Page 1 of 1

ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ

Posted: Mon Mar 30, 2009 8:36 pm
by Архивариус
ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ
- Monday, March 30, 2009 at 16:34:06 (EDT)


Гостеприимство всегда пишется в иудаизме с большой буквы, ему придается большое значение и оно является одной из основных заповедей. Как рассказывает и учит Тора, уже наш праотец Авраам стремился радушно принимать и угощать гостей. Его отношение к странникам, посетившим его, служит прекрасным примером всему человечеству во все времена.
Раввин Бахья Бен Ашер посвятил гостеприимству целую главу своего классического произведения „ Кувшин муки“. Он анализирует большинство литературных источников, посвященных рассматриваемой теме и оценке ее значимости в теории и практике иудаизма, и делает целый ряд важных и интересных выводов и заключений. Так, раввин Бахья Бен Ашер обращает наше внимание на то, что пасхальная молитва- Агада, регламентирующая весь процесс проведения Седера- праздничного вечера , сочетающего в себе специальное Б-гослужение и праздничный ужин, содержит призыв, приглашение гостей:
„Каждый, кто голоден, приди и ешь. Каждый, кто нуждается, приди и соблюдай Песах.“
При детальном анализе этого текста возникает вопрос, рассмотренный в свое время раввином Яковом Эмденом в его комментариях к Агаде:
„Почему приглашение повторяется дважды? “
Комментатор считает, что речь здесь идет о двух различных группах приглашаемых. Так как Закон- смотри Талмуд Гиттин 61а- обязывает нас заботиться о бедняках- неевреях, мы приглашаем их к пасхальному ужину, и зовем их, из соображений мира и добрососедства, в первую очередь. И лишь затем мы приглашаем бедных евреев с тем, чтобы они имели возможность выполнить обязательные для них в Песах Мицвот- заповеди.
Итак, к первым относится:“ Каждый, кто голоден, приди и ешь“, а ко вторым:
„Каждый, кто нуждается, приди и соблюдай Песах“.
После разъяснения раввина Эмдена становится понятной и констатация, следующая за приглашением: „В этот год - здесь, в следующий- в Стране Израиля. В этот год - рабы, в следующий год -свободны“.
Данный отрывок из Агады напоминает нам, что первое приглашение необходимо и возможно лишь во времена, наступившие после разрушения Второго Храма, когда евреи находятся среди других народов в рассеянии и выполнение всех Мицвот- заповедей, сопряженных с жертвоприношением в Храме, физически невозможно. Как только, к примеру- в следующий год, у нас вновь появится возможность пасхального жертвоприношения в Иерусалиме, то сразу вступит в действие закон Торы: „Устав пасхальной жертвы- никто из иноземцев не должен от нее вкушать.“ В соответствии с мнением величайшего еврейского ученого Раши от пасхальной жертвы не должны также вкушать и отпавшие евреи, т.е. евреи отошедшие от иудаизма или перешедшие в другую веру.
В ночь пасхального Седера евреи глубже и сильнее, чем всегда, думают об Исходе из Египта, а читаемая Агада подкрепляет эти мысли рассказами об освобождении от рабства.
Но за праздничным столом в эту ночь мы думаем и мечтаем также о будущем Избавлении. Праздничная Агада часто и с большим чувством говорит и напоминает нам об этом.
В Талмуде утверждается, что Цдака- благотворительность приближает Избавление и Освобождение. Тем, что мы приглашаем к Седеру нуждающихся, мы выполняем заповедь о Цдаке и этим приближаем предстоящее Освобождение!
Ицхак Арен

Перевод : Юлии Вайсберг
и Владимира Вайсберга

Re: ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ

Posted: Tue Mar 31, 2009 2:29 am
by Ontario14
Комментатор считает, что речь здесь идет о двух различных группах приглашаемых. Так как Закон- смотри Талмуд Гиттин 61а- обязывает нас заботиться о бедняках- неевреях, мы приглашаем их к пасхальному ужину, и зовем их, из соображений мира и добрососедства, в первую очередь. И лишь затем мы приглашаем бедных евреев с тем, чтобы они имели возможность выполнить обязательные для них в Песах Мицвот- заповеди.
Кто такой этот рав Эмден ? Это и другие приведенные в статье его мнения категорически противоречат Галахе.

Re: ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ

Posted: Fri Apr 03, 2009 9:05 pm
by Ontario14
Я имел продолжительную беседу о "Яабеце" и этой статье со своим равом.
Мы поняли, что ничего не поняли до конца.
:lol: " Яабец был очень эксцентричным человеком ", сказал...

В любом случае , неевреи на седере (4 косот и т.д.) могут присутствовать, и на ужине - могут, но этого надо избегать, по возможности. Ограничения такие, что для всех будет лучше проводить седер без неевреев. :o
Об этом - Галаха, ведущие ортодоксальные поским и даже неортодоксальные поским. Напр. известный религиозно-сионистский рав Ури Амос Шарки из "Махон Меир" в Иерусалиме вот как отвечает на этот вопрос: http://ravsharki.org/content/view/1811/741

"... пока нет Храма, запрета нет, но ДУХ ПРАЗДНИКА - в отделении евреев от народов (в отличие от Сукот, где обычаи зеркально противоположны [из-за ДУХА Сукот] ) ..."

Re: ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ

Posted: Mon Apr 06, 2009 2:22 pm
by Weissberg
Можно ли освобождение из рабства рассматривать как "отделение от народов" - вопрос сложный. Нам, наоборот, представляется, что выход из физического рабства - есть не отделение, а приобщение к свободным народам. С уважением Вайсберг

Re: ПРИГЛАШЕНИЕ К СЕДЕРУ

Posted: Mon Apr 06, 2009 2:57 pm
by Ontario14
Weissberg wrote:Можно ли освобождение из рабства рассматривать как "отделение от народов" - вопрос сложный. Нам, наоборот, представляется, что выход из физического рабства - есть не отделение, а приобщение к свободным народам. С уважением Вайсберг
Дорогой Владимир Вайсберг,

мне видится, что для приобщения к свободным народам евреям совершенно необязательно надо было выходить из Египта.
Устроили бы октябрьскую революцию, и всех делов... :)

Хаг Песах кашер ве-самеах !