальчик сидит, сжавшись клубочком в кресле, и слушает. Уже эта поза, его внимание, его способность, не отвлекаясь, выслушать всю сонату до конца, не отвлекаясь, говорить о его исключительной музыкальной восприимчивости. Как же реагирует ребёнок? Это тоже потрясает. В «Интродукции» «…слушает затаив дыхание». В «Аллегро» «…всё сильнее слышится мне неясный, тревожный рокот». И в «Анданте» « …на душе становится спокойно, радостно, хочется улыбаться…».
Об удивительной музыкальной восприимчивости Толстого вспоминает и его сын Сергей Львович: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так переживал музыку, как мой отец». А современники писали, что Толстой слушая музыку, часто «обливался слезами».
Бетховен, вообще, на всю жизнь остался любимым композитором Толстого. Также как, впрочем, и Моцарт. Писатель просил исполнить музыку Бетховена всякий раз, когда к нему в Ясную Поляну приезжали известные пианисты: братья Рубинштейн, Игумнов, Танеев, Скрябин. Когда они играли, Толстой сидел неподвижно, глубоко переживал услышанное, часто на глазах его выступали слёзы. Другим любимым композитором Льва Николаевича был Шопен. Однажды прослушав ноктюрн фа диез минор, воскликнул: «Вот так надо писать! Шопен - Пушкин в музыке». Для Толстого это было высшей похвалой. Нравилась Толстому и народная музыка, особенно, русские народные песни. Очень любил Лев Николаевич, когда ему пели яснополянские песни его дочери Таня и Маша. Однажды он даже записал эти песни и отправил их на обработку П.Чайковскому. Любил Толстой песни цыган. Когда в Ясную поляну заходили цыгане, он приглашал их в гости и просил спеть. Две цыганские песни Лев Николаевич самостоятельно записал для пьесы «Живой труп».
Впрочем, великий писатель был не только слушателем, но и сам много играл. Когда в их доме появилась гувернантка, хорошо владеющая фортепиано, они часто играли в четыре руки. Очень любил Толстой импровизировать за роялем. В повести «Утро помещика» он подробно описал, как это происходило: «После тяжёлых для него бесед с крестьянами, в грустном настроении Николенька садится за рояль и рассеянно пробегает по клавишам, наигрывая какой-то неопределённый мотив. Потом он подвигается ближе и в полных, чистых аккордах этот мотив повторяет. Ему казалось при этом, что он слышит и хор, и оркестр и тысячи мелодий. Различные странные образы, грустные и отрадные, сменяют один другой».
Иногда Толстой сам сочинял музыку, но, к сожалению, никогда её не записывал. Однажды Лев Николаевич даже решил поставить в их доме оперу-пародию. Он написал сценарий, в котором в шутливом стиле рассказывал о страстной, безответной любви. Вставил в оперу уже известные арии и написал слова и музыку к собственным. Играли в опере домашние, а также приглашённые артисты. Перед началом оперы писатель сел за рояль и вместо увертюры сыграл импровизацию на некоторые известные музыкальные темы. По воспоминаниям Гольденвейзера, опера имела большой успех.
Понимая огромное влияние музыки на человека, Лев Николаевич, естественно, и в своей школе в Ясной Поляне уделял большое внимание музыкальному воспитанию детей. Поразительно, что главное направление его музыкальной педагогики соответствует современной тенденции: главное не обучение детей игре на инструменте, а их нравственное воспитание при помощи музыки.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии "Удивительные истории о музыке"
ГАММЕЛЬНСКИЙ ДУДОЧНИК
Благодаря легенде о гаммельнском дудочнике, (его ещё называют «гаммельнский крысолов», а также, видимо, за пристрастие к яркой одежде, «пёстрый дудочник», «пёстрый флейтист»), город Гаммельн в Германии излюбленное место для туристов. Гиду есть что показать экскурсантам: дом крысолова, улицу молчания, где нельзя играть на музыкальных инструментах, церковь 13 века с табличкой, рассказывающей о произошедших в легенде событиях, мост через реку Везер, по которому дудочник вошёл в город.
Легенда о дудочнике явно отличается от других произведений средневекового фольклора. Отличается не только необычностью сюжета, но и его почти документальной подтверждённостью. Судите сами. Нам известна точная дата, когда эти удивительные события произошли - 6 июля 1284 года. В день святых Иоанна и Павла. Этот день официально считается началом истории Гаммельна. В ежегодных празднованиях, посвящённых этому события, проводятся костюмированные балы, на которых, как правило, обыгрываются события легенды.
Гаммельн 2009 год.
Этим событиям историк и монах Йобус Финцелиус во второй половине 17 века посвятил целую главу в книге «Правдивые описания событий необыкновенных». Да, что там главу. Современная американская исследовательница Шейла Харти посвятила целую жизнь сбору данных, подтверждающих эти события. Именно она нашла в Хрониках 1384 года запись: «Десять лет назад пропали наши дети».
Думаем, что достаточно заинтриговали читателя, чтобы перейти к изложению самой легенды.
В начале 80-х годов 13 века город Гаммельн подвёргся крысиному нашествию. Крыс было так много и они были такие большие, что справиться с ними городу оказалось не под силу. Злобные, вечно голодные животные огромными стаями бегали по городу, нападая не только на кошек и собак, но даже на маленьких детей. Это была катастрофа. Жители покидали город. Спасение пришло неожиданно. 26 июня 1284 года весёлый молодой человек в красной шляпе и ярком костюме охотника вошёл в город и направился к зданию магистрата.
-Я могу спасти город и уничтожить крыс, - твёрдо заявил он бургомистру. - Сколько Вы заплатите за это?
-Если сможете уничтожить крыс,- воскликнул бургомистр, - то мы дадим Вам столько золота, сколько Вы сможете унести. - Горожане, присутствовавшие при разговоре, громкими криками подтвердили слова бургомистра.
Тогда молодой человек достал из кармана серебряную флейту (в некоторых вариантах дудку) и заиграл. На необыкновенно красивые звуки стали собираться крысы. Огромные полчища крыс. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех, оказавшихся такими музыкальными, грызунов.
Дудочник уводит из города крыс
Однако, счастливый конец, как и в мифе об Орфее и Эвридике, не наступил. Напротив, дальнейшие события приобретают трагический характер. Когда крысолов-дудочник вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ.
-Если каждый будет получать кучу золота за игру на флейте, это будет слишком накладно для города, -заявил бургомистр под одобрительные возгласы всё тех же горожан.
-Но вы же обещали,- возмутился дудочник.
-Да, пообещал сгоряча. Извините,- ответил бургомистр. Выражаясь современным языком, «…чего не скажешь в шутейном разговоре».
Молодой человек ушёл, затаив обиду. Через несколько дней он снова в том же ярком костюме появился в городе. На этот раз, когда «крысолов» достал флейту и заиграл, стали собираться заворожённые его игрой дети. Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и девочек, уходили за ним. Больше никто детей не видел. По одной версии, молодой человек увёл их в пещеру горы Коппельберг и никого из них больше не видели, по другой, дети перешли горы и обосновались в Трансильвании, сегодняшней Румынии.
Дудочник уводит детей
О чём эта легенда? О наказании за обман или о волшебной силе музыки? Наверно, и о том и о другом. Во всяком случае, на протяжении многих столетий трагедия, разыгравшаяся в Гаммельне, привлекает внимание поэтов, писателей, композиторов. Из наиболее известных произведений отметим балладу И.Гёте, стихотворение «Крысолов» Г.Гейне, рассказ А.Грина под таким же названием, «Романс Крысолова» И.Бродского, Романс «Крысолов» C,Рахманинова, пьесу американского драматурга Р.Нолли «Пёстрый флейтист», концерт для флейты с оркестром Д.Корньяна.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии „Удивительные истории о музыке»
ДЕВЯТИЛЕТНИЙ БАХ СДЕРЖАЛ ОБЕЩАНИЕ
Современные условия создают возможность развивать ваших маленьких сына или дочь в самых разных направлениях: музыка, живопись, танцы, спорт, многое другое. Как выбрать правильный путь и не ошибиться. Иногда родители действуют методом проб и ошибок, переводя из секции в секцию из кружка в кружок. Но есть и другой путь. Если внимательно понаблюдать за привычками, склонностями, симпатиями и антипатиями вашего ребёнка (как он реагирует на музыку, любит ли петь, нравится ли ему рисовать, охотно ли он работает в саду и т.п.) то можно узнать о нём многое, что позволит точнее и быстрее выбрать правильное направление для его развития.
Прислушайтесь, присмотритесь к своим детям. Иногда уже в детстве они точно знают , чем бы хотели бы заняться, когда станут взрослыми. Вспомните хотя бы великого натуралиста Чарльза Дарвина, который с 8-ми лет увлекался наблюдениями за растениями и животными. Или археолога Генриха Шлимана, который в семь лет зачитывался «Илиадой» Гомера и в детском возрасте заявил, что сумеет найти сокровища Трои, когда вырастет. Это удивительный феномен ещё раз подтверждает история про мальчика Баха…
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в городе Эйзенах. В семье было ещё шесть детей. Династия Бах – самая известная музыкальная династия в Германии. Не только отец Иоганна был музыкант, но и дед, прадед, дяди, все браться и сёстры. На одном из немецких диалектов слово «бах» до сих пор означает городской музыкант. Маленького Иоганна (Ваню) с пяти лет тоже учили играть на скрипке и клавесине. Фортепиано в современном понимании тогда ещё не было.
Иоганн Себастьян Бах. 1746 г.
В 1694 году скоропостижно умирает мать мальчика. Спустя некоторое время отец. Иоганн переходит жить к старшему брату Рудольфу, органисту с близлежащем городке Эрфурд. Рудольф продолжает музыкальное обучение брата. Воспитанный на старых музыкальных авторитетах, он не хотел чтобы Иоганн знакомился с авангардным по тому времени творчеством «модных» композиторов: Пахельбеля, Фробергера и другими. Поэтому ноты с их произведениями он запирал на замок в шкафу. Шкаф находился в комнате, где спал юный Бах. Сейчас трудно сказать почему Иоганну так хотелось познакомиться с этими нотами. То ли запретный плод сладок, то ли ему нравились произведения современных авторов, которые он где-то слышал. Мальчик сумел каким-то образом открывать шкаф. Ночью при лунном свете (свеч, как видно, достать не удалось) он переписывал эти пьесы. Так продолжалось чуть ли пол года. Позже плохое зрение Баха как раз и было следствием этих бессонных, лунных ночей. Однажды старший брат застал Иоганна за этим занятием и отобрал с таким трудом переписанные ноты.
Горе маленького Баха было огромно.
- Я всё равно буду сочинять музыку ещё лучше, чем они, - крикнул он тогда сквозь слёзы.
- Иди спать, болтун,- сказал Рудольф и, как мы знаем, оказался неправ. Юный Бах сдержал обещание. Он стал писать не только лучше, чем современные ему композиторы, но и перешагнул века. Бах есть и будет великим композитором на все века и для всех народов.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

ГЕНДЕЛЮ ПОМОГ СЛУЧАЙ…СТАТЬ КОМПОЗИТОРОМ

Случай, вообще, играет существенную роль в нашей жизни. Не зря ему присвоили титул «Ваше Величество». Особенно часто и далеко не всегда в лучшую сторону, поворачивается судьба человека, когда вопрос встаёт о выборе направления при воспитании ребёнка. В том числе, музыкального воспитания. О двух случаях в своей практике хочу рассказать:
- Расскажу коротко. Потому что подробно я описал эти случаи в книге «Музыкальное воспитание ребёнка», которая вышла в издательстве «Айрис» в 2011 году. Это случаи о том, как родители не хотели или не смогли обучать музыке своих музыкально одарённых детей и тем самым «зарыли в землю» их талант.
Саша Кузьмина, девочка 8 лет, случайно разбила стекло в моей квартире, когда играла во дворе с мальчишками в футбол. Я зашёл к ней домой, чтобы договориться об оплате работ по вставке нового стекла с родителями. Это стоит недёшево. Мама девочки обещала заплатить и пригласила выпить чашку кофе. В комнате стояло пианино.
- У Вас кто-нибудь играет? – спросил я.
- Да. Саша немного пробует. Но сама, без учителя.
- Поиграй, пожалуйста, Саша,- попросил я.
Саша охотно села за пианино и начала играть. Далее случилось нечто невероятное. Саша играла собственную, прекрасную музыку. Нежная, причудливая мелодия на фоне странных, ни на что непохожих, гармонически «неправильных» аккордов. Музыку, которую хотелось слушать и слушать. Я сидел поражённый. Передо мной был вундеркинд. Чудо ребёнок.
Мама увидела моё состояние и радостно заулыбалась:
-Вам понравилось? Это она сама сочинила.
- Да очень. Я учитель музыки и уверен, что у девочки редкий музыкальный дар. Её нужно учить музыке. Могу с ней позаниматься бесплатно.
- Что Вы? Какая музыка?- возразила мама.- Мы с мужем стоматологи. У нас зубная практика. Сашенька тоже будет зубным врачом. Занятия музыкой требуют много времени. Мои попытки переубедить маму ни к чему не привели. Саша так и не стала заниматься музыкой.
Другую девочку, Алёну, 5 лет, привела ко мне в класс бухгалтер нашей музыкальной школы, Анна Ильинична, большая любительница русских народных песен.
Послушайте девочку, пожалуйста,- попросила она и ушла.
-Ты можешь спеть какую – нибудь песню?- спросил я
Девочка встала, вышла на середину комнаты и, глядя мне в глаза, запела. Тихим, еле слышным, детским, немного хрипловатым голосом. Старинную русскую песню: «Степь да степь кругом, путь далек, лежит, в той степи глухой замерзал ямщик…»Тоненький ручеёк мелодии журчал, вился серебряной струйкой, звенел, то нарастая, то затухая. Я понял, что Алина слышала эту песню в исполнении мамы. Какая искренность и напряженность исполнения! Какое недетское чувство! Когда девочка допела песню до конца, со всеми куплетами, точно выговаривая все, совсем не простые для пятилетнего ребёнка слова, я уже ясно понимал - передо мной ребёнок необычайной музыкальной одарённости. Это было невероятно. Это было сказке подобно.
Девочка прозанималась у меня восемь месяцев, делая очень хорошие успехи. Но потом воинскую часть папы (он был военнослужащий) перевели в другой город и Алина, как я узнал позже, занятия музыкой прекратила.

Точно также могло бы получиться и с великим немецко-английским композитором (он родился в г. Галле (Германия) в 1685 году, а большую часть жизни прожил в Лондоне) Фридрихом Георгом Генделем.
С семи лет Фридрих получает классическое (это было время Просвещения), широкое и многостороннее образование, в котором музыке, как в античные времена, уделялось значительное место. В частности, детей в обязательном порядке учили игре на клавесине. Учителем мальчика был хороший музыкант Иоганн Преториус. Гендель показывал исключительные успехи в музыкальных занятиях, но папа, лекарь-хирург при дворе герцога Саксонского Иоганна Адольфа мечтал видеть сына адвокатом. « Это, действительно, достойное дело,- неоднократно говорил он Фридриху. – А музыка-детская забава». Нрава отец был твёрдого характера и стал бы юный Гендель адвокатом, если бы не вмешался всё тот же его Величество Случай.
Герцоги не так часто заезжают в гости к своим придворным, но в этом раз Адольф проезжал в карете недалеко от дома своего лекаря, когда почувствовал себя нехорошо. У герцога были проблемы с сердцем. Экипаж свернул к дому Генделей. Врач, к счастью, оказался дома и оказал герцогу необходимую помощь. Иоганну Адольфу стало лучше. Было обеденное время и высокого гостя пригласили к столу. После обеда герцог, большой любитель музыки, попросил Фридриха что-нибудь ему сыграть. Мальчик сыграл собственное сочинение-импровизацию на известную мелодию. Игра и творчество юного Генделя так поразили курфюрста, что тот стал настаивать, чтобы Фридрих начал всерьёз учиться музыке. Он даже порекомендовал ему в учители лучшего музыканта Саксонии Фридриха Цахау.
Фридрих Георг Гендель
Отказывать герцогу было не принято. Так, благодаря случаю, Гендель стал не рядовым, пускай хорошим адвокатом, а великим композитором.
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Re: Страничка Льва Мадорского

Post by Лев Мадорский »

Из серии "Удивительные истории о музыке"
ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА

«Классическая музыка обладает магической силой,- писал современный британский драматург Уильямс Конгрив,- Она может усмирить дикаря, смягчить камень, согнуть кряжистый дуб» Во всёмогущую, божественную силу музыки верили и древние. Из этой веры у древних греков возник этот миф об Орфее, которого, по одной из версий, считают сыном Апполона. Апполон подарил Орфею золотую лиру, играя на которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и даже горы. В одном из древнегреческих мифов читаем: « При игре Орфея птички порхали вокруг него, рыбки выпрыгивали из воды, ветры и море стихали, лев и тигр лежали мирно рядом с овцой» « Он водил за собой слушателей, вызывая радость своим голосом», - писал об Орфее Эсхил в трагедии «Агамемнон». Великий певец и музыкант-герой различных древнегреческих мифов. Так, например, он был участником известного похода аргонавтов за золотым руном (золотой шкурой барана), где совершил множество подвигов.
Орфей играет на кифаре
Особенно широко известен древнегреческий миф об Орфее и его возлюбленной Эвридике, который мы и хотим напомнить читателям. События в мифе развиваются по сказочно-героическому сюжету, пронизанному главной мыслью - пение Орфея, его музыка способны преодолеть все преграды. Прекрасная девушка полюбила Орфея за песни и за чудесный голос и стала его женой. Однажды, когда молодые люди гуляли в лесу, Эвридику ужалила змея. Смерть унесла её в подземное царство. Орфей глубоко переживал потерю любимой. Он решил найти дорогу в подземное царство и вернуть её на землю. Сделать то, что никому из смертных ещё не удавалось. Но не забудем, что никто из смертных не обладал таким чудесным голосом. После долгих странствий, во время которых даже деревья заслушивались пением Орфея и окружали певца, он пришёл к реке Стикс. Орфей попросил перевозчика Харона перевезти его на другую сторону реки. Харон категорически отказался: «Я перевожу только мёртвых». «Вот когда ты умрёшь, - добавил он со своеобразным юмором, - то не волнуйся. Я к твоим услугам» Тогда певец стал петь о любви к Эвридике и о том, как он страдает без неё. Пение Орфея было так прекрасно, что Харон (нелюдимый и всегда мрачный Харон!) заслушался, сжалился над Орфеем и перевёз его в царство мёртвых. В царстве смерти Орфея приводят в тронный зал, где восседают на троне грозный царь Аид и царица Персефона.
- Как ты, живой, осмелился придти сюда? - гневно спрашивает Аид. – Что тебе здесь нужно?
В ответ Орфей поёт песню о том, как он страдает без Эвридики и просит отпустить на землю его любимую. От замечательного пения Орфея не только Персефона заплакала, но и смягчилось сердце Аида. Он надолго замирает в раздумье. Наконец, царь смерти сжалился и разрешил забрать Эвридику домой. Однако, Аид ставит перед Орфеем условие: не смотреть на свою жену пока они не выйдут на землю. Орфей покидает подземное царство. За ним следует Эвридика. Счастье, кажется, так близко. Но в последний момент, перед выходом в светлый мир Орфей не выдержал (помните, как жена Лота, которая превратилась в соляной столб) и оглянулся. Эвридика возвращается в подземное царство. Теперь уже навсегда. Сказочная традиция о добром конце нарушена, но в мифах такое бывает.
Фигура Орфея, одна из самых значительных в античной истории. Его последователи «орфики» создали учение о музах, особенно, о музыкальной музе Эвтеппе. Учение это, «Орфизм» оказало влияние на отношение к музыке, как к могучей силе, помогающей раскрыть духовные силы человека, на Гомера, Гераклита, а впоследствии, на Пифагора и Аристотеля. Последний писал: « Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно, производить своё воздействие на человеческую этику и психику. Что музыка влияет на моральные качества, показывют, помимо многого иного, песни Олимпа, которые. по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом»,
С именем Орфея связаны многие сочинения, как античных времён, так и более поздних. Из наиболее значительных отметим оперу «Орфей» К.Монтеверди, оперу «Орфей и Эвридика» В. Глюка, оперетту «Орфей в аду» Оффенбаха, оперу «Орфей» А.Журбина, пьесу «Орфей спускается в ад» Т.Уильямса.
Post Reply