Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс сен 15, 2019 12:52 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Триумф и трагедия династии Хасмонеев.
СообщениеДобавлено: Пт июл 03, 2009 8:02 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 1


Матисьяу убивает вероотступника. Гравюра Г.Доре

Одним из определяющих моментов в истории еврейского народа стал приход в 332 году до н. э. войск Александра Македонского в Эрец Исраэль. Обширные планы завоевателя включали в себя не только создание империи эллинов, но и распространение эллинской культуры во всем мире. Однако, присоединив Эрец Исраэль к своим владениям, великий царь сохранил евреям свободу вероисповедания и широкую политическую автономию. По обычаям тех времен все подвластные Александру народы помещали его статуи в своих храмах, но евреи не могли позволить себе этого. Взамен они оказали великому царю честь тем, что дали мальчикам, родившимся в течение этого года, имя Александр. Царь остался доволен и даровал евреям новые льготы. Он освободил жителей Эрец Исраэль от уплаты земельных налогов в «субботние годы», когда поля не обрабатывались, а евреев, служивших в его войсках, – от работ в субботу.

В 323 году до н. э., в возрасте тридцати двух лет, Александр внезапно умирает, а его империю буквально разрывают на части военачальники – диадохи (1). По примеру персов они становятся наместниками, управляющими различными областями империи Александра.

В 323 году до н. э. Птолемей, сын Лага, обеспечил себе контроль над Египтом. Эту дату принято считать началом государства Птолемеев, хотя официальная коронация состоялась лишь в 305 году до н. э. В 322 году до н. э. Селевк Никатор стал сатрапом Вавилона. Несмотря на некоторые трудности, к 312 году до н. э. он утвердил свою власть над всей восточной частью владений Александра. Именно эти эллинистические монархии сыграли решающую роль в истории Эрец Исраэль.

К 301 году до н. э. Птолемей установил твердый контроль над Эрец Исраэль, которая в этот период своего существования входила в состав египетской провинции Сирия и Финикия, включавшей территории по обе стороны Иордана и портовые города Тир и Сидон. Цари из династии Птолемеев не вмешивались во внутренние дела евреев. Их интересовала лишь своевременная уплата налогов. Эрец Исраэль по-прежнему управлялась Первосвященником и священнической аристократией. Страна процветала, а евреи преуспевали и становились многочисленным народом. «Они проникли во все страны, и трудно указать такое место в мире, куда бы это племя не пробралось и не стало господствующим», – писал эллинский философ и историк Страбон.

Однако за фасадом внешнего благополучия назревали сразу два конфликта. Причиной первого стали процесс эллинизации, начавшийся с приходом войск Александра в Эрец Исраэль, и нараставшее сопротивление ему. Эллинистическое владычество в Эрец Исраэль принесло с собой всепроникающее влияние чуждой евреям культуры и цивилизации. Высшие сословия общества в Эрец Исраэль практически перестали отличаться от высших сословий других провинций государства. Характерным признаком эллинизации евреев было распространение среди них эллинских имен, особенно заметное в аристократических семьях Иерусалима. Эллинизация происходила поначалу без вмешательства властей и представляла собой исторический процесс усвоения элементов культуры, высокий престиж которой происходил как из господствующего положения ее носителей – эллинов, так и из ее собственного богатства. Но, вместе с несомненными достижениями эллинской цивилизации, в среду еврейского народа стали проникать ее самые худшие обычаи и привычки: грубые языческие верования, распущенность нравов, погоня за низменными наслаждениями, тяга к роскоши. Видную роль в процессе эллинизации в период владычества Птолемеев и в начале властвования Селевкидов сыграли представители старинного рода Товии (2). И всё же большинство евреев сопротивлялось этому процессу: в основе их сопротивления лежали непререкаемый авторитет Торы и глубокая вера в возрождение династии Давида. Возглавили сопротивление хасидеи(3).

Второй конфликт заключался в территориальных спорах между государствами Птолемеев и Селевкидов. Войны царя из династии Селевкидов – Антиоха III Великого (223–187 гг. до н. э.) – положили конец периоду долгого мира в Эрец Исраэль. В течение двадцати лет, вплоть до 198 года до н. э., страна переходила из рук в руки. Недовольство правлением Птолемеев привлекло евреев на сторону Антиоха III, и царь вознаградил их, восстановив разрушенные во время войны кварталы Иерусалима, освободив его жителей от уплаты налогов на три года и предоставив Храму финансовую поддержку. В государстве Селевкидов Эрец Исраэль вошла в состав округа Келесирия и Финикия. На первых порах Селевкиды, как до них Птолемеи, не вмешивались во внутренние дела Эрец Исраэль. Но вскоре произошло событие, потрясшее государство Селевкидов до основания. В 192 году до н. э. Антиох III был втянут в войну против Рима. Для царя эта война с самого начала протекала крайне неудачно, а в 192 году до н. э. в битве при Магнисии он потерпел окончательное поражение. По мирному договору, заключенному в 188 году до н.э., Антиох обязывался отказаться от всех своих владений в Европе и Азии к северу от Тавра, возвратить военнопленных, передать всех слонов и флот, уплатить большую контрибуцию, а также выдать римлянам Ганнибала(4). Поражение имело для государства Селевкидов катастрофические последствия. От него отпали Армения и Софена. Начались волнения в восточных сатрапиях. Антиох предпринял поход на Восток, чтобы упрочить там свою власть и добыть средства для уплаты контрибуции Риму. При попытке овладеть сокровищами храма Бэла в Элимаиде царь был убит. На престол государства Селевкидов взошел Селевк IV Филопатор (187–175 гг. до н. э.).

В то время должность Первосвященника занимал Ония III, ревностный защитник веры, глава хасидеев, а попечителем Храма был Шимон, священнослужитель из семейства Билги. Шимон потребовал у Онии III, чтобы в дополнение к функциям попечителя Храма ему предоставили должность агронома(4) Иерусалима. Но Первосвященник отказал Шимону. Тогда Шимон обратился к Аполлонию, наместнику Селевкидов в Келесирии и Финикии, с доносом о больших сокровищах, хранящихся в Храме. Аполлоний немедленно доложил об этих сокровищах царю, который отправил в Иерусалим своего казначея Гелиодора с приказом разобраться в обстановке на месте и принять меры к конфискации сокровищ. Но что-то помешало казначею выполнить приказ царя. Народное предание гласит, что Гелиодор, переступив порог Святилища, увидел высокого всадника на коне, сопровождаемого двумя юношами необыкновенной красоты. Конь наступил на казначея и стал бить копытами, а юноши хлестали его бичами. Гелиодор вернулся к царю, не выполнив приказа. О дальнейшем в Книге Маккавеев говорится: «…37. Когда же царь спросил Гелиодора, кто был бы способен, чтоб послать в Ерушалаим, он отвечал: 38. “Если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда и встретишь его наказанным, если останется он в живых, ибо на месте сем пребывает истинно сила Б-жия…”»

Непрекращающиеся интриги Шимона привели к беспорядкам в Иерусалиме, и Ония, вынужденный обратиться за помощью к царю, отправился в Антиохию.

Вскоре Селевк IV пал от руки Гелиодора, и к власти пришел Антиох IV Эпифан (175–164 гг. до н. э.) – убежденный политеист, испытывавший неприязнь по отношению к вере евреев в Единого Б-га. За странности в поведении и исключительную жестокость современники называли его «Эпиман» («Безумец») вместо «Эпифан» («Великолепный»).

Пребыванием Онии III в Антиохии воспользовался его брат Иеошуа, примыкавший к умеренным эллинистам и принявший эллинское имя Язон. Он обещал царю увеличить налоги, поступающие от Эрец Исраэль в царскую казну, и внести существенные изменения в политический и общественный строй Иерусалима. Антиох IV сместил Онию III и назначил Первосвященником Язона, в планы которого входило преобразование Иерусалима в эллинистический полис под названием «Антиохия». С целью подготовки граждан будущего полиса Язон учредил у подножия Храмовой горы гимнасий и эфебион – общеобразовательные учреждения, распространенные в эллинистическом мире. Нововведения Язона начали приносить зловещие плоды. Участие в спортивных состязаниях стали принимать даже священнослужители Храма, которые, по свидетельству Второй Книги Маккавеев, «перестали интересоваться службами на алтаре; презирая Храм и пренебрегая жертвоприношениями, они спешат принять участие в непотребных упражнениях на спортивной площадке». Участники состязаний, по свидетельству Иосифа Флавия, «стали прикрывать наготу свою, чтобы не видно было их обрезания и чтобы с внешней стороны походить на греков, оставив все свои прежние обычаи, стали во всем подражать другим народностям». Дети из знатных семей Иерусалима носили широкополые шляпы бога Гермеса, покровителя учащихся. Эти шляпы, которые сами эллины называли «петас», в Книге Маккавеев именуются «срамной покрышкой». Однажды Язон отправил даже посольство в Тир с большой суммой денег на пожертвование Гераклу.

В 171 году до н. э. Антиох IV сместил Язона, назначив Первосвященником Менелая, сторонника радикальной эллинизации и брата небезызвестного Шимона, внесшего за свое назначение крупную сумму денег в царскую казну.

Приводя к власти то одного, то другого претендента, царь решал сразу две политические задачи. Во-первых, попав в зависимость от Антиоха IV, Первосвященник становился послушным проводником эллинизаторской политики царя, а во-вторых, тем самым царь дискредитировал высокий сан Первосвященника в глазах евреев. Над евреями нависла реальная угроза ассимиляции.

Вместе с одним из своих братьев, Лизимахом, Менелай ограбил сокровищницу Храма. При этом часть взятых из Храма сокровищ он продал, а часть осквернил, передав их в языческие храмы.

Действия Менелая и его брата вызвали возмущение жителей Иерусалима. В том же 171 году до н. э. вспыхнул бунт, в ходе которого разъяренная толпа убила Лизимаха. Жители города отправили послов в Антиохию с жалобами на Менелая, но царь приказал казнить их.

В 169 г. до н. э. Антиох IV вторгся в Египет. Он разбил египетские войска и осадил Александрию. Эти действия Антиоха совпали с решающими событиями в ходе третьей Македонской войны (171–168 гг. до н. э.).

Римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой. Но как только Попилий узнал о разгроме македонян при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху. Гай Попилий лично проследил за тем, чтобы был очищен и Кипр.

Неудачи Антиоха стали причиной распространения слухов о поражении царского войска и даже о гибели самого царя. Прямым следствием этих слухов стало восстание в Иерусалиме и некоторых других городах на юге государства Селевкидов. В разгар восстания в Иерусалим вернулся Язон во главе тысячи своих сторонников. Менелай, спасая жизнь, бежал.

Антиох воспринял восстание как личное оскорбление и приказал своим полководцам опустошить Эрец Исраэль. Царские войска бесчинствовали в Иерусалиме в течение трех дней. Жертвами разбоя стало не менее сорока тысяч мужчин и женщин. Храм был разграблен, осквернен и превращен в храм Зевса Олимпийского. В городской крепости Акра разместился гарнизон царских войск. Язон бежал сначала в Аравию, затем в Египет, а оттуда в Спарту, где и умер. Конец Менелая оказался еще более позорным: в 162 году до н. э. его казнили по повелению бывших покровителей из окружения царя. Так бесславно закончились интриги двух предателей интересов Эрец Исраэль.

В 167 году до н. э. репрессии усилились. Царь наложил запрет на изучение и исполнение законов Торы, свитки которой безжалостно уничтожались. Каждому еврею, сделавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь.

Репрессии привели к восстанию против угнетателей. Оно началось с того, что в селение Модиин близ Иерусалима прибыл представитель царской администрации Апелл, склонявший жителей к исполнению эллинских законов и обычаев. Один из коэнов Модиина – Матисьяу, сын Хасмонея, – смело заявил: «Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья всё же останемся верующими и истинными евреями». Когда один из вероотступников попытался принести жертву Зевсу на алтаре, воздвигнутом на базарной площади, Матисьяу убил его. Сыновья Матисьяу, Иеуда, Шимон, Ионатан, Элиезер, Йоханан, напали на Апелла и его отряд. Немногим из царского отряда удалось спастись.

Вместе со своими сыновьями и группой единомышленников Матисьяу бежал в Иудейскую пустыню. Характерно, что после того, как отряд повстанцев численностью около тысячи человек погиб, не оказав сопротивления врагу из-за невозможности нарушить святость субботы, Матисьяу разрешил защищаться и в этот день, исходя из принципа ценности человеческой жизни. Борьба, которую вел Матисьяу, приобрела характер широкомасштабной партизанской войны, в результате которой разрозненные гарнизоны царских войск оказались отрезанными и друг от друга, и от административных центров государства Селевкидов. В 166 году до н. э. умер Матисьяу. Согласно его воле руководство восстанием перешло к Иеуде, получившему прозвище Маккаби (Маккавей), что означает «молот». Последний, избегая решительных сражений, следовал тактике внезапных ударов по врагу.

Обеспокоенный обострением обстановки в Эрец Исраэль, Антиох IV приказал подавить восстание. В 166 году до н. э. из Самарии выступил двухтысячный отряд под командованием Аполлония. Для наступления он избрал прямую дорогу, идущую через горы на юг, к Иерусалиму. Силы Иеуды Маккавея насчитывали всего шестьсот человек. Умело используя горный рельеф местности, Маккавей запер отряд Аполлония в узкой теснине близ Нахаль эль-Харамия и полностью уничтожил его. Аполлоний погиб, а меч его достался Иеуде. Вслед за тем восставшие, в бою при ущелье Бет-Хорон на северо-западе Эрец Исраэль, разгромили отряд другого военачальника Селевкидов – Серона.

В 165 году до н. э. Лизий, приближенный Антиоха IV, отправил на подавление восстания сразу трех полководцев – Птолемея, сына Доримена, Никанора и Горгия. Их ряды насчитывали сорок тысяч пешего и семь тысяч конного войска. Войско Иеуды насчитывало около шести тысяч человек. Селевкидские военачальники разделили свою армию с целью окружения и последующего уничтожения отряда евреев. Но, совершив ночной переход, Иеуда ускользнул из кольца, а затем атаковал лагерь Селевкидов близ Эммауса, нанеся при этом решительное поражение отряду Никанора. Увидев это, Горгий, возглавлявший другую часть войска, не рискнул вступить в сражение и отступил. Победа укрепила престиж Иеуды Маккавея как полководца и признанного вождя евреев.

(1) Диадохи – полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти за верховную власть. Следствием их борьбы стал распад империи Александра и образование эллинистических государств, возглавляемых диадохами.

(2)Тобиады (сыны Товии) – влиятельное семейство в Эрец Исраэль в эпоху второго Храма, оказывавшее решающее влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны со времени Нехемии (445 г. до н. э.) до восстания Хасмонеев (167 г. до н. э.). Играли важную роль в событиях, приведших к восстанию Хасмонеев.

(3) Хасидеи – дословно «благочестивые». Течение (не секта), сыгравшее значительную роль в истории иудаизма. Их выступления относятся к началу восстания Хасмонеев. Выразители национальной идеи, спасшей иудаизм от грозившей гибели. Принадлежа к низшим слоям населения, хасидеи подвергались нападкам со стороны эллинистов. Когда эллинисты, заручившись поддержкой властей, начали коренную ломку древних устоев, хасидеи перешли к активному сопротивлению, неоднократно совершая подвиги самопожертвования.

(4) Ганнибал (247–187 гг. до н. э.) – сын Гамилькара Барки, один из величайших полководцев и политических деятелей древности, непримиримый враг Рима. В двадцать два года возглавил конницу в войске своего зятя Гасдрубала. В 221 г. до н. э., после смерти Гасдрубала, к нему перешло руководство войсками в Испании. В 218 г. до н. э. своими действиями спровоцировал Вторую Пуническую войну, закончившуюся в 201 г. до н. э. поражением Карфагена. В последующий период возглавлял правительство Карфагена. В 195 г. до н. э., спасаясь от преследований римлян, бежал к Антиоху III и стал его военным советником. Участвовал в планировании боевых действий против Рима. Новое требование Рима о выдаче Ганнибала в соответствии с мирным договором заставило его бежать сначала к царю Арташесу в Армению, затем на остров Крит и далее к царю Прузию в Вифинию, где, опасаясь выдачи римлянам, в 187 г. до н. э. принял яд. Похоронен в Лабиссе, на европейском берегу Босфора.

(5)Агроном (агорономус) – предполагают, что «агорономус» руководил работой городского рынка, т. е. курировал экономическую жизнь города и командовал полицейскими силами. Возможно также, что это была административно-юридическая должность.

Продолжение следует.
Читайте также:

Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 2

Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 3

Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 4


Последний раз редактировалось Weissberg Пт июл 03, 2009 8:21 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 1
СообщениеДобавлено: Пт июл 03, 2009 8:09 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 2


Битва Хасмонеев и Селевкидов. Гравюра. 1478–1480 годы

Против отрядов Иеуды, составлявших к тому времени до тысячи воинов, раздраженный неудачами царь направил из Антиохии шестьдесят тысяч отборных солдат и пять тысяч кавалеристов под командованием самого Лизия. Сражение произошло в месяце нисан 164 года до н. э. у Бет-Цура, неподалеку от Хеврона, и закончилось поражением Лизия.

Путь на Иерусалим был открыт. Во главе своих войск Иеуда вступил в город и совершил обряд очищения Храма. Проведенное по этому поводу в 164 году до н. э. восьмидневное празднество отмечается с тех пор ежегодно, с 25 кислева по 3 тевеса, как праздник обновления Храма – Ханука(6).

В том же году умер Антиох IV Эпифан. Власть перешла к девятилетнему Антиоху V Эвпатору, а опекуном при нем и регентом государства был назначен Лизий, хотя по завещанию умершего царя эти обязанности должен был исполнять другой вельможа – Филипп. Соперничество между царедворцами послужило причиной резкой дестабилизации внутреннего положения в государстве Селевкидов.

Обострение обстановки в Заиорданье и Галилее заставило Иеуду выступить на север. Брата Шимона он направляет в Галилею, а сам вместе с Ионатаном движется в Заиорданье, где разбивает аравийских кочевников. Затем, повернув на юг, наносит поражение идумеям, берет Хеврон и, спустившись к морю, поворачивает на Иерусалим и осаждает Акру.

Располагая трофейными осадными орудиями, Иеуда в начале 162 года до н. э. предпринимает попытку штурма Акры, но гарнизону крепости удается отбросить атакующих. Начинается длительная осада Акры.

Однако Иеуда Маккавей допускает серьезный просчет, полагая, что Лизий, занятый борьбой за власть, не сможет оказать помощь осажденной крепости. Вопреки его ожиданиям, Лизий и малолетний Антиох V предприняли наступление на Иерусалим с юга. Их силы насчитывали сто тысяч пехоты, двадцать тысяч конницы и тридцать два слона. Решающее столкновение произошло близ Бейт-Захарии. Слоны произвели в рядах евреев замешательство. Чтобы показать воинам уязвимость слонов, младший брат Иеуды, Элиезер, ворвался в ряды вражеского войска, храбро бросился к слону, который нес царские знаки отличия, и поразил его мечом. Огромная туша рухнула прямо на смельчака. Так со славой погиб Элиезер по прозвищу Авран.

После упорного сражения Иеуда Маккавей отступил к Иерусалиму. Войско Лизия подошло к городу и осадило Храмовую гору, на которой закрепился Иеуда. Казалось, судьба Эрец Исраэль решена, но в этот момент Лизий и царь получили известие, что Филипп, набрав большое войско, вновь развязал борьбу за власть. Ввиду этих обстоятельств они поспешили заключить с Иеудой соглашение и двинулись на Филиппа.

По достигнутому соглашению подтверждались свобода вероисповедания евреев и их право на управление Храмом. Антиеврейские указы Антиоха IV отменялись. В свою очередь, евреи обязывались признать верховную власть Селевкидов и разрушить укрепления Храмовой горы. На должность Первосвященника назначался эллинист Алким. Такое назначение вызвало недовольство народа и послужило одной из причин продолжения войны.

В том же году Лизий разгромил войска Филиппа, а его самого казнил. Однако политические потрясения в государстве Селевкидов продолжались. В борьбу за власть вступил Деметрий, сын Селевка IV Филопатора. В течение двенадцати лет он содержался в качестве заложника в Риме. Узнав о смерти Антиоха IV, Деметрий в 163 году до н. э. совершил побег и в 162 году до н. э. во главе наемных войск вступил в Антиохию. По его приказу Антиох V и Лизий были арестованы и казнены.

Деметрий I Сотер (161–150 гг. до н. э.) поддержал Первосвященника Алкима и отправил в Эрец Исраэль силы под командованием Бакхида, которые вновь овладели Иерусалимом. Правителем Эрец Исраэль царь назначил своего друга Никанора.

Несмотря на достигнутые успехи, Деметрий стремился к достижению компромисса. Но Иеуда продолжил борьбу, и 13 адара 161 года до н. э. в сражении у Адасы, под Бет-Хороном (в девяти километрах к северу от Иерусалима), одержал свою последнюю победу. Его отряд насчитывал всего тысячу человек, в то время как Никанор располагал девятью тысячами отлично вооруженных воинов. Несмотря на численное превосходство, армия Никанора была полностью уничтожена, а сам он погиб.

Иеуда прекрасно понимал, что достижение полной независимости Эрец Исраэль невозможно без международного признания. И ему удалось решить эту сложнейшую политическую задачу. В 161 году до н. э. маленькая Эрец Исраэль заключила союзный договор со сверхдержавой того времени – Римской республикой. Заключение этого договора означало признание де-юре независимого еврейского государства. Договор, составленный в двух экземплярах, в форме Senatus Consultum («решения Сената»), включал две основные статьи: о дружественном нейтралитете и взаимной обороне. Один экземпляр этого документа Сенат отправил в Эрец Исраэль, а второй вырезали на медных таблицах и поместили в Капитолии.

Иосиф Флавий так передает содержание этого документа: «Постановление Сената по поводу оборонительного и наступательного союза с народом иудейским. Никто из римских подданных не должен воевать с народом иудейским, равно как не доставлять тому, кто вступил бы в такую войну ни хлеба, ни судов, ни денег. В случае, если кто-либо нападет на иудеев, римляне обязаны по мере сил помогать им, и наоборот, если кто нападет на римские владения, иудеи обязаны сражаться в союзе с римлянами. Буде же народ иудейский пожелает прибавить к этому договору что-либо или убавить, то это должно быть сделано с согласия всего римского народа; лишь в таком случае все дополнения считаются обязательными».

Для Рима этот договор представлял большой интерес, поскольку он подрывал могущество государства Селевкидов – главного соперника римлян в то время. Но Иеуда не мог предвидеть, что много лет спустя именно этот договор станет причиной вторжения римских войск под командованием Помпея (формально в соответствии с последней статьей этого договора и по просьбе одного из двух соперничающих представителей династии Хасмонеев) и полной утраты независимости Эрец Исраэль.

Война продолжалась, и Деметрий вновь отправил в Эрец Исраэль войско под командованием Бакхида, которое насчитывало двадцать тысяч пехотинцев и две тысячи всадников. Враг наступал так стремительно, что у Иеуды Маккавея не осталось времени на подготовку к сражению. Он смог собрать всего тысячу воинов, из которых многие колебались и предлагали отступить. По словам Иосифа Флавия, Иеуда так ответил колеблющимся: «Да не увидит солнце того, чтобы я обратил тыл перед врагами. Если в этот раз мне придется встретить смерть и окончательно погибнуть в сражении, я всё-таки лучше выдержу всё, что случится, чем покрою позором прежние наши подвиги и прежнюю нашу славу теперешним бегством».

Иеуду Маккавея поддержало всего восемьсот человек. Вместе с ними Иеуда принял неравный бой у Адасы, в котором героически погиб, уничтожив множество врагов. Во время перемирия Шимон и Ионатан получили тело Иеуды у врагов и похоронили его в Модиине.

После гибели Иеуды Маккавея руководство восстанием перешло к Ионатану Хасмонею – талантливому государственному и политическому деятелю, умело использовавшему сложившиеся обстоятельства для освобождения Отечества.

Спустя некоторое время Ионатан вместе с братом Шимоном освободил большинство сельских районов и провинциальных городов Эрец Исраэль.

В 158 году до н. э. внезапно скончался Алким, смерть которого евреи восприняли как кару Б-жью, а пять лет спустя в государстве Селевкидов разгорелась борьба за власть между Деметрием I и Александром Баласом (150–145 гг. до н. э.). Александра, человека низкого происхождения, выдававшего себя за сына Антиоха IV, выдвинули и поддержали враги Деметрия. Александр Балас захватил Птолемаиду (Акко) на берегу Средиземного моря, ставшую его временной резиденцией, и начал подготовку к наступлению на Антиохию.

Решающим фактором в этой борьбе стал Ионатан Хасмоней, располагавший сильным войском и поддержавший Александра Баласа. В знак признательности новый царь назначил Ионатана Первосвященником, а также пожаловал ему звание «друга царя». Со времени смерти Алкима должность Первосвященника была никем не занята в течение шести лет. В Суккос 152 года до н. э. Ионатан впервые предстал перед народом в качестве Первосвященника. Эту должность Хасмонеи удерживали впоследствии в течение 115 лет.

В 147 году до н. э. началось вторжение войск сына Деметрия I, пытавшегося отвоевать трон отца. Государство Селевкидов, а вместе с ним и Эрец Исраэль, вновь оказалось охвачено войной. В ходе боевых действий евреи временно заняли Яффу и район Ашдода. По достоинству оценив заслуги Ионатана, Александр Балас передал ему в личное владение Экрон.

После смерти Александра к власти пришел его противник Деметрий II Никатор (145–140 гг. до н. э.). Учитывая взаимные интересы, Ионатан Хасмоней и Деметрий TT пришли к политическому компромиссу. Деметрий II вновь утвердил Ионатана на должность Первосвященника и признал присоединение к Эрец Исраэль трех областей с преобладающим еврейским населением на юге Самарии.

Не довольствуясь достигнутыми успехами, Ионатан принял меры к укреплению Иерусалима и других стратегически важных городов. Некоторое же время спустя в государстве Селевкидов вновь вспыхнула борьба за трон между Деметрием II и полководцем Александра Баласа – Диодотом Трифоном, который узурпировал власть и правил в 140–138 годах до н. э.

После гибели Александра Баласа склонный к политическим авантюрам Трифон отправился в Аравию и вывез оттуда сына царя – Антиоха. Провозгласив малолетнего Антиоха правителем, Трифон начал боевые действия против Деметрия II.

В этой войне Ионатан Хасмоней поначалу поддерживал Деметрия II, но позднее перешел на сторону Трифона из-за отказа царя передать евреям крепость Акко, как то было обещано ранее. В награду Трифон назначил Шимона Хасмонея правителем прибрежной полосы Эрец Исраэль, простиравшейся от Рош а-Никра на севере до египетской границы на юге.

Не прекращая войны с Трифоном, Деметрий II предпринял поход против Парфянского царства, но войска покинули его, а сам он попал в плен к парфянскому царю Арсаку.

Узнав о пленении Деметрия, Трифон решил убить Антиоха VI и узурпировать власть. Но он опасался, что Ионатан Хасмоней окажет помощь малолетнему царю. Поэтому Трифон задумал устранить Ионатана. С этой целью он отправился из Антиохии в Вефсану (Скифополь), куда навстречу ему выступил Ионатан с сорокатысячным войском. Во время переговоров Трифон любезным обхождением усыпил бдительность Ионатана и уговорил его, распустив войско и оставив отряд в тысячу человек, отправиться в Птолемаиду (Акко), которую обещал передать евреям. Прибыв в Птолемаиду, Трифон приказал схватить Ионатана, а его отряд перебить. Одновременно Трифон возобновил боевые действия против Эрец Исраэль.

Оборону Иерусалима и войско евреев возглавил на этот раз Шимон Хасмоней, обратившийся к народу со словами: «Я смело надеюсь не только наказать врагов, но и избавить всех вас с вашими женами и детьми от их заносчивости и с Б-жьей помощью сохранить Его святой Храм. Я отлично понимаю, что соседние племена наступают на вас оттого лишь, что считают вас не имеющими военачальника, который повел бы вас в бой».

Убедившись в тщетности своих попыток овладеть Иерусалимом и разбить войско евреев, Трифон в 142 году до н. э. приказал казнить Ионатана. Впоследствии Шимон перезахоронил останки брата в Модиине, воздвигнув отцу и братьям огромный памятник из белого камня.

Трифон ненамного пережил Ионатана. Потеряв доверие народа и войска, он бежал в свой родной город Апамею, где в 133 году до н. э. был захвачен в плен врагами и убит, а на престол государства Селевкидов взошел Антиох VII Сидет (136–129 гг. до н. э.).

***

(6)Первоначально праздник Ханука называли «Суккос месяца кислев», и история, изложенная в Книге Маккавеев, объясняет причину: Храм был заново освящен 25 кислева, и празднества продолжались в течение восьми дней, как во время Суккос. За месяц до того, когда надо было отмечать настоящий Суккос, восставшие не могли этого сделать: Храм был осквернен, а сами они скрывались в горах и пещерах. Поэтому теперь они, с пальмовыми ветвями в руках, стали петь благодарственные псалмы Тому, Кто дал им возможность вернуться к традиции. Однако Талмуд объясняет истоки праздника иначе: когда Храм был отвоеван, нашли всего лишь один кувшинчик с освященным маслом, необходимым для Б-гослужения. Этого кувшинчика должно было хватить только на один день горения храмового светильника – меноры. Однако масла чудесным образом хватило на восемь дней. Продолжение следует.
Читайте также:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 1
СообщениеДобавлено: Пт июл 03, 2009 8:11 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 3


Разграбление Иерусалима Антиохом VII

Шимон, возглавив борьбу после гибели Ионатана, стремился ликвидировать последние очаги присутствия врага в стране, упрочить стратегическое положение Эрец Исраэль и получить доступ к морю путем окончательной аннексии Яффы.

В начале своего правления Шимон разместил гарнизон в Яффе, позднее занял Гезер, контролировавший путь из прибрежной полосы в Иерусалим, и заселил его евреями. Затем он осадил Акру и 13 ияра (по другим сведениям, 23 ияра) 141 года до н. э. взял ее.

По приказу Шимона крепость разрушили до основания, чтобы полностью устранить угрозу Храму и городу. Впоследствии, по его же предложению, полностью срыли всю гору, на которой размещалась крепость. С тех пор Храм царил над всем Иерусалимом.

Для народа наконец наступило время мира и процветания. 18 элула 141 года до н. э. был созван Великий Собор, определивший полномочия Шимона как правителя и установивший юридическое обоснование для правления его сыновей. Главным пунктом постановления Собора было избрание Шимона Носи (то есть князем, правителем) всех евреев, Первосвященником и главнокомандующим войсками. Эти титулы по наследству переходили к его сыновьям. Однако Шимон не стал царем и даже не получил свои титулы пожизненно, а лишь «доколе восстанет Пророк верный». То есть следовало оговорить легитимность династии Хасмонеев с принципиально религиозной точки зрения и решение об этом должно быть принято «Пророком верным» в конце времен. Становится ясно, что в народном сознании утверждение династии Хасмонеев не расценивалось как воплощение надежд, связанных с династией Давида.

Обстановка на границах Эрец Исраэль по-прежнему оставалась нестабильной. В начале своего правления Антиох VII, стремясь упрочить свое положение, поддерживал дружеские отношения с Шимоном. Он подтвердил статус Шимона как вождя Эрец Исраэль, признал его территориальные завоевания и разрешил чеканить собственную монету. Кроме того, Антиох подтвердил указ Деметрия II об отмене уплаты налогов: «Я тебя освобождаю отныне и навсегда от всяких общеимперских налогов – от тех, которые теперь существуют и которые будут установлены в будущем» (Первая книга Маккавеев, 15:8).

Но как только внутреннее положение в государстве Селевкидов стабилизировалось, Антиох расторгнул союз с Шимоном и возобновил агрессию против Эрец Исраэль. Он отправил в Иерусалим своего представителя Атенобиуса с ультимативным требованием вернуть Яффу, Гезер и Акру, равно как и другие захваченные за пределами Эрец Исраэль города, или же уплатить за пользование этими стратегически важными пунктами компенсацию в размере 1000 талантов. Шимон ответил отказом, но при этом выразил готовность уплатить 100 талантов за Яффу и Гезер. Тогда Антиох направил в Эрец Исраэль большое войско под командованием Кендевея. Правитель к тому времени состарился, и потому двадцатитысячное войско евреев возглавили его сыновья – Иеуда и Йоханан. В 137 году до н. э., в ожесточенном сражении, евреи разгромили войско Селевкидов.

Некоторое время спустя Шимон стал жертвой политической интриги. Его зять Птолемей, правитель Иерихонской долины, задумал совершить государственный переворот. В 135 году до н. э. Шимон, объезжая страну вместе с супругой и сыновьями Иеудой и Матисьяу, посетили зятя. Во время пира Шимона убили наемники Птолемея, а его супругу и сыновей заточили в темницу(1).

Одновременно Птолемей отправил наемных убийц в Гезер с приказом убить третьего сына – Йоханана. Но юноша, предупрежденный о готовящемся перевороте, избежал гибели и принял энергичные меры по восстановлению порядка. Он поспешил в Иерусалим, где, при полной поддержке народа, был провозглашен Первосвященником, совершил жертвоприношение и организовал преследование Птолемея. Следует отметить, что Птолемей тоже пытался войти в Иерусалим, но натолкнулся на сопротивление народа, поддержавшего Йоханана. Потерпев неудачу, Птолемей отступил в крепость Дагон, близ Иерихона, осажденную Йохананом. Воспользовавшись наступлением субботнего года, Птолемей ускользнул из осажденной крепости, предварительно казнив братьев и мать Йоханана.

В 132 году до н. э. началось вторжение селевкидского войска во главе с Антиохом VII. Подвергнув Эрец Исраэль опустошению, Антиох осадил Иерусалим. Но из-за нараставшей угрозы со стороны Парфянского царства он прекратил осаду и вступил в переговоры с Йохананом Гирканом. Находясь в очень тяжелом положении, Гиркан принял условия Антиоха. В соответствии с мирным договором, евреи дали заложников, обязались выплатить 500 талантов серебра, из которых 300 талантов были потребованы немедленно. Кроме того, по этому договору евреи разрушили зубцы на стенах Иерусалима.

В 130 году до н. э. Йоханан Гиркан, в качестве вассала Антиоха VII, участвовал в походе cелевкидского войска против парфян. Во время этого похода, в 129 году до н. э., войско Антиоха потерпело поражение, а сам он погиб. Брат Антиоха, Деметрий II, продержался на престоле недолго.

Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов, Гиркан (правил в 134 –104 гг. до н. э.) предпринял успешные военные походы с целью расширения границ Эрец Исраэль.

Но прежде он реорганизовал войско, включив в него части, укомплектованные наемниками, завербованными в Малой Азии. Заручившись поддержкой римлян, Иоханан аннексировал важный морской порт Иоппию и некоторые другие города государства Селевкидов.

Наибольшее значение имело присоединение Эдомского царства (Идумеи). Принужденные принять иудаизм, эдомитяне со временем слились с еврейским народом, а их родовая знать вошла в высшие эшелоны власти государства Хасмонеев. Опираясь на значительное еврейское население в Заиорданье, Гиркан овладел большей частью территории Моава.

Впоследствии Гиркан начал боевые действия против самаритян, захватил Шхем и 21 кислева 120 года до н. э. разрушил храм на горе Геризим. 25 хешвана 115 или 110 года до н. э. войско евреев под командованием сыновей Гиркана Аристобула и Антигона взяло город и крепость Самарию. По приказу Гиркана в Самарию направили воды горных потоков, в результате чего город провалился, а на его месте образовалось болото. Через некоторое время Гиркан возобновил экспансию в северном направлении.

Свои завоевания Йоханан Гиркан тесно увязывал с активной внешнеполитической деятельностью, что способствовало укреплению позиций государства Хасмонеев. Он заручился поддержкой не только Рима и птолемеевского Египта, но и соперничавших между собой претендентов на престол государства Селевкидов. Кроме того, Гиркан, как до него Ионатан и Шимон, поддерживал дружественные отношения с Афинами, Спартой и Пергамом.

По мере укрепления внутреннего положения вновь остро встал вопрос о путях развития страны, об отношении к иудаизму и другим народам. Мнения разошлись, и в Эрец Исраэль сформировались три мощных религиозно-политических течения (фарисеи, саддукеи и ессеи(2)), по-разному отвечавшие на злободневные вопросы жизни.

Полемика между фарисеями и саддукеями началась после убийства Шимона Маккавея и шла по различным аспектам теоретической и практической теологии и степени сакрализации источников, на которые опирались фарисеи и саддукеи. С течением времени враждебность становилась все сильнее и в конце концов вылилась в открытый конфликт, который протекал очень остро, завершившись полным устранением саддукеев из политической жизни страны.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что провозглашение Йоханана Гиркана правителем и Первосвященником вызвало скрытое недовольство фарисеев, а вербовка иностранных наемников, чеканка монеты с собственным именем и осквернение могилы Давида (Гиркан изъял оттуда 3000 талантов серебра на военные нужды) разгневали их, что привело к разрыву фарисеев с династией Хасмонеев.

Однажды Йоханан Гиркан пригласил на пир выдающихся фарисеев и, оказав почести, вызвал их на откровенность. Отметив свое посильное старание во всем угодить Б-гу, Гиркан попросил фарисеев указать на его недостатки и расхождения с Законом. Присутствующие рассыпались в похвалах к правителю. Но один из них, некто Элиезер, человек явно невоспитанный, заявил: «Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан Первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа». На вопрос Гиркана, почему именно, бестактный фарисей сослался на ходившую в народе безосновательную молву, по которой мать Гиркана длительное время находилась в плену у Антиоха Эпифана, и, следовательно, легитимность его рождения находится под сомнением.

Возмущенный Первосвященник предал обидчика суду его же товарищей фарисеев. Фарисеи приговорили Элиезера к ударам плетью и заточению. «За простое оскорбление, – говорит Иосиф Флавий, – они не нашли возможным присудить его к смертной казни, тем более что фарисеи вообще были мягкосердечны при назначении наказаний». Саддукеи не упустили благоприятный момент и воспользовались этим мягким приговором как свидетельством недоброжелательного отношения фарисеев к правителю-Первосвященнику.

Главным достижением Йоханана Гиркана стало расширение границ государства до пределов всей Эрец Исраэль.

Наследники Йоханана Гиркана начали усваивать элементы эллинизма, носить эллинские имена, организовывать жизнь при дворе на эллинский манер, всё дальше удаляясь от еврейского образа жизни. Гиркан, получивший, по словам Флавия, три золотых дара – светскую власть, сан Первосвященника и дар пророчества, – умер в 104 году до н. э.

После его смерти сан Первосвященника унаследовал Иеуда Аристобул I (правил в 104–103 гг. до н. э.), в то время как его мать, по завещанию Гиркана, стала во главе государства с титулом царицы.

Но сразу же после смерти отца Аристобул приказал заточить в тюрьму трех своих братьев и мать, умершую впоследствии от голода.

Он стал первым после вавилонского плена царем Эрец Исраэль. Аристобул, продолжив завоевательную политику Йоханана Гиркана, вел войну против Итуреи, покорив ее большую часть. Завоевание Итуреи сопровождалось насильственным обращением местного населения в иудаизм.

Имея слабое здоровье, он подпал под влияние придворной клики, во главе которой стояла царица Саломея Александра (Шломцион). Ее интриги явились причиной подозрительности и недоверия Аристобула к своему брату Антигону – соправителю и командующему войсками. В результате придворных интриг Антигон трагически погиб.

Угрызения совести по поводу безвременной кончины матери и брата сломили Аристобула, и он умер от горя.

После его смерти царем Эрец Исраэль стал выпущенный из тюрьмы третий сын Йоханана Гиркана – Александр Яннай (103–76 гг. до н. э.). В соответствии с еврейским обычаем он женился на вдовствующей царице Саломее Александре. Впоследствии такие браки, называемые левиратными(3), были запрещены. Вступив на престол, Александр продолжил завоевательную политику, начатую его отцом и дедом.

Основной его заботой стало завоевание приморских городов. С этой целью он отправился в поход против Птолемаиды (Акко), граничившей с недавно завоеванной Галилеей, что в 98 году до н. э. привело к вооруженному конфликту с Египтом, который протекал с переменным успехом.

Некоторое время спустя Александр предпринял новый поход на побережье, взял Рафию, Антедон и около 96 года до н. э. – Газу, предав ее, вместе с храмом Аполлона, разрушению.

В результате походов, совершенных в период с 103 по 95 год до н. э., Александр к своим владениям присоединил всю прибрежную полосу от горы Кармель на севере до границы Египта на юге. Другим его важным завоеванием стало покорение города Гадара и крепости Амата в Заиорданье.

Завоевательная политика царя вызвала ропот народных масс, находившихся под влиянием фарисеев. И весь народ, и, в частности, фарисеев возмутило то, что потомки славного рода Хасмонеев, освободителей Эрец Исраэль, добровольно уподобляются языческим деспотам. Подобно заурядным восточным властелинам, они для укрепления личной власти не гнушаются даже братоубийством, имеют наемное войско и, будучи Первосвященниками Храма, к алтарю которого не должно прикасаться железо, почти не выпускают меч из рук и годами ведут кровопролитные войны вдали от Иерусалима, пренебрегая своими духовными обязанностями.

Разрыв с народом и фарисеями вынудил царя искать поддержку среди саддукеев.

В период с 95 по 83 год до н. э. Эрец Исраэль потрясли внутренние распри и волнения. Однажды, во время праздника Суккот, всё возраставшее народное возмущение вылилось в происшествие, о котором пишет Иосиф Флавий: «Когда наступил праздник и Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него лимонами... Кроме того, народ стал поносить его, что он родился от военнопленных родителей и потому не может быть признан достойным чести совершать жертвоприношения». По приказу разгневанного царя наемное войско жестоко подавило стихийное восстание, убив при этом 6000 человек. Народ не простил Александру Яннаю резню безоружных горожан в святой праздничный день и только выжидал удобного момента, чтобы отомстить.

И этот момент скоро наступил. После завершения завоевания Моава и Галаада царь развязал войну с набатеями. Попав в ловушку в узком Заиорданском ущелье, он потерял всё свое войско и бежал в Иерусалим, где по его возвращении вспыхнуло восстание, возглавленное фарисеями. Так началась гражданская война, продолжавшаяся шесть лет. Потери в ходе войны достигли около 50 000 человек. Царь, утомленный войной, делал безрезультатные попытки примирения. Когда же он спросил у своих противников, что может примирить их, то получил ответ: «Твоя смерть!»

Понимая, что после такого ответа на пощаду рассчитывать невозможно, в 88 году до н. э. фарисеи призвали на помощь селевкидского царя Деметрия III Эвкероса, войско которого насчитывало три тысячи всадников и сорок тысяч пехоты. К этому войску присоединилось народное ополчение евреев. В сражении близ Шхема Александр Яннай потерпел поражение, но евреи, опасаясь последствий иностранной интервенции, перешли на его сторону. Лишенный поддержки, Деметрий удалился из Эрец Исраэль, но война продолжалась. Александр жестоко отомстил изменникам. По его приказу в Иерусалиме распяли восемьсот пленников, среди которых были и фарисеи. На глазах агонизирующих жертв царского произвола убили их жен и детей.

(1) В соответствии с другой версией, которая приводится в Книге Маккавеев, все они погибли во время пира.

(2) Фарисеи – есть легенда об источнике этого названия, однако предполагают, что образование этого слова связано с еврейским «перушим» («фарисеи») – «отделившиеся в святости», или же, по другим сведениям, название вызвано самоограничениями, которым представители этой школы подвергали себя. Они считали, что религиозные законы должны управлять жизнью каждого еврея в отдельности и всего народа. Отличались глубокой религиозностью и нравственными добродетелями, проповедовали скромность и воздержание. Фарисеи принадлежали к общественным кругам, поддержавшим восстание Хасмонеев, но при Гиркане I наметился конфликт между ними и правящим режимом. По их мнению, политическая независимость могла стать шагом в установлении Царствия Б-жия на земле. Разочаровавшись в способности Хасмонеев выполнить эту религиозную миссию, они отказались от безусловной поддержки правящей династии.

Саддукеи – «цдуким» – выводили свое имя от библейского Первосвященника Цадока, потомки которого возглавили течение. Не признавали Устную Тору и по всем вопросам ссылались на свою Книгу Указов («Сейфер а-гзеройс»). Хотя под властью Хасмонеев они лишились поста Первосвященника, перешедшего к правящей династии, однако по-прежнему пользовались влиянием на царскую семью, занимали высшие административные должности в стране.

Ессеи – имели много общего с фарисеями, однако, в отличие от них, образовали обособленное замкнутое братство. Считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены.

(3) Левират – предписанный Библией брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Части1-4
СообщениеДобавлено: Пт июл 03, 2009 8:14 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Триумф и трагедия династии Хасмонеев. Часть 4


Макет Иерусалима времен царя Ирода

После окончания гражданской войны, в период с 83 по 76 год до н. э., царь с переменным успехом продолжал завоевательные войны с государством Селевкидов и новым противником – арабами.

После того как государство Селевкидов стало добычей армянского царя Тиграна, Александр Яннай завоевал в Заиорданье эллинизированные города Пеллу, Диум, Герасу и сильную крепость Гамалу.

Последние годы жизни царя были омрачены тяжким недугом. Выздоравливая, он искал забвения в новых походах. Смерть настигла его во время осады крепости Регев (Рагаба). Незадолго до кончины царь примирился с фарисеями, устроившими ему пышные похороны в Иерусалиме. По завещанию Александра правительницей стала его жена Саломея Александра, которой он советовал во всем прислушиваться к фарисеям.

Жестокая внутренняя политика Александра, приверженность эллинизму и разорительные внешние войны подточили основы молодого независимого государства и оттолкнули народ от династии Хасмонеев. Таким образом, царь подготовил последовавшую через тринадцать лет катастрофу – потерю независимости Эрец Исраэль и падение династии Хасмонеев.

Вступление на престол Саломеи Александры (правила в 76–67 гг. до н. э.) возвратило свободу сотням людей, томившихся в тюрьмах при Александре Яннае, и право вернуться домой тысячам изгнанников. Первосвященником царица назначила своего старшего сына Гиркана II (103–30 гг. до н.э.).

Фарисеи, подвергавшиеся при Александре Яннае жестоким преследованиям, стали доминировать в общественно-политической жизни страны. «Она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения к Закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом. Таким образом, она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ничем не отличались от настоящих правителей», – свидетельствует Иосиф Флавий.

При этом весьма вероятно, что фарисеи стали преследовать саддукеев. Однако совершенная ими казнь некоего Диогена, по совету которого в свое время Александр Яннай казнил восемьсот пленников, свидетельствует скорее об их умеренности, тем более что специальное упоминание о казни этого злоумышленника говорит о немногочисленности актов возмездия.

Желая избежать дальнейшего продолжения смуты, Саломея Александра удалила вождей саддукеев из Иерусалима, назначив их командирами отдаленных крепостей. Однако она позаботилась, чтобы стратегически важные пункты не попали под их контроль.

В отличие от своего предшественника, царица проводила гибкую и взвешенную внешнюю политику, что позволило ей восстановить высокий международный престиж Эрец Исраэль.

Увеличив численность и улучшив снабжение войска, Саломея Александра прибегала к его помощи только в случае крайней необходимости.

Обладая политическим чутьем и дальновидностью, она сумела избежать нашествия войск армянского царя Тиграна, заставив его с помощью искусных дипломатических маневров держаться вдали от границ Эрец Исраэль.

Под руководством Саломеи Александры проводились важные социальные реформы. По совету своего брата – видного фарисея Соломона бен Шетаха – она основала общедоступные начальные учебные заведения и сделала начальное образование обязательным для всех мальчиков и девочек.

В последние годы жизни царицы ее настигла тяжелая болезнь, которой воспользовался ее сын Аристобул. Только смерть, последовавшая на семьдесят втором году жизни, избавила ее от печальной участи быть свергнутой собственным сыном.

Сразу же после смерти матери Аристобул II (100–49 гг. до н. э.) развязал войну против своего старшего брата Гиркана II.

После трехмесячного правления Гиркан отрекся от престола в пользу брата. Отречение от престола не стало трагедией для Гиркана, так как по своей натуре он любил тихую жизнь и был неспособен к управлению государством. Однако, по наущению своего советника, эдомитянина Антипатра(4), он обратился за помощью к царю набатеев Арету, за что Антипатр обещал отдать набатеям двенадцать городов в Эрец Исраэль. В 65 году до н. э. царь набатеев вместе с Гирканом, во главе пятидесятитысячного войска, двинулся на Иерусалим. После неудачной попытки отразить натиск набатеев Аристобул и его сторонники закрепились на Храмовой горе. Наступил Песах, и осажденные, у которых не хватало животных для жертвоприношений, покупали их за большие деньги у осаждавших. Ежедневно с крепостной стены Храма на цепях спускали корзину с золотом, а взамен на тех же цепях наверх поднимали баранов. Но однажды набатеи вместо барана отправили в Храм свинью. Легенда гласит, что, когда свинью поднимали на стену, она «вцепилась в стену когтями», и вокруг Иерусалима «Эрец Исраэль сотряслась на 400 парсот» (около 1800 километров).

Впоследствии обе стороны опрометчиво обратились к римлянам, чтобы разрешить свою тяжбу. К тому времени войска видного римского полководца и политического деятеля Помпея(5) вплотную приблизились к границам страны. За взятку в 400 талантов легат войск Помпея – Скавр – решил спор в пользу Аристобула. По приказу Скавра царь набатеев Арет снял осаду Храмовой горы и увел свое войско из Эрец Исраэль, а Гиркан сохранил лишь незначительную долю своих средств.

Но в 64 году до н. э. в завоеванную Сирию прибыл Помпей, и дело приняло для Аристобула неблагоприятный оборот.

Золотая виноградная лоза стоимостью в 400 талантов, подаренная Помпею Аристобулом, не произвела должного впечатления, и, когда в 63 году до н. э. всё еще враждующие братья вместе с представителем народа, желавшим отстранения династии Хасмонеев от власти, обратились к нему с жалобами, Помпей пришел к выводу о необходимости ликвидации независимости Эрец Исраэль. Он потребовал у Аристобула немедленной сдачи Иерусалима и всех крепостей. Аристобул попробовал действовать методом проволочек, но тогда Помпей штурмом взял Иерусалим и вошел в святилище Храма. Римляне пленили Аристобула и вместе с семьей отправили в Рим. Вот как описывает эти события Иосиф Флавий: «На третий месяц осады, после того как римляне с большим трудом разрушили одну из башен, они проникли в храмовый двор... Здесь-то многие священники при виде неприятелей, устремившихся на них с обнаженными мечами, неустрашимо оставались на своих постах, продолжая свое служение... Двенадцать тысяч иудеев погибло тогда; римляне имели весьма немного мертвых, но больше раненых».

В 63 году до н. э. Помпей объявил Эрец Исраэль подвластной Риму провинцией. В 61 году до н. э., во время пышного триумфа Помпея в Риме, еврейский царь и Первосвященник Аристобул шествовал перед колесницей триумфатора.

В 56 году до н. э. Аристобулу и его сыну Матисьяу Антигону II удалось бежать и поднять восстание в Эрец Исраэль, но римляне схватили его, заковали в кандалы и вновь отправили в Рим. В 49 году до н. э. Аристобула освободил Гай Юлий Цезарь(6) и во главе двух легионов отправил против Помпея в Сирию. Но по пути туда Аристобула отравили клевреты Помпея.

После пленения Аристобула Гиркан вновь стал Первосвященником, а в 47 году до н. э. Цезарь назначил его этнархом, то есть правителем с ограниченными полномочиями, но вся полнота власти де-факто перешла к Антипатру, использовавшему ее в своих интересах.

Неспособность Гиркана к управлению Эрец Исраэль была столь очевидна, что впоследствии Марк Антоний(7) лишил его титула этнарха и последней видимости власти, передав титул и все полномочия Ироду(8).

Позднее Гиркан попал в плен к парфянам. По приказу его собственного племянника Матисьяу Антигона ему отрезали уши (человек, имевший физические недостатки, не имел права занимать должность Первосвященника) и отправили в ссылку в Вавилонию.

Некоторое время спустя по просьбе Ирода он вернулся в Иерусалим. Ирод принял Гиркана с большими почестями и относился к нему с уважением. Но в 30 году до н. э. Гиркана по ложному обвинению в сговоре с арабами осудили и казнили.

Последним царем из династии Хасмонеев стал Матисьяу Антигон II (правил в 40–37 гг. до н. э.). Справедливо считая Гиркана II марионеткой в руках Антипатра, он стал бороться за престол Эрец Исраэль. С этой целью в 47 году до н. э. он посетил Цезаря, находившегося в то время в Сирии. Но римляне отвергли его претензии. Тогда Антигон обратился за помощью к их врагам. Первая попытка захвата власти, предпринятая в 42 году до н. э., потерпела неудачу. Однако вскоре обстановка в Эрец Исраэль резко обострилась. Безжалостная эксплуатация, которой римляне подвергали евреев, вызвала волну народного гнева против Рима и его ставленников. Кроме того, в 40 году до н. э. началось вторжение парфян в Сирию. Антигон вступил в союз с парфянами, провозгласившими его царем и Первосвященником. С их помощью он разбил римлян и изгнал их из Эрец Исраэль. Римляне объявили Антигона своим врагом и, в свою очередь, провозгласили царем Ирода, сына Антипатра.

В течение трех лет Антигон успешно противостоял Ироду и присланным ему на помощь римским легионам. Однако Ирод, используя ошибки Антигона, сумел разбить его войско. Вместе с остатками войска Антигон бежал в Иерусалим, через некоторое время осажденный Иродом. Наконец, после последнего штурма, потеряв все надежды на счастливый исход, он пал к ногам римского полководца Соссия. Римлянин стал насмехаться над постигшим царя несчастьем и назвал его Антигоной, по имени многострадальной героини трагедии Софокла. По просьбе Ирода, опасавшегося возможных претензий Антигона на власть, его казнили в Антиохии. Кровавые события того времени нашли свое отражение в произведениях римских историков позднейших времен: «Итак, Гай Соссий, приняв от него управление Сирией и Киликией, овладел также Арадиями, до той поры осажденными и изнемогавшими от голода и повальной болезни; он также победил в битве Антигона, убившего приставленных к нему римских сторожей, а когда тот укрылся в Гиеросолимах, осадой вынудил его сдаться.

Иудеи – что правда, то правда – учинили римлянам многие злодейства, ибо племя сие в гневе весьма свирепо, но куда как больше сами от них претерпели. И то сказать: те, что попали в плен первыми, были защитники предела Б-га своего, а с теми, кто был пленен после, это приключилось снова в день, именуемый Кроносовым [то есть Шаббат].

И толикая отличала их набожность, что при наступлении следующего Кроносового дня те, кого пленили первыми при взятии Храма, испросили у Соссия отпустить их пойти в Храм, дабы вместе с прочими исполнить надлежащее.

И вот их-то Антоний отдал под начало какому-то Ироду, Антигона же, распяв на кресте, бичевал – никакой царь не претерпел еще такого от римлян! – а потом и зарезал. Всё сие свершилось в консульство Клавдия и Норбана» (Дион Кассий. Historia Romana, XLIX, 22:3 – 23:1).

Так закончилось правление династии Хасмонеев, чей взлет и падение служат поучительным примером пагубности спеси и высокомерия. Они начинали как мстители за мучеников и поруганную веру, а кончили как религиозные угнетатели. Они пришли к власти как вожди самоотверженных повстанцев, а кончили в окружении наемников. Их царство было основано на вере, но растворилось в нечестивости. Судьба потомков династии Хасмонеев также сложилась трагически, но это уже совсем другая история.

(4)Антипатр (умер в 43 г. до н. э.) – правитель Эрец Исраэль, отец царя Ирода. Происходил из идумейской семьи, принявшей иудаизм. Цезарь назначил его правителем, отклонив притязания на престол Матисьяу Антигона II. Антипатр, ставший фактическим правителем Эрец Исраэль, назначил своих сыновей на важнейшие государственные посты. Был отравлен в 43 г. до н. э.

(5) Помпей Гней, по прозвищу Великий (106–48 гг. до н.э.) – римский полководец и политический деятель. В 71 г. до н. э. участвовал в подавлении восстания Спартака. В 67 г. до н. э. разгромил средиземноморских пиратов. Потерпев поражение в борьбе с Цезарем, бежал в Египет, где был убит по приказу египетского царя.

(6) Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 15 марта 44 гг. до н. э.) – римский государственный и политический деятель. В политическую борьбу включился в 78 г. до н. э. С 73 г. до н. э. начал военную карьеру. В ходе галльских походов 58–51 гг. до н. э. завоевал всю Заальпийскую Галлию. Разгромив войска Помпея и его союзников, де-факто установил монархическую диктатуру. Был убит заговорщиками во время заседания Сената.

(7)Марк Антоний (83–30 гг. до н. э.) – римский полководец и политический деятель. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57–55 гг. до н. э.). В 54 г. до н. э. примкнул к Цезарю. Сблизившись впоследствии с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и ее детям огромные владения, чем восстановил против себя римлян. Потерпев неудачу в гражданской войне, покончил жизнь самоубийством.

(8) Ирод I Великий (73–4 гг. до н. э.) – царь Эрец Исраэль (40–4 гг. н. э.). Отношение народа к нему было неприязненным, а то и прямо враждебным. Ненависть народа к Ироду была воспринята и ранними христианами, что нашло отражение в евангельском сказании об учиненном им в Вифлееме избиении младенцев.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB