Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Белла
участник форума
Posts: 29
Joined: Wed Apr 02, 2008 12:29 pm

Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Белла »

Внештатные лекторы: выйти из рабства

Белла Розенблат, PhD

1. Зачем я пишу об этом

Тема положения внештатных преподавателей университетов и колледжей Израиля была поднята около двух лет назад в статьях журналиста высшего класса, замечательного человека Евгении Кравчик. Я горжусь тем, что мне выпала честь дать ей интервью о своей профессиональной судьбе. В январе-феврале 2007 года в газете «Новости Недели» были опубликованы статьи Евгении Кравчик «Блуждающие звезды» http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=4,62,7,2,19348
и «Возьмемся за руки, друзья». Там высказывалось предложение, чтобы внештатные преподаватели объединились для борьбы за свои права.

Теперь, полтора года спустя, это произошло. Все мы были свидетелями напряженной и продолжительной борьбы за улучшение условий труда внештатных преподавателей и младшего академического персонала университетов Израиля.

В конце мая 2008 года эта борьба увенчалась впечатляющим успехом – подписанием предварительного Договора, по существу переводящего внештатных преподавателей в статус штатного академического персонала; а 8 сентября 2008 года подписан и окончательный Договор! В настоящей статье хотелось бы очертить вехи этой борьбы с точки зрения человека, которому тоже довелось внести посильную лепту в «выход из Египетского рабства». Пусть победа внештатных и младших штатных преподавателей послужит примером для борьбы за свои права других категорий работников, которые до сего дня не объединены в профсоюзы! В частности, это огромная армия «работников на подряде». Интересы таких работников лоббирует сейчас группа депутатов Кнессета, но они должны и сами заявить о себе, и подняться на борьбу!

Для меня стало неожиданным открытием, что даже человек, практически никогда не имевший никакого опыта общественной деятельности в СССР, может внести свой вклад в борьбу за улучшение условий труда и жизни своих товарищей, если сможет победить свой страх! Потому я и решила об этом рассказать...


2. Некоторые вехи

История объединения внештатных преподавателей N-ского университета началась так. В сентябре 2007 г. мы – трое внештатных лекторов - обратились к Председателю Объединения младшего (штатного) академического персонала этого университета. Мы попросили его способствовать изменению Устава объединения, чтобы внештатники тоже смогли туда присоединяться. Если бы внештатные преподаватели оказались под защитой такого достаточно сильного профсоюза, то больше не пришлось бы бороться за элементарные права работника в одиночку.

Был составлен протокол этой нашей встречи с Председателем Объединения МАП ( здесь и в дальнейшем МАП – это «Младший Академический Персонал»). Наш протокол и был той искрой зажигания, которая запустила в N-ском Университете механизм расширения членства в Объединении МАП. Среди внештатных преподавателей были распространены бланки заявлений о намерении присоединиться к объединению МАП (в случае, если это позволит Устав), и когда набралось достаточное количество таких заявлений, Устав был изменен (в конце января 2008 года)! Теперь всякий внештатник получил формальную возможность присоединиться к мощному объединению МАП, а когда хотя бы треть от всего количества внештатных преподавателей университета это делает, то университетское Объединение МАП получает юридическое право представлять интересы и защищать права всех внештатников университета ! Агитируя коллег – внештатных лекторов N-ского университета присоединяться к объединению МАП, я обнаружила интересную вещь. Многие русскоязычные преподаватели, в отличие от «израильтян», опасались присоединяться, боясь, что лишатся работы. К сожалению, это наша «советская» психология, израильтяне в таких вопросах гораздо зрелее нас социально, они не боятся бороться за свои права.

Почти не было русскоязычных и среди активистов всеизраильской борьбы за права внештатных и младших штатных преподавателей университетов. Борьбу эту вел и ведет Координационный Совет Объединений МАП всех университетов Израиля. Важный этап этой борьбы был отражен в статье Евгении Кравчик «Утечка мозгов и коррупция» («Новости Недели», ноябрь 2007, см. также
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx ... egoryID=-1 ) Это единственная статья в русскоязычных СМИ, где были опубликованы основные положения из Заявления Для Прессы ( Пресс-релиза) Координационного Совета Объединений Младших Штатных Преподавателей Израиля.
Вот это Заявление полностью, на иврите:
http://mass.bgu.ac.il/npdf.php?fn=1-af3 ... 417610.pdf
Цитата из статьи:
В результате систематического сокращения штатных единиц преподавателей вузов в настоящее время в университетах и колледжах Израиля работают тысячи лекторов-внештатников, - читаем в пресс-релизе, распространеном Координационным советом, созданным "фрилансерами". - Преподаватели-внештатники получают низкую зарплату, не имеют пенсионного обеспечения и других социальных условий; многих ежегодно увольняют без выходного пособия. В настоящее время внештатники составляют порядка 40% (!) преподавателей университетов и около 80% преподавателей колледжей. Мы протестуем против практикуемых повсеместно унизительных условий трудовой занятости внештатников и использования нас в качестве дешевой замены штатных преподавателей. Циничное использование сотрудников, не объединенных в профессиональный союз, лишь усиливает скатывание вниз системы высшего образования и утечку мозгов.
4 февраля 2008 года состоялось заседание Комиссии Кнессета по Образованию, Культуре и Спорту. Заседание было посвящено нестерпимому положению внештатных преподавателей (нас около 4500 человек по всем университетам, и мы несем более половины всей учебной нагрузки, не имея никаких социальных и академических прав). На комиссии присутствовали руководители объединений МАП университетов страны, представившие развернутый доклад о положении внештатных преподавателей, с цифрами и графиками. Потом дали слово мне. А потом началось бурное обсуждение...

Комиссия приняла решение рекомендовать Комитету Глав Университетов провести быстрые переговоры с руководством МАП по улучшению статуса внештатных и младших штатных преподавателей в соответствии с предложениями, разработанным Координационным Советом МАП вместе с Министром Образования Юли Тамир. Однако Комитет Глав Университетов долгое время срывал переговоры. Координационный Совет Объединений МАП использовал все средства борьбы за права трудящихся, принятые в демократических обществах, вплоть до угрозы всеизраильской забастовки внештатных и младших штатных преподавателей, что окончательно сорвало бы учебный год.

Нашей борьбе был посвящен спецпроект Евгении Кравчик «Интеллектуалы – за свои права» на интернет-сайте zman.com телеканала "Израиль Плюс".
Есть там и мой вклад в переводы соответствующих документов.
Вот они:

• Петиция: за нормативные условия труда в академических учреждениях
http://www.zman.com/news/article.aspx?ArticleId=7061
Дорогие читатели, выражаю глубокую благодарность тем из вас, кто подписывал эту Петицию –она нам очень помогла!

• Внештатные преподаватели: пуримские «посылания яств» ...
http://www.zman.com/news/article.aspx?ArticleId=7077

• Объявлен всеизраильский трудовой конфликт
http://www.zman.com/news/Article.aspx?articleID=7075

• Письмо профессору Менахему Мегидору - председателю комитета глав университетов от 20 марта 2008 года
http://www.zman.com/news/Article.aspx?articleID=7073

Эти документы предварены блестящей редакционной статьей "Доктора наук на положении рабов"
http://zman.com/news/article.aspx?Artic ... egoryId=93

Наконец в конце мая с.г. переговоры между Координационным Советом Объединений Младшего Академического Персонала и Комитетом Глав Университетов были успешно завершены. Результатом замечательной победы разума явился беспрецедентный Договор, который существенно улучшил положение младших штатных преподавателей, а также отменил рабское положение внештатных преподавателей.

В конце настоящего письма, в Приложении даю цитаты из текста этого исторического документа. На русском языке они, по-видимому, публикуются впервые. Их перевела доктор наук, работающая в настоящее время внештатным преподавателем университета и пожелавшая сохранить инкогнито.


3. Один пример

Одна моя знакомая много лет была внештатным преподавателем одного из израильских университетов. Её фактически использовали как «университетского лектора на замене», каждый раз ставя на тот курс, где не было подходящего преподавателя. В среднем каждый учебный год ей приходилось осваивать 2 новых курса, и это в течение более чем десяти лет, при нагрузке до 14 аудиторных часов в неделю. В месяц платили в два раза меньше, чем штатному лектору за ту же работу. Ведя преподавательскую работу в течение обоих семестров учебного года, включая летние экзамены, она получала зарплату 8 месяцев в году вместо 12, формально «вылетая» каждое лето из университета на пособие по безработице. Она вела научную работу и публиковала статьи в международных научных журналах, но не получала за это ни шекеля. Ни разу не получила она от университета оплачиваемой командировки на международные научные конференции, на которые ее приглашали. Два года назад её работа в университете закончилась, и ей не оплатили ни отпуска - «шабатона», ни нормальной компенсации за увольнение – ибо существовавшие тогда контракты для внештатных преподавателей не включали эти условия. Вместо оплачиваемого отпуска, положенного в развитых странах каждому лектору и учителю по формуле «годовой шабатон за каждые шесть лет работы», она сидит на пособии по обеспечению прожиточного минимума, на грани банкротства...

Подписанный в конце мая с.г. Договор кладет конец подобной эксплуатации. Он гарантирует, что отныне никто из университетских преподавателей этой страны никогда не окажется в подобной ситуации.

Моя знакомая много сделала для подписания этого Договора.

Вот её слова о завершающем аккорде её личной борьбы.
За несколько часов до подписания основ Договора, днем 26 мая, я дала по телефону интервью Офри Илани, корреспонденту газеты "Хаарец". Он получил мой телефон в Координационном Совете Объединений Младшего Академического Персонала. Я сказала Офри, что даю интервью, хотя это для меня риск . Дело в том, что более года назад, при получении компенсации за увольнение я подписала соглашение с университетом. Я не получила оплачиваемого отпуска – шабатона. Я получила лишь меньше половины суммы компенсации, положенной за увольнение согласно трудовому законодательству. Но из-за тогдашних правил для внештатных преподавателей (которые фактически нарушали законодательство), требовать полную сумму можно было лишь через суд, это могло занять годы.... А без суда результатом стало соглашение на частичную компенсацию, с пунктом, что я не буду больше высказывать претензий по поводу всего периода моей работы, предшествующего этому соглашению.
Офри Илани взял у меня интервью, а также обещал прислать и фотографа, но так и не прислал. Вечером того же дня наконец был подписан Предварительный Договор о статусе преподавателей университета (младших штатных и тех, кто по старым правилам считался внештатным), и интервью в полном виде стало неактуальным. Однако несколько моих фраз о положении внештатных преподавателей (без указания на меня) все же вошло в статью, написанную Офри в ту же ночь и опубликованную утром следующего дня на иврите:
http://www.haaretz.co.il/hasite/spages/987231.html
и на русском:
http://www.zman.com/news/Article.aspx?articleID=12953
Выдержки из этой статьи:
... раньше в системе высшего образования в контрактах университетов с младшими преподавателями условия труда не были четко оговорены. При этом именно младший состав несет на себе значительную часть нагрузки...
... Ударная сила движения за улучшение условий труда младшего преподавательского состава - "внештатные" преподаватели. Зачастую это люди с докторской степенью, не являющиеся штатными преподавателями данного университета. Всего в системе высшего образования насчитывается около 5000 таких преподавателей. Они ведут множество курсов и студенты даже не знают, что у этих лекторов другой статус. В действительности же, они лишены тех прав, которыми пользуются "штатные" лекторы: каждый год их нанимают заново на восемь месяцев. Большинство из них заняты в университете лишь частично, поэтому вынуждено искать дополнительный заработок...
... Младший преподавательский состав и руководство университетов подписали договор об условиях найма младших преподавателей и лекторов, не входящих в штат университета. Таким образом, борьба преподавателей закончилась без применения крайней меры профсоюзной борьбы - забастовки. Вчера вечером представители обеих сторон объявили о достижении договоренности.

Так была провозглашена наша победа.


4. Приложение: Выдержки из Основ Предварительного Договора «Условия трудовой занятости младшего академического персонала на преподавательской работе, не обеспечивающей постоянство (квиют)» от 26 мая 2008 года
Перевела доктор наук, работающая в настоящее время внештатным преподавателем университета и пожелавшая сохранить инкогнито.

1. Привязка к заработной плате старшего академического персонала
Таблицы заработной платы всех категорий младшего академического персонала будут приведены в соответствие с договором старшего академического персонала от 18 января 2008 года (накопляемая добавка в размере 20% к сумме заработной платы до конца 2009 года)


2. Внештатные преподаватели – новая категория «сотрудник-преподаватель»
Статус – внештатный преподаватель, будет включен в статус “сотрудника ‐ преподавателя”.
Все сотрудники, относящиеся к этой категории, будут получать зарплату в соответствии с таблицами для категории младшего академического персонала, за один семестр - в течение 6 месяцев, за учебный год – в течение 12 месяцев. Сотрудник – преподаватель бет, обладатель третьей академической степени (доктор наук) будет оформлен на зарплату доктор – инструктор, что будет соответствовать 8000‐9500 шекелей при полной ставке в соответствии с его стажем работы, (это ДО привязки к договору старшего академического персонала).
Сотрудник ‐ преподаватель алеф (вторая академическая степень), по таблице будет соответствовать ассистенту алеф, сотрудник ‐преподаватель 1 (первая академическая степень) будет соответствовать ассистентам учебного процесса. Их полная ставка составит 10 часов преподавания в неделю. Сотрудник-преподаватель сможет работать в различных организациях, в сумме на более чем одну ставку. Таблицы включают добавку за стаж до 25 лет, которая рассчитывается так же как это делается для младшего академического персонала: засчитывается время обязательной службы в армии, и каждый год работы в университете (начиная с окончания второй степени каждый год считается за
полтора года).

Сопутствующие права в соответствии с новым положением - это:
• деньги на оздоровление,
• фонд повышения квалификации в полном объеме (7.5 % за счет работодателя и 2.5% за счет работника);
полная пенсия (все выплаты и компенсация 6% работодатель и 6% работник),
компенсация за увольнение в соответствии с законом.
Все эти права соответствуют объему ставки, но нет необходимости в каком либо минимуме для реализации права.
Бюджетный фонд научных связей – каждый университет создаст бюджетный фонд, откуда будут отпускаться суммы для сотрудников – преподавателей, для финансирования их участия в конференциях и международных связей. Финансирование будет осуществляться в соответствии с критериями, установленными комиссией. Возможность предпочтительных условий для сотрудников с большим стажем работы в качестве внештатного преподавателя в данном университете. Сумма, отведенная для фонда, должна быть равна произведению количества полных ставок на 1250 долларов.
Шабатон - сотрудник-преподаватель, принятый на ставку, соответствующую категории старшего академического персонала, получит возможность «накапливать» до 4 месяцев шабатона, по правилу «два месяца за каждый год работы в одном университете».

Новые условия должны вступить в силу с 2008-2009 учебного года.

______________________________________________________


Полный текст Предварительного Договора на иврите находится по следующему адресу:
http://mass.bgu.ac.il/npdf.php?fn=0-d79 ... 411273.pdf

А 8 сентября 2008 года был наконец подписан и окончательный Договор – это подробный, юридически оформленный документ о новом положении внештатных преподавателей и младшего академического персонала университетов Израиля, разъясняющий в деталях приведенные выше Основы:
http://mass.bgu.ac.il/nm.php?mm=a9f3d1d787d032ce13236

Дорогие внештатники! Если текст контракта, предложенного вам на подпись университетом в нынешнем 2008-2009 учебном году, не соответствует вышеуказанному Договору – немедленно обращайтесь в Объединение Младшего Академического Персонала (Иргун Сегель Академи Зутар) вашего университета !
Удачи!


********************
Мой краткий очерк на эту тему был опубликован в газете "Новости Недели" 25 сентября 2008 г. под названием "Внештатные лекторы: уроки нашей борьбы"
Белла
участник форума
Posts: 29
Joined: Wed Apr 02, 2008 12:29 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Белла »

Участники "Замечательных Форумов", живущие в Израиле, приглашаются на мои лекции по теме этой статьи и другим темам.

Лектор : Белла Розенблат, канд. физ-мат. наук
Запись на лекции производится по электронной почте или телефону (можно оставить сообщение). Я отвечу и сообщу ближайшую дату интересующей Вас лекции (в Амуте "Ученые Юга", "Успешная абсорбция" или др.)
Электронная почта: bella_rozenblat@yahoo.ca Тел.дом. : 08-6105096
_________________________________________________________
Тема 1: Внеземные Пришельцы

В течение ряда лет автор изучает литературу (на английском, иврите, русском и - в одном случае - французском языках) о предполагаемом присутствии на Земле наших братьев по разуму - Внеземных Пришельцев. Автор участвует в сетевых форумах на трех языках по этой тематике, была инициатором перевода с английского на иврит нескольких важных документов, а также и сама переводит с английского на русский свидетельства из проекта "Раскрытие".

Мне довелось состоять в переписке с одним из редакторов сетевого журнала "Exopolitics" (это международный журнал о Контакте со Внеземными Цивилизациями, происходящем на Земле; он издается в США, на английском языке). Я знакома со свидетелем Контакта в Средней Азии.
Интерес к теме Контакта возник у меня не на пустом месте...

Буду рада поделиться потрясающей информацией, бОльшая часть которой все ещё недоступна для русскоязычных пользователей СМИ.


Тема 2: Алия 90-х и заповедь "Никогда не ходите этим путем"

Автор живет в Израиле с 1990 г., работала внештатным преподавателем математики и программирования в университетах и колледжах Израиля. Последние три года занимается общественной деятельностью. Автор считает, что представители алии 90-х фактически были поставлены перед выбором: примириться с рабским положением или "не идти этим путем"; причем выход из рабского состояния должен совершиться ОСОЗНАННО, он требует от человека напряжения всех сил.
В лекции изложу мою точку зрения на структуру израильского общества (соответствующая статья в интернете вызвала бурное обсуждение), на причины кризиса академической системы, а также хочу рассказать о борьбе внештатных лекторов, в которой участвовала - борьбе, завершившейся победой!


Тема 3: Некоторые важные особенности обмена веществ

Существует целый класс наследственных особенностей строения соединительной ткани организма человека, делающих его, с одной стороны - более чувствительным, а с другой - более "хрупким". Сейчас на Западе (в частности, в США) идет активная кампания по популяризации знаний об этом, ибо если эти особенности не продиагностированы вовремя - пациента может поджидать крупная неприятность, вплоть до неожиданного разрыва аорты.
Я не врач, но происхожу из медицинской семьи. Из моего 20-летнего опыта работы университетским преподавателем знаю, что среди талантливых людей эти особенности встречаются чаще, чем в общей популяции..
Я изучала эту тему, и хочу поделиться своими знаниями с теми, у кого сейчас подрастают дети. Это может спасти ребенку жизнь...
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Soplemennik »

Ужас как дискриминируют. Одного просто замучили до ... поста министра иностранных дел Израиля.
============================
Ну, не нравится Вам Израиль и тамошние порядки? Так в чём вопрос? Вставьте себе перо (шолоховский Давыдов советовал) и летите в иные страны, туда где кандидаты наук позволяют себе верить в пришельцев и Матроскин не пристаёт.
А поливать грязью страну, которая 60 лет, обливаясь кровью, защищает себя и ВСЕХ евреев - должно быть стыдно!
Белла
участник форума
Posts: 29
Joined: Wed Apr 02, 2008 12:29 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Белла »

Я двадцать лет живу в Израиле, и вижу, как он катится в пропасть.
Единственное, что еще может спасти эту страну - КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ структуры государственного устройства и гражданского общества. Этому я и стараюсь способствовать.

Кстати, Министр юстиции Израиля недавно выступил с заявлением, что надо перестроить всю систему на основе заповедей Торы :
http://www.sem40.ru/politics/discussion/23483/

Соплеменник, вы пишете
не нравится Вам Израиль и тамошние порядки ?

Значит, вы не живете в Израиле.
И вы скрылись за псевдонимом, меча в мой адрес громы и молнии - это тоже не придает им силы ...
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Soplemennik »

Белла wrote:Я двадцать лет живу в Израиле, и вижу, как он катится в пропасть.
Единственное, что еще может спасти эту страну - КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ структуры государственного устройства и гражданского общества. Этому я и стараюсь способствовать.

Кстати, Министр юстиции Израиля недавно выступил с заявлением, что надо перестроить всю систему на основе заповедей Торы :
http://www.sem40.ru/politics/discussion/23483/

Соплеменник, вы пишете
не нравится Вам Израиль и тамошние порядки ?

Значит, вы не живете в Израиле.
Значит, не живу в Израиле. И что из этого следует? Мне нужно одобрять плевки в адрес Израиля? Или считать евреев, не живущих в Израиле, третьим сортом? Вам термин "селекция" ничего не говорит?
И вы скрылись за псевдонимом, меча в мой адрес громы и молнии - это тоже не придает им силы ...
Как и зачем раскрывают псевдонимы, мы тоже проходили.
Вы "за"? Зачем? Это Вам прибавит силы? Хорош способ полемики, нечего сказать. Полку Изи Шамира прибывает.
Белла
участник форума
Posts: 29
Joined: Wed Apr 02, 2008 12:29 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Белла »

страну, которая 60 лет, обливаясь кровью, защищает себя и ВСЕХ евреев
Вы выказываете уважение стране, но выказываете неуважение к гражданам этой страны, которые хотят сделать ее лучше.

Между прочим, мудрецы советуют различать понятия "любовь к отчизне" и "любовь к правящей верхушке".

Шаббат шалом!
Soplemennik
ветеран форума
Posts: 355
Joined: Thu Jul 10, 2008 12:42 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Soplemennik »

Белла wrote:
страну, которая 60 лет, обливаясь кровью, защищает себя и ВСЕХ евреев
Вы выказываете уважение стране, но выказываете неуважение к гражданам этой страны, которые хотят сделать ее лучше.
Я не считаю Вас и Ваших единомышленников ВСЕМИ гражданами Израиля.
Между прочим, мудрецы советуют различать понятия "любовь к отчизне" и "любовь к правящей верхушке".
Мама мыла раму... Волга впадает...Лошади едят...?
Шаббат шалом!
Воистину шалом!
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Ontario14 »

Милая моя,

для охаивания Израиля вам лучше подыскать более подходящее место в сети.

Здесь вам не там, и все подобные попытки будут пресекаться. Это - последнее предупреждение.
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Белла
участник форума
Posts: 29
Joined: Wed Apr 02, 2008 12:29 pm

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Белла »

Ontario14, Вы удалили два моих сообщения о сайте движения "Израильская Народная оппозиция":
,
но оставили ответы Соплеменника на эти сообщения.
Думаю, что в данном случае естественно было бы убрать и эти ответы...


А вообще мне очень жаль, что так заканчивается мое участие в работе портала "Заметки по еврейской истории". Но, по-видимому, действительно, обсуждать внутренние проблемы Израиля лучше на внутриизраильских форумах, ибо "со стороны" видно не очень хорошо. Ведь даже право голоса на выборах в Израиле имеют лишь те граждане, кто физически находится в Израиле в день выборов (кроме дипломатов, находящихся на официальной службе в других странах)...

Шавуа тов,
Бай!
User avatar
Ontario14
Site Admin
Posts: 308
Joined: Tue Feb 19, 2008 4:29 am

Re: Статья "Внештатные лекторы: выйти из рабства"

Post by Ontario14 »

На "внутриизраильских форумах", Бэллочка, тоже знают кто такой Чарли Битон, так что - дерзайте. :CL
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
Post Reply