Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт ноя 15, 2019 4:07 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ПОМИНКИ
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 9:37 am 
участник форума

Зарегистрирован: Вс июн 02, 2013 1:12 pm
Сообщения: 7
В назначенное время, обычно не позднее завтрашнего дня, а то и в день смерти, еврейская семья и присутствующие на похоронах близкие, друзья и знакомые покойного сопровождают каталку с телом, которую везёт служащий похоронного бюро (хевра кадиша - החברה קדישא) во главе с проводящим ритуал раввином. В уже приготовленную могилу в песке, обложенную бетонными плитками, которыми её же и закрывают после опускания тела, завёрнутого в белую ткань - "тахрихим" (саван). Иногда ушедшего помещают в ячейку многоэтажного захоронения - (квира бэкомот -קבירה בכומות) - типа колумбария для урн с прахом после кремации. Молитву произносит мужчина из состава семьи и раввин. После чего могилу засыпают и кладут камешки и цветы...
Вернувшись в дом покойного домой, усаживаются в надорванных у воротника либо декольте в знак скорби траурных одеждах, кто на пол, кто на стулья, диваны, и все поочерёдно или вместе сидят в течение недели так называемую "шиву". Специальной трапезы нет. Кто хочет есть, может выйти на кухню и перекусить. Никаких возлияний и тостов. Постепенное привыкание к тяжёлой утрате в течение шивы прерывается на время приходом очередных родственников или друзей с соболезнованиями, вновь вызывающими понимание случившегося и новые слёзы и стенания.
У нас, у галутных евреев, «шиву» соблюдали лишь в отдельных семьях, следующих традициям иудаизма. Некоторые следовали этому обряду частично. Не было обычая устраивать поминки после похорон. Русские и украинцы, среди которых прошла наша жизнь, придя с кладбища, где захоронили близкого человека в привычном для нашего понимания и опыта деревянном гробу, как и были упокоены наши родители, следовали обычному ритуалу и устраивали поминки, причём не обязательно для приглашённых, а для всех, кто придёт и сядет к столу, чтобы выразить своё уважение к усопшему, к близким ему людям, семье и чтобы разделить с ними скорбь и тяжкое чувство перенесенной утраты.
Обычно все приглашённые собирались либо в квартире, либо в арендованной столовой или кафе, и начиналась трапеза, называемая поминками по усопшему. В отличие от принятого застолья у пришедших лица были помечены маской скорби, тихо и сдержанно произносились тосты, подчёркивающие достоинства усопшего: "О мёртвом либо ничего, либо только хорошее", как принято говорить. Водка разливалась в гранёные стаканы, никто ни с кем не чокался, а молча выпивали и закусывали по традиции пирожками, борщом, котлетой с гарниром и запивали компотом.
На столе обычно стоял стакан для покойного с водкой, покрытый пирожком либо ломтиком хлеба. Поев и выпив за упокой души, все расходились молча или не совсем в зависимости от количества и воздействия выпитого. Скорбь уменьшалась, родственникам становилось полегче... И мы не раз участвовали в таком ритуале после похорон наших близких друзей, выражая своё отношение к покойному и к членам его семьи, во всем, кому он был дорог.
Наша семья испытала на себе смысл поминок, когда начали умирать наши родители, и нарушали не в первый раз еврейскую традицию, с основами которой мы почти не были знакомы в силу идеологической зашоренности, запретов, отсутствия в семьях стариков, знавших каноны, а также в результате полученного воспитания и менталитета. Мы были этническими евреями по происхождению, а иудаизм, с его религиозными традициями, сохранялся в редких еврейских семьях европейской части страны в отличие от евреев Закавказья и Средней Азии, где ему следовали из поколения в поколение.
Святость субботы, кашрут (особые требования к приготовлению пищи и исходным продуктам) были для нас отвлечёнными понятиями. И только после появления государства Израиль, перед исходом во второй половине и, особенно, последней четверти ХХ века, русские и украинские евреи начали приобщаться к основам иудейских канонов.
Первой познакомилась с поминками наша дочь, в подростковом возрасте, когда она вынуждена была принять участие в поминальной трапезе после похорон старой одинокой учительницы, жившей в нашем доме. Сердобольные соседи и подруги усопшей накрыли стол и пригласили учениц со двора. Моя дочь плакала и не могла смотреть на еду, но вынуждена была сидеть для приличия среди выпивавших и евших подруг и соседей. Рыдая, испытывая отвращение к пище, она явилась домой и сказала, что это отвратительный обычай. Мы не стали её разубеждать.
Когда много лет тому назад погиб отец моей жены, она была ещё девочкой и плохо помнит события этой трагедии, но ей кажется или смутно помнится, что, придя с кладбища, близкие и друзья сидели у них за столом и пили чай…
У нас, когда мы вернулись с кладбища после похорон моей мамы, и в мыслях не было что-либо устраивать. Но мои украинские друзья – шахтёры, врачи, инженеры, соседи и их жёны, не предупредив нас и не испросив на этот счёт нашего согласия, нагрянули неожиданно, Своими силами приготовили стол, накрыв его для тех участников похорон, которые оказались в нашей квартире. Мы, вначале с недоумением и неким внутренним колебанием, всё же сели к столу и вместе со всеми помянули маму.
Честно признаюсь, что под воздействием алкоголя я почувствовал облегчение и ярче начал вспоминать всё лучшее, что было связано с ней в моей жизни и в жизни моей семьи. Мой горевавший очень сильно отец, тяжело переживавший неожиданную утрату жены, с которой прожил более полувека, мне кажется, тоже как-то отошёл от горечи утраты и тяжести процесса погребения. Теперь на его лице появилось более мягкое выражение сочувствия и скорби…
После похорон отца мы уже заранее планировали поминки и вместе с друзьями организовали их. И не пожалели: так же, как и в первый раз, это принесло нам облегчение. И тёщу мы тоже помянули за столом. Да простят нам наши предки - иудеи, сохраняющие веками традиционные ограничения и запреты на не наши обычаи, но я убеждён, что лучше бы обычаями делиться,
а не отвергать их только потому, что у людей разная вера. Наша семья этого не признаёт. Я уважаю любую религию, лишь бы в ней не звучали призывы к насильственному соблюдению ритуалов и традиций, а тем более к их принудительному внедрению.
И от поминок по усопшему я бы посоветовал никому не отказываться, так как на собственном опыте проверил их благотворное воздействие, да и виновник бы нас не осудил, зная, что за этим столом люди его вспоминают добрым словом и им легче переносить вечную разлуку с ушедшим...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB