Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс фев 18, 2018 8:51 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Вт сен 14, 2010 6:48 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
МОСКВА ЕВРЕЙСКАЯ.

Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам. Но меня тема эта всегда интересовала. Попробуем пробежаться по основным именам и датам.
-1472 г. Первое упоминание о еврее Иосифе, который был чем-то вроде личного посланника между великим князем Иваном Третьим и крымским ханом Менгли-Гиреем.
-1490г. В Москву прибывает «лекарь Жидовин Леон из Венеции». Но погостил в столице недолго и был казнён сразу после смерти своего знатного пациента-сына великого князя. Так было положено начало «доброй » традиции, благополучно дожившей до сталинского «дела врачей».
С 16-го века не начинает « раскручиваться» ещё одна важная линия еврейской истории Москвы - купеческая, торговая. При Василии третьем купцам-иудеям разрешили торговать в столице. Но они действовали столь успешно, что местные торговцы не выдерживали конкуренции. Пожаловались царю-батюшке. Последовал запрет. Такие волны запретов-разрешений продолжались постоянно. В 1828 году купцам разрешалось останавливаться в Москве только на два месяца. С 1832 на полгода. И только с 70-х годов 19 века в столице разрешили постоянно проживать купцам 1-ой гильдии. Заметную роль сыграли потомки Авраама и развитии промышленности, банковского дела. В 1858 г. К.Высоцкий основал чайную фирму. В 1870 г. братья Поляковы основали первый земельный банк. Думаю, что и сегодня евреи ( статистикой не владею) занимают видное место среди российских предпринимателей.
Интересна и несколько неожиданна еврейско-дворянская история столицы. Уже в свитах Лжедмитрия Первого и Второго мелькали лица с подозрительно не славянской внешностью. И сам Лжедмитрий Второй, по некоторым данным, был иудейского происхождения. В 1670-71 годах дворянский род Евриновых основал некий «Матюшка Григорьев - еврей». Среди польских евреев, попавших в то время в Москву, был Шафир-дед вице канцлера при Петре Первом П.Шафирова. С ним состояли в родстве дворянские семьи Веселовских, Копьевых...
Несколько слов о Москве иудаистской. В 1861 г. было три молельных дома, основанных николаевскими солдатами. С 1865г. существует религиозная община. С 1871г. -первая московская синагога. Сегодня в столице две синагоги: хоральная синагога, открывшаяся в 1891г., и хасидская, в Марьиной роще. С 1987 г. значительно увеличивается число еврейских школ, детских садов, семинаров по иудаизму. В 1988 г. открывается ешива - высшее еврейское религиозное заведение.
Теперь немного статистики. Первые евреи-москвичи появились после русско-польской войны (1645-1667г.г.) из числа пленных евреев. Но особенно ощутимым их присутствие стало после 1827 г, когда «избранный народ» стали призывать на военную службу . 1846г.- в столице 313 евреев. 1871г.- ок.8тыс. 1879-16тыс. 1889- 26 тыс. Что составляло, примерно, 3% населения. 1891-35тыс. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции жили в Сретенской, Арбатской, Тверской части города. Ремесленники- в Лефортово, на Пятницкой. Особенно резко возрастает численность еврейского населения столицы после февральской революции 1917 года и отмены черты оседлости. 1917 г.- 60 тыс. 1923г.-86 тыс. 1926г.-131 тыс. 1939г.- более 250 тыс. Примерно такое количество евреев в столице оставалось до 1988 года. До начала активной эмиграции.
Сионистское движение имеет в столице давнюю историю. Уже в 1910 году в Москве было основано общество Шеерит-Исраэль, ставившее задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Израиле. С 1916 года начал выходить сионистский еженедельник на иврите « Ха-ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой. Но особенно активизировалось движение за возвращение в Израиль в первые годы после февральской революции. Состоялся учредительный съезд партии «Традиция и Свобода», стоявшей на позициях религиозного сионизма. Конференция движения Аггудат Исраэль. Открываются многочисленные издательства на иврите: «Оманут», «Штыбель» , «Сафрут» и др. В январе 1918 г. основано палестинское общество «Раанания» Стали издаваться газеты сионистского направления. Но просущетвовали они недолго. С 1919 г. в рамках борьбы с сионизмом газеты и издательства были закрыты, многие видные деятели сионизма арестованы. Праздником для тысяч московских евреев был приезд в 1948 г. в Москву первого израильского посла Голды Меир.
Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-ом – газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В январе 1948 г. энкеведешниками убит Ш.Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр. Началась открыто антисемитская компания против «космополитов». Её кульминацией было уже упомянутое « дело врачей», в ходе которой многие московские врачи были арестованы или уволены с работы. Можно долго перечислять и перечислять антисемитские «подвиги» коммунистического режима ...
Да и сегодня, когда евреев принимают во все вузы и почтовые ящики, (но, как выразился Жванецкий «Где евреев взять?») судя по выступлениям официальных лиц (например, некоторых депутатов Государственной Думы), статей ряда периодических изданий («Молодая гвардия», «Наш Современник», газета «Завтра» и др. ), взрывах и поджогах синагог, осквернениях кладбищ и т.п. антисемитская традиция не ослабевает.
В заключения имена некоторых москвичей- евреев, известных не только в столице, но и во всё мире: Б.Пастернак, И.Эренбург, В.Гроссман, А.Таиров, А.Райкин, К.Райкин, Г.Хазанов, А.Эфрос, М.Плисецкая, Д.Ойстрах, И.Ойстрах, Д.Шафран, Э. Гилельс, В.Гинзбург, Л.Ландау, Я.Зельдович… Список, разумеется, далеко не полный.
Сегодня евреев в столице осталось сравнительно немного. По оценочным данным не более 50 тысяч. Но говорить о конце истории Москвы еврейской ещё рано. Впрочем, время покажет…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2010 12:06 am 
ветеран форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 22, 2008 8:22 pm
Сообщения: 430
Вышеназванный Лев посчитал мои исследования антисемитскими.
Интересно, а что он провякает по ЭТОМУ поводу:

Москаль
Прозвище на Украине тех, кто приехал из России. Считалось, что из Москвы. Но тогда было бы «Москваль». В чем дело?
1. משכיל/маскиль – «1. интеллигентный, образованный; 2. умный; 3. удачливый; 4. просветитель; 5. эпический псалом». Можеть быть в Х веке просветительство шло на Украину именно с востока, из «МасКовии» - משא קובע/маса ковэа = «Ноша, тяжесть, ПРОРОЧЕСТВО + Устанавливаю, определяю».
2. מסך על /масах аль – « наливал, смешивал, примешивал + около, вместе». Презрительное отношение к слову «Москаль» может быть объяснено тем, что на Украине внедрялись «царевы кабаки» – государственные кабаки, где только и можно было купить водку, но плохого качества, так как кабатчики постоянно подливали в неё воду.

Москва
1. Некоторые предполагают, что Москву основали потомки билейского патриарха Мосха, которыми были израильтяне.
(http://www.kabmir.com/forum/showthread. ... #post49303 )
Историк Иван Забелин приводит слова Польского ученого конца XVI века Стрыйковского: «Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов Московских, Российских, Польских, Волынских, Чешских, Мазовецких, Болгарских, Сербских, Харватских, и всех, елико есть Славенский язык; что у Моисея Мосох (Мешех), Московских народов праотец, знаменуется (упоминается) также и у Иосифа Флавия в Древностях; что ни от реки, ни от града Москвы Москва наименование получила, но река и град от народа Московского имя восприяли; что имя сие: Мосох, Мокус, Моска, Моски, Москорум, Московитарум, Модокорум и проч. все древние историки, Еврейские, Халдейские, Греческие и Латинские и новейшие Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многих местах непрестанно и явно поминают; что третий брат Леха и Чеха, Русь, истинный наследник Мосохов от Иафета, великия и пространныя полуночныя и восточныя и к полудню страны размножил и населил народами Русскими» [7].

Иван Забелин приводит также слова из сочинения Тимофея Кеменевича-Рвовского, 1684 – 1699 годы, диакона Холопьего на Мологе монастыря, «Как и когда произошли Словены и Русы»: «Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первых отец не токмо же Скифо-Москво-Словено-Российским людем, но и всем нашим своесродным государствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским» [8].
Мешех (по-гречески Мοσοχ ‹Мосо́х›) — древний народ Закавка- зья, мосхи, чье имя связано с названием Месхетии (область Грузии). Само слово משך ‹ме́шех› буквально означает «охапка», «охваченное руками».
Иез. 38:

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю ВЕРХОВНОМУ (/ נשיא ראש/наси Рош), Мешеха и Тувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь верховный Роша, Мешеха и Тувала!

ראש / Рош — слово, которое встречается в русской Библии (Иез.38), попавшее туда из перевода Септуагинты книги пророка Иезекииля: «Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала…». При этом князь Роша иногда рассматривается как один из прообразов эпического князя Руса (Роса).
В оригинале Библии на еврейском языке эти слова звучат как «гог эрец гамагог нэси рош». Еврейский язык не знает прописных и строчных букв. Поэтому слово «рош», как и все прочие слова в еврейском оригинале, в тексте выделено не было, то есть оно не было написано с большой буквы. Значение имени собственного ему придали греческие переводчики, не зная точного перевода, в то время как пророк Иезекииль скорее всего использовал его в значении «главный» - ראש /рош. Правильный перевод должен выглядеть так: «Обрати лицо твое к правителю земли Магог, главному князю Мешеха и Фувала…». В английской Библии короля Якова (начало XVII века) слова «нэси рош» переданы адекватно еврейскому оригиналу: the chief prince — буквально: «главный принц», «великий князь». В таком же значении истолкованы эти слова во французском переводе Библии (prince-chef) и в немецком переводе Мартина Лютера (der oberste fuerst). Такое истолкование этих слов объясняется тем, что все перечисленные переводы ориентированы не на греческую Септуагинту, а на латинский перевод Библии — Вульгату, где эти слова переведены правильно: princeps capitis.
В славянской Библии, перевод которой делали с Септуагинты, слово «рош» не просто было оставлено без перевода, но и подано в греческой транслитерации («рос») — «князь Росъ». Народом Рос (Ρώς) в византийских источниках называли народ севера русь, совершавший набеги на Византию в IX—X веках. В современной литературе, включая богословскую, нередко сохраняется традиция использовать неправильно переведённое слово рош как раннее свидетельство о руси.
Гог характеризуется словами, Мешех, мшаха מְשָׁכָא — арамит, и Тувал תֻבָל. משך /Мешех может означать (согласно Еврейско-русскому библейскому словарю: будет, натянул, взойди, владеющие, влёк, влеките, вступила, выберите, вытащили, вытащить, долго, замедлят, затрубить, звука, идёт, крепкого, крепкому, медлил, натягивал, отложено, отсрочено, сеятеля, сострадающего, увлекает, простри, прострёшь, протягивает, протяжённость, ) просторность, протяженность (большую земли Магог מגוג /магог = «Гогская земля, земля гога». גג /гаг – «крыша». «Крышей» именовали некий купол, висящий над Землёй у полюса. Следовательно, земли Магога – северные страны. ). А «Туваль» может означать «будет опозорен» תֻבָּל, но может означать и תבל /тевел – «Земля, земной шар, Мир, вселенная».

Существует очень интересное предание, что Мешех, дойдя до далеких «северных пределов», основал поселение, названное его именем, на территории будущей Москвы. Этимология имени нашей столицы и по сей день в точности не выяснена; есть разные теории на этот счет, и среди них — «библейская», возводящая имя Москвы и поселение в ней человека к после- потопным временам. С данной точки зрения имя משך /«Мешех» — пророческое: городу, как известно, предстояло в далеком будущем «собирать в охапку», объединять вокруг себя русские земли…

Суффикс "ск" - В соответствие с Еврейско-русским словарём Ветхого Завета (http://greeklatin.narod.ru/heb3/index.htm ) : 4 – «1. многолюдство 2. скиния. Шалаш, жилище». Поэтому слово "Москва"
- מוסך בא /мосх ва// моск ва = "Там множество (людей), жилищ + приходят, собираются".


По преданию люди, говорившие, что они де из Святой земли произошедши от патриарха Мосха пришли в место слияния реки Яузы и Москвы-реки и получили там убежище.
[עוז] – יעוז /йауз – «он получит кров, убежище»

Мосх+ква -Река, от названия которой произошло имя города.

Мосх -Народ мосхи (месхи) – жили на Кавказе. Некоторые ассоциируют их с древним племенем, жившим в восточной Каппадокии, - Мушками. Слово «Мушки» также связано с водой, с орошением – משקה /Машка – «Пью, Поливаю, орошаю».

מהשקה /Мушка – «Тот, кто вышел из полива, из-за того, что его оросил Бог Шкай». Бог Шкай – главный языческий бог Мордвы. Шкай – שקי /Sky – «Небо» - был видно главным богом всех народов Европы бронзового века.
Родство мосхов (месхов) с Москвой видно уже потому, что покровитель Иверии (Грузии) – Георгий-победоносец, а на гербе Москвы – также Георгий-победоносец. Изображение всадника на коне, поражающего змия, это и Перун, и Баъл, и Мардук, поражающий змея тёмных вод Тиамат

Ква – река – от лат. "аква" – вода.
“Aqua” - "аква".
עכבה/аква – «1. задержка 2. помеха 3. торможение»
- ПЛОТИНА, которая задерживает воду, которая и стала называться у латинян – «Аква». Без плотины в Аравии и в Ханаане не получишь воду . Такова знаменитая марибская плотина, которая и создала «Счастливую Аравию». С разрушением плотины «Счастливая Аравия» исчезла, ушла вода- ушла жизнь.
הקוה /аква = «надежда» - вода в пустыне – это надежда на жизнь
«Миква» - מקווה /миква – «Бассейн для ритуальных омовений». Барахтаться – окунаться в ритуальный бассейн – микву, чтобы получить «Браху» =- «благословление».
מקווה /миква . Это слово походит на слово «Аква» - Вода. (Лягушка не зря КВАкает.).
Б. А. Рыбаков выплату вятичами, на земле которых стояла Москва, дани хазарам комментируется как "проездная пошлина." {Слово Москва («Масква») можно написать так: מס קבע /мас кава = «налог установленный»}.

Но задержка, торможение связана ещё и с тем, что именно в Москве сухопутный путешественник, идущий от Днепра через Смоленск, уплачивая постоянный сбор {מס קבע /Мас кава = «налог, сбор постоянный, установленный»}, имел возможность купить шитик или присоединиться к компании купцов, которые уже по воде-акве мог спуститься на Низ, т.е. на Волгу, а от туда – в Хвалынское (Каспийское море)
2. מעש עכבה /маъс аква = «Деяние + вода». После долгого и опасного путешествия через Варшаву {הרשה /арша – «разрешение» на переправу}, Оршу {то же, что и Варшава} и Смоленск {лежащий на левой стороне Днепра, если плыть по нему сверху – סמולה נע שחה /смола наъ шаха//смолэ нъ сх} путешественники добирались до Воды – Москвы-реки, по которой можно было идти (בא /ба//ва) до Персии.
3. מעש כוה /мас ква – «деяние + опалил, обжёг» - шитики-лодки осмаливали, а для этого смолу варили на огне – Яхве {יכוה /яхве = «он опалит, обожжёт»}. на месте Москвы строили корабли-шхуны-уШкуи {שחה /шаха – «плавать»} для дальнейшего путешествия уже по воде-акве вплоть до Персии-Ирана. До Москвы с запада (от Смоленска) добирались сухим путём по старой смоленской дороге. На это указывает и другой корень - [קוה ]/ква – «собирать, уповать». Путешественники, купцы, люди, ищущие службы уповали, надеялись на Бога будущего - Яхве:
4. מעש קוה/мас кива = «деяние + надеялся, уповал» - по деяниям твоим будешь уповать на будущее – Бога Яхве – יהוה /Яhwa- «Он будет существовать»
5. מעש קוה/мас кава = «деяние + собирал, стекаться» - Москва была центром, куда стекались не только купцы и путешественники, но и ремесленники, воинские люди, надеющиеся найти службу при дворе Великого князя и его бояр и стать «дворскими, дворянами»
6. מעשך בא /маъсха ва – «Деяние твоё + ты шёл и иди». Москва – истинный ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР России. И это никто никогда не оспаривал, даже жители Петербурга.

7. Москва – מעש קוה /маъс ква = «дело, деяние, действие + собирать, уповать» - в Москву стремились, надеясь получить стОящее дело.
משכיל/маскиль – «1. интеллигентный, образованный; 2. умный; 3. удачливый; 4. просветитель; 5. эпический псалом». Можеть быть в Х веке просветительство шло на Украину именно с востока, из Московии - «МасКовии» - משא קובע/маса ковэа = «Ноша, тяжесть, ПРОРОЧЕСТВО + Устанавливаю, определяю».
А москвичи, как более образованные, получили у хохлов прозвище – «МОСКАЛИ» – от משכיל/маскиль – «образованные, знающие»

Ещё версии:
4. Москва – немецк. Maskau – иъвритск. МАС КАВУА / מס קבוע – "постоянный налог", "закреплённый налог" . Москва была таможней на реке Москве. В 1147 году Гюргий-коняз в Русском третьем КАГАНАТЕ, пишет конязю: "Приди ко мне, брате, в Москов". А другой, второй КАГАНАТ почил в бозе где-то в Х веке. Именно его ТАМОЖНЕЙ и был "Москов".
Слово «Москов» имеет ивритское окончание – «ов» = הוה /овэ// овъ – «сущий, существующий». Т.е. Город москов существует, он есть.



А чтоб судить о важности этого места, посмотрите на КАРТУ торговых путей "из варяг в багдадский халифат": Любек – Рюген – Готланд – НЕВО – ВОЛХОВ – Новгород – по р. Ловать – Витебск – Смоленск – Сафоново – Вязьма – Бородино – Можайск – Москов – Коломна – (далее по Оке) – Рязань – Юхта – КОЧЕМАРЫ – ЛАШМА – Касимов – Чикур – ЕЛА ТЬМА – МУРОМ – АГАПОВО – Н. Новгород – (далее БаЛГА) – ВасильСУРСК – ШАБАХСАР- ВОЛЬСК1 – КАЗАНЬ(БУЛГААР) – БУЛГАР2 – Симбирск – ЗЕГУЛА (а там Губино, Кресты, Богатырь) – ХВАЛЫНСК – ВОЛЬСК2 – САРТОВ – САРсув (Царицын) – остров Хаза-ар – Асатархан – КАСПИЙ (Хвалынское море) – МАХАШКАЛЕ – РЕЙ – Техран – Испагань – Шираз – Багдад – Басра – Бушир - Бомбей.
Уже доказано Мной ивритское происхождение большинства названий мест Поволжья и России.

_________________
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2010 6:10 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн авг 17, 2009 8:17 pm
Сообщения: 510
Уважаемый Владимир! ( Археометр)
Антисемитской и лживой я посчитал статью про израильскую армию и некоторые другие статьи на сайте новый 7-40. А написали её Вы или не Вы я не знаю. Поэтому антисемитом Вас считать у меня нет оснований. Тем более, что некоторые Ваши материалы кажутся мне интересными и вовсе не юдофобскими.
Хотя Ваш способ общения и аргументации кажется мне, мягко выражаясь, несколько странным ( "протявкал", "ешь блевотину"), мне понравились Ваши замечания на тему Москвы еврейской. Содержательно и интересно. Спасибо.
Сожалею, если невольно оскорбил лично Вас. Извините.


Последний раз редактировалось Лев Мадорский Чт сен 30, 2010 10:37 am, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Лев Мадорский. Москва еврейская
СообщениеДобавлено: Вт сен 28, 2010 12:31 pm 
ветеран форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 22, 2008 8:22 pm
Сообщения: 430
Прочтите молитву "Видуй" три раза.

_________________
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB