Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Архивариус »

Для молодых европейских евреев, изучающих свои корни, еврейство – это культура, а не религия
Бен Харрис


СТОКГОЛЬМ (JTA) – Бывший польский католик говорит, что «еврей вспыхивает у него в душе», когда он объясняет свою любовь к клезмерской музыке и свое желание развивать межкультурный обмен через еврейскую музыку.
25-летний венгр, родившийся в смешанной семье, создает израильский культурный центр в Будапеште и говорит, что не расстроится, если его дети захотят участвовать в еврейской жизни.
Армянский христианин хочет организовать семинар по иудаике в армянском университете, который выявлял бы общие моменты армянской и еврейской истории.
Германский еврейский журналист, который заинтересовался иудаизмом, благодаря своей бывшей подружке, намерен вести передачи в Интернете, посвященные недельной главе Торы и израильской культуре.
Добро пожаловать в пробуждающуюся еврейскую Европу, где растет еврейское самосознание – среди евреев и неевреев – внутри некоторых самых светских обществ в мире.
В то время как религиозное самосознание в Европе находится на исторически низком уровне – в Швеции лишь 3% граждан регулярно ходят в церковь – некогда ассимилированные евреи выходят из тени и стремятся вновь обрести свое еврейское самосознание.
Эта тенденция стала очевидна в Центральной и Восточной Европе 20 лет назад, с момента падения коммунизма, и помогла многим вновь открыть для себя свои корни. Но даже в Западной Европе образование Европейского Союза, которое сопровождалось ростом разнородности населения региона, способствовало новому обретению национального самосознания разных народов, включая евреев.
«С подобной мультикультурностью и, я думаю, с объединением Европы твои корни становятся более важны», -- сказал Габриэль Урвич, лидер стокгольмской еврейской общины и председатель Paideia, научного института в Стокгольме, который занимается распространением еврейской культуры по всей Европе.
«Так что даже те люди, которые три поколения назад были евреями и знали об этом, до самого недавнего времени не говорили об этом ни слова, -- сказал Урвич. – А теперь вдруг они почувствовали, что могут каким-то образом открыть для себя этот корень, по мере сил поддержать его и найти к нему свой путь».
Процесс нового обретения европейского еврейского самосознания – Барбара Спектер, директор-основатель Paedeia, называет это явление дисассимиляцией – начался. Однако вместо того, чтобы принимать религиозные формы, дисассимиляция молодых европейцев часто носит отчетливо светский характер.
Многие молодые европейцы, заинтересовавшиеся еврейской культурой, происходят из небольших общин, где еврейские авторитеты либо крайне слабы, либо их нет вовсе, условия для образования религиозных общин минимальны и вероятность их женитьбы на единоверцах очень мала.
«Они не располагают этими составляющими и, тем не менее, выбирают еврейство, -- говорит Спектер. – Разумеется, возникает вопрос, почему они делают это? Это невероятно важный вопрос. И я думаю, что они могут служить своего рода информаторами для нас и остального еврейского мира».
Евреи, которые соответствуют этой характеристике, составляют большинство желающих принять участие в главной программе стокгольмского института Paideia – годичного курса изучения еврейских текстов, цель которой не только познакомить студентов с литературой еврейского народа, но и подготовить их к активному участию в развитии еврейской жизни в Европе. Этот институт при поддержке Европейского еврейского фонда и Еврейской федерации Нью-Йорка летом ведет и 10-дневный проект-инкубатор, который оказывает профессиональную помощь и способствует установлению важных для работы связей авторам проектов по развитию еврейской культуры.
Paideia получает в шесть раз больше заявок на участие в проекте, чем может принять. Это по большей части те, кто не получил еврейского воспитания. Некоторые неевреи вовсе не имеют никакой подготовки, но их тоже охотно принимают в программу, потому что они демонстрируют готовность развивать еврейскую культуру.
Марсель Кенесей, живущий в Будапеште, закончил обе программы института. Он, сын отца-еврея, ничего не знавшего о своем наследии, считает себя светским евреем. И хотя мать Кенесей -- нееврейка, в старших классах его отправили в еврейскую школу, чтобы спасти от антисемитских оскорблений, с которыми в государственной школе столкнулся его старший брат. В результате Кенесей заинтересовался иудаизмом.
Когда из него «получился» еврей, -- говорит Кенесей, -- он понял: ему необходимо преодолеть представление, что возвращение к иудаизму это «болезнь» и территория «лузеров», неспособных найти свое место в посткоммунистической Венгрии. Сегодня Кенесей занимается организацией Израильского культурного центра в Будапеште.
«Я ощущал эту колоссальную пропасть в семье: у нас есть это еврейство, но никто ничего о нем не знает, так что для меня это была своего рода миссия - открыть для нас эту часть семьи и вернуть ее в дом», -- говорит Кенесей.
Созданный в 2001 году институт Paideia – результат работы комиссии, учрежденной правительством Швеции в 1990-е годы с целью расследовать роль страны в годы Холокоста. И хотя комиссия в конечном итоге установила, что Швеция несет весьма незначительную юридическую ответственность за утрату еврейской собственности, правительство вступило в дискуссию со стокгольмской еврейской общиной, чтобы найти способ моральной реституции.
Такой реституцией и стал институт Paideia. Название этой организации происходит от греческой идеи, что культура может вернуть к еврейству средствами образования, а не по кровной линии. Эта идея была очень близка шведскому правительству, которое в то время пребывало на переднем крае попыток превратить десятки национальных идентичностей в единственную – пан-европейскую.
Однако этот институт имеет особое значение для евреев, живущих в стране, погруженной в секулярность, все более космополитичной и разнородной, а после бедствий прошлого века они часто неспособны проследить свое этническое происхождение исключительно по еврейским линиям.
Paideia стоит на позиции, что участники программ, преданные еврейской культуре, могут приобрести пост-этническое еврейское самосознание через учебу, а не через гиюр. Именно поэтому программы института открыты для неевреев, которые интересуются еврейской жизнью и демонстрируют готовность распространять еврейскую культуру.
Петр Мирский, который прошел курс в институте в этом году, клезмерский гитарист из Люблина, польского города, население которого на 40% было еврейским. Хотя Мирский и не еврей – воспитывался как польский католик, но ушел из церкви – он говорит, что его опыт ухода из доминирующей религиозной группы своей страны позволяет ему глубже понять жизнь польского еврейства.
«Я осознал, что я в какой-то мере разделил опыт еврейского народа в Польше, и это заставило меня делать что-то против этого, против отторжения, -- сказал Мирский корреспонденту JTA. – Моя главная цель – построить мосты между людьми».
Суть проекта Мирского, который он называет «Джаз-Мидраш – Еврейский песенник», в создании двух компакт-дисков, на одном из которых записаны оригинальные песни по еврейским историям на польском языке. Мирский хочет распространять эту книгу и компакт-диски на нескольких уличных фестивалях в польских городах, которые когда-то были центрами еврейской жизни.
Хотя некоторые весьма скептически относятся к тому, что еврейская культура, лишенная религиозного компонента, способна сохранять еврейское самосознание многие поколения, участники проектов Paideia убеждены, что способна.
«Культура и история – более крепкие скрепы в Европе, чем в Соединенных Штатах», -- говорит Шон Ландрес, американец, который работал в последней летней программе-инкубаторе, завершившейся на прошлой неделе.
И все же Спектер признает, что иногда у нее возникают сомнения, достаточно ли культурных проектов для сохранения еврейской идентичности на долгую перспективу?
«Неэтническое определение иудаизма меняет всю динамику, -- говорит она. – Но если под культурой европеец будет понимать способ ее определения, а именно грамотность, если мы говорим о создании общин учения – я соглашусь, что это жизнеспособный элемент иудаизма».
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Soplemennik »

Мои личные наблюдения вполне созвучны с заголовком темы.
Традиции (все! от еды до обрядов!) - с удовольствием.
Учить иврит, читать Тору, молиться - дед, отстань! Мы сами знаем, что и как.
--------
П.С. Только не надо "ловить" меня на противоречиях, плз.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Weissberg »

Подмена принципиальных понятий в данной статье - не просто стилистическая ошибка, а искажение смысла жизни еврейского народа, искажение условий, необходимых для самого его существования Речь идёт о термине "иудаизм".
Предпринимаемая попытка подменить религию так называемой культурой - прямой и неотвратимый путь к полному растворению в окружающей среде.
Дело не во внешних характеристиках, а в сути. А суть состоит в том, что не клезмерская музыка и фаршированная рыба сохранили нас как народ.
Который раз возвращаюсь к неоортодоксии. Наука - хорошо! Культура - замечательно! Образование - великолепно! Самые современные достижения мирового человеческого ума - изумительно! Всё это важно и необходимо для каждого современного еврея. Всё это необходимо знать, всем этим - владеть, находиться на самой вершине человеческих знаний! Развивать еврейское искусство, музыку, литературу...
Но - все это ПОСЛЕ изучения Торы, соблюдения её Заповедей и молитвы.
Все другие пути ведут в пропасть. Все другие пути -есть ни что иное, как осознанное или инстинктивное стремление Эйсава лишить Яакова духовного превосходства и таким образом уничтожить Израеля.
Я - не мракобес. Просто я вижу проблему в её реальном виде и не строю себе напрасных и опасных иллюзий.
Владимир Вайсберг
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Борис Дынин »

Soplemennik
Мои личные наблюдения вполне созвучны с заголовком темы. Традиции (все! от еды до обрядов!) - с удовольствием. Учить иврит, читать Тору, молиться - дед, отстань! Мы сами знаем, что и как.
К чему Вам обряды тогда? Уж оставайтесь с елкой, загсом, застольем в дни рождения и пр., с чем росли.

В диаспоре разговоры о еврейской культуре без религии - разговоры в пользу политиков-временщиков. Уж в чем Россия преуспела, так доказательстве маниловщины сохранения "еврейской культуры" без религии. Боритесь за то, чтобы еврейская культура (как бы искусственно Вы ее ни определяли) стала доминирующей в диаспоре. Будете бороться? Можно доживать свой век с застольем вокруг елочных и ханукальных свечей, не заходя в церкви и синагоги. Но надо знать себя самого и не выставлять беспочвенные лозунги: "еврейство – это культура, а не религия"

P.S.Ситуация в Израиле - вопрос особый, но до целостной еврейской культуры (независимой от Холокоста, борьбы с арабами и тоской по русской культуре) еще далеко.
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Борис Дынин »

Дополнение к вопросу о еврействе как культуре

И здесь мы не первые. Всем , провозглашающим этот лозунг, желательно познакомиться с трудами Мордехая Каплана (прежде всего с «Judaism as a Civilization») и историей реконструктивизма. Реконструктивизм не стал ответом на вопрос о еврействе как культуре, хотя М. Каплан был посерьезнее, чем новые борцы за нее.
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Soplemennik »

Уважемый Борис Дынин!
Ваша резкость Вас не красит.
Видимо я неточно сформулировал, если Вы не поняли текста.
Я писал о молодёжи в свой семье, а не о себе.
Я - атеист и поздно на восьмом десятке переигрывать "матч", но считаю, что внуки должны/могут избежать судьбы, подобной нашему поколению. Но современность, реалии жизни, даже в Израиле, таковы, что оставляют очень мало места для развития еврейской молодёжи в желательном направлении. Вот и всё.
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Борис Дынин »

Уважаемый Soplemennik!
Возможно, слово "беспочвенный! показалось Вам резким. Но я не имел в виду ничего личного, но, правильно или неправильно, охарактеризовал идею исходного постинга.
Я вместе с Вами желаю нашим детям и внукам избежать судьбы поколения наших отцов и частично (!) нашей судьбы. Должно (может) ли это гарантироваться ассимиляцией - об этом вопрос. Этот вопрос и звучит внутри всех таких дискуссий.

Всего Вам хорошего,
Борис Д.
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Soplemennik »

Борис Дынин wrote:Уважаемый Soplemennik!
Возможно, слово "беспочвенный! показалось Вам резким. Но я не имел в виду ничего личного, но, правильно или неправильно, охарактеризовал идею исходного постинга.
Я вместе с Вами желаю нашим детям и внукам избежать судьбы поколения наших отцов и частично (!) нашей судьбы. Должно (может) ли это гарантироваться ассимиляцией - об этом вопрос. Этот вопрос и звучит внутри всех таких дискуссий.

Всего Вам хорошего,
Борис Д.
Спасибо,всё понял. Моё мнение таково:
Первое. В свободном обществе, в демократическом, "каждый выбирает для себя" (извините за набившее оскомину цитирование) - от агрессивной религиозности до агрессивного атеизма. Эти крайности нередки, но большинство ближе к середине, с обеих(!) сторон оси ординат. Я уверен, что Вы не носите кафтан, белые чулки и меховой "аэродром", а я надеваю кипу только в торжественном случае или горе. И что? Мы всё равно СВОИ. Есть люди, цудрейтэр абисэлэ, классифицирующие евреев по степени религиозности и даже по месту жительства(!). Это очень пахнет ТОЙ селекцией (не то самое, нет; но запашок есть!). И, будем справедливы, заслуги и достижения евреев, все плюсы и минусы, в нашем мире (в этом, а не в потустороннем) определяют не знатоки Торы, а совсем иные личности. Но, спрошу сам себя, разве это признак ассимиляции? По-моему, нет. С другой стороны, в Израиле есть несколько тысяч здоровых мужиков, никогда не служащих в армии обороны Израиля, где каждый солдат на счету, но старательно воюющих против любого отклонения от религиозных норм. Не они ли вызывают ассимиляцию, отход от еврейства, как реакцию на них? Не мне приводить Вам примеры бегства из-за " ЗАГСовских" проблем иудаизма (проблем, конечно, для тех, кто его отрицает в той или иной степени).
Второе. Мой "постулат" таков: В свободном обществе ассимилируется тот, кто этого хочет. Гглупенькая цитата: "Ты этого хотел, Жорж Данден!" Для детей и юношества, в этом плане, решающее значение имеют влияние старшего окружения и информации (будь прокляты ТВ и интернет всего мира с их доступностью и навязыванием грязи нашим, ещё неокрепшим духом и телом, детям и внукам!). Сужу по себе - самый старший внук, из-за пустякового конфликта с учителем-раввином, стал относиться к религии с явной издёвкой, а старшая внучка, наоборот, религии уделяет всё большее внимание, в ущерб математике и прочим наукам. Но то, что они оба, в отличие от меня, знают (конечно, громко сказано :D ) и идиш и иврит, читают, не пропускают субботу с родителями и с нами, воодушевляет. Есть и другие, обратные примеры. Но такова жизнь. И, мне представляется, что опасность некоей чрезмерной экстра-ассимиляции преувеличена.
---------
Получилось что-то такое пикейно-сумбурное. Но, чем богаты.
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Борис Дынин »

Мы всё равно СВОИ.
Хотя в жизни свояки бывают хуже чужаков, я согласен с Вами.

Code: Select all

И, будем справедливы, заслуги и достижения евреев, все плюсы и минусы, в нашем мире (в этом, а не в потустороннем) определяют не знатоки Торы, а совсем иные личности.
Как бы верно, но смещено. "Знатоки Торы", о которых Вы говорите в противопоставлении "незнатокам" (что верно не на 100%) и не работают на поле, где Вы считаете снопы. Поэтому, я думаю, сравнение переводит вопрос в моральную плоскость, которую выравнивали "незнатоки".
В свободном обществе ассимилируется тот, кто этого хочет
.

Согласен! И я не попрошусь в свидетели на суд Всевышнего :) В данном случае, я реагирую на идею сохранения "еврейства" не лично у отдельных евреев поколения, которое еще связано со "знатоками Торы" в бабушках и дедушках своих, а "еврейства" в поколениях. В свободном обществе "еврей по культуре" может сказать: "Я понимаю, что культура не гарантирует сохранения еврейства. Значит, так тому и быть. значит оно изживает себя под солнцем прогресса". Надо ли волноваться по этому поводу, или нет - в свободном обществе выбор остается личным. В данном случае, все на что я указываю (или, если угодно, все что я мысленно требую), это отнестись к вопросу серьезно, с учетом качества и целостности "культуры" российских евреев, так сказать, стойкости в ней "еврейства". Вопрос не новый, поэтому я и ссылался на Каплана и Дершовица, чтобы конкретизировать вопрос, пусть не ссылками на Тору, но хоть на историю.
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Для молодых еврейство – это культура, а не религия

Post by Soplemennik »

Борис Дынин wrote:... В данном случае, все на что я указываю (или, если угодно, все что я мысленно требую), это отнестись к вопросу серьезно, с учетом качества и целостности "культуры" российских евреев, так сказать, стойкости в ней "еврейства". Вопрос не новый, поэтому я и ссылался на Каплана и Дершовица, чтобы конкретизировать вопрос, пусть не ссылками на Тору, но хоть на историю.
Тут я могу быть лишь сочуствующим. Не имею необходимого и достаточного знания вопроса. Мои рассуждения не выше бытового уровня.
Post Reply