В первом октябрьском номере альманаха "Лебедь" он написал очередной пасквиль в виде предисловия (http://www.lebed.com/2008/art5391.htm):
Михаэль Дорфман не выходит из привычной колеи лжи и клеветы, в которой он пребывает уже давно. Об этом я писал не раз, так что ничего нового в этом нет. Но я решил попробовать прервать этот мутный поток грязи и написал в редакцию альманаха "Лебедь", где клеветник находит трибуну и микрофон для своих инсинуаций. Письмо выглядело так:O крещеных евреях через призму еврейских историй, притч и анекдотов
От автора: Этот текст написан в 2002 году и был переслан мной редактору сетевого издания «Заметки по еврейской истории» Евгению Берковичу, которому я тогда помогал создавать это издание. Текст в Заметках не появился по неизвестной мне причине. Вероятно, Евгений Беркович, который мне сообщал, что он выкрещеный из еврейства, считал материалы, где с юмором и без ненависти писалось о христианстве, «недостаточно еврейским». О том же он сообщил и Анне Нежинской, когда пытался заполучить ее себе в авторы. У меня же текст пропал от компьютерного вируса.
Как известно, рукописи не горят. Через несколько лет я нашел первоначальную версию текста в замечательной Библиотеке и архиве о. Якова Кротова. О. Яков помогал тогда г-ну Берковичу, пригласил никому неизвестного автора в свою передачу на «Радио Свобода» и всячески способствовал его рекламе. Чтобы добро не пропадало, в благодарность Беркович передал мой текст священнику Якову Кротову, для его замечательной библиотеки. Передал без указания имени автора и так он и был опубликован. По моей просьбе, о. Яков добавил в текст имя автора, которое убрал г-н Беркович, ненавидящий, по всей видимости, самого себя и свое православное прошлое. Теперь Беркович отрицает, что был крещен, и вероятно, для баланса, публикует у себя наиболее пошлые и ненавистнические тексты современной иудейской ненависти. Бывшие друзья отвернулись от издания Берковича, а он объявил всех антисемитами. Не так давно антисемитом был назван и о. Яков Кротов. Кстати, о Яков, хорошо осведомленный о движении крещеных евреев в России в конце советского периода, тоже сообщает, что г-н Беркович «некогда он был не иудеем и не евреем, а русским православным интеллигентом».
Надо сказать, что мое обращение в редакцию альманаха "Лебедь" нашло понимание и немедленный отклик. Редактор Валерий Лебедев мне немедленно написал:В редакцию альманаха "Лебедь"
Господин Редактор,
в издаваемом Вами альманахе "Лебедь" с постоянством, достойном лучшего применения, публикуются лживые материалы, задевающие мою деловую честь и достоинство. Вот и в октябрьском (5 октября) номере альманаха появилось предисловие М.Дорфмана к его статье "Народ скажет, как завяжет" (http://www.lebed.com/2008/art5391.htm), содержащее ложь и клевету практически в каждом предложении. Отмечу главное, хотя это должно быть Вам уже известно из опубликованных мною нескольких статей: повторяемая Дорфманом и публикуемая Вами информация о моем крещении есть прямая и злонамеренная ложь. Я об этом говорил публично много раз, в том числе и в интервью газете "Горизонт", вошедшем в мою книжку "Заметки по еврейской истории", экземпляр которой я Вам в свое время подарил (см. "Опыт автобиографии в вопросах и ответах" http://berkovich-zametki.com/Avtobio.htm). Чтобы никаких сомнений не оставалось, я приведу цитату из интервью полностью:
О попытках Дорфмана повесить на меня ярлык "выкреста" я писал в статье "Зависть сетевой шпаны, или О преимуществах честной журналистики" (http://berkovich-zametki.com/2006/Zamet ... ovich1.htm).И что же Вас остановило (от принятия христианства)?
То, что остановило меня, не было результатом логических рассуждений или какого-то прозрения, ниспосланного свыше. Я просто в какой-то момент стал думать о моих еврейских предках, о своих бабушках и дедушках, об их родителях и о длинной цепи других родственников, которые жили сто, двести и тысячу лет назад. Я почти ничего не знал о них, но они представлялись мне очень достойными людьми - они были евреями и остались ими, несмотря на преследования и погромы, на гонения и притеснения, которых они могли бы избежать, приняв христианство. Многие крупные и мелкие проблемы были бы решены, согласись они пройти крещение. Причем не только материальные проблемы. Например, "наш родственник" (согласно долго бытовавшей в нашей семье легенде) Исаак Левитан смог бы спокойно жить и работать в Москве, откуда некрещенных евреев выселяли. Крещеные евреи могли получить образование, могли приобщиться к культуре господствующего большинства, сделаться "своими" в обществе, избавиться от "черты оседлости". И все же большинство моих предков не сделали этого шага, остались евреями. Что им помешало? Ведь они не были глупее или примитивнее меня и моих товарищей-евреев. На протяжении двух тысяч лет многие евреи в прямом смысле слова жертвовали жизнью (крестовые походы или испанское изгнание), но не изменяли своей вере. И, чтобы быть честным по отношению к ним и к себе, я решил, что не откажусь от их наследия, пока не узнаю, чем они так сильно дорожили, в чем состоит суть иудаизма. Так я стал все больше интересоваться его основами, стал искать и читать доступную литературу, в том числе даже и художественную ("Иосиф и его братья" Томаса Манна). Появились некоторые книги в киоске синагоги, что-то можно было купить у израильского посольства, в фойе еврейских театров, которые тоже стали открываться в то время. Мне становилось все более понятно, что мои друзья-евреи, принявшие христианство, люди порядочные и серьезные, оказались просто недостаточно информированными, не очень образованными, плохо знающими культуру, историю и религию своего народа. Духовный голод был, а утолить его, кроме как крещением, они не умели. И многие заплатили за это разрывом связей с родными. В еврейской традиции всегда было принято оплакивать крестившихся евреев - по ним даже справляли поминальную молитву, как по умершим.
Вот цитата оттуда:
К этому же мне пришлось еще раз вернуться в статье "Зависть сетевой шпаны - 2, или О совести гадюки" (http://berkovich-zametki.com/2006/Zamet ... ovich1.htm). Цитата, полностью сохраняющая смысл и в отношении последней дорфмановской "утки" в октябрьском номере "Лебедя":Упорство Дорфмана, запускающего эту новую утку, понятно. Здесь он пытается бросить тень именно на редактора изданий по еврейской тематике. Если бы я редактировал женский журнал, он бы написал, что я гомосексуалист, а для редактора "Веселых картинок" нашлось бы обвинение в педофилии. Подлый человек и методы для борьбы выбирает низкие, и утки запускает дохленькие и гаденькие.
Как обычно, Дорфман не останавливается на одной большой лжи, а круто присаливает ее кучей мелких обманов. Остановлюсь только на самом заметном.Ясно, что Дорфман лжет сознательно. Поди, разбери в этом ворохе обвинений, что - правда, а что - ложь. Тем более, что нормальный читатель не может себе представить, чтобы во всем сказанном не было бы ничего истинного. А опровергать всю эту чушь, доказывать, что ты не верблюд - это ниже достоинства порядочного человека. На это и рассчитывает Дорфман, в этом и скрыт смысл второго правила ГаДа: оплевываемый человек не может ни отмыться, ни оправдаться.
1. Я не опубликовал статью "Народ скажет, как завяжет" в "Заметках" не по той причине, которую выдумывает Дорфман, а просто потому, что я увидел этот текст на сайте Кротова. Дорфман сам передал текст Я. Кротову, а мы не публикуем уже появившиеся в интернете тексты. Об этом у меня на компьютере сохранилась переписка с Дорфманом. Я никогда и никому не передавал чужой текст без ведома автора. Очевидно, я не мог снять имя автора на статье, появившейся на чужом сайте без моего ведома.
2. Я. Кротов никогда не приглашал меня в свою передачу на "Радио Свобода". Наоборот, это я предложил Льву Ройтману пригласить Юрия Табака и Якова Кротова в его передачу "Факты и мнения". Передача называлась ""Еврейская старина" в сегодняшнем Интернете" и все желающие могут прочитать ее текст: http://www.svoboda.org/programs/rt/2003/rt.120903.asp или послушать ее в записи: http://berkovich-zametki.com/LibertyRadio.mp3.
3. Утверждение Дорфмана "Бывшие друзья отвернулись от издания Берковича, а он объявил всех антисемитами" - типичная злонамеренная ложь и клевета.
Это принципиальный момент, ибо фигурирует во многих его обвинениях. Заявляю твердо: я против навешивания ярлыка "антисемит" всякому недругу. И никогда этим термином не злоупотребляю. В частности, и Якова Кротова, с некоторым предубеждением относящегося к евреям и Израилю, никогда не называл антисемитом. Вот и в заметке "Слово - не воробей, или Береги честь смолоду!" (http://berkovich-zametki.com/2008/Zamet ... ovich1.php), разбирающей не совсем красивое поведение святого отца, ни разу не использовал слово "антисемит". Обвинения, подобные тем, что высказывает Дорфман и иже с ним, имеют четкую направленность. Об этом исчерпывающе сказано в упомянутой выше статье:
Вот в этой мысли, повторяемой с настойчивостью маньяков, и заключена главная стратегическая идея юдо-радетелей. Они хотят показать, что человек может осознать себя евреем только из-за антисемитизма. И только борьбой с антисемитизмом может заниматься еврей. Вот такой образ явно оттолкнет от себя колеблющихся. По большому счету, сводя еврейство к борьбе с антисемитизмом, юдо-радетели и занимаются самым настоящим антисемитизмом. Ибо нельзя больше надругаться над идеей, чем ее опошлить.
Я хочу напомнить Вам, господин Редактор, что ответственность за лживую информацию и клевету, размещенную в интернете, несет не столько автор, сколько издатель и владелец сетевого домена, на котором она появилась. Я знаю, что и Ваш провайдер valuehost.ru в курсе этой нормы права.
Я прошу Вас опубликовать это письмо в Вашем альманахе без сокращений и, по возможности, воздерживаться в дальнейшем от распространения заведомой лжи и клеветы. В этом случае я не вижу никаких причин для конфликта между нашими изданиями.
С надеждой на понимание
Евгений Беркович
Главный редактор сетевого портала "Заметки по еврейской истории"
10.10.2008
Уважаемый Евгений, ваше письмо будет полностью опубликовано. Без
всяких купюр и комментариев.
Я вообще-то в информации Дорфмана о вашем крещении ничего унизительного
не усмотрел. Скажем, крещенный Александр Мень был очень достойным
человеком.
Но нет - значит нет.
Меня, по правде сказать, мало занимают вопросы национальности.
Или обращения в какую-то веру.
Равным образом и наших читателей - это явствует из того факта,
что эту статью Дорфмана читали мало и совсем никак на нее не
отреагировали в ГБ.
Хотя, конечно, такая общность как нация есть и считаться с ней надо. Меня
больше интересует такое национальное проявление, как юмор.
Потому я и поместил эту старую статью Дорфмана. К тому же он ею, оказалось,
дорожит. А в предисловии он пояснял, почему она не была
опубликована раньше.
Итак, никаких иных доказательств по опровержению мнения
Дорфмана о вашем крещении, чем ваше письмо (напоминаю - оно
будет опубликовано) мне лично (да и никому, думаю) не нужно.
Мне кажется, это будет неплохим способом, пусть и чуть
запоздало, отметить Йом Кипур.
Best regards, Valeriy Lebedev
Сразу после этого Валерий Лебедев добавил:
Я поблагодарил господина Лебедева за оперативность и даже предложил отформатировать мое письмо, чтобы выделить ссылки и т.п. Соответствующий файл и был в конце концов поставлен на сайт альманаха "Лебедь". А в гостевой появилось сообщение:Ваше письмо добавлено в текущий номер, сразу после статьи Дорфмана.
http://www.lebed.com/2008/art5396.htm
Если не возражаете, можем дать уведомление в нашем ГБ.
Мое письмо в редакцию "Лебедя" стало в тот день самым читаемым материалом альманаха:Редакция
- Friday, October 10, 2008 at 23:54:46 (MSD)
Евгений Беркович, редактор "Заметок по еврейской истории", просил опубликовать его письмо по поводу предисловия Михаэля Дорфмана к своей статье.
Письмо добавлено в текущий номер.
http://www.lebed.com/2008/art5396.htm
http://top.mail.ru/pages?id=226332&peri ... =2&filter=
В гостевой "Лебедя" появившийся материал вызвал некоторые сообщения, например:
--------------------------------------------------------------------------------
Vlad
- Saturday, October 11, 2008 at 01:28:54 (MSD)
Евгений Беркович, редактор "Заметок по еврейской истории", просил опубликовать его письмо по поводу предисловия Михаэля Дорфмана к своей статье.
****
А я не могу понять, зачем М.Дорфману понадобилось распространять слухи о Е.Берковиче.
Сегодня я увидел, что поставленная моя реплика на сайте "Лебедя" отсутствует. Наверно, этого и следовало ожидать, но все же явно противоречит всем обещаниям господина Лебедева и общепринятым нормам человеческого общения. Хотя о норме трудно говорить, когда имеешь дело с наперсточниками. Я думаю, что и появление моей реплики на сайте "Лебедя" и ее стирание через день - показательны и поучительны.Victor-Avrom
- Saturday, October 11, 2008 at 02:06:33 (MSD)
Я вообще не понимаю почему вопрос возможного крещения ув. Ев. Берковича обсуждается публично. Это, мне кажется, вопрос его личной совести и не должен публично затрагиваться.