Иосиф Кременецкий

О положении евреев в СССР

Я обратился к уважаемому Иосифу Кременецкому с просьбой поделиться своими соображениями о положении евреев в СССР и, в частности, о статье Виктора Балана "Залп по космополитам". Ниже публикуется с любезного разрешения автора письмо И. Кременецкого и его рецензия накурсовую работу по упомянутой теме. Рецензия содержит, на мой взгляд, интересные, хотя и не беспорные мысли. Кроме того, любопытен список литературы, выходившей в СССР о сионизме и евреях. Как я уже говорил, много информации по обсуждаемой теме есть на сайте Иосифа Кременецкого
Благодарность и наилучшие пожелания автору.
Евгений Беркович

         Уважаемый Евгений!

         Спасибо за тёплые слова в мой адрес, они, право, несколько "оптимистичны" по отношению к моему знанию этого вопроса. Что может быть интересно, так это мои впечатления, поскольку эти события происходили у меня на глазах. Что касается кампании против театральных критиков, то я не могу считать себя достаточно сведущим в делах искусства. Эта область вообще интересовала весьма ограниченный круг людей и, поэтому, особенно евреев (моего окружения) не задевала. Мы воспринимали это не серьёзно. Каких-то неизвестных узких специалистов "поправили" в их оценках спектаклей и всё. Теперь я понимаю, что это было глубокой драмой для этих людей. Как следует из статьи г-на Балана и "оргвыводы" были не очень жестокими. Свой взгляд на политику сталинистов по отношению к евреям я высказал в рецензии на курсовую работу студента Новосибирского университета Ивана Безденежных посвящённую положению евреев в СССР. Оказывается, есть такая специализация в российских университетах! Эту рецензию я Вам посылаю. Кроме того, есть мои статьи "Дело еврейского антифашистского комитета" и "К депортации советских евреев", опубликованные в "Вестнике" и имеющиеся в моём сайте.
         Вообще статья Балана производит впечатление добросовестной и объективной работы, относящейся к настоящей истории, а не к пропаганде, которой грешат многие последние статьи в русскоязычной печати Америки. Можно ли назвать Сталина антисемитом? Этот вопрос не выходит у меня из головы многие годы. Он замешан во многих репрессиях против евреев. Но, как правильно отмечает Балан, его репрессии касались не только евреев. Он очень жестоко преследовал националистов украинцев, прибалтов, русских даже грузин. Скорее всего это был жестокий государственник типа Ивана Грозного или Петра 1-го.
         Сейчас мои помыслы направлены на другого врага - мусульманский фундаментализм. По размаху последние события можно назвать 3-ей мировой войной. И снова катализатором оказались евреи. Свои размышления об исламском фундаментализме я написал в статье для нашего местного журнала, где я веду колонку по истории Израиля. Помещу её и на свой сайт. Буду благодарен за критику. Что касается указанной Вами несообразности в моём сайте, то обещаю в ближайшее время разобраться с этим.
         С уважением и признательностью Иосиф.
         *************************
        

Рецензия на курсовую работу студента 3-его курса Новосибирского университета о положении евреев в СССР.


         В целом работа производит впечатление хорошего владения материалом, написана чётким языком, с использованием достаточно большого количества информации. Само появление такой работы поражает свободным обсуждением темы, которая долгое время считалась табу, и показывает тот уровень свободы, который существует сейчас в России. Автору удалось обобщить сложные и противоречивые черты, определяющие жизнь весьма значительного ( до начала войны) национального меньшинства СССР, освобождённого от дискриминации и ограничений периода царской России, но попавшего под постепенно усиливавшийся пресс партийной диктатуры.
         Довольно верно отмечены временные рамки и различия двух периодов в политике партии в отношении еврейского меньшинства. Любая историческая работа, а особенно работа, задевающая отношения национальностей, не может остаться вне определённых идеологических тенденций, господствующих в настоящее время в обществе. Эти тенденции усматриваются и в этой работе. Заключаются они в том, что советский период развития общества рисуется несколько сгущенной чёрной краской. Объективно это оправдано, потому, что в отдельные периоды преступления советского руководства были очень велики. Однако, сознательно или нет неважно, часто забывается о положительных результатах жизни общества того периода. Поэтому я, как человек почти всю жизнь проживший в те времена, и на себе испытавший многое из того, о чём пишет автор работы, считаю необходимым уточнить некоторые детали. Автор уже наметил себе тему дипломной работы. Она называется "Отказники". Я позволю себе посмотреть несколько дальше. Выражу надежду, что автор, как историк, продолжит и после окончания университета заниматься подобными исследованиями. В этом случае круг его информации значительно возрастёт и ему вовсе не помешает знать мнение людей, свидетелей этого периода. Направляю ему ряд замечаний, которые выходят за рамки курсовой работы и могут пригодится автору в последующей деятельности.
         1. Советское руководство, основываясь на классовых критериях, считало национальные тенденции реакционными. Основной философской концепцией было слияние наций, а до того, как оно произойдёт - сохранение национальной формы культуры с постепенным наполнением её "социалистическим содержанием". Поэтому оно первое время боролось со всякими "националистическими тенденциями". Оно боролось не только с национализмом малых наций, но и с национализмом крупных наций, и даже с русским национализмом. В этом оно усматривало одну из главных опасностей своей идеологии. Поэтому и оказывались представители разных национальностей по "разные стороны национальных баррикад". Были и палачи, были и жертвы. Поскольку в любой стране религия всегда принимает националистическую окраску, независимо от желания её носителей, то коммунистическая идеология поначалу боролась и против религии до тех пор пока не поставило её под свой контроль.
         2. Но интернациональная концепция не выдержала испытаний временем. Война показала, что с национальным вопросом не считаться невозможно. Сталин и его команда ухватились за национализм как за соломинку. Была освобождена из под пресса церковь, разрешены разные национальные объединения, вспомнили о национальных героях и т.д. На руководящие должности попали многие тысячи людей, которые хранили в своём сознании националистическую идеологию. Ортодоксальные коммунисты, склонные нивелировать национальные различия как некоторую переходную ступень сознания, были частью уничтожены, частью оттеснены. Был распущен Интернационал. Вновь пришедшие к руководству люди и принесли с собой националистический дух, который оказал влияние на Сталина. Он понял, что без этой опоры ему не выжить. А сталинградская победа сильно упрочила и подняла национальный дух русского и других славянских народов. Появились атрибуты, характерные для царской России (погоны, офицерские звания, ликвидация политкомиссаров, гражданское чиновничество и т.д.). Эти люди и принесли с собой живущий в их сознании антисемитизм и вообще ксенофобию (высокомерное отношение к "инородцам"). Не последнюю роль сыграла и нацистская пропаганда и пропаганда русской зарубежной эмиграции. Хотя, по моим наблюдениям, в сознании русского народа ксенофобия занимает меньшее место, чем у многих других народов. Партия значительно возросла в своей численности. Она уже ничего общего не имела с идейными функционерами первых лет советской власти. В неё вступали из чисто карьерных соображений. Они и определяли политику на местах и влияли на политику центра. А великая победа окрылила этих людей, усилила их влияние на вождя.
         3. Национальный дух окрылил народы, оказавшиеся на стороне победителей. Поднял он дух и оставшихся в живых представителей еврейского народа. Гитлеру и его клике удалось сильно заострить ксенофобию в сознании народов. Идеология народного братства, исповедуемая марксистами, не решала многих проблем того времени. Он ( вкупе со Сталиным) осуществил чудовищный искусственный отбор среди еврейского населения СССР. Потери были неисчислимы. В результате стечения обстоятельств, географического и политического факторов главным образом погибли простые люди, колхозники, рабочие, служащие. Инженерам и учёным давали отсрочки, люди искусства и культуры тоже были освобождены от военной службы. Им оказывалось предпочтение при эвакуации, т.к. они были необходимы воссоздаваемой военной промышленности. В западных районах была значительной доля простых людей, которые не могли эвакуироваться. После начала перелома в войне сильнее стали слышны голоса Эренбурга, Дунаевского, Утёсова, Михоэлса, известных кинематографистов, писателей и т.д. Это не могло не вызвать националистических чувств и у них. Чувство победы, охватившее всех передать невозможно. Эти люди имели допуск в правительственные сферы, общались с иностранцами. Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) не мог остаться в стороне от насущных еврейских дел. Отсюда и пошло обвинение, что Еврейский антифашистский комитет превратился в "комиссариат по еврейским делам". А дальнейшие обвинения в связях с иностранными агентами и в отделении Крыма от России - дело рук сталинских подручных.
         4. Заключение автора, что "советской историографии посвящённой положению евреев и антисемитизму нет" - ошибочно. Более точно было бы, если бы данная фраза содержала слово объективной или "свободной от господствующей идеологии". В действительности выходило множество книг по еврейскому вопросу в РСФСР и других республиках. Есть и художественная литература. Были и кинофильмы. В Словаре иностранных слов 1964 г. даётся такое определение антисемитизма: "А. - искусственно создаваемая национальная ненависть к евреям, разжигаемая реакционерами в своих классовых и политических интересах." По моему мнению, это определение тоже не полностью подходит. Говорить о создании ненависти поздновато. Она издавна существовала. Более подошло бы - искусственно разжигаемая.
         Утверждение о том, что А. - централизованная политика партийного руководства не отражает полностью дело. А. бывает и стихийный. Относительно моего определения, что А. в СССР был партийно-бытовым, а не государственным, добавлю, что кроме того, что нет государственных актов, подтверждающих его, а есть множество утверждений отвергающих все обвинения советского руководства в А. В том числе и самого Сталина. (Вспомните А. - каннибализм.) Но он существовал. Это всем было очевидно. А существовал он потому, что множество видных членов партии были бытовыми антисемитами. Они путём намёков и устных указаний и проводили его. Мне известны множество случаев, когда суды восстанавливали на работе уволенных не найдя законных оснований для увольнения, мой друг, доктор наук, целый год получал зарплату сидя дома после отъезда сына в США. Его не могли уволить по закону из секретного института, ходить на территорию которого ему запрещали. Он использовал это время для написания двух книг. Другой друг, конструктор, около полугода просидел на работе, не получая заданий, после подачи заявления на выезд в Израиль. По закону его уволить не могли, т.к. он ранее длительное время висел на Доске почёта и руководство не могло найти подходящую для увольнения статью Закона. Подавляющее большинство препятствий шло от партийных органов всех ступеней. Когда приходилось сталкиваться с упорством и Законом, они отступали. После прихода к власти Брежнева было усилено влияние партийных организаций на производственные дела. В моей памяти сохранилось много случаев, доходящих до курьёзов. Парторганизация препятствовала посылке разработчика на судно, уходившее в загранплавание. Был послан совершенно посторонний человек, не знакомый с испытуемым прибором. Я лично сталкивался как с препятствиями, так и с помощью русских людей. Автор совершенно правильно отметил, что "письма и интервью … не позволяют выявить первопричину А. и роль государства". Оценка событий в них личностная и не всегда объективна.
         5. Еврейство не могло заменить и не "заменило разночинную и дворянскую интеллигенцию времён царской России". Уже в начале 20-го века среди интеллектуального слоя России было значительное число евреев и оно имело тенденцию к росту. Есть статистика по этому вопросу. Сам этот тезис усиленно муссируется в книге Гитлера "Моя борьба" и в эмигрантских изданиях.
         6. Проблемы, решаемые правительством с помощью А. не всегда следуют из заведомого патриотизма русских. Среди русских людей было очень много врагов советской власти. Мой сослуживец, командир Красной Армии, двое суток выбирался из окружения и был выдан немцам в первой же деревне. Он был украинец. Русский национализм в обличье антисоветизма проявился и в начале ВОВ, когда множество русских людей сотрудничали с гитлеровцами. Сталин опасался и русского шовинизма. Известное Ленинградское дело, направленное против верхушки парторганизации РСФСР было антирусским. Оно проходило почти одновременно с делом ЕАК. Было много дел с националистическим уклонам на Украине и др. республиках. А. увеличивал шансы жизненных успехов неевреев - это всем было понятно. И это, конечно, создавало популярность режиму. Принцип - "разделяй и властвуй" известен с глубокой древности. Но мне лично достаточно много русских людей высказывало недовольство такой политикой. И даже сопротивлялось ей. Никогда не забуду отзыва на мою диссертацию, который прислал по телеграфу прямо в адрес Учёного Совета проф. Ю.В. Багалей из Харьковского политехнического, будучи уже на смертном одре.
         7. Относительно попытки Сталина депортировать евреев - я весьма сомневаюсь, но не в том, что он способен был на это, а в реальной возможности её осуществления. Я изложил свои сомнения в статье в журнале "Вестник". Это по личным воспоминаниям того периода. Кроме того, есть серьёзная работа профессора Костырченко "В плену у красного фараона", где он даёт результаты скрупулезных исследований документов этого периода. Есть и другие факторы. Отмечу, что у этой гипотезы есть и сторонники, но документально она не подтверждена. Есть достаточно фактов, свидетельствующих о том, что высылка и не планировалась. Окончательное решение этой проблемы впереди.
         8. Государственный А. действительно возник и существовал в 60-х годах, когда советские правители стали активно вооружать страны Ближнего Востока. Но и тут они скорее руководствовались другими целями. Огромная масса военных советников в арабских странах, непосредственно принимавших участие в войне с Израилем ( об этом написаны воспоминания участников в книге "Гриф секретности снят" и подтверждено агентурными сведениями.) Война 1967 г. была спровоцирована советским правительством. Атомный флот СССР в Срадиземном море был готов вмешаться в войну. Только позиция Америки остановила его. В средствах массовой информации была поднята ни с чем ни сравнимая агитационная кампания. Одним из организаторов и ревностным проводником такой политики был известный Е.М. Примаков, автор книги "Анатомия ближневосточного конфликта.", имеющейся в моей библиотеке
         9. Не совсем точно сформулирована автором вторая причина "метаморфоз, происшедших с СССР в ходе ВОВ. После окончания войны атмосфера скорее характеризовалась всеобщим облегчением, чем страхом. Люди получили большую уверенность в будущем. Русские, как победители, испытывали огромный подъём. Исключая, конечно, русских, сотрудничавших с Гитлером. Те подвергались репрессиям. Различным ограничениям подвергались и те, кто волею судеб просто оказался на оккупированной территории. Но ограничения эти касались отраслей военного значения. Они продолжались недолго. В это время стал действовать новый фактор - революционная ситуация в Западной Европе и Азии. В обстановке полной разрухи в Европе многие искали выход в левых движениях. Руководство Америки сильно опасалось роста влияния компартий и их попутчиков. Действия Сталина по насаждению социализма в Восточной Европе всполошили американцев и правящие круги европейских стран. Был срочно найден выход - план Маршалла. Возникала революционная ситуация и в других частях света. Распадалась Британская империя. Всё это вселило надежды у Сталина на возможность дальнейшего продвижения социализма. Возникли два враждебных лагеря на месте бывшей коалиции. Сталин начал готовиться к противостоянию. Он не только готовился, но и активно помогал левым силам. Именно тогда для прикрытия его агрессивных действий были выдвинуты лозунги "борьбы за мир", допускающие двоякое толкование. И началась идеологическая обработка. В 1948 г. учителя сильно акцентировали наше внимание на то, чтобы в сочинениях обязательно было упоминание о двух лагерях - социалистическом и империалистическом и об их непримиримом противостоянии. Для этого Сталин снова привлёк испытанную карту национализма. Отсюда и, до сих пор удивляющая мир, политика помощи молодому Израилю и провалившаяся попытка поставить его в фарватер советской политики. Отсюда и заигрывание с деятелями русской эмиграции - антикоммунистами и т.д.
         10. Автор ошибочно, впрочем, в рамках традиции, указывает на то, что "еврей-интеллигент идеально ложился на образ врага". При Сталине сохраняли свои посты многие евреи в науке, промышленности, культуре, в армии. Он тщательно пропалывал тех, которые не укладывались в его концепции. Как всегда в таких случаях партийные карьеристы пользовались своим положением, чтобы избавиться от конкурентов представителей другой нации и выслужиться в глазах вождя. Это относилось к евреям, но это относилось и к другим нациям. И в этом он чувствовал поддержку русской элиты партии, да и народных масс. Его стратегия заключалась в оттеснении евреев. Насколько это возможно, с видных постов на второстепенные. Многие евреи из начальников были переведены на позиции замов. Путём надуманного тезиса о космополитизме евреи были вытеснены с видных постов в культуре. Любопытно, что этот тезис был заимствован у германских антисемитов.
         11. В связи с этим можно отметить один страшный факт, как это не кощунственно звучит. И Сталин и Гитлер направляли свои усилия на борьбу с еврейским населением мира. Гитлер осуществлял полное уничтожение евреев, не считаясь с их общественным положением и состоянием, Сталин же осуществлял "прополку", уничтожая наиболее выдающихся, и оставляя необходимых, полезных ему. В результате политики обоих извергов состав еврейского населения Союза существенно изменился. Оно стало более образованным, его интеллектуальный уровень в целом возрос, хотя число выдающихся талантливых личностей уменьшилось. Так были уничтожены соратники Ленина, выдающиеся военачальники, члены ЕАК, учёные, деятели литературы и искусства. В результате политики Гитлера еврейская община Союза претерпела процесс изменения состава. На западе страны были сконцентрированы в сельских районах основные массы еврейского населения. Эти люди состояли преимущественно из колхозников ( в Белоруссии и на Украине было создано много еврейских колхозов) из торговцев, ремесленников, мелких служащих, религиозных деятелей. Наиболее активная часть евреев воспользовалась полученными правами и переехала в крупные города, где активно училась и работала в восстанавливающейся культуре и промышленности. В первые месяцы войны эта часть населения была в значительном числе эвакуирована с предприятиями на Восток. Многие пошли в армию. На оккупированных территориях остались преимущественно старики, женщины, дети и больные. Вот они то и были главным образом уничтожены гитлеровцами и нацистами западных областей. По своим масштабам это уничтожение во много превышало сталинские репрессии по отношению к евреям. В результате "деятельности" обоих извергов еврейская община Союза стала более однородной и её средний интеллектуальный уровень возрос по сравнению с еврейской общиной царской России и довоенного периода.
         12. Что касается послесталинского Союза, то я бы отметил, что настоящая антисемитская политика стала много последовательней с воцарением приемников Сталина. Симптомы этого следующие.
         12.1. Внешняя политика стала откровенно антиизраильской и антисионистской. Причём понятию "сионизм" приписывалось совсем другое значение. В устах советских пропагандистов сионизм стал синонимом мирового империализма, т.е совпал с тем толкованием, которое давали гитлеровцы.
         12.2. Как правильно отметил автор, в печати появилось много литературы откровенно антисемитского содержания. Это касалось нового популярного направления в литературе - деревенской прозы, перечисленных автором книг, обширной литературы политического содержания (неполный список прилагается), солидарностью с арабскими режимами в международных организациях (резолюция ООН с обвинением сионизма в расовой дискриминации, поддержка исключения Израиля из некоторых органов ООН и т.д.)
         12.3. Упомянутое выше прямое вмешательство в арабо-израильский конфликт с посылкой большого числа советников, а под видом советников и регулярных частей. Зенитно-ракетные комплексы Египта и Ливии управлялись советскими военными, некоторые военные самолёты, участвовавшие в боях, пилотировались советскими лётчиками (их переговоры на русском языке были перехвачены). В Сирии во время Ливанской кампании руководство боевыми операциями осуществлялось советскими военными.
         12.4. Уголовное преследование за распространение еврейской религиозной литературы, запрещение преподавания иврита. Глушение радиостанции Голос Израиля. В религиозной области ограничения касались не только иудейства, но и других религий. Религиозное руководство всех конфессий находилось под надзором КГБ.
         12.5. Наконец борьба с отказниками и создание в стране напряженной антисемитской обстановки. Я и мои близкие испытали это на себе. Провокационные и оскорбительные выкрики в городском транспорте и в общественных местах, выступления на работе и т.д..
         12.6. Появление в стране открытых антисемитских организаций типа "Память", а позже "Русское национальное единство", фашистских организаций ( "Национально-республиканская партия России", "Русский Союз", "Союз православных казаков", группы "Фервольф" ) и т.д. Появление в Думе такой партии как "Либерально-демократическая" во главе с одиозной личностью Жириновского, получившего много голосов на выборах президента.
         12.7. Открытое судебное преследование отказников, часто по подложным обвинениям. Увольнение с работы только за подачу заявления на выезд из страны. Указ о выплате компенсации за полученное образование. Требование заплатить за отказ от гражданства.
         12.8. Помощь в создании арабского "освободительного движения", снабжение его оружием, тренировка и обучение боевиков в советских тренировочных лагерях. Боевые операции этих отрядов против мирных жителей выдавались советской прессой как героические подвиги в борьбе с империализмом и его союзником сионизмом.
         Всё это указывает на приход к власти партийных лидеров, заражённых антисемитизмом. Они уже и не пытаются найти ему объяснение в марксисткой фразеологии. Скорее наоборот. Они прилагают усилия оправдать свой национализм. Собранная мною библиотека содержит 57 книг и брошюр, содержание которых почти целиком соответствует наихудшим изданиям мировой антисемитской "классики". Относительно точки зрения русскоязычной историографии Израиля, что существовал государственный антисемитизм - вопрос крайне сложен. Такая точка зрения, на мой взгляд, является некоторым упрощением процессов. Партийные организации, как правило, проявляли антисемитизм. Парткомы действительно решали многое, но они зависели от директора, т.к. при переизбрании они приходили за должностью к нему. Поэтому, последнее слово оставалось за администрацией. И во многих случаях администрация не поддерживала ограничений евреев. И добивалась своего.
         По поводу значимости писем советских евреев к Эренбургу, и, вообще, информационной значимости писем могут быть высказаны сомнения. Личные мнения могут не соответствовать объективной действительности. Необходимо оценивать степень проницательности и объективности их авторов. А это не всегда возможно. Предпочтение всегда должно отдаваться документам, а открытие архивов ещё впереди.
         Классификацию А., в работе автора можно уточнить, если воспользоваться статьёй великого русского философа Николая Бердяева "Христианство и антисемитизм".
         Реальная политика СССР по отношению к религиозным евреям изложена в целом правильно. Могу отметить лишь, что она зависела от власти союзной республики. На Украине политика была жёсткой, в странах Прибалтики и в Молдавии менее жёсткой.
         В области образования всяческие препоны начали ставиться с 1948 г. Однако, я не знаю ни одного случая, когда бы желающий получить высшее образование еврей не получил бы его. То ли в другом ВУЗе, то ли в вечернем ВУЗе, то ли в другом городе. С получением учёных степеней было то же самое. Автор настоящей рецензии получил учёную степень через 5 лет после готовности диссертации. И то только при огромной помощи русских друзей. Если описать все препятствия, которые он преодолел, то можно написать увлекательный детективный роман. Достаточно сказать, что на защите ему пришлось отвечать на более чем 100 вопросов. Было предпринято всё возможное, чтобы помешать защите как до, так и во время её. К сожалению стенограмма защиты диссертации осталась в Ленинграде. Её запрещено было вывозить. А то бы можно было показать её внукам.
         Приложение.
         ЛИТЕРАТУРА ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ, ИЗДАВАВШАЯСЯ В СССР ПЕРЕД ЕГО РАЗВАЛОМ.
         1. К. Иванов, З. Шейнис. Государство Израиль, его положение и политика. М. 1958
         2. М. Альтшулер. Спор в иудейский новый год. М. 1961 12.
         3. С.А. Андреев. Израиль. Заметки журналиста. М. 1962
         4. М.С. Беленький. Что такое Талмуд. АН СССР. 1963
         5. М.И. Шахнович. Закат иудейской религии. Лен. 1965
         6. П. Демченко. Арабский восток в час испытаний. М. 1967
         7. И. Беляев, Т. Колеснеченко, Е. Примаков. "Голубь" спущен. Мол.Гв. 1968
         8. М. Альтшулер. Что есть иудаизм. Моск. Раб. 1968
         9. И. П. Блищенко, В.Д. Кудрявцев. Агрессия Израиля и международное право. М. 1970
         10. Антикоммунизм и антисоветизм - профессия сионистов Сборн. М. 1971
         11. Очаг сионизма и агрессии. Сборник. М. 1971.
         12. Сионизм - орудие империалистической реакции. М. 1971
         13. Цели и методы воинствующего сионизма. М. 1971
         14. Cионизм - отравленное оружие империализма. Сборн. М. 1970
         15. Е. Евсеев. Сионизм: идеология и политика. Моск. Раб. 1971
         16. Франтишек Я. Колар Сионизм и антисемитизм. Пер с чешск. "Прогресс" М. 1971
         17. Е. Евсеев. Фашизм под голубой звездой. Мол. Гв. 1971
         18. Вл. Большаков. Сионизм на службе антикоммунизма. М. 1972
         19. С. Крылов. Тайное оружие сионизма. Мин. Обор. 1972
         20. Сионизм: теория и практика. М. 1973
         21. В.П. Ладейкин. Источник опасного кризиса. М. 1973
         22. Е. Дмитриев, В. Ладейкин. Путь к миру на Ближнем Востоке. Меж отн. М. 1974
         23. Против сионизма и израильской агрессии. /Сб. матер. и док./ "Наука" М. 1974
         24. Д.И. Сойфер. Сионизм - орудие антикоммунизма.. Днепропетровск. 1976
         25. А.И. Эдельман. Иудаизм: прошлое без будущего. Ужгород. 1977
         26. Ц. Солодарь. Дикая полынь. " Сов. Рос" 1977
         27. Л. Корнеев. Тайная война монополий. Киев. 1978
         28. А. Агарышев, Ю. Селиверстов. Булатные струны. Мол. Гв. М. 1978
         29. Идеология и практика международного сионизма. АН Ин-т филос. М. 1978
         30. Л. Корнеев. Враги мира и прогресса. М. 1978
         31 Арон Вергелис. 16 стран, включая Монако. Сов. Пис. М. 1979
         32. А.И. Эпштейн. Сионизм без маски. Харьков. 1979
         33. Ц. Солодарь. Тёмная завеса. Мол. Гв. 1979
         34. М.А. Гольденберг. Тупики сионизма. Кишинев. 1979
         35. Ц. Солодарь. Товар. Из жизни страны, где правит сионизм. М. 1979
         36. Фелиция Лангер. Они - мои братья. М. 1979
         37 Л.И. Медведко. К востоку и западу от Суэца. М. 1980
         38. Ц. Солодарь. Лицемеры. Сов. Росс. 1980
         39 Л.Л. Вольнов. Ливанский дневник. М. 1980
         40. Сионизм - правда и вымыслы. Сборн. М. 1980
         41. Д.К. Пономарёв. Политика Израиля в тропической Африке. "Наука". 1981
         42. Сионизм в системе империализма. Сборн. Киев. 1981
         43. Н.В. Покормяк. Израиль: курсом милитаризма и агрессии. Мин.Об. М. 1982
         44. Л. Корнеев. Курсом агрессии и расизма. М. 1982
         45. Е. Коршунов. Репортаж из взорванного рая. "Сов. Росс." 1982
         46. Л. Корнеев. Курсом агрессии и расизма. М. 1982
         47. Е.Д. Модржинская, .Ф. Ланский. Яд сионизма. "Педагогика" М. 1983
         48. Сионизм - правда и вымыслы. "Прогресс" М. 1983
         49 Н.Н. Яковлев. ЦРУ против СССР. М. 1983
         50. А. Агарышев. От Кэмп-Дэвида к трагедии Ливана. "Мол. Гв." 1983
         51. Барьер несовместимости. Сборн. М. 1983
         52. З.И. Левин Развитие арабской общественной мысли. "Наука". 1984
         53. Б. Кравцов. Бегство из гетто. Ленизд. 1984
         54. Е. Евсеев. Палестинцы - непокорённый народ. М. 1984
         55. С чужого голоса. Сборн. Моск. Раб. 1985
         56. Белая книга. Новые факты, свидетельства, документы. "Юр. лит." М. 1985
         57. В. Голубев. Израильский вызов Африке. "Сов. Росс" М. 1986
         Часть книг и брошюр, выходивших в местных и республиканских издательствах не попала в этот список. Наряду с этим потоком антисемитской пропаганды ещё больший поток шел со страниц газет и журналов. Широко практиковались также лекции и радио - телевизионные передачи. Этому противостоял лишь тоненькая прерывающаяся струйка передач Западных радиостанций: "Голос Америки", Би-Би-Си, "Голос Израиля" и "Немецкая волна" .