Для молодых еврейство – это культура, а не религия
Posted: Sat Aug 22, 2009 8:20 pm
Для молодых европейских евреев, изучающих свои корни, еврейство – это культура, а не религия
Бен Харрис
СТОКГОЛЬМ (JTA) – Бывший польский католик говорит, что «еврей вспыхивает у него в душе», когда он объясняет свою любовь к клезмерской музыке и свое желание развивать межкультурный обмен через еврейскую музыку.
25-летний венгр, родившийся в смешанной семье, создает израильский культурный центр в Будапеште и говорит, что не расстроится, если его дети захотят участвовать в еврейской жизни.
Армянский христианин хочет организовать семинар по иудаике в армянском университете, который выявлял бы общие моменты армянской и еврейской истории.
Германский еврейский журналист, который заинтересовался иудаизмом, благодаря своей бывшей подружке, намерен вести передачи в Интернете, посвященные недельной главе Торы и израильской культуре.
Добро пожаловать в пробуждающуюся еврейскую Европу, где растет еврейское самосознание – среди евреев и неевреев – внутри некоторых самых светских обществ в мире.
В то время как религиозное самосознание в Европе находится на исторически низком уровне – в Швеции лишь 3% граждан регулярно ходят в церковь – некогда ассимилированные евреи выходят из тени и стремятся вновь обрести свое еврейское самосознание.
Эта тенденция стала очевидна в Центральной и Восточной Европе 20 лет назад, с момента падения коммунизма, и помогла многим вновь открыть для себя свои корни. Но даже в Западной Европе образование Европейского Союза, которое сопровождалось ростом разнородности населения региона, способствовало новому обретению национального самосознания разных народов, включая евреев.
«С подобной мультикультурностью и, я думаю, с объединением Европы твои корни становятся более важны», -- сказал Габриэль Урвич, лидер стокгольмской еврейской общины и председатель Paideia, научного института в Стокгольме, который занимается распространением еврейской культуры по всей Европе.
«Так что даже те люди, которые три поколения назад были евреями и знали об этом, до самого недавнего времени не говорили об этом ни слова, -- сказал Урвич. – А теперь вдруг они почувствовали, что могут каким-то образом открыть для себя этот корень, по мере сил поддержать его и найти к нему свой путь».
Процесс нового обретения европейского еврейского самосознания – Барбара Спектер, директор-основатель Paedeia, называет это явление дисассимиляцией – начался. Однако вместо того, чтобы принимать религиозные формы, дисассимиляция молодых европейцев часто носит отчетливо светский характер.
Многие молодые европейцы, заинтересовавшиеся еврейской культурой, происходят из небольших общин, где еврейские авторитеты либо крайне слабы, либо их нет вовсе, условия для образования религиозных общин минимальны и вероятность их женитьбы на единоверцах очень мала.
«Они не располагают этими составляющими и, тем не менее, выбирают еврейство, -- говорит Спектер. – Разумеется, возникает вопрос, почему они делают это? Это невероятно важный вопрос. И я думаю, что они могут служить своего рода информаторами для нас и остального еврейского мира».
Евреи, которые соответствуют этой характеристике, составляют большинство желающих принять участие в главной программе стокгольмского института Paideia – годичного курса изучения еврейских текстов, цель которой не только познакомить студентов с литературой еврейского народа, но и подготовить их к активному участию в развитии еврейской жизни в Европе. Этот институт при поддержке Европейского еврейского фонда и Еврейской федерации Нью-Йорка летом ведет и 10-дневный проект-инкубатор, который оказывает профессиональную помощь и способствует установлению важных для работы связей авторам проектов по развитию еврейской культуры.
Paideia получает в шесть раз больше заявок на участие в проекте, чем может принять. Это по большей части те, кто не получил еврейского воспитания. Некоторые неевреи вовсе не имеют никакой подготовки, но их тоже охотно принимают в программу, потому что они демонстрируют готовность развивать еврейскую культуру.
Марсель Кенесей, живущий в Будапеште, закончил обе программы института. Он, сын отца-еврея, ничего не знавшего о своем наследии, считает себя светским евреем. И хотя мать Кенесей -- нееврейка, в старших классах его отправили в еврейскую школу, чтобы спасти от антисемитских оскорблений, с которыми в государственной школе столкнулся его старший брат. В результате Кенесей заинтересовался иудаизмом.
Когда из него «получился» еврей, -- говорит Кенесей, -- он понял: ему необходимо преодолеть представление, что возвращение к иудаизму это «болезнь» и территория «лузеров», неспособных найти свое место в посткоммунистической Венгрии. Сегодня Кенесей занимается организацией Израильского культурного центра в Будапеште.
«Я ощущал эту колоссальную пропасть в семье: у нас есть это еврейство, но никто ничего о нем не знает, так что для меня это была своего рода миссия - открыть для нас эту часть семьи и вернуть ее в дом», -- говорит Кенесей.
Созданный в 2001 году институт Paideia – результат работы комиссии, учрежденной правительством Швеции в 1990-е годы с целью расследовать роль страны в годы Холокоста. И хотя комиссия в конечном итоге установила, что Швеция несет весьма незначительную юридическую ответственность за утрату еврейской собственности, правительство вступило в дискуссию со стокгольмской еврейской общиной, чтобы найти способ моральной реституции.
Такой реституцией и стал институт Paideia. Название этой организации происходит от греческой идеи, что культура может вернуть к еврейству средствами образования, а не по кровной линии. Эта идея была очень близка шведскому правительству, которое в то время пребывало на переднем крае попыток превратить десятки национальных идентичностей в единственную – пан-европейскую.
Однако этот институт имеет особое значение для евреев, живущих в стране, погруженной в секулярность, все более космополитичной и разнородной, а после бедствий прошлого века они часто неспособны проследить свое этническое происхождение исключительно по еврейским линиям.
Paideia стоит на позиции, что участники программ, преданные еврейской культуре, могут приобрести пост-этническое еврейское самосознание через учебу, а не через гиюр. Именно поэтому программы института открыты для неевреев, которые интересуются еврейской жизнью и демонстрируют готовность распространять еврейскую культуру.
Петр Мирский, который прошел курс в институте в этом году, клезмерский гитарист из Люблина, польского города, население которого на 40% было еврейским. Хотя Мирский и не еврей – воспитывался как польский католик, но ушел из церкви – он говорит, что его опыт ухода из доминирующей религиозной группы своей страны позволяет ему глубже понять жизнь польского еврейства.
«Я осознал, что я в какой-то мере разделил опыт еврейского народа в Польше, и это заставило меня делать что-то против этого, против отторжения, -- сказал Мирский корреспонденту JTA. – Моя главная цель – построить мосты между людьми».
Суть проекта Мирского, который он называет «Джаз-Мидраш – Еврейский песенник», в создании двух компакт-дисков, на одном из которых записаны оригинальные песни по еврейским историям на польском языке. Мирский хочет распространять эту книгу и компакт-диски на нескольких уличных фестивалях в польских городах, которые когда-то были центрами еврейской жизни.
Хотя некоторые весьма скептически относятся к тому, что еврейская культура, лишенная религиозного компонента, способна сохранять еврейское самосознание многие поколения, участники проектов Paideia убеждены, что способна.
«Культура и история – более крепкие скрепы в Европе, чем в Соединенных Штатах», -- говорит Шон Ландрес, американец, который работал в последней летней программе-инкубаторе, завершившейся на прошлой неделе.
И все же Спектер признает, что иногда у нее возникают сомнения, достаточно ли культурных проектов для сохранения еврейской идентичности на долгую перспективу?
«Неэтническое определение иудаизма меняет всю динамику, -- говорит она. – Но если под культурой европеец будет понимать способ ее определения, а именно грамотность, если мы говорим о создании общин учения – я соглашусь, что это жизнеспособный элемент иудаизма».
Бен Харрис
СТОКГОЛЬМ (JTA) – Бывший польский католик говорит, что «еврей вспыхивает у него в душе», когда он объясняет свою любовь к клезмерской музыке и свое желание развивать межкультурный обмен через еврейскую музыку.
25-летний венгр, родившийся в смешанной семье, создает израильский культурный центр в Будапеште и говорит, что не расстроится, если его дети захотят участвовать в еврейской жизни.
Армянский христианин хочет организовать семинар по иудаике в армянском университете, который выявлял бы общие моменты армянской и еврейской истории.
Германский еврейский журналист, который заинтересовался иудаизмом, благодаря своей бывшей подружке, намерен вести передачи в Интернете, посвященные недельной главе Торы и израильской культуре.
Добро пожаловать в пробуждающуюся еврейскую Европу, где растет еврейское самосознание – среди евреев и неевреев – внутри некоторых самых светских обществ в мире.
В то время как религиозное самосознание в Европе находится на исторически низком уровне – в Швеции лишь 3% граждан регулярно ходят в церковь – некогда ассимилированные евреи выходят из тени и стремятся вновь обрести свое еврейское самосознание.
Эта тенденция стала очевидна в Центральной и Восточной Европе 20 лет назад, с момента падения коммунизма, и помогла многим вновь открыть для себя свои корни. Но даже в Западной Европе образование Европейского Союза, которое сопровождалось ростом разнородности населения региона, способствовало новому обретению национального самосознания разных народов, включая евреев.
«С подобной мультикультурностью и, я думаю, с объединением Европы твои корни становятся более важны», -- сказал Габриэль Урвич, лидер стокгольмской еврейской общины и председатель Paideia, научного института в Стокгольме, который занимается распространением еврейской культуры по всей Европе.
«Так что даже те люди, которые три поколения назад были евреями и знали об этом, до самого недавнего времени не говорили об этом ни слова, -- сказал Урвич. – А теперь вдруг они почувствовали, что могут каким-то образом открыть для себя этот корень, по мере сил поддержать его и найти к нему свой путь».
Процесс нового обретения европейского еврейского самосознания – Барбара Спектер, директор-основатель Paedeia, называет это явление дисассимиляцией – начался. Однако вместо того, чтобы принимать религиозные формы, дисассимиляция молодых европейцев часто носит отчетливо светский характер.
Многие молодые европейцы, заинтересовавшиеся еврейской культурой, происходят из небольших общин, где еврейские авторитеты либо крайне слабы, либо их нет вовсе, условия для образования религиозных общин минимальны и вероятность их женитьбы на единоверцах очень мала.
«Они не располагают этими составляющими и, тем не менее, выбирают еврейство, -- говорит Спектер. – Разумеется, возникает вопрос, почему они делают это? Это невероятно важный вопрос. И я думаю, что они могут служить своего рода информаторами для нас и остального еврейского мира».
Евреи, которые соответствуют этой характеристике, составляют большинство желающих принять участие в главной программе стокгольмского института Paideia – годичного курса изучения еврейских текстов, цель которой не только познакомить студентов с литературой еврейского народа, но и подготовить их к активному участию в развитии еврейской жизни в Европе. Этот институт при поддержке Европейского еврейского фонда и Еврейской федерации Нью-Йорка летом ведет и 10-дневный проект-инкубатор, который оказывает профессиональную помощь и способствует установлению важных для работы связей авторам проектов по развитию еврейской культуры.
Paideia получает в шесть раз больше заявок на участие в проекте, чем может принять. Это по большей части те, кто не получил еврейского воспитания. Некоторые неевреи вовсе не имеют никакой подготовки, но их тоже охотно принимают в программу, потому что они демонстрируют готовность развивать еврейскую культуру.
Марсель Кенесей, живущий в Будапеште, закончил обе программы института. Он, сын отца-еврея, ничего не знавшего о своем наследии, считает себя светским евреем. И хотя мать Кенесей -- нееврейка, в старших классах его отправили в еврейскую школу, чтобы спасти от антисемитских оскорблений, с которыми в государственной школе столкнулся его старший брат. В результате Кенесей заинтересовался иудаизмом.
Когда из него «получился» еврей, -- говорит Кенесей, -- он понял: ему необходимо преодолеть представление, что возвращение к иудаизму это «болезнь» и территория «лузеров», неспособных найти свое место в посткоммунистической Венгрии. Сегодня Кенесей занимается организацией Израильского культурного центра в Будапеште.
«Я ощущал эту колоссальную пропасть в семье: у нас есть это еврейство, но никто ничего о нем не знает, так что для меня это была своего рода миссия - открыть для нас эту часть семьи и вернуть ее в дом», -- говорит Кенесей.
Созданный в 2001 году институт Paideia – результат работы комиссии, учрежденной правительством Швеции в 1990-е годы с целью расследовать роль страны в годы Холокоста. И хотя комиссия в конечном итоге установила, что Швеция несет весьма незначительную юридическую ответственность за утрату еврейской собственности, правительство вступило в дискуссию со стокгольмской еврейской общиной, чтобы найти способ моральной реституции.
Такой реституцией и стал институт Paideia. Название этой организации происходит от греческой идеи, что культура может вернуть к еврейству средствами образования, а не по кровной линии. Эта идея была очень близка шведскому правительству, которое в то время пребывало на переднем крае попыток превратить десятки национальных идентичностей в единственную – пан-европейскую.
Однако этот институт имеет особое значение для евреев, живущих в стране, погруженной в секулярность, все более космополитичной и разнородной, а после бедствий прошлого века они часто неспособны проследить свое этническое происхождение исключительно по еврейским линиям.
Paideia стоит на позиции, что участники программ, преданные еврейской культуре, могут приобрести пост-этническое еврейское самосознание через учебу, а не через гиюр. Именно поэтому программы института открыты для неевреев, которые интересуются еврейской жизнью и демонстрируют готовность распространять еврейскую культуру.
Петр Мирский, который прошел курс в институте в этом году, клезмерский гитарист из Люблина, польского города, население которого на 40% было еврейским. Хотя Мирский и не еврей – воспитывался как польский католик, но ушел из церкви – он говорит, что его опыт ухода из доминирующей религиозной группы своей страны позволяет ему глубже понять жизнь польского еврейства.
«Я осознал, что я в какой-то мере разделил опыт еврейского народа в Польше, и это заставило меня делать что-то против этого, против отторжения, -- сказал Мирский корреспонденту JTA. – Моя главная цель – построить мосты между людьми».
Суть проекта Мирского, который он называет «Джаз-Мидраш – Еврейский песенник», в создании двух компакт-дисков, на одном из которых записаны оригинальные песни по еврейским историям на польском языке. Мирский хочет распространять эту книгу и компакт-диски на нескольких уличных фестивалях в польских городах, которые когда-то были центрами еврейской жизни.
Хотя некоторые весьма скептически относятся к тому, что еврейская культура, лишенная религиозного компонента, способна сохранять еврейское самосознание многие поколения, участники проектов Paideia убеждены, что способна.
«Культура и история – более крепкие скрепы в Европе, чем в Соединенных Штатах», -- говорит Шон Ландрес, американец, который работал в последней летней программе-инкубаторе, завершившейся на прошлой неделе.
И все же Спектер признает, что иногда у нее возникают сомнения, достаточно ли культурных проектов для сохранения еврейской идентичности на долгую перспективу?
«Неэтническое определение иудаизма меняет всю динамику, -- говорит она. – Но если под культурой европеец будет понимать способ ее определения, а именно грамотность, если мы говорим о создании общин учения – я соглашусь, что это жизнеспособный элемент иудаизма».