--------------------------------------------------------------------------------Виктор -- И.Л. Дегену
Россия, - Saturday, June 28, 2008 at 15:29:19 (EDT)
В.Н. Замулин в книге «Прохоровка. Неизвестное сражение великой войны» (Москва, 2006) приводит такие оценки танка Т-34, данные работниками Абердинского испытательного полигона (США), представителями фирм, офицерами и членами военных комиссий в начале 40-х годов прошлого века.
1. Силуэт/конфигурация: у Т-34 лучше, чем у всех известных американских машин, у КВ хуже, чем у любого американского танка.
2. Броня: сталь мягкая, закалка неглубокая. Вес брони можно существенно уменьшить, увеличив глубину закалки.
3. Корпус: через щели натекает много воды, что иногда приводит к выходу из строя э/механизмов и даже боеприпасов (хотя расположение боеприпасов экспертам очень нравится).
4.Башня – очень тесная, э/механизм поворота башни – плохой.
5. Пушка Ф-34 – очень хорошая, простая, безотказная и удобная в обслуживании.
6. Прицел – лучший в мире по конструкции. Несравним ни с одним из известных или разрабатываемых в США (эта оценка несколько отличается от Вашей).
7. Гусеницы: идея стального трака и ширина гусениц экспертам очень нравятся, однако, пальцы сделаны из плохой стали и очень быстро срабатываются.
8. Подвеска: у Т-34 плохая, у КВ – очень хорошая.
9. Двигатель – хороший, легкий. Идея применения дизелей на танке целиком разделяется американскими специалистами, но, к сожалению, все дизельные моторы, выпускаемые заводами США, забирает ВМФ, и поэтому армия не может использовать дизели на своих танках. Недостаток двигателя – плохой воздухоочиститель.
10. Трансмиссия – плохая, водителю очень трудно работать.
11. Бортовые фрикционы – плохие, американцы от фрикционов давно отказались.
12. Общие замечания: танки Т-34 и КВ преодолевают склоны лучше, чем любые американские, но по сравнению с ними – тихоходные. Сварка броневых плит – небрежная. Механизмы требуют слишком много регулировок. Радиостанции – неплохие, их компактность и удачное расположение экспертам очень нравятся.
Мой вопрос заключается в следующем: согласны ли Вы, имея героический фронтовой опыт, с этими оценками? Ваши ответы были бы очень важны для меня, особенно – на вопрос № 9. Как известно, немцы в годы войны, несмотря на ряд попыток, так и не смогли создать танковый дизель. Сыграл ли этот дизель положительную роль?
Простите, глубокоуважаемый Ион Лазаревич, за то, что затрудняю Вас. Сегодня более авторитетного эксперта, чем Вы, вероятно, в мире нет.
Разумеется, не могу быть ни в малейшей претензии, если по каким-либо причинам Вы не сможете мне ответить.
Заранее Вам благодарен, здоровья и всего самого доброго Вам и Вашей семье!
Ион ДегенВиктор -- И.Л. Дегену
Россия, - Saturday, June 28, 2008 at 15:26:58 (EDT)
=/=/=/=/=/=/=/=/=/=/=//=/=/=/=/=/=/=/=/=/=/Ион Деген
- Wednesday, June 25, 2008 at 09:46:38 (EDT)
«Достаточно сказать, что мои друзья удивились, когда я им сказал, что в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой наши потери были ровно в десять раз больше немецких. (30 танков немецких, 299 наших). Где Вы об этом прочитаете?»
Глубокоуважаемый Ион Лазаревич!
Рад Вашему возвращению на сайт после серьезной операции (которая известна мне не только понаслышке: два человека в нашей семье благополучно прошли через такое же испытание).
С большим интересом ознакомился с Вашим сообщением.
Может быть, Вам будут интересны две книги, вышедшие в последнее время в России:
1. Валерий Замулин. Прохоровка – неизвестное сражение великой войны. Москва: изд-во Транзиткнига, 2006 г., 734 стр.
2. Лев Лопуховский. Прохоровка. Без грифа секретности. Москва, изд-во Яуза, Эксмо, 2008 г., 608 стр.
В этих книгах приведены сравнительные данные о потерях сторон за время с 5 по 17 июля 1943 г. По данным Лопуховского, наши потери составили: танков Т-34 – 222 ед., Т-70 – 89 ед., «Черчилль» – 12 ед., СУ-76 – 3 ед., СУ-122 – 8 ед., всего 334 ед. По другим данным, наши безвозвратные потери – 350 ед., немецкие – 70 ед., соотношение 5:1. Официальные данные с немецкой стороны, как утверждают оба автора, до сих пор не опубликованы, поэтому они приводятся только по расчетам и выкладкам западных историков.
Если Вас эти цифры интересуют, могу Вам прислать более подробные таблицы.
Глубокоуважаемый, Ион Лазаревич, может быть, Вы найдете возможность ответить и на вопрос, сформулированный в следующем моем постинге – буду Вам за это сердечно благодарен!
- Sunday, June 29, 2008 at 03:50:52 (EDT)
Многоуважаемый Виктор!
Спасибо за добрые пожелания и рекомендованные книги. Вы явно переоцениваете мою возможность толково ответить на Ваши вопросы. Всё-таки больше 63 лет это уже не моя профессия. Но попробую в габаритах Гостевой.
Дизель В-2-В действительно прекрасный двигатель. К регулировке механики-водители и командиры, добросовестные, разумеется, привыкли. Трансмиссия не плохая, а отвратительная. В новом танке при переключении передач, которое водитель осуществлял двумя руками, причём, с перегазовкой при повышении передач и двойным сцеплением – при понижении, лобовой стрелок должен был помогать третьей рукой. Так случалось, что во всех своих экипажах я был физически самым сильным. Поэтому в новых машинах я дрочил кулису до тех пор, пока притирались шестерни коробки перемены передач. Бортовые фрикционы, конечно, дерьмо. С подвесками и траковыми пальцами у нас не было проблем. Танк до этого не доживал. Зато проблема была при возвращении гусеницы в нормальное положение. Возвращение ленивца на место – работа!!!
Прицел ТМФД-7 был самым лучшим до появления «пантер». Башня. Не оценена и десятая часть этого проклятья. Командирское сидение и задний люк командирской башенки спроектировал клинический идиот. После пяти-шести орудийных выстрелов в танке дышать уже нечем. Экипаж буквально терял сознание. В первый день боёв в Вильнюсе, когда все люки были задраены, я думал, что экипаж погибнет. Хорошо, что потом мы экономили снаряды и в основном давили немецкие орудия гусеницами. Рация Р-9. Дерьмо. Ламповая. По касательной нишу башню ударил снаряд, и мы лишились рации. О сварке ничего не пишу. Господи! Посмотрели бы Вы, кто строил эти танки! Голодные женщины и дети. Молиться на них надо. Кажется, я вышел за пределы помещаемого в Гостевой, поэтому умолкаю. Тема бесконечная.
Всего самого доброго!
Ваш
Ион Деген.