Привожу замечание (повидимому, не моё) из записей на эту тему, сделанных мной на протяжении многих лет. «Уже Павлов говорил о том, что "чистые" типы встречаются редко, а между ними существует множество промежуточных вариантов. И тем не менее эти ориентиры - "чистые" типы - очевидно, полезны, иначе они вряд ли сохранились бы со времен Гиппократа. Иногда типы нервной системы оказываются почти "чистыми". Яркими представителями холерического темперамента были, например, Иван Грозный и Петр Первый. Многие герои Ф. М. Достоевского - холерики или меланхолики. Это не случайно. Если каждый народ имеет свои преимущественные черты, то у нас это, безусловно - безудержность и неумение вовремя остановиться. "Наша беда, - говорил Павлов, - в том, что русский человек стремится не к свободе, в которой желания умеряются дисциплиной, а к вольнице, игнорирующей всякие тормоза".
Четыре типа нервной системы (темпераменты) - общие для человека и высших животных. И. П. Павлов выделил еще типы, специфические только для человека и связанные с развитием речи - этой второй сигнальной системы. Их – по Павлову - три: художественный, мыслительный и -средний. У людей художественного типа преобладает первая сигнальная система. У них образное мышление. По выражению Павлова, они "захватывают действительность целиком", не дробя ее на части. Второй тип - мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы. У него, напротив, очень ярка способность к отвлечению от реальной действительности, стремление анализировать, дробить явления на части и затем обобщать. Третий тип с немного обидным, на первый взгляд, названием "средний" характеризуется уравновешенностью двух сигнальных систем. Именно к нему относятся большинство людей и многие великие ученые и художники. Менделеев не только любил живопись, но и писал о ней; Бородин был и замечательным химиком, и замечательным композитором, Пушкин увлекался историческими исследованиями... Знаменитое яблоко, "подсказавшее" Ньютону один из важнейших законов Вселенной, - тоже художественный образ (родившийся, повидимому, уже после Ньютона)».
В 1924 году в русском переводе вышла книга "Строение тела и характер", автор которой - немецкий психиатр Э. Кречмер - утверждал, что особенности личности полностью обусловлены наследственностью – телесной конституцией. Уже Наполеон (досадующий, надо думать, на свой маленький рост и неуклюжую комплекцию) полагал, что «анатомией» (физическим обликом?) определяется характер человека. Полемизируя с Кречмером, Павлов писал: "У него нет различий между типом и характером, а это, конечно, грубая ошибка... Имеются врожденные качества человека, а с другой стороны - и привитые ему обстоятельством жизни. Если речь идет о врожденных качествах, то это тип нервной системы, а если идет дело о характере, то это будет смесь прирожденных особенностей, влечений с привитыми в течение жизни под влиянием жизненных впечатлений".
Американский психолог Шелдон различал лиц с преобладанием мышечной системы - соматоников, обычно отличающихся повышенной активностью, жизненной энергией; церотоников - с преобладанием пищеварительных процессов, склонных преимущественно к чувственным радостям, комфорту; церебротоников - с преобладанием нервного аппарата, самоуглублённых, склонных к раздумью... Поистине: Один Рогдай - воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой - Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир... (Пушкин. Руслан и Людмила).
Ещё классификация: уже не четыре темперамента, не три типа - всё людское многообразие втиснуто лишь в две категории: экстравертов и интравертов. Интересы, энергия первых направлены по преимуществу вовне, на окружающих, тогда как душевная жизнь вторых как бы замкнута, сосредоточена на самой себе.
Экстраверты обычно активны, деятельны, стремятся обратить на себя внимание; в наиболее характерном своём воплощении - артисты, политические деятели или, на худой конец, активисты-общественники, лидеры всякого шумного застолья, говорливые "пикейные жилеты"- в крайнем случае.
Интраверты же склонны к рефлексии, анализу, самоусовершенствованию; в крайней реализации - мыслители, писатели, просто правдоискатели или доморощенные философы, тихие семьянины, наконец...
По моим собственным наблюдениям определённо есть люди, обращённые в прошлое: во «вчерашний день», живущие воспоминаниями, склонные к ностальгии...
Люди «сегодняшнего дня» кажутся удачниками, не заботящимися о будущем, не занятые своим прошлым; сегодняшняя насущность – вот, что радует или огорчает их. Де, "дал Бог день - даст и пищу". Нетрудно понять риск такого мироощущения...
Сам я всегда определённо был устремлён в будущее; этому отчасти способствовала чрезвычайно скверная память (был, к примеру, во множестве интереснейших мест – и помню их только по названиям)...
Выше, упоминая о своём столкновении с редактором Политиздата Т.Трифоновой, я мельком сказал о ЛИЧНОСТНЫХ типах, к наличию коих пришёл в результате собственных долголетних наблюдений. В моих размышлениях (в ряде опубликованных книг, работ) понятие ЛИЧНОСТЬ (человек, осознающий собственное ИНДИВИДУАЛЬНОЕ бытие) чрезвычайно важно, ибо саму мировую историю я рассматриваю как ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, как РАЗВИТИЕ ОТ ОСОБИ (стадного сознания) – К ЛИЧНОСТИ.
Итак, о ТИПАХ ЛИЧНОСТИ. Имею ли в виду физический тип человека, отражающийся в поведении, согласно исследованиям Шелдона либо Кречмера? И это тоже. Имею ли в виду типологию характеров, всякий раз уточняемую и утрясаемую по-новому? Отчасти и ее -- в общих чертах... Но и физический тип, и темперамент, и характер присущи животному тоже - собаке или кошке, уж во всяком случае - приматам. В подобных классификациях отсутствует специфично человеческое, отражающее не только природу индивида, но и его историко-культурный архетип.
Я говорю о ЛИЧНОСТИ, тогда как все прежние типологии -- лишь, о человеческих особях, где природа, физиология, - суть альфа и омега. Говоря о типология личности я (в самом грубом приближении) выделяю следующие типы душевной организации:
чувственный, стремящийся, прежде всего, к наслаждению, к сиюминутному, с обостренным ощущением бытия, часто непрактичным, "жадностью до жизни";
материальный -- воспринимающий мир по преимуществу предметно, с его практической стороны, рассчитывающий свои действия и в силу этого ограничивающий себя в удовольствиях;
духовный -- со склонностью к абстрагированию, к углублению в суть явлений, часто мнимому, оторванному от реалий.
Чувственность в той или иной мере дарована нам самой природой, бродит в крови. И нас инстинктивно покоряет естественность чувственной душевной организации при всей ее очевидной примитивности и неосознанном эгоизме. "Здоровая натура" -- говорим мы о таких людях, не то посмеиваясь, не то завидуя этой стихийности...
Материальный склад натуры уже не прямо привнесен природой, но возник вместе с трудовой деятельностью человека; он осознал мир как материал, пригодный для обработки себе во благо. Склонность такого индивида вторгаться в мир бывает и разрушительна, но чаще всего -- созидательна и благотворна, хоть побуждением служат сугубо личные потребности -- "эгоистические". "Чтобы снискать себе завтрак, мы обращаемся не к совести булочника либо колбасника, но к их карману", -- писал Адам Смит. Люди такого склада -- подлинный материал мировой истории...
Духовный склад личности -- производное уже всей мировой цивилизации, эры возникновения идей и обмена ими. Мозгу -- как структуре организма, предназначенной экстраполировать, использовать имеющуюся информацию для прогнозирования -- свойственно создавать модели, на человеческом уровне -- теории, мечтания... Благо, когда перед индивидом некоторый; "пасьянс идей", и он выбирает между ними или хотя бы сравнивает их; чаще же он прислоняется к уже готовой "истине", обычно модной или господствующей. Все плотское, материальное, для личности духовного типа приемлемо лишь в рамках некоей теоретической модели, оправдывающей наслаждение. Кинорежиссер Андрей Тарковский ответил американскому студенту на вопрос, как тому быть счастливым: "А ЗАЧЕМ вам быть счастливым?" Счастье в понимании такого субъекта предполагало и непременное ОПРАВДАНИЕ этого счастья... Внешне выглядит чрезвычайно благородно и нравственно, - на деле же обеспечивает носителю такого свойства жизненные неудачи и несчастье. Я пишу об этом в своих работах об Александре Блоке (есть в интернете)...
Надо сказать, что чистый тип личности (редко встречающийся) обычно непригляден. Достаточно сказать, что не только Блок, Тарковский, Врубель, академик Сахаров... – духовные типы, но Ленин и Гитлер, увы, тоже...
ПРИКИНЬТЕ, какая изприведенных классификаций наиболее пригодна лично для вас, к какому типу принадлежите вы сами, а также наиболее близкие и понятные вам люди. Попытайтесь, определив их тип, выяснить их собственное мнение на сей счёт. Насколько их самооценка совпадает с вашей? Это позволит вам скоординировать собственную самооценку. Совпадает ли она, в свою очередь, с мнением ваших друзей, близких?..
Зная себя, легче управлять своим поведением. Можно увереннее ставить перед собой значительные жизненные цели. Разумная самооценка позволит не переоценивать себя, с другой же стороны, поможет восполнить недостающие вам качества и полнее раскрыть индивидуальные способности...
Сергей Чевычелов: Типология Кречмера, как и типология Гиппократа, навряд ли полезна, хотя психиатрам может и полезна. М. Тартаковский: Мною предложена иная типология. Мне немаловажно было бы выслушать Ваше мнение.
Сергей Чевычелов: Обе классификации (смотрящий в будущее, настоящее и прошлое; чувственный, материальный и духовный) очень интересны. Только Вам по примеру Павлова надо найти для каждого типа участок мозга за него ответственный, по примеру Кречмера изобрести валидный тест для определения типа, и по примеру Гиппократа определить применение Ваших классификаций для практического применения. Вся такая задача потянет на докторскую, а часть задачи (скажем, применение второй классификации для профориентации) - на кандидатскую. Но, меня всегда в таких случаях беспокоит один вопрос: а что в итоге? Что будет на выходе? Хотя у меня Ваши классификации чуть сдвинули взор на мир. А это уже очень много.
Последний раз редактировалось Маркс ТАРТАКОВСКИЙ Вс сен 28, 2014 7:00 pm, всего редактировалось 1 раз.
|