ПОМИНКИ

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Семён Талейсник
участник форума
Posts: 7
Joined: Sun Jun 02, 2013 1:12 pm

ПОМИНКИ

Post by Семён Талейсник »

В назначенное время, обычно не позднее завтрашнего дня, а то и в день смерти, еврейская семья и присутствующие на похоронах близкие, друзья и знакомые покойного сопровождают каталку с телом, которую везёт служащий похоронного бюро (хевра кадиша - החברה קדישא) во главе с проводящим ритуал раввином. В уже приготовленную могилу в песке, обложенную бетонными плитками, которыми её же и закрывают после опускания тела, завёрнутого в белую ткань - "тахрихим" (саван). Иногда ушедшего помещают в ячейку многоэтажного захоронения - (квира бэкомот -קבירה בכומות) - типа колумбария для урн с прахом после кремации. Молитву произносит мужчина из состава семьи и раввин. После чего могилу засыпают и кладут камешки и цветы...
Вернувшись в дом покойного домой, усаживаются в надорванных у воротника либо декольте в знак скорби траурных одеждах, кто на пол, кто на стулья, диваны, и все поочерёдно или вместе сидят в течение недели так называемую "шиву". Специальной трапезы нет. Кто хочет есть, может выйти на кухню и перекусить. Никаких возлияний и тостов. Постепенное привыкание к тяжёлой утрате в течение шивы прерывается на время приходом очередных родственников или друзей с соболезнованиями, вновь вызывающими понимание случившегося и новые слёзы и стенания.
У нас, у галутных евреев, «шиву» соблюдали лишь в отдельных семьях, следующих традициям иудаизма. Некоторые следовали этому обряду частично. Не было обычая устраивать поминки после похорон. Русские и украинцы, среди которых прошла наша жизнь, придя с кладбища, где захоронили близкого человека в привычном для нашего понимания и опыта деревянном гробу, как и были упокоены наши родители, следовали обычному ритуалу и устраивали поминки, причём не обязательно для приглашённых, а для всех, кто придёт и сядет к столу, чтобы выразить своё уважение к усопшему, к близким ему людям, семье и чтобы разделить с ними скорбь и тяжкое чувство перенесенной утраты.
Обычно все приглашённые собирались либо в квартире, либо в арендованной столовой или кафе, и начиналась трапеза, называемая поминками по усопшему. В отличие от принятого застолья у пришедших лица были помечены маской скорби, тихо и сдержанно произносились тосты, подчёркивающие достоинства усопшего: "О мёртвом либо ничего, либо только хорошее", как принято говорить. Водка разливалась в гранёные стаканы, никто ни с кем не чокался, а молча выпивали и закусывали по традиции пирожками, борщом, котлетой с гарниром и запивали компотом.
На столе обычно стоял стакан для покойного с водкой, покрытый пирожком либо ломтиком хлеба. Поев и выпив за упокой души, все расходились молча или не совсем в зависимости от количества и воздействия выпитого. Скорбь уменьшалась, родственникам становилось полегче... И мы не раз участвовали в таком ритуале после похорон наших близких друзей, выражая своё отношение к покойному и к членам его семьи, во всем, кому он был дорог.
Наша семья испытала на себе смысл поминок, когда начали умирать наши родители, и нарушали не в первый раз еврейскую традицию, с основами которой мы почти не были знакомы в силу идеологической зашоренности, запретов, отсутствия в семьях стариков, знавших каноны, а также в результате полученного воспитания и менталитета. Мы были этническими евреями по происхождению, а иудаизм, с его религиозными традициями, сохранялся в редких еврейских семьях европейской части страны в отличие от евреев Закавказья и Средней Азии, где ему следовали из поколения в поколение.
Святость субботы, кашрут (особые требования к приготовлению пищи и исходным продуктам) были для нас отвлечёнными понятиями. И только после появления государства Израиль, перед исходом во второй половине и, особенно, последней четверти ХХ века, русские и украинские евреи начали приобщаться к основам иудейских канонов.
Первой познакомилась с поминками наша дочь, в подростковом возрасте, когда она вынуждена была принять участие в поминальной трапезе после похорон старой одинокой учительницы, жившей в нашем доме. Сердобольные соседи и подруги усопшей накрыли стол и пригласили учениц со двора. Моя дочь плакала и не могла смотреть на еду, но вынуждена была сидеть для приличия среди выпивавших и евших подруг и соседей. Рыдая, испытывая отвращение к пище, она явилась домой и сказала, что это отвратительный обычай. Мы не стали её разубеждать.
Когда много лет тому назад погиб отец моей жены, она была ещё девочкой и плохо помнит события этой трагедии, но ей кажется или смутно помнится, что, придя с кладбища, близкие и друзья сидели у них за столом и пили чай…
У нас, когда мы вернулись с кладбища после похорон моей мамы, и в мыслях не было что-либо устраивать. Но мои украинские друзья – шахтёры, врачи, инженеры, соседи и их жёны, не предупредив нас и не испросив на этот счёт нашего согласия, нагрянули неожиданно, Своими силами приготовили стол, накрыв его для тех участников похорон, которые оказались в нашей квартире. Мы, вначале с недоумением и неким внутренним колебанием, всё же сели к столу и вместе со всеми помянули маму.
Честно признаюсь, что под воздействием алкоголя я почувствовал облегчение и ярче начал вспоминать всё лучшее, что было связано с ней в моей жизни и в жизни моей семьи. Мой горевавший очень сильно отец, тяжело переживавший неожиданную утрату жены, с которой прожил более полувека, мне кажется, тоже как-то отошёл от горечи утраты и тяжести процесса погребения. Теперь на его лице появилось более мягкое выражение сочувствия и скорби…
После похорон отца мы уже заранее планировали поминки и вместе с друзьями организовали их. И не пожалели: так же, как и в первый раз, это принесло нам облегчение. И тёщу мы тоже помянули за столом. Да простят нам наши предки - иудеи, сохраняющие веками традиционные ограничения и запреты на не наши обычаи, но я убеждён, что лучше бы обычаями делиться,
а не отвергать их только потому, что у людей разная вера. Наша семья этого не признаёт. Я уважаю любую религию, лишь бы в ней не звучали призывы к насильственному соблюдению ритуалов и традиций, а тем более к их принудительному внедрению.
И от поминок по усопшему я бы посоветовал никому не отказываться, так как на собственном опыте проверил их благотворное воздействие, да и виновник бы нас не осудил, зная, что за этим столом люди его вспоминают добрым словом и им легче переносить вечную разлуку с ушедшим...
Post Reply