Наум Коржавин (Эммануил Мандель)


russian poet and essayist
28 Colborne Rd apt.2
Brighton, Mass, 02135 USA 

Ваше Святейшество!


Посмотреть крупно     Как ясно из обратного адреса, я человек еврейского происхождения. Но я христианин, хотя и не католик, а православный. Тем не менее, я никогда не разделял непонятной для меня неприязни московских иерархов к Католической Церкви. Так же я не разделял и не принимал противодействия многих евреев намерению польской Католической Церкви учредить свой монастырь рядом с Освенцимом. Мне жаль, что его там нет. И наконец, я всегда относился с великим уважением к Вашему сану и к Вам лично.
     Тем больше меня поразило Ваше поведение в эти страшные дни, когда весь пост-христианский мир добровольно, а то и сладострастно предаётся вере в неправдоподобную клевету ("только" на Израиль, но клевета вообще и особенно такая всеобщая не бывает "только"). Вы прямо не повторили эти нелепости, но говорите так, что оставляете место и для предположения о Вашем согласии с ними. Как ни больно мне это сознавать, Вы приняли участие в шабаше всей потерявшей себя Западной Европы, когда терроризованная "живыми бомбами" крохотная страна наконец послала своих солдат ликвидировать инфраструктуру террора. Такое впечатление, что пока эти "бомбы" (эти дети отданные любящими родителями в "зомби") взрывали себя и других, европейские лидеры и общественность не испытывали никакого сочувствия к ним и уж конечно, к их жертвам, хотя и каждый раз выражали такое сочувствие и порицание „методам". А на самом деле только напряжённо дожидались израильского ответа. А дождавшись, зажили полной жизнью. Как руководители Евросоюза (который теперь уже пора называть Западно-европейским халифатом), так и их "комсомольский гитлерюгенд".
     И вот в этой ситуации Вы высказываетесь в том смысле, что противодействие ни к чему не приводит. Вроде ничего особенного - вариант бесспорного положения "Не противься злу насилием". Но даже в этой максиме нет утверждения, что не надо противиться насилием насилию. Безусловно, нельзя насилием нельзя победить зло, нельзя установить мировую гармонию, но тащить вора в участок или проводить антитеррористическую операцию против тех, кто убивает твоих детей и друзей, можно и нужно. И разве плохо, что Вы участвовали в польском сопротивлении? И так ли уж хорошо, что весь христианский мир не противился, когда в Судане проводился геноцид - на крестах, как Христа, распинали рядовых христиан?
     Второе моё возражение касается Вашего высказывания, - опять-таки внешне бесспорного - что осквернять святыни недопустимо. Но произнесено это было в момент, когда мощно звучал хор фальшивых голосов, обвиняющих именно Израиль в осквернении христианской святыни - Храма Рождества Христова в Вифлееме. Между тем Вы не могли не понимать, что Израиль такого сумасшедшего преступления не совершил, ибо сделать это он мог бы только, решившись штурмовать засевших в храме вооружённых палестинцев. Но штурма не было, благочестивые палестинцы и поныне там и даже удерживают там (и в близлежащем монастыре) в качестве заложников католических монахов. Один из них, правда, заявил, что ничего страшного, если люди, в том числе и вооружённые, спасаются в храме. Тут монах несколько хватил, ибо прятать людей с оружием в храме (чего добровольно никто, кроме может быть этого монаха, слава Богу, не делал) -- это значит осквернять храм и участвовать в войне. Так что не израильские солдаты стреляли по храму, а также по его колокольне (это им запрещено приказом), а из храма, а также с его колокольни по ним. И солдаты гибнут, не отвечая на этот огонь. Они ведь тоже люди, Ваше Святейшество! Хотя за дымовой завесой шума, поднятого наследниками Гитлера - деятелями западно-европейского халифата (пардон, Евросоюза) и всеми "Фёлькише беобахтер" и "Дер Штюрмер" - от "Фигаро" и" Монд" до "Франкфуртер альгемайне" - этого можно не услышать и не увидеть. И в этой ситуации Ваша неоправданно-неопределённая формулировка для большинства вливается в общую ложь. Конечно Ваш поступок несравним с тем, что сделал греческий православный епископ в Иерусалиме, как рядовой антисемитский агитатор объявивший, что евреи в Вифлееме второй раз распинают Христа. Я Вас не сравниваю с этим бесноватым. Но всё-таки свою вязаночку дров в этот костёр бросили и Вы. При том, что никто про Вас не может сказать "sancta simplicitas". Надеюсь, что"sancta", принимая во внимание всю Вашу жизнь, всё равно остаётся при Вас, но как Вы хорошо понимаете, ни о какой "simplicitas" такого рода в отношении Вас говорить не приходится. И то, что Вы сознательно, хотя и осторожно, поддержали ложь - это согласие на грех. С кем из Вашего окружения Вы решили согласиться, я судить некомпетентен, но уверен, что они являются лишним доказательством Вашего тезиса о необходимости рехристианизации мира.
     Разумеется, моё происхождение накладывает отпечаток на интенсивность моего возмущения -- не хочется, чтобы мои внуки жили в атмосфере, где их можно будет безнаказанно унижать и оскорблять. Но это касается только тона, но никак не сути. Впрочем, советское вторжение в Венгрию и в Чехословакию переживалось мной с неменьшей интенсивностью и отчаянием. Ибо интересуют меня отнюдь не только евреи, к которым я отношусь не лучше, чем ко всем остальным. И отнюдь не отрицаю восторженного вклада многих евреев в то разрушение сознания, которым в последние десятилетия была занята существенная часть западной интеллигенции. И христианином я стал вовсе не не с хитрой целью козырять этим, защищая еврейское государство - к такому объяснению склоняет антисемитская традиция. Это обидно, но это не так страшно. А страшно мне другое - мне и подумать страшно, что я стал христианином в конце христианской эры, христианской цивилизации. Не потому, что у меня мог быть другой выход, от которого я отказался, а потому что его для меня нет. Христианская цивилизация тоже не была безупречной, и от многих бед не смогла отвратить человечество, но в ней было нечто, без чего жизнь потеряет для меня всякую привлекательность. Но всякое соучастие во лжи, в особенности когда этому поддаются такие столпы человечества, как Вы, опасно. Я имею в виду даже не Ваш сан, а Вашу личность. Я ведь и теперь считаю Вас одним из лучших людей на земле (отчего мне вдвойне больно). Но ведь дело не во мне - страшно, что и Вы под давлением обстоятельств, совершаете поступки, которые способствуют разрушению нашей цивилизации и колеблют Веру.
    
Да простит Вам Господь, Ваше Святейшество!

Наум Коржавин

P. S. Прошу не воспринимать моё письмо как участие в злостной антикатолической кампании, которая сейчас ведётся в мире.


Публикуется с любезного согласия автора. На снимке: Наум Коржавин с женой Любой. Фото Виталия Хазанского.

    
___Реклама___