Page 1 of 1

Скрытая пружина

Posted: Sun Dec 05, 2010 12:17 pm
by ALokshin
СКРЫТАЯ ПРУЖИНА

А.А.Локшин
<<Как-то раз вечером <…> [Шостакович] с Нейгаузом
сидели рядом в концерте, где исполнялась не знаю уж какая
симфония, скверно дирижируемая Александром Гауком.
Склонившись к уху Шостаковича, Нейгауз шепнул: “Дмитрий
Дмитриевич, по-моему, это ужасно!” Шостакович повернулся
к нему со словами: “Вы правы, Генрих Густавович! Великолепно!
Дивно!”>>
(См. Монсенжон Б. “Рихтер. Диалоги. Дневники”. – М.:
Классика-ХХI, 2007, с.100)


Эта заметка – о том , что в высокоразвитом тоталитарном обществе человеческая жизнь построена на необычайных, во многом еще не понятых психологических принципах. Я бы сравнил эту жизнь с существованием глубоководных рыб, способных выдерживать немыслимое давление. Поразительно, что этот феномен в мемуарной (не лагерной) литературе совершенно не исследован . Более того, этот феномен не осознается большинством мыслящих людей . Но отчего же так происходит? Как говорят физиологи, то, что мы видим вокруг себя, в громадной степени есть продукт наших предшествующих представлений. И если этим представлениям систематически мешают формироваться, то мы оказываемся, в сущности, слепы.

* * *
Уже после смерти моего отца пианист Анатолий Ведерников как-то раз специально приходил к другу отца М.А.Мееровичу и настойчиво убеждал его в том, что “это Локшин посадил Прохорову”. Тут надо сказать, что в сороковые годы Ведерников был дружен с моим отцом и, будучи также близким другом Рихтера, часто бывал в доме их общей приятельницы Веры Прохоровой, арестованной в 1950 году. (Абсурдность обвинений в адрес моего отца в настоящее время очевидна [1]. )

А вот другой случай. В начале восьмидесятых в нашем доме появился приехавший из Новосибирска музыковед Карпинский, желавший изучать музыку моего отца. До этого он уже успел узнать от Анатолия Ведерникова, который был в Новосибирске на гастролях, что “Прохорову посадил Локшин”.

А вот еще случай. В семидесятые годы на мехмате МГУ вместе со мной училась Вера Леонтович, дочь академика М.А.Леонтовича. Спустя много лет она рассказала мне, что у них дома собирался семейный совет: можно ли ей общаться со мной – сыном нелюдя? Позднее я прочел книжку, посвященную памяти Ведерникова, откуда узнал, что он был другом ее брата, физика А.М.Леонтовича.

А еще – насколько я понимаю, ученики Анатолия Ивановича (и, в частности, влиятельный Виктор Суслин) разделяли взгляды своего учителя (со всеми вытекающими отсюда для моего отца последствиями).

Поэтому, я думаю, простителен мой интерес к пианисту Ведерникову. В конце концов, его история – это контекст истории моего отца.
Итак,
ЦИТАТА ПЕРВАЯ
<<Обычно каждый день приходил к нам <..> Толя Ведерников, ученик отца [т.е. Г.Г.Нейгауза] , талантливейший музыкант. Он был вундеркиндом в Харбине, концертировал мальчиком в Японии, в 1936 году шестнадцатилетним решил учиться у Нейгауза, приехал с родителями в Москву и поступил в консерваторию. Вскоре [его] родителей арестовали , и Толя остался один. ПАПА СКАЗАЛ ЕМУ, ЧТО ОН МОЖЕТ СЧИТАТЬ НАШ ДОМ СВОИМ ДОМОМ [здесь и далее все выделения в тексте сделаны мной – А.Л.]. С тех пор Толя подружился со всеми обитателями нашей квартиры и стал регулярно бывать у нас.>>
Нейгауз М.Г. “Святослав Рихтер в семье Генриха
Густавовича Нейгауза”/Вспоминая Святослава Рихтера.-
М.: Константа, 2000,с.30

ЦИТАТА ВТОРАЯ
<<НЕЙГАУЗ ПРИНЯЛ ЕГО [т.е. Анатолия Ведерникова] В КЛАСС И ВСЕЙ ДУШОЙ БЫЛ РАСПОЛОЖЕН К НЕМУ . Анатолий сразу почувствовал в Генрихе Густавовиче исключительную личность, человека, который поднимет для него занавес в мир искусства, раскроет ему то, о чем он только подозревал <…>. Генрих Густавович, желая раскрыть своему ученику музыку глубже, часто философствовал на уроках. Он всемерно развивал в нем любовь к другим искусствам – к поэзии, живописи, архитектуре. Проводил аналогии с явлениями природы, особенно много говорил о духовной жизни.>>
Ведерникова О.Ю.“Анатолий Ведерников”/Анатолий
Ведерников: Статьи. Воспоминания. – М.:Композитор,
2002, с.22-23

ЦИТАТА ТРЕТЬЯ
<<Наступил 1940 год. НЕЙГАУЗ РЕШИЛ ПОКАЗАТЬ ПУБЛИКЕ ДВУХ СВОИХ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНИКОВ [Рихтера и Ведерникова] . Они выступили в Большом зале консерватории, сыграв Двойной концерт Баха C-dur. [Затем сыграли] Рихтер – Концерт Шумана, а Ведерников – Концерт Равеля G-dur. Дирижировал Николай Аносов. Концерт прошел с огромным успехом. В газете “Правда” от 27 апреля 1941 года появилась [восторженная] рецензия. >>
Ведерникова О.Ю. “Анатолий Ведерников”, с.25-26

ЦИТАТА ЧЕТВЕРТАЯ (из письма Г.Г.Нейгауза – Б.С.Маранц и С.С.Бендицкому. Москва, 11 октября 1941г.)
<< ТОЛЯ [ВЕДЕРНИКОВ] И СЛАВА [РИХТЕР] ЧУДНО ИГРАЮТ . На молодежь война все-таки не так действует, как на меня , старика. Недавно состоялся мой “доклад” в ВТО о Шимановском, потом играли я, Толя и Слава. Слава играет гениально.>>
Цит. по: Нейгауз Г.Г. Письма. – М.:Дека-ВС, 2009, с. 245

ЦИТАТА ПЯТАЯ
<< Г[енрих] Г[уставович] был арестован 4 ноября 1941 года. <…> Г.Г. был искренним и открытым человеком, высказывал свои мысли многим людям – некоторые из них писали доносы. Когда следователь прочел ему ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОНОСОВ , Г.Г. сказал 3 декабря [1941 года] (в изложении следователя):
''Убедившись в наличии у следствия материалов, я твердо решил дать развернутые показания о своей антисоветской деятельности, которая выражалась в моих антисоветских настроениях и высказываниях” <…>
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА 28 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА. 10 ЧАСОВ УТРА. <…>
Вопрос [следователя]: Назовите лиц , при которых вы высказывали свои антисоветские настроения и обстановку, в которой это происходило.
Ответ [Г.Г. Нейгауз перечисляет: Нейгауз М.С., Рихтер С.Т., Ведерников А.И., три сестры Блуменфельд, Яков Зак, Эмиль Гилельс, сослуживцы]. <…>
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 МАЯ 1942 ГОДА.
На основе поступивших в НКВД СССР агентурных данных [т.е. данных, полученных от ВНЕДРЕННОГО АГЕНТА] о том, что Нейгауз Г.Г. занимается антисоветской агитацией, высказывает намерение дождаться прихода немцев и по этой причине отказался от эвакуации из гор. Москвы, Нейгауз 4.11.41 был арестован и привлечен к уголовной ответственности. <…>
Сознался частично. Изобличается агентурными материалами. <…> >>
См. Нейгауз М.Г. “История ареста Генриха Густавовича
Нейгауза: воспоминания дочери”. – М.: Ньюдиамед,
2000, с.10, 17 – 20

ЦИТАТА ШЕСТАЯ
<< Девять месяцев просидел Генрих Густавович в одиночной камере <…>. Многие известные музыканты, среди них Э.Гилельс, видные ученые ходатайствуют о его освобождении. Хлопоты увенчались успехом, что для того времени было немыслимо. Нейгауза освободили, но обвинения с него не сняты, он должен уехать в ссылку. Анатолий [Ведерников], узнав, что Генрих Густавович уже дома, сейчас же приехал к нему.>>
Ведерникова О.Ю. “Анатолий Ведерников”, с. 28

ЦИТАТА СЕДЬМАЯ
<< Г.Г. был выпущен из тюрьмы 19 июля 1942 года. Через три недели Г.Г. был отправлен в ссылку в Свердловскую область. <…> Осенью 1944 года Г.Г. приехал в Москву как член жюри смотра молодых музыкантов. Группа деятелей искусств написала ходатайство о том, чтобы Г.Г. разрешили остаться в Москве [разрешение было получено, Нейгауз вернулся к преподаванию в Московской консерватории – А.Л.] .>>
Нейгауз М.Г. “История ареста …”, c.21-22

ЦИТАТА ВОСЬМАЯ
<< В ноябре 1945 года объявляется всесоюзный конкурс. Рихтер и Ведерников намереваются принять в нем участие. Тогда, сразу после войны , играть было почти некому. Казалось, и конкурентов-то практически нет. Анатолий показывает себя очень хорошо. Каких-то неудач у него вообще не бывало, но ПРОИСХОДИТ НЕЧТО НЕОБЪЯСНИМОЕ. А.ВЕДЕРНИКОВ НЕ ПРОХОДИТ НА 3-Й ТУР И НЕ ПОЛУЧАЕТ ДАЖЕ ДИПЛОМА . Первое место делят между собой С.Рихтер и В.Мержанов, остальные места распределяются среди пианистов, теперь уже давно не играющих или ныне никому не известных. ТРУДНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ, КАК МОГЛО ЖЮРИ С ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИМ Д.Д.ШОСТАКОВИЧЕМ, ОТЛИЧНО ЗНАВШИМ ВЕДЕРНИКОВА КАК ТАЛАНТЛИВОГО, БЛЕСТЯЩЕГО ПИАНИСТА, ПОСТУПИТЬ ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ – ТАК ПРЕДАТЕЛЬСКИ ПОГУБИТЬ ЕГО.>>
Ведерникова О.Ю. “Анатолий Ведерников”, с. 30-31
Эти яростные строки, очевидно, представляют собой обвинение, адресованное Ольгой Юльевной прежде всего персонально Шостаковичу. Вполне возможно, однако, что ее гнев был направлен по неверному адресу. Что касается реакции Нейгауза на несправедливость жюри , то некоторое суждение об этой реакции можно вынести на основании его письма своей ученице и близкому другу, педагогу Свердловской консерватории:

ЦИТАТА ДЕВЯТАЯ (из письма Г.Г.Нейгауза – Б.С.Маранц ; конец января 1946 г.)
<<Дорогая Базя! Спасибо за Твои милые письма, в особенности за упоминание об истине. Если тебе попадется “Советское искусство”, почитай там мою статейку о Святославе [Рихтере], здесь всем очень понравилось, но я огорчен [!], что самое лучшее – цитату из Пастернака почему-то упразднили. ЕЩЕ РАЗ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ С ПОБЕДОЙ ЮРЫ [МУРАВЛЕВА]. [На Всесоюзном конкурсе музыкантов–исполнителей в 1945 г. первые премии получили С.Т.Рихтер и В.К.Мержанов, третью – Ю.А.Муравлев.] ПРИЯТНО, ЧТО ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИЛ НА НЕГО ШОСТАКОВИЧ . Твои планы насчет Юры считаю совершенно правильными и поддерживаю. Надо будет только их точно претворить в жизнь. Главная забота должна быть о его здоровье, которое вызывает опасения. [Далее Г.Г. Нейгауз довольно подробно пишет о предстоящих концертах и каникулах, задает своей корреспондентке вопрос об аспирантуре. – А.Л.] Сейчас спешу очень, потому коротко. Масса дел, хлопот, учеников и т. д и т. д. Как всегда. Жить некогда! СТАСИК ТОЖЕ МЕНЯ РАДУЕТ, НЕ ТОЛЬКО МОИ УЧЕНИКИ [?! ]< …> >>
Цит. по: Нейгауз Г.Г. Письма. – М.:Дека-ВС, 2009, с. 283

О Ведерникове в этом письме – ни слова, что, пожалуй, поразительно.
Вообще, приподнятый , почти эйфорический тон процитированного письма Нейгауза и благодарность, высказанная им в адрес Шостаковича, и то, что “Стасик тоже меня радует, не только мои ученики”- все это странно контрастирует с тяжелейшим поражением его любимого ученика. (По словам одного из очевидцев, присутствовавших на объявлении результатов второго тура в Большом зале Консерватории, Ведерников был “просто убит”.) На мой взгляд, основным содержанием процитированного выше письма является именно КРИЧАЩЕЕ ОТСУТСТВИЕ УПОМИНАНИЯ О ВЕДЕРНИКОВЕ - НИ ОДНОГО СЛОВА СОЧУВСТВИЯ В ЕГО АДРЕС.

ЦИТАТА ДЕСЯТАЯ
<< А[натолий] В[едерников]. <…> Я всегда считал, что мне немножечко не везет. Вот был Первый Всесоюзный конкурс, когда Мержанов и Рихтер получили первые премии, я же на третий тур не прошел. НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ.
А[натолий] Ш[елудяков]. Не могли припомнить [арестованных] родителей или что-нибудь такое?
А[натолий] В[едерников]. НЕТ.[ Как это можно было узнать? – А.Л.] Считают, что я там играл удачно, но там надо было дать кому-то из Прибалтики премию или кому-то еще…
А[натолий] Ш[елудяков]. Конкурсы – это всегда политика.
А[натолий] В[едерников]. И я, в общем, выпал. Это сказалось на отношении ко мне Москонцерта, потому что они долгое время оставляли меня в “антураже”, и если бы не Александр Александрович Холодилин из Министерства культуры СССР, который мне очень помог, я бы, наверное, из этого не выбился.>>
Беседа с А.И.Ведерниковым/Анатолий Ведерников:
Статьи.Воспоминания.- М.:Композитор, 2002, с. 57

ЦИТАТА ОДИННАДЦАТАЯ
<< Кстати, Нейгауз неприятную написал книгу [о какой книге идет речь, мне так и не удалось выяснить – А.Л.]. Его текстами я был возмущен предельно. <…> В СВОЕЙ КНИГЕ ОН ПРИНИЖАЕТ ТАЛАНТ ВЕЛИКОЛЕПНОГО ПИАНИСТА АНАТОЛИЯ ИВАНОВИЧА ВЕДЕРНИКОВА. ТАМ ЖЕСТОЧАЙШАЯ КРИТИКА В ЕГО АДРЕС… Кстати, после войны, которую Нейгауз провел в Свердловске [! –А.Л.], встал вопрос, кто же будет у него ассистентом в Московской консерватории. Он пригласил человека, который вопреки традиции не был концертирующим пианистом. Хорошего теоретика, но не пианиста. А Ведерников попал в консерваторию , только когда я получил здесь кафедру. Все потому, что Ведерников представлял школу исполнительства, отличную от школы Нейгауза.>>
Мержанов В.К. “Музыка – взволнованная речь”/
Интервью газете “Завтра”, 1.04.2003

ЦИТАТА ДВЕНАДЦАТАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ
<< Теперь я могу закончить мой автобиографический эскиз. С начала будущего (1960/61) учебного года я сокращу мою работу в консерватории раза в три-четыре, так как вышел на пенсию. Но связь с моими учениками , которых люблю, не потеряю. Мне хорошо помогают в работе мои три помощника и бывших ученика: “полный” ассистент Л.Н.Наумов и два “полуассистента” (на полставки) – Е.В.Малинин и мой сын С.Г.Нейгауз. До них прекрасно помогала мне безвременно погибшая от рака моя бывшая ученица Татьяна Хлудова.
< …> И, главное, мне хочется хотя бы в общих чертах записать то , что я продумал, прочувствовал и частично проделал в моей жизни, а также – что жизнь проделала со мной… >>
Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники.
Избранные статьи. – М.: Классика-ХХI, 2000, с.40

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Как известно, Анатолий Ведерников ОТКАЗАЛСЯ ПИСАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙГАУЗЕ (см. цитированную выше книгу о Ведерникове, с. 151). Кто и почему встал на пути пианистической карьеры талантливого Ведерникова, я думаю, не такая уж сложная загадка…
Москва, 2007-2010

P.S. Я говорил (в 2007 году) с В.К.Мержановым по телефону, и он подтвердил мне, что его интервью газете “Завтра” от 01.04.2003 – не первоапрельская шутка. На мой вопрос о том, какую книгу он имел в виду, Виктор Карпович ответил: “Да вот она , стоит у меня на книжной полке.” Если бы я был настойчивее в своих расспросах , то, возможно, выяснилось бы, что речь идет не о книге, а о выступлении или о частной беседе. Бывает, что память подводит людей, искажая второстепенные детали.
__________
[1] См., например, мою книжку “Музыкант в Зазеркалье” на сайте http://www.lokshin.org .

Re: Скрытая пружина

Posted: Sat Feb 17, 2018 11:25 am
by ALokshin
Недавно побеседовал с Анжеликой Огаревой в фейсбуке и получил от нее разрешение опубликовать часть нашего диалога.
А.Локшин Скажите, пожалуйста, откуда Вам известно, что Нейгауз поставил Анатолию Ведерникову низкий балл на Первом Всесоюзном конкурсе пианистов (1945 год)?
А.Огарева. О ситуации с оценкой Ведерникова я знаю из бесед с Арно Бабаджаняном и статьи В.Мержанова, а еще я это слышала от Клары Арнольдовны, жены Т.Хренникова, который знал это от Д.Д.Шостаковича, который был председателем жюри.
***
На мой взгляд, это означает только одно: Нейгауз считал своего любимого ученика Анатолия Ведерникова виновным в своем аресте и просто-напросто отомстил, сломав тем самым Ведерникову пианистическую карьеру мирового масштаба.