В чем суть закона о переходе в иудаизм

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

В чем суть закона о переходе в иудаизм

Post by Архивариус »

В чем суть закона о переходе в иудаизм, предложенного в Израиле
Уриэль Хайлман


НЬЮ-ЙОРК (JTA) – Если депутат Кнессета Давид Ротем добьется своего, Израиль примет новый закон, который облегчит нееврейским израильтянам переход в иудаизм.
Это приведет к более эффективной интеграции десятков, если не сотен, тысяч израильтян русского происхождения в израильское еврейское общество, -- считают Ротем и заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон, чья партия, где преобладают выходцы из бывшего Советского союза, Исраэль Бейтейну, стала спонсором этого закона. Наиболее важно, -- говорят они, -- мера, которая облегчит русским возможность вступить в брак с израильтянами.
«Это не панацея, но реальная и серьезная попытка удержать еврейский народ вместе», -- сказал Аялон корреспонденту JTA.
Однако критики, включая некоторых евреев диаспоры и неортодоксальных лидеров Израиля, не рады этому предложению. Они говорят, что этот закон не заходит так далеко, чтобы облегчить процедуру гиюра, расширяет власть Главного раввината, объявляет незаконными гиюры неортодоксальных движений и ничего не делает для того, чтобы сохранить признание в Израиле гиюров, совершенных в диаспоре.
Эти возражения отчасти стали поводом для американского пояснительного тура, который предприняли два депутата Кнессета от Исраэль Бейтейну, от партии, чей лидер - министр иностранных дел Авигдор Либерман пообещал в последней избирательной кампании решить проблемы брака и гиюра. Ротем и Аялон в течение трех дней объезжали лидеров американских еврейских организаций с целью снять их опасения в отношении предложенного закона.
Задача этого тура, -- пояснил Аялон, -- «развеять опасения наших братьев и сестер в консервативном и реформистском движениях, что они пострадают при любой формулировке закона».
Ротем и Аялон также встретились с Союзом ортодоксов и руководством федераций, чтобы обсудить предложенный закон.
«Я хочу, чтобы они не боялись пострадать, -- сказал Ротем. – Этот закон не касается гиюров, проведенных за границей. Мы должны решить внутреннюю израильскую проблему».
Раввин Ури Регев, ведущий реформистский раввин в Израиле и сейчас президент Хиддуш, группы, которая выступает за религиозную свободу в Израиле, говорит, что американских еврейских лидеров не следует вводить в заблуждение относительно реального ущерба, который этот закон нанесет Израилю.
«Детали – вот, где собака зарыта, -- говорит Регев. – Он не говорит вам, что этот закон приведет к серьезным ответвлениям в части юридического статуса геров вообще, неортодоксальных геров в особенности, а, кроме того, этот закон не даст русским олим обещанных доступа и защиты».
Закон о гиюре направлен на решение нескольких проблем, связанных со статусом кво в Израиле, -- считает Ротем, председатель парламентского комитета по конституции, закону и юстиции.
В 1990-е годы сотни тысяч людей из бывшего Советского Союза иммигрировали в Израиль по закону о возвращении, дающему право на израильское гражданство любому, имеющему деда-еврея. Хотя большинство русскоязычных иммигрантов были евреями по Галахе, было немало таких, у кого матери были нееврейки, поэтому их в Израиле считали неевреями. Это привело ко всякого рода проблемам, касающихся 350.000 – 400.000 израильтян названной категории, особенно болезненным, когда дело доходит до браков, находящихся под контролем религиозных властей.
Израильский закон не предусматривает гражданских браков – ни между евреями и неевреями, ни между двумя неверующими. Так что единственный способ для таких израильтян пожениться – это только перейти в иудаизм, что в Израиле дело непростое.
Для перехода в иудаизм надо освоить серьезный учебный курс, сдать экзамен и дать обещание, что ты станешь религиозно соблюдающим человеком, а подтверждение гиюра отдано на откуп придирчивым специальным судам по гиюрам. Еще более осложнило дело то, что раввинские суды в Израиле в последние два года аннулировали ряд гиюров, одобренных недавно, и поставили под сомнение тысячи других гиюров, чем вызвали взрыв возмущения. Кроме того, израильский раввинат ограничил признание гиюров, проведенных за границей, включая ортодоксальные гиюры, чем вызвали озлобление раввинов диаспоры.
Ротем говорит, что его закон решит часть, а не все из названных проблем.
Этот закон дает право любому раввину, который был или в настоящий момент является членом районного раввината Израиля, был или является главным раввином города или поселка – проводить процедуру гиюра для любого израильтянина, вне зависимости от места его проживания. Этот закон может также отменить нынешние требования к курсу обучения и отдать это на откуп местным раввинам.
Согласно предложенному закону, гиюры могут быть аннулированы лишь в том случае, если раввинский суд, который провел процедуру гиюра, установил, что она была проведена по ложному утверждению. Потом это решение должно быть утверждено президентом национального апелляционного раввинского суда. И по предложению Ротема, Гер, который хочет вступить в брак, но сталкивается с отказом его местного раввината, может вернуться в раввинский суд, который провел для него процедуру гиюра, и запросить у него брачное свидетельство.
Несколько месяцев назад Ротем смог добиться принятия отдельного закона, который позволяет паре, не исповедующей никакой религии, вступать в гражданские браки. Критики, однако, утверждают, что таких пар – без какой-либо религиозной ориентации – в Израиле наберется не более 100-200 в год, и пока непонятно, будут ли эти союзы признаваться за границей как супружеские пары. Этот закон никак не помогает межрелигиозным парам, которым закон запрещает вступать в брак в Израиле, или евреям, которые предпочитают обращению в раввинат гражданский брак.
Закон о гиюрах сталкивается с большим сопротивлением в Кнессете. Ультраортодоксальные (хареди) партии борются против любых пунктов закона, которые облегчают процедуру гиюра, и некоторые неортодоксальные лидеры сетуют, что определенные пункты закона могут усложнить положение геров.
Ротем говорит, что закон о гиюрах жизненно важен для будущего Израиля. Без него нееврейское и неарабское население Израиля достигнет 1 миллиона человек к 2035 году.
«Сейчас есть историческая возможность разрядить эту бомбу замедленного действия. Ведь если она взорвется, мы в Израиле не будем знать, что нам делать с собой», -- сказал Ротем корреспонденту JTA.
Регев, непреклонный критик этого закона, говорит, что при всех благих побуждениях этот закон содержит несколько опасных пунктов. Во-первых, он расширяет полномочия Главного раввината, где доминируют ортодоксы: если сейчас процедуру гиюров проводят специальные суды по гиюрам, новый закон передает право на проведение гиюра исключительно Главному раввинату.
Во-вторых, он требует утверждения президента национального раввинского апелляционного суда для отмены гиюра. Это может быть неким улучшением по сравнению с нынешним положением, при котором раввинские суды низшей инстанции аннулируют гиюры в одностороннем порядке. Но с другой стороны, на посту президента этого суда может оказаться фундаменталист, который займет более жесткую позицию в отношении геров. Раввин Шломо Амар, которого считают сравнительно умеренным, останется на этом посту до 2014 года.
Более того, закон о гиюрах не гарантирует, что раввинаты в Израиле будут признавать процедуры гиюров, проведенные за рубежом. Израильский закон признает такие гиюры правомерными, тогда как на практике израильские раввинаты часто их не признают и запрещают таким герам вступать в брак с евреями – особенно в случае неортодоксальных гиюров.
Ротем отвергает эту проблему, говоря, что гер из Соединенных Штатов всегда может найти в Израиле такой раввинат, который захочет выдать ему брачное свидетельство – «волка ноги кормят», надо просто проехаться по городам и найти такой раввинат.
Регев говорит, что это странно.
«Вместо того чтобы разрешить людям вступать в брак так, как они считают нужным, признавая свободу брака, геру приходиться проделывать акробатические этюды, когда главный раввин города устраивает ему проблемы», -- сказал он.
Этот сценарий также дает возможность раввинам-фундаменталистам проявлять безграничную власть принуждения – от остракизма до запугивания – чтобы убедить членов мягких районных раввинатов действовать по их указке.
Насколько либеральным может оставаться районный раввинат в Израиле, еще предстоит увидеть. Все они ортодоксальные без единого исключения и часто становятся полем битвы между умеренными и фундаменталистскими раввинами-ортодоксами.
В конечном итоге, Ротем признает, что его закон может не внести существенных изменений, но он говорит, что все равно это будет некоторым шагом вперед по сравнению со статусом кво.
«Давайте начнем с этого», -- сказал он.
Post Reply