Тиша бе-ав Урокам рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, первым или одним из первых урокам по теилим на русском языке в Эрец-Исраэль, посвящается. На прошлой неделе мы начали чтение последней книги Пятикнижия – «Дварим» («Речи»). Содержание этой книги составляет речь, с которой Моше-рабейну перед смертью обратился к народу и которая продолжалась месяц и неделю. В «Дварим», первой главе книги «Дварим» (ее мы читали в прошлую субботу), Моше напоминает евреям обо всем, что с ними происходило и что ими пережито за сорок лет странствий в пустыне, и в частности – о недоверии к Всевышнему, проявленном ими, когда они, не усомнившись, приняли утверждение своих посланцев, вернувшихся из разведки в Эрец-Исраэль, что войти в эту страну невозможно. Произошло это девятого ава, на иврите – тиша бе-ав. Именно в этот день евреи лили слезы над рассказом разведчиков о неприступности Эрец-Исраэль, и в этот день Всевышний приговорил поколение, вышедшее из Египта, к сорокалетнему странствию по пустыне. Этому поколению не было дано войти в Эрец-Исраэль, а день девятого ава стал самым трагическим днем еврейского года. В этот день с разрывом в 490 лет были разрушены оба наши Храма, первый – вавилонянами, второй – римлянами. Около трех недель назад начался трехнедельный траурный период, который мы называем «бейн а мейцарим» – «между теснин». Это период между 17 тамуза, постом в память о дне, когда римляне пробили брешь в городской стене и вторглись в Иерусалим, и 9 ава, постом в память о разрушении наших святых Храмов. В период «бейн а мейцарим» не принято веселиться, устраивать свадьбы и празднества, покупать и надевать новую одежду, есть первые фрукты этого года, стричься, слушать музыку. С началом месяца ав, по мере приближения к девятому ава, наше поведение становится еще строже и сдержанней: мы не едим мяса, не пьем вина, кроме как в субботу, не купаемся в море и не стираем одежду. На этой неделе, в четверг, 30 июля по григорианскому календарю, этот трехнедельный период завершается постом Тиша бе-ав. Пост начинается с заходом солнца в среду и заканчивается с выходом звезд в четверг. В субботу мы читаем вторую главу книги «Дварим» – «Ваэтханан» («И молил»). Как известно из книги «Бемидбар», на подходе к границам обещанной им Б-гом страны евреи разгромили двух царей: Сихона – царя Эмори и Ога – царя Башана. Путь в страну был открыт. Моше знал, что ему – за допущенные им ошибки – Свыше не разрешено войти вместе со всем народом в Эрец-Исраэль. После победы он еще раз молил Б-га отменить это запрещение. Но Б-г отказал ему в этой просьбе. В нашей главе, продолжая свою речь перед народом, Моше напоминает евреям об этом эпизоде – «И молил». Афтара (отрывок из пророков) к главе «Ваэтханан» – отрывок из книги пророка Иешаяу, 40:1-26. Он начинается словами «Утешьте, утешьте (нахаму) народ мой…». Поэтому суббота главы «Ваэтханан» называется Шабат Нахаму. Основная тема афтары – приход Машиаха, т.е. предсказание еврейскому народу счастливого и благополучного будущего. На протяжении сотен и тысяч лет, оказываясь в изгнании, евреи знали, что они вернутся на родину и что с приходом Машиаха это возвращение станет окончательным и Храм, в память о гибели которого мы постимся 9 ава, будет восстановлен. ВНЕШНИЙ РИСУНОК И ГЛУБИННЫЕ КОРНИ СОБЫТИЙ Рав Бенцион Зильбер Мы переживаем сейчас траурные дни перед постом в память о разрушении Храма. В чем смысл этого траура? Для чего в эти дни мы отказываемся не только от удовольствий, но даже от обычных житейских удобств? Рамбам пишет, что основной смысл постов еврейского календаря, связанных с печальными историческими событиями, – продумывание человеком собственных поступков и поступков наших отцов, которые привели к этим бедам. Пост – время не воспоминания о событии, а обдумывания его причин. Девятого ава и в дни, предшествующие ему, мы должны понять и ощутить, почему произошло разрушение Храма и почему еврейский народ все еще находится в изгнании, в галуте. И если мы глубоко осмыслим эти причины и внесем соответствующие исправления в наши действия и в наше мироощущение, то беды, вызванные определенными нашими прегрешениями, будут устранены. У всякого события, и частного, и исторического, есть внешняя сторона, сюжет, так сказать, и есть корни. Мы имеем в виду не цепь видимых причин и следствий, а именно духовные корни. Скажем, по поводу разрушения Храма историк, Иосиф Флавий, например, скажет нам, что такие-то и такие действия римских властей привели к восстанию евреев, а военные действия римлян при подавлении мятежа привели к разрушению Храма. Талмуд же говорит нам, что разрушение Второго Храма стало возможным потому, что евреи грешили напрасной ненавистью – синат хинам на иврите… Представим себе такую ситуацию – человек простудился. Если вам известно, что, недостаточно тепло одетый, он попал под дождь, то вы с полным основанием можете считать причиной его болезни это обстоятельство. С не меньшим основанием можно утверждать, что причина его болезни – болезнетворные микробы. Человек, не дай Б-г, стал инвалидом. Кто-то скажет, что это – следствие дорожной аварии, в которую он попал. А кто-то – что беда случилась потому, что он ехал на красный свет. И те, и другие объяснения справедливы, просто они лежат в разных, не пересекающихся плоскостях. Но и в том, и в другом случае события увидены как физические, материальные, и такими же увидены их причины. Большинство людей именно так и воспринимает происходящее. Чтобы увидеть духовные корни событий, нужно особое умственное усилие. Слова Маймонида о посте как времени размышления относятся собственно к дню поста. Но они приложимы и ко всему траурному периоду перед постом. Если в мире произошла беда, надо подумать о ее причине, лежащей в духовной плоскости. Над какими причинами нам размышлять в связи с разрушением Первого и Второго Храма, указывает Талмуд. Причины эти глубоко и всесторонне проанализированы, и мы скажем о них здесь лишь вкратце. Мудрецы говорят, что первый Храм был разрушен из-за распространившегося в среде еврейского народа идолопоклонства, кровопролития и разврата. Маараль объясняет, что это – самые тяжкие прегрешения из всех трех категорий законов, с которыми человек должен сообразовывать свое поведение. Идолопоклонство – это тягчайшее нарушение наших обязанностей по отношению к Б-гу, кровопролитие – тягчайшее прегрешение против другого человека, разврат – тягчайшее прегрешение человека против самого себя, своего духовного уровня. Второй Храм, как уже замечено выше, был разрушен из-за напрасной ненависти, которую евреи позволяли себе испытывать друг к другу. Напрасной, т.е. ненависти по причинам, по которым закон Торы запрещает еврею испытывать ненависть к другому еврею. Получается, что три самых тяжких преступления в период первого Храма и напрасная ненависть в период второго Храма привели к одинаковым результатам. Более того, Талмуд, анализируя грехи поколений первого и второго Храма, приходит к выводу, что преступление поколения второго Храма глубже. Все это побуждает нас к самым серьезным размышлениям над сущностью этих грехов. Здесь скажем лишь, что если идолопоклонство, кровопролитие и разврат можно отнести к болезням, как-то проявляющимся внешне, то напрасная ненависть – это глубокая внутренняя болезнь, и потому она особенно опасна и, по утверждению Талмуда, перевешивает три самые тяжелые нарушения запретов Торы. Ведь в первом случае, говорит Талмуд, Храм был возвращен евреям через семьдесят лет, а во втором – Храм до сих пор еще не возвращен... Что мы должны сделать, чтобы удостоиться возвращения Храма? Ответ на этот вопрос известен – изжить причины, которые нас Храма лишили. А каковы причины непростого положения, в котором еврейский народ находится в наше время? Дать достаточно определенный ответ на этот вопрос мы не можем: может быть, наши сегодняшние беды связаны с каким-то конкретным нашим прегрешением, может быть, это муки, которые нам предстоит пережить перед приходом Машиаха. А раз мы не можем достаточно точно их определить, то постараемся хотя бы понять в целом, что такое духовные причины и как вообще они возникают и формируются. Судьба еврейского народа зависит от его отношений с Творцом. Все, что с нами происходит, зависит от отношения к нам Всевышнего, а оно, в свою очередь, зависит от нашей жизненной позиции, от наших действий, рассмотренных в свете Торы. Это бесспорная истина. Но, как бы она ни была бесспорна, непосредственно эта истина не ощущается, а потому аналитический подход к происходящему с политической, экономической, военной точки зрения принять проще, чем пытаться искать в нем какие-то духовные корни. А между тем именно осознание и признание того, что духовные причины нашего положения в мире действительно существуют, для нас важнее всего сегодня. Из-за чего с нами происходит то, что происходит, мы не знаем. Мы, конечно, знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Мы знаем, что нарушение законов субботы и кашрута, несоблюдение законов чистоты семейной жизни и чистоты речи, безусловно, влияют на состояние мира отрицательно. И наоборот – забота о ближнем, милосердие, соблюдение по мере сил законов Торы поддерживают и вносят свет в существование мира. Если мы говорим о своем незнании причин, то только в том смысле, что нам трудно определить, какая из них является центральной, главной. Причина эта может оказаться для нас самой неожиданной. Всем, конечно, известна история о пророке Ионе, который пытался уклониться от выполнения приказа Всевышнего поехать с поучением в грешный город Ниневию, почему и оказался в результате в чреве рыбы. Так вот. Однажды к раву из Бриска пришли евреи, стали плакаться на посетившие их беды и утверждать, что беды пришли к ним, потому что такие-то и такие-то из их земляков поступают дурно, нарушают законы Торы. – Как вы можете это знать? – спросил рав. – Помните про Иону на корабле? Все пассажиры на судне были идолопоклонники. А из-за кого разразилась буря? Из-за Ионы! Единственного, кто служит Б-гу! Сказанное, конечно, не значит, что спрос идет только с праведников. За происходящее в мире ответственен каждый из нас. А потому каждый из нас и должен анализировать собственные, а не чужие действия. Всякий наш правильный поступок в нашей частной человеческой жизни оказывает позитивное влияние на происходящее, корректирует его в положительную сторону. И каждый неправильный – наоборот. Изменить, улучшить ситуацию значит устранить ее причины, осознать и прекратить прегрешения. Другими словами, увеличивая наши духовные заслуги, мы улучшаем положение народа. Задать вопрос раввину
|