ХОЖДЕНИЕ ПО КОМАНДИРОВОЧНЫМ МУКАМ

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
vladimir
участник форума
Posts: 11
Joined: Sun Jan 30, 2011 5:36 pm

ХОЖДЕНИЕ ПО КОМАНДИРОВОЧНЫМ МУКАМ

Post by vladimir »

ХОЖДЕНИЕ ПО КОМАНДИРОВОЧНЫМ МУКАМ

Прежде, чем подойти к описанию тех сложных ситуаций с которыми сталкивались, наверное все, кто выезжал за пределы своего места проживания, находясь в Союзе, мне хотелось бы показать и описать вкратце как это пребывание вне дома происходило в других странах.
Я побывал во многих странах- Америке, Канаде, Франции, Германии, Италии, СССР, Израиле, Китае и Японии, и конечно сталкивался в этих странах со всеми вопросами, связанными с приобретением билетов на любой транспорт, а также с устройством своего быта вдали от места проживания.
Никаких проблем нигде не было с приобретением билетов на любой вид транспорта, никаких трудностей не было с оформлением на жительство в гостиницах.
А какое обслуживание работниками гостиниц при оформлении? Никто не делал никаких намеков на сложность поступления с тем, чтобы как-то ускорить этот процесс, с целью дачи какой-то взятки.
Находясь уже в оформленном номере, ежедневно менялось постельное белье, а полотенец дают несколько для разного назначения.
Вспоминаю, в гостинице Китая г. Аньшань нас оформили по определенной стоимости за сутки. Закончился месяц, а в начале следующего, цена поднялась, и нас это не устраивало. Я заявил менеджеру, что нам прийдется съехать отсюда, так как такую стоимость платить не можем . Он подумал буквально две минуты и говорит,- хорошо будете жить и далее по прежней стоимости. Где такое возможно было в гостиницах Союза?.
А теперь плавно перейду к описанию выбранной темы, и постараюсь описать с какими трудностями
приходилось сталкиваться в командировках, живя в Советском Союзе.
Я пишу без литературного изыска, а только то, что подсказывает мой жизненный опыт.
Если посчитать, что до отъезда в Америку проработал в той стране более 42лет и постоянно разъезжал по командировкам, работая в изыскательских партиях, либо в проектных институтах на Украине в г. Киеве, видимо, был приспособленным человеком для такой жизни со всеми ее бытовыми неустройствами.
Мне пришлось побывать почти во всех уголках той страны и, наверное, мало осталось уже таких людей, которые могут рассказать и напомнить читателям о всех деталях с которыми приходилось сталкиваться в командировках, особенно в условиях отдаленных и неустроенных в бытовом отношении.
И здесь, я бы подразделил все, что связано с командировками на два этапа- 1. Приобретение билетов на любой вид транспорта.
2. Обеспечение жильем в условиях пребывания в разных местах страны, и бытовые условия окружающие командировочного
Находясь последние 25лет в проектных институтах, но и там работа была связана с постоянными командировками.
Каждый раз, когда ставился начальством вопрос о выезде в командировку, сотрудники, особенно женщины, под разными предлогами отказывались от них. Меня всегда спрашивали сотрудники,- как это я не боюсь выезжать, когда билетов на любой транспорт достать невозможно, а в гостиницу устроится тем более? Я им всегда отвечал, что для меня это не составляет никаких трудностей. Конечно, когда выезд намечался через несколько дней, билеты можно было заранее заказать и здесь проблем не было. Но зачастую вопрос ставился о немедленном выезде, а в крайнем случае завтра. Вот тут начиналась вся заковыка.
1. Доставание билетов
Пройдя сложный жизненный путь, я вынужден был приспосабливаться к разным условиям и каждый раз решать проблемы по разному. В одном случае, можно было просто подойти к кассе для депутатов или к другой привилегированной,
дать какой-нибудь документ с вложенной купюрой и это срабатывало. Либо надо было идти в Управление жел. дорог и там объяснять о необходимости срочного выезда. В любом случае это был тернистый путь, но вынужденный, для выполнения поставленной передо мной задачи.
Если вылет намечался самолетом, надо было найти знакомого в этой отрасли, чтобы помог приобрести билет.
Это все касается выезда с места проживания. В обратную сторону положение было еще труднее, так как в основном надо было возвращаться на проходящем транспорте. И здесь часто необходимо было подключать организации куда прибывал для выполнения работ, а также местные партийные организации к которым обращался. Все это очень сложный путь, а также стоило большой нервотрепки для приобретения каких-либо билетов. А уже попав в вагон, и вспомнить какое выдавали постельное белье, застиранное темного цвета, омерзительно противно становится только от этого воспоминания, даже спустя много лет. А хамское отношение в вагонах обслуживающего персонала- проводников оставляет только горький осадок. Еще удивительнее часто, при всей невозможности достать билеты, заходя в вагон, обнаруживаешь его полупустым. И так было везде, в больших и малых городах. Билетов в кассах нет, а вагоны в поездах отправляются полупустыми.
Вот такая ситуация складывалась с обеспечением билетов на железной дороге.
2. Обеспечение жильем в командировках и бытовые условия.
В гостиницы больших городов поселиться практически было невозможно. Если нас было несколько человек, покупали торт, и один из нас подходил к окошку дежурной и вручал наш подарок, и это срабатывало. Нас либо сразу поселяли, либо через какое-то время.
Будучи в командировках один, при всей сложности во всем, я устраивался во все гостиницы и доставал билеты на все виды транспорта с помощью документа участника войны.
В маленьких селениях, где не было гостиниц, надо было устраиваться на квартиру к местным жителям.
Бытовые условия в таких случаях были самые разнообразные.
Чаще всего, если говорить о самом насущном вопросе-туалетах, они были дворовые с выгребной ямой. Этот туалет во все времена года работал, но представьте себе зимой -25гр. и надо пойти в такой туалет. И для сравнения вспоминаю, будучи недавно в Японии, даже в помещении, сидение туалета подогревается. И в таких диких условиях приходилось жить не только в отдаленных местах. До недавних пор, и в таких больших городах как Киев и Одесса, можно было встретить дворовые уборные. Только в отличии от дворовых, разбросанных по всей России, они были в отдельно стоящем каменном помещении. Во всех остальных местах, такие туалеты сколачивались из неотесанных досок, не важно как подогнанных друг к другу. Уже в наше время, года два тому, приезжал в Одессу, и гуляя в парковой зоне вдоль Черного моря с моей подругой, с которой приехал из Америки, появилась необходимость вступить в контакт с туалетом. Об этом ужасно даже вспомнить. Сложно было найти этот домик, а когда нашли, нельзя было не только зайти внутрь, но и на подходе в радиусе 5м было настолько все загажено, так что мне было стыдно перед моей подругой- китаянкой за такой публичный туалет.
Зимой такие туалеты не представляли никакой опастности, т. к. все промерзало. С наступлением тепла, когда все оттаивало, эти дворовые уборные были рассадником всех инфекционных заболеваний. Большие зеленые мухи облюбовывали такие прихожие места и были разносчиками болезней. А санинспекции искали повсюду источники заболеваний, только не в таких местах, а они были настоящим злом по всей России
Даже в тех городах, где и были очистные канализационные сооружения, и где в домах были туалеты, сами сооружения либо вообще не работали, либо работали частично. Поясняю. В городах, где уже были построены очистные сооружения, но они существовали уже много лет, при их создании учитывали количество населения на тот период. Прошли десятилетия и население выросло в несколько раз, и очистные сооружения не могли уже очищать увеличенное количество сточных вод. После такой относительно некачественной очистки сточная вода сбрасывалась в реки, а из них вода бралась на питьевые нужды, которые не могли соответствовать санитарным нормам.
Все промышленные предприятия должны были иметь локальные очистные сооружения, которые обязаны были вначале очистить свои специфические стоки от производства, и только после этого можно было сбрасывать в общие канализационные сети. Но как правило их на промышленных объектах либо не было, либо работали частично с меньшим набором сооружений. Предприятия отделывались штрафами, и жизнь продолжалась. В другом случае, будучи свидетелем таких явлений, приехавших членов санинспекции обеспечивают продукцией своего производства, и они уезжают. Такая система работала по всей территории Союза, и не сомневаюсь, что и сегодня ситуация такая же и ничего не изменилось.
Сколько же мы получали находясь в командировках? Общая стоимость на один день была -2р.50к. Она складывалась из 1р.56к. так называемые суточные и 60% от этой суммы- квартирные. Эти деньги являлись отчетными за все время пребывания в командировке, не требующими дополнительных документов. Когда проживали в гостиницах, необходимо было представить квитанции оплаты, которые, как правило, были на много больше положенных квартирных. В северных районах оплата была несколько больше
Общая сумма на сутки была 3р. 50к,- 2р 50к- суточные и 1р квартирные. За эти деньги, выданные на жизнь в командировках, можно было пойти покушать в какую-то студенческую столовую, либо покупать продукты в магазинах, и если находишься в составе нескольких человек, готовить самим еду. Мне пришлось, за время моей многолетней командировочной жизни, побывать в самых отдаленных и необжитых районах нашей бывшей Родины, Каждый раз надо было приспосабливаться к различным климатическим и бытовым условиям. Вспоминаю,- нахожусь в командировке в связи с выносом объектов из зоны затопления Братской ГЭС. Селение Каменка, где на правом берегу р.Ангары находилась нефтебаза, и кстати эта единственная река, которая вытекает из оз. Байкал, а остальные реки впадают, и в этом селении никаких гостиниц и в природе не было. Я поселяюсь на квартире гл. бухгалтера этой нефтебазы. В магазинах уже более 20лет, а это было в шестидесятые годы, не было ни масла, ни мясных изделий, ни сыров. Но вот напротив, на левом берегу реки, был довольно крупный промышленный город Ангарск, где развита была химическая промышленность. В магазинах этого города были все продукты. Ширина реки в этом районе более 1км и быстрое течение. Не каждый житель пос. Каменка отважится на какой-то лодочке пересекать такую реку для закупки продуктов, но жить надо было, и каждый житель решал эти проблемы по- своему. В какой- то день главбух говорит,- сегодня на работу я не пойду, а поплыву на лодке чтобы поймать хотя бы двух рыбин – тайменей, ибо если я это не сделаю моя семья из пяти человек будет голодная. Вот так жили люди в глубинках страны.
И еще вспоминаю. Нахожусь в районе старого Братска, и живу в лагере для заключенных на участке железной дороги Тайшет- Лена, кстати этот участок дороги длиной 700км строился 20лет, и БАМ-байкало-амурская магистраль- стала продолжением этой дороги. Для выполнения своей работы должен был поселиться только в лагере, т. к. другого места просто не было , и условия для проживания были дикие. Но, вместе с тем, представилась возможность ознакомиться с бытом и жизнью самих заключенных, тем более, что и для работ они мне выделялись. Я мог общаться с ними в течение дня, и многое я о них узнал.
Приезжая в старый Братск, видел острог, и запечатлел на фото, где сидел неистовый протопоп Авакуум, по дороге в ссылку. Острог подлежал переносу, как исторический памятник.
Вот так, находясь в командировках в разных местах страны, и в довольно диких условиях проживания, которые не каждый сумел бы перенести, но благодаря моей закалке и любознательности, я каждый раз знакомился с новыми и новыми местами и событиями как значимыми и историческими.
Прочитав описанную жизнь в командировках, становится более понятным, почему зачастую сотрудники отказывались от поездок, особенно в отдаленные и неустроенные в бытовом отношении места.
.
Январь- 2011г. ВЛАД АРОНОВ.
Post Reply