Вадим Слуцкий
Еврейское образование: в поисках пути



Прогресс в частностях достигается порой за счет разрушения
Целого, за счет потери Главного, потери смысла бесконечно
усложнившейся жизни; и время от времени Главное приходится
находить заново и утверждать в какой-то новой форме.

(Г.Померанц. Встречи с Бубером /предисловие/ / М.Бубер.
Два образа веры. - М.: АСТ, 1999)



Знакомство с китайской культурой еще не воспитывает
человека в этом духе, не служит ему мотивацией для того,
чтобы стать китайцем! Точно так же простое знакомство с
иудаизмом не обязательно делает человека евреем.

(Г.Фишман. Быть или не быть: евреи перед выбором. -
М.: ИЦ "Гарант", 1995, с.99
)


    Одной из главных функций образования является воспроизводство той или иной культуры, то есть образа жизни, ценностей, идеалов, стандартов поведения, традиций, обычаев, норм и нормативного типа личности, специфичных для данного народа или данного общества. Вряд ли нужно объяснять или доказывать, что человечество состоит из разных народов так же, как любая человеческая общность состоит из разных людей, индивидуальностей, и что это необходимо для духовного самосохранения человечества, для того, чтобы люди могли оставаться живыми, реально существующими. Вот почему утрата любым, даже очень маленьким, народом своего лица, своей национальной индивидуальности, своей культуры - это потеря для всех нас.
     Тем более ужасно было бы, если бы утратили свое лицо евреи, народ совершенно уникальный, чью роль в развитии, в подлинном прогрессе человечества - прогрессе не технологий, а самой человечности - невозможно переоценить. Между тем, такая опасность реально существует и все мы ее осознаем. Именно из осознания этой относительно новой и, быть может, не менее страшной, чем Холокост, угрозы существованию евреев и выросло то общественное движение, которое мы сейчас называем "еврейским образованием".
     Я не оговорился, назвав еврейское образование общественным движением - действительно, это так: организация еврейских школ, их финансирование и пр. изначально таковы, что заслуживают именно такого определения. Преимущества такого типа организаций известны: это неформальность, неравнодушие, живость, способность к развитию и мн. др. - но известны и недостатки, среди которых главный - несколько чрезмерный энтузиазм в соединении с дилетантизмом. Неудивительно, что еврейские школы на территории бывшего СССР уже существуют, а концепции еврейского образования пока еще нет. То есть большое количество людей что-то такое делает, что называется "еврейским образованием", а еще большее количество детей это самое "еврейское образование" претерпевает, - но что это такое, какова его суть и есть ли в нем какой-то смысл, пока еще не выяснено.
     Тем не менее, раз школы существуют, раз в них работают серьезные взрослые люди, получающие зарплату, то у них неизбежно появляется психологическая потребность верить, что то, что они делают, это и есть настоящее еврейское образование: ведь каждому человеку хочется думать, что он делает хорошее и нужное дело, приносит пользу. Между тем, то, чем он на самом деле занят, сложилось стихийно, не осмысленно, профессионально не разработано ни философски, ни собственно педагогически. Я не могу не назвать такую ситуацию чрезвычайно опасной для всего еврейского образования в СНГ: оно может пойти (если уже не идет) по ложному пути, а раз пойдя по нему, не захочет с него свернуть, потому что тогда всем деятелям еврейского образования придется признать, что они долгое время не только не приносили пользу, а приносили прямой вред, - а это человеку чрезвычайно трудно сделать.
     Избежать этой опасности, по-видимому, можно, только если все-таки - хотя бы сейчас - до конца осмыслить ту деятельность, которую мы называем "еврейским образованием": понять, почему возникла необходимость в такой деятельности, что именно в современном обществе угрожает существованию евреев; какова цель (или цели) еврейского образования, его суть, его "еврейская специфика" - в чем именно она должна заключаться; наконец, каковы те особые образовательные технологии, особое содержание образования и пр., которые могут обеспечить достижение поставленных целей.
    
* * *

     Специфика еврейского образования естественным образом должна вытекать из предназначения еврейского народа, его уникальности. По мнению Г.Фишмана, она состоит "в Союзе, заключенном на Синае, в вытекающих из него обязательствах соблюдать требования социального этоса - требования высокой нравственности, честности и братства" [1,c.13].
    "Евреи согласились стать нацией, чтобы исполнить свое особое историческое предназначение: стать "царством священников и народом святым" [1,c.14].
     Сразу обратим внимание на это очень любопытное словосочетание:
    "согласились стать нацией" - не "стали", а "согласились стать", заключив тем самым договор с Богом и приняв на себя определенные обязательства. Ни о каком другом народе так нельзя сказать: немцы, итальянцы, китайцы стали тем, что они есть, под влиянием тех или иных внешних условий, исторических причин - а не по собственному выбору.
     Другими словами, отличие евреев как нации от всех прочих наций нужно искать не на уровне темперамента, расовых признаков, общественных институтов и пр. - а на уровне духовно-нравственном. В этом смысле евреи не такие, как все остальные народы, совсем не в том только смысле, в каком это можно сказать о любом народе. В каком-то смысле все народы Земли, кроме евреев, одинаковы: именно в смысле духовно-нравственном. Такие люди, которые высоко стоят в этом отношении, во всех народах - редкое исключение; их целью как нации никогда не было нравственное совершенствование; они стремились (и стремятся) исключительно к своему национальному благополучию, часто за счет других народов. Тогда как основным стремлением евреев было развитие своей человечности (или "святости") - именно не у отдельных только людей, а у всех, у народа в целом - а это уникально; евреи, заключив Союз на Синае, фактически тем самым пожертвовали своим земным благополучием, возможностью жить как все - то есть только для себя, а часто и за счет других - взяв на себя обязательство свидетельствовать для других народов Земли, что Бог есть, что он присутствует в истории и в повседневной жизни людей, что человек есть его образ и подобие - свидетельствовать самой своей жизнью, своим образом жизни, своим внутренним миром и своими поступками - и это тоже уникально.
     Повторяю, отдельные такие люди есть в каждом народе, но это буквально единицы, а евреи выбрали такой путь все вместе, всем народом, и в этом их уникальность.
     Мы можем сказать, чем отличается, скажем, типичный испанец от типичного японца, или испанская нация от японской на уровне культурных норм, общественных институтов, традиций, обычаев, физиологических или ментальных особенностей, но мы не можем сказать, что японцы нравственнее или человечнее испанцев или наоборот. Любой этнограф, любой историк (если он не расист) скажет: все народы равноценны, все национальные культуры одинаково хороши, ни одна не лучше и не хуже другой. И это действительно так, но есть одно исключение - это евреи, это культура евреев. Если высоконравственный человек лучше человека со средним или низким уровнем нравственности, а это, конечно, так, - то тогда можно сказать, что евреи на протяжении сотен лет были лучше других народов, лучше в духовном, нравственном отношении.
     Евреи долгое время честно исполняли условия своего договора с Богом: они пытались быть "царством священников и народом святым". Бог предложил евреям труднейшую историческую миссию: вести за собой все человечество по пути к очеловечиванию, одухотворению своей жизни, и евреи приняли эту роль, пытались ей соответствовать и многое у них получалось.
     Только евреи на протяжении сотен лет ощущали себя общностью, общиной, фактически единой семьей, имеющей общую цель, все члены которой должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. Только евреи выдавали замуж бедных невест общиной и на средства общины. Только у евреев было принято судить о человеке не по его формальному статусу, а по его "святости": его нравственным качествам, его действительной человеческой сути. Только у евреев непосредственное общение с Богом и божественной Истиной не считалось привилегией духовенства, а было правом и обязанностью всех людей.
     Вот что пишет об этом, например, Ф.Кандель: "В Вильно есть особый класс чернорабочих - "вашовники". Они разбивают плоты в воде. Потом, после 15-часового рабочего дня, идут в свой клауз, который содержат на собственные средства. Помолившись, часа полтора слушают лекцию. Некоторые еще занимаются дома. Среди них есть люди с большими познаниями в Библии и Талмуде.
     Представьте себе французского или английского чернорабочего, ремесленника, мелкого торговца, читающего отцов церкви в греческом или латинском тексте! Ведь он прослыл бы истинным ученым. На него бегали бы смотреть-" [3, c.124-125].
     Действительно, в этом смысле у евреев было много достижений. Но не только, а возможно, и не столько благодаря личным сознательным усилиям каждого еврея все это было достигнуто. Достижения евреев в плане духовно-нравственного совершенствования, во многом, объясняются объективно сложившимися условиями их существования в рассеянии (галуте). Бог помог своему народу, создав для него очень специфические условия жизни, способствовавшие нравственному росту.
     Галут - это помощь Бога евреям? Странная мысль. Галут, который принес столько гонений, мук и преждевременных смертей? Да, но ведь целью было не благополучие, а очеловечивание, а оно невозможно без испытаний. Объективно те условия жизни, которые сами собой, без личных сознательных усилий евреев, сложились в галуте, были наилучшими, наиболее благоприятными для вызревания еврейской нации как избранного народа Божия.
     Действительно, пока другие народы воевали друг с другом, отбирая друг у друга земли и богатства, обучаясь ненавидеть, убивать и грабить, евреи, не имея своего государства и армии, учились совсем другому: учились читать и понимать Тору и Танах, учились взаимопомощи, ответственности и милосердию - потому что без этого они не смогли бы выжить.
     Не могли бы выжить без чтения Торы? Как ни странно, да. Не только община: не-брошенность, не-одиночество каждого в общине - давали силы жить, но и внутренняя устремленность к Высшему: это был, если угодно, психологический допинг евреев в галуте, без которого в тех тяжелейших условиях они бы не смогли выжить. Известно, что человек, который имеет какую-то высшую цель, верит, что его жизнь важна и имеет высший смысл, способен переносить такие суровые испытания, которых не вынесет тот, у кого подобной веры нет.
     Евреи просто стремились выжить, но в условиях, в которых они оказались, это привело их к страстному увлечению чтением и пониманием священных книг (что в других условиях - у целого народа! - было бы, конечно, невозможно); появлению такого уникального социального института, как еврейская община, которая в свою очередь, не только поддерживала каждого, но и воспитывала каждого неравнодушным, небезразличным ко всем, и всех - к каждому; неукоснительному соблюдению мицвот (заповедей), часть из которых просто выделяла их из других народов и сплачивала, но другая часть, несомненно, воспитывала строгую нравственность и сосредоточенность на Главном, силу духа, возвышенное понимание сути человека, его предназначения, чувство высочайшей ответственности за свою жизнь и каждый свой поступок и за жизнь своей общины, своего народа.
     Так - вследствие объективно возникших условий существования - простое и прозаическое стремление к выживанию, свойственное всем людям и всем народам, стало двигателем нравственного совершенствования, человеческого роста. Однако это, повторяю, не вполне и даже, может быть, не главным образом заслуга самих евреев: просто так уж сложилась их жизнь. Хотя, конечно, пока еврейская сущность еще не сформировалась, не созрела в душах людей, по-другому никак нельзя было добиться того, чтобы целый народ последовательно шел этим труднейшим путем - и это в то время, когда все без исключения окружающие народы изощрялись в дикости и варварстве.
     Однако мы знаем, что галут уже кончился, и хотя это произошло сравнительно недавно, у всех нас есть ощущение, что он кончился навсегда.
    Сейчас мы имеем свое национальное государство, и мы живем в диаспоре среди других народов точно так же, как они, пользуясь теми же правами и придерживаясь того же образа жизни.
     Почему кончился галут? Или вернее - зачем он кончился? Какой в этом смысл?
     Видимо, еврейская сущность в евреях уже достаточно созрела и держать их в искусственных условиях галута стало уже не нужно. Ведь их человеческий рост в этих условиях не являлся (или почти не являлся) их заслугой, а был вызван объективными условиями их существования. А Бог, наверное, хочет, чтобы его народ стал тем, чем он должен стать, и выполнил свою историческую миссию сам, без Его помощи: так хороший отец сначала опекает и воспитывает своих детей, организует их жизнь, чтобы они росли хорошими людьми, но когда они достигают зрелости, дает им возможность самостоятельного выбора, поиска себя в большом мире - только так можно состояться в полном смысле слова, и человеку, и народу.
     Есть в том, что галут закончился, и другой смысл. Как совершенно справедливо отмечает О.Меламед, "уже в эпоху Второго храма галут рассматривался - как орудие распространения евреями истинной веры во всем окружающем мире" [4, c.122]. Действительно, чтобы распространять нравственность, человечность, "истинную веру" среди других народов гораздо удобнее среди них жить. Однако фактически, живя в рассеянии, евреи оказались отделены от тех народов, среди которых они жили (иногда даже в буквальном смысле, как в средневековых германских гетто, отделенных стеной или забором от прочих городских кварталов). У них была своя, еврейская, жизнь, у их народов-хозяев - своя. Жили "на разных планетах", ничего не зная друг о друге и не влияя друг на друга. Как можно в таких условиях "распространять истинную веру"?
     Евреи варились в собственном соку, были заняты только своим, еврейским, и хотя воспитательные достижения галута несомненны, но в этот период вклад евреев в мировую культуру оказался близок к нулевому. Европейцы из всех живших среди них евреев - творцов человеческой культуры - приблизительно с Х по XYII вв., лучше всего знают Боруха Спинозу, амстердамского еврея, философа, писавшего трактаты по латыни и подвергнутого херему (отлучению от еврейской общины). Конечно, на самом деле было много других замечательных людей, мыслителей, среди евреев, но они занимались такой деятельностью (толкованием Галахи, Талмуда и пр.), которая не была интересна и нужна никому, кроме евреев.
    Еврей в период галута что-то значил только для евреев: он ничего не мог дать другим людям, другим народам. Гетто было инструментом для воспитания евреев, но оно было и тюрьмой. Когда галут кончился, евреев выпустили из тюрьмы. Они получили возможность жить общей жизнью со всем человечеством, в их жизнь ворвался мощный свежий ветер - и вот теперь они действительно могут каким-то образом влиять на других людей, другие народы.
     У меня в комнате на полке стоит американский учебник "Теории личности", в котором рассказывается о вкладе в психологию личности 14-ти крупнейших (с точки зрения авторов) ученых ХХ века. Из этих 14-ти 8 - евреи.
     А сколько замечательных врачей, музыкантов, педагогов, ученых других специальностей дала небольшая еврейская нация только за последние сто лет! Это было бы невозможно без галута, но это было невозможно и в галуте. Это стало возможно, во-первых, благодаря галуту, а во-вторых, благодаря тому, что он кончился.
     Но не только новые возможности принесло с собой окончание галута. Принесло и новые опасности, к которым евреи, сотни лет прожившие в специфических условиях изоляции, оказались не готовы.
    
* * *

     Любой человек, внезапно выпущенный из тюрьмы на волю, может потерять голову на первых порах - и это даже неизбежно. К сожалению, интеграция (или, как мы чаще говорим, ассимиляция) евреев в современное общество привела не только к тому, что они стали играть довольно значительную роль в создании общечеловеческой культуры (науки, искусства и пр.), но и к тому, что они (во всяком случае, очень многие из них) быстро утратили собственную культуру, свою еврейскую сущность, фактически перестали быть настоящими евреями.
     Все это естественно и даже неизбежно. Никакие воспитательные достижения не являются необратимыми. Непреложно для человека только одно: раз он хочет жить, в самом элементарном, земном, смысле этого слова, - он должен адаптироваться к тому социуму, в котором живет - что и происходит, чаще всего, незаметно для самих людей.
     К чему же приспособились современные евреи, что произошло с ними?
     Под "современным обществом" мы чаще всего имеем в виду одну определенную культуру - европейскую. Экспансия этой культуры на весь мир, стремление вытеснить все прочие культуры, заменив их собой - экспансия, во многом, успешная или кажущаяся таковой - привела к тому, что мы часто отождествляем ценности этой культуры с общечеловеческими ценностями.
     Что это за культура? Можно назвать ее культурой обесчеловеченного гедонизма. Цель и смысл существования как отдельного человека, так и общества в целом в этой культуре - земное благополучие и удовольствие, психологическая легкость и приятность жизни. Все человеческое тщательно устраняется из жизни людей (последняя книга лауреата Нобелевской премии К.Лоренца называется "Убывание человеческого"). Человек понимается фактически как супершимпанзе (по выражению философа В.Губина [6, c.107], то есть как самое умное, могущественное и жадное животное. Людей очень эффективно стимулируют к тому, чтобы они жили исключительно ради собственного мещанского благополучия. Люди в таком социуме отчуждены от всего, что происходит вокруг них и даже с ними самими: все проблемы здесь призваны решать формализованные структуры (полиция, социальные службы и т.п.) - человеку почти невозможно ни во что вмешаться, его участие, его забота, его неравнодушие никому не нужны. Жизнь организована таким образом, что люди поглощены профессиональной конкуренцией друг с другом и борьбой за существование: они не общаются друг с другом, не заботятся друг о друге, перестают видеть друг в друге и даже в самих себе людей.
     Идеалом такого общества, его нормативным типом личности, является человек-функция, совершенно лишенный всякого человеческого содержания: своего рода биоробот, умный, вышколенный, профессиональный, функционально совершенный, но абсолютно рас-человеченный. Того, кто приближается к этому идеалу, общество вознаграждает "мещанским счастьем": он может существовать размеренно, спокойно, беззаботно, без волевых усилий, без труда души, материально обеспеченно, в условиях физической безопасности и защищенности гражданских прав.
     Легко видеть, что в воспитательном смысле такой социум прямо противоположен и даже антагонистичен традиционной еврейской общине, которая очеловечивает человека, а современное общество, наоборот, расчеловечивает его.
     Тем не менее, это открытое общество, которое предоставляет своим гражданам такие возможности, которых евреи были лишены многие века, поэтому для них эти возможности особенно соблазнительны.
     Еще одна причина того, что евреи очертя голову кинулись в "омут современной культуры", заключается в антисемитизме. Самое мучительное в антисемитизме - не преследования, а ненависть. Человек не в состоянии жить, когда его презирают и ненавидят: это невыносимо для человека. Между тем, антисемитизм почти совершенно угас с тех пор, как евреи перестали быть евреями. Это наводит на мысль, что евреи раздражали другие народы именно своей человечностью, столь резко контрастировавшей с их бесчеловечностью и упрямым нежеланием очеловечиваться.
     Представьте себе некий рынок, на котором торгует 50 купцов. 49 из них мошенники, жулики, обвешивающие покупателей, искусственно завышающие цены путем сговора друг с другом и пр., и пр. И только один купец честный. Как будут к нему относиться остальные? Понятно, что его присутствие рядом с ними для этих 49-ти психологически невыносимо: они приложат максимум усилий, чтобы либо выгнать его с рынка, либо убить, либо вынудить стать таким же, как они. Последний вариант, конечно, предпочтителен: тут все гуманно, добровольно, без всякой уголовщины. И наши 49 мерзавцев могут даже считать себя благодетелями (приобщили заблудшую овцу к "прогрессивной культуре").
     Вот что-то подобное имело (и имеет) место во взаимоотношениях евреев и тех народов, среди которых они жили - особенно, европейцев. Пока евреи оставались самими собой - "народом святым" - они всех несказанно раздражали: их гнали, убивали, пытались обратить в свою веру. Но все это было грубо, неэффективно.
     Даже решительному Гитлеру (на самом деле действовавшему вполне в духе той культуры, из которой он вышел) не удалось "окончательно решить еврейский вопрос": технически сложно уничтожить целый, пусть и маленький, народ, тем более рассеянный по всей Земле. Но современное общество оказалось способно справиться и с этой задачей. Это общество является наиболее совершенным (наиболее прогрессивным) убийцей в истории человечества.
     Ведь жизнь человека и жизнь лягушки - это разные понятия. Человека не обязательно убивать физически: он может биологически оставаться живым, но умереть духовно. Такое убийство, безусловно, является наиболее чистым и гуманным, наиболее скрытым, незаметным - и наиболее эффективным.
     Известно, что современное общество чрезвычайно прогрессивно в технологическом отношении: неудивительно, что большого прогресса добилось оно и в области технологии уничтожения человеческого в человеке, поскольку это совершенно необходимо для успешного функционирования и самосохранения этого общества. Тем не менее, евреи добровольно пошли на то, что предложило им это общество.
     В результате, евреи уподобились всем прочим народам, потеряв тем самым свою уникальность, изменив своему предназначению.
     Как я уже сказал, многими современными евреями это осознается (или, во всяком случае, ощущается) как угроза их национальному существованию, однако в силу ряда причин они чаще всего неверно понимают, в чем, собственно, эта угроза состоит.
     Действительно, "утрату еврейской уникальности" можно понимать так:
     Евреи должны исполнять заповеди (мицвот), то есть соблюдать субботу, кашрут и пр. - но они перестали их исполнять.
     Евреи должны читать Тору, Танах и Талмуд, знать и понимать их, а они этого не делают.
     Евреи должны знать "лошн койдеш", святой язык - иврит - а большинство из них его не знает.
     Евреи должны праздновать свои праздники, ходить в синагогу, участвовать в еврейской благотворительности - они же не празднуют, не ходят и не участвуют.
     Делается вывод: значит, это не настоящие евреи.
     Как-то я присутствовал на лекции по творчеству Василия Гроссмана, читал ее известный в нашем городе литературовед Иосиф Михайлович Гин. Он назвал В.Гроссмана "русским интеллигентом еврейского происхождения", вообще говорил о нем как о русском человеке, а не как о еврее. После лекции я подошел к Иосифу Михайловичу и сказал ему, что в моем представлении В.Гроссман - самый настоящий еврей, всем евреям еврей. Он очень удивился. Вспомнил, как один из друзей Гроссмана - "русский поэт еврейского происхождения" - увлекшись изучением еврейской истории, предлагал Василию Семеновичу такого рода литературу для чтения, а тот отказался и даже удивился: "Тебя это интересует?" Он не знал ни иврита, ни идиша; не читал Библии, Талмуда и истории евреев и совершенно не интересовался ими; был равнодушен к "еврейскому вопросу" и возмущался антисемитизмом только в той степени, в какой его возмущала всякая бесчеловечность; он не выделял евреев из других народов, не признавал их избранности; не верил - во всяком случае, сознательно - в Бога. Зато знал французский язык, читал французских классиков в подлиннике; был блестящим писателем и глубочайшим мыслителем. Но самое интересное, что он так любил людей, был до такой степени неравнодушен к людям, человечен, что ближайший его друг и такой же блистательный писатель Андрей Платонов как-то сказал ему: "Вася, ты же Христос!"
     Он чувствовал в огромной степени свою ответственность за все, что совершалось и будет совершаться в мире. Он помогал людям, попавшим в беду, часто рискуя при этом собой: так он спас от лагеря свою будущую жену. Это был человек таких высочайших нравственных требований к себе, что, подписав однажды - единственный раз в жизни - письмо, осуждавшее каких-то очередных "врагов народа" (подписал, веря, что его и других известных людей подписи спасут от репрессий многих людей), он не мог себе этого простить всю жизнь, хотя знал, что никакого реального вреда эта подпись никому не принесла. Он предъявлял такие же нравственные требования и к другим.
     Он был очень одиноким человеком и очень страдал от одиночества.
     Как и еще одна "русская интеллигентка еврейского происхождения" - Фаина Георгиевна Раневская, говорившая в конце жизни М.Нееловой: "Деточка, если бы Вы знали, как я одинока!" Она была чудеснейшим человеком, с огромной жаждой отдавать себя людям, любить, заботиться, удивительно тонко понимавшая людей, добрая, но максимально требовательная, нравственно удивительно красивый человек. Ее называли "человеком из будущего", "человеком с другой планеты". А была она просто еврейкой - по фамилии, кажется, Фельдман. Она не знала иврита, не ходила в синагогу, не читала Тору, не, не, не -
     Так что - эти люди не настоящие евреи? А кто же тогда настоящий?
     Вот мой дедушка, Израиль Зайдман, может быть, он настоящий еврей?
    Он готовился стать раввином. Знал иврит чуть ли не лучше русского. Знаток Писания и Талмуда. Всю жизнь неукоснительно соблюдал все заповеди. Вернувшись после войны из лагеря (где "отбыл" 8 лет), он прежде всего сообщил, что там, в лагере, не ел трефного! Даю голову на отсечение, что это правда.
     Он был женат на своей двоюродной сестре, красавице, но не любил ее и не думал о ней, живя в своем мире. Он даже не приобрел никакой профессии, а стал переплетчиком-кустарем (чтобы избежать работы в субботу), семья, жена и двое детей, бедствовала. В конце концов, жена и дочери почти возненавидели его, когда он вернулся из лагеря, жена выгнала его из дому.
     Дедушка уехал в Израиль уже старым, больным человеком, был встречен там ортодоксами как святой и вскоре умер.
     Был ли он настоящим евреем?
     А вот еще один тип современного еврея, пожалуй, самый распространенный. Этот человек руководит петрозаводской воскресной школой и занимает должность директора еврейского культурно-благотворительного центра "Шалом". Это очень приспособленный человек, умеет поладить со всяким начальством, и еврейским, и русским. Он умен, ловок, хитер, совершенно беспринципен, и для него главное в жизни - собственное благополучие. Он замечательно умеет притворяться: носит ермолку по праздникам, произносит прочувствованные речи на еврейских концертах, посвященных Дню Независимости Израиля. Вообще он большой друг Израиля и главное его занятие в жизни - еврейское культурное возрождение. Однажды я предложил ему почитать детям в воскресной школе спецкурс по В.Гроссману, он отказался: "Нет! Это не еврейский писатель! Это русский писатель. Нам нужны те, кто писал на иврите или идише".
     Не правда ли, вот это уж точно настоящий еврей?
     Почему же мы так запутались? Почему перестали понимать, что же это значит - быть настоящим евреем? На то есть ряд причин, назову некоторые из них.
     1) Веками еврейская сущность ("еврейскость евреев") была в сознании людей жестко связана с определенными внешними проявлениями, например, с соблюдением мицвот, обычаев и пр.
     Между тем, евреи - как сказано в Писании - "народ жестоковыйный", то есть невероятно упрямый, упертый. Но винить их за это нельзя. Стремление к самосохранению, национальному выживанию у евреев в условиях галута выработало у них почти феноменальную психологическую твердость, неизбежно соединенную с негибкостью, неспособностью меняться. Разумеется, я говорю о конструктивных изменениях, о способности давать ответ на вызовы времени, а не о простом приспособленчестве или тем более отказе от себя, который есть не изменение, а саморазрушение, духовное самоубийство. Чтобы выжить, евреям приходилось сотни лет "самоконсервироваться" и они этому научились, одновременно совершенно разучившись внутренне меняться.
     Преодолеть эту баранью упертость крайне сложно, но самое печальное то, что никто пока и не осознает самой этой проблемы, не видит необходимости преодолевать это в себе.
     Поэтому в современном еврействе в смысле понимания того, что есть "настоящий еврей", да и по многим другим вопросам, возобладала сила инерции: жизнь изменилась, а представления евреев касательно сути их "еврейскости" остаются в традиционно законсервированном состоянии.
     2) В то же время, несмотря на все, сказанное выше, большинство ассимилированных евреев бессознательно усвоили многие стереотипы мышления и восприятия, характерные для современного общества, органической частью которого они стали: например, приобрели привычку путать средства и цели. Этот один из типичнейших пороков современного мышления: в условиях бесцельности существования человек, не в силах его вынести, подменяет цели средствами и страстно стремится к ним как к целям. Так, современные люди столь большое внимание уделяют комфорту и удобствам, как будто цель и смысл их жизни состоят в том, чтобы иметь благоустроенную квартиру, машину и пр. - хотя все это на самом деле только средства.
     И вот мицвот - это на самом деле тоже только средства. Соблюдение субботы - средство, не цель. Целью же является выработка сосредоточенности на Главном, высшем. Но что если это качество уже выработано? Зачем тогда соблюдать субботу? А если это средство - по тем или иным причинам - перестало быть эффективным, перестало "работать"?
    Нужно ли продолжать соблюдать субботу - если это не дает результата?
     Соблюдение субботы, как и других заповедей, и праздников, и обычаев, и чтение Торы - это все средства. Целью является воспитание еврейской сущности (которую можно назвать и человеческой сущностью, поскольку Настоящий Человек и Настоящий Еврей - это одно и то же), то есть небезразличия к людям, чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей; отношения к человеку как к величайшей ценности - образу и подобию Божию; внутренней связи с Первоначалом Бытия (Богом), готовности и желания помогать Богу в претворении его замысла о Человеке и Человечестве, даже если это связано с риском для собственного благополучия и даже жизни; высочайшей нравственной требовательности к себе и другим.
     Вот это цель.
     А средства, разумеется, могут быть разными. Не обязательно теми, которые использовались 2 тысячи лет тому назад.
     Но современные евреи не понимают этого. Они мыслят современно (сами того не замечая), подменяя цели средствами и стремясь к средствам как к цели.
     Так возникает представление, что соблюдающий заповеди - настоящий еврей, а не соблюдающий - ненастоящий.
     3) Определенные цели не могут быть жестко связаны с определенными средствами. Одной и той же цели можно достичь разными средствами, а используя те же средства (в разных условиях и разными способами) можно придти к совершенно различным результатам. Не понимать этого может только идиот в медицинском смысле, но евреи - чуть ли не все - этого не понимают, что заставляет усомниться в их вменяемости (поскольку в интеллектуальности нашему народу никогда нельзя было отказать).
     Также никакая живая сущность не может быть жестко связана со своими внешними проявлениями: например, дуб (дерево) и желудь - это внешние проявления одной и той же сущности, благодаря которым она сохраняется при изменении внешних условий (наступлении зимы). Любая сущность именно так - меняясь внешне - сохраняет себя.
     Так что, разумеется, еврейская сущность может благополучно существовать без соблюдения субботы, чтения Торы и пр., и пр. - такой человек может быть настоящим евреем; в то же время тот, кто все соблюдает, может им столь же благополучно не быть.
     Определенные средства "работают" только в определенных условиях: так, мицвот, изучение Торы и т.п. "работали" в галуте, но перестали "работать" сейчас.
     Причин тому много. Традиционное еврейское образование было органичной частью общинной еврейской жизни, быть образованным считалось очень почетным, давало признание и уважение, в то же время никакого выбора образования (получать ли еврейское образование или какое-то другое) не существовало. Сейчас такой социальной ситуации нет, и мы все понимаем, что ее уже не будет никогда.
     Несколько лет тому назад у меня занимался ученик, Миша Т., еврей, очень умный и симпатичный, но дико безграмотный парень. Он приехал в Россию с Украины, где учился в еврейской школе. Я подробно расспросил его об этом учебном заведении. Он сказал, что школа, в принципе, такая же, как и та русская школа, в которой он учится теперь - нет особой разницы. Только празднуются еврейские праздники, учат иврит, рассказывают о еврейской истории и традициях и т.п. Я спросил, как он и его одноклассники к этому относились. Он сказал, что они привыкли и не обращали на это внимания, хотя иногда им казалось это смешным и нелепым, а иногда раздражало, когда, например, приходилось самим принимать участие в каком-либо "еврейском действе" с ермолкой на голове (на глазах у девочек). Я спросил Мишу, помогло ли все это ему ощутить себя евреем. Он усмехнулся: "Скорее, наоборот".
     Итак, средства меняют свое воздействие в зависимости от того, где, как и зачем они используются. Одним и тем же ножом можно резать огурцы, а можно зарезать человека. Понятно, что дело не в ноже, а в том, кто, где, как и с какой целью его использует.
     Конечно, я вовсе не хочу сказать, что исполнение заповедей в современной ситуации само по себе вредно, хотя отрицаю и то, что оно само по себе полезно. Но факты говорят о том, что их использование сейчас очень часто вырождается в чисто внешнее театрализованное действо, по сути - в лицемерие, поскольку дух отлетел, а осталась только внешняя форма.
     Вполне вероятно, что эти средства уже в большой мере изжили себя и нужно искать какие-то другие средства, дав тем самым конструктивный ответ на вызов времени. И очень важно сохранить при этом прежнюю цель (воспитание еврейской сущности).
     Однако пока еврейское образование идет по другому пути: используя старые средства, забывает о цели. Поэтому возникает соблазн ради самооправдания определять понятие "настоящий еврей" чисто формально.
     4) Наконец, может быть, главная причина заключается в том, что современный человек - это внутренне очень слабое, изнеженное существо, предпочитающее всегда идти самым легким (в психологическом смысле) путем.
     Понятно, что, ассимилировавшись, евреи тоже стали такими, а определить "еврейскость" чисто формально - это значит избежать многих неприятностей.
     Кем легче стать - Василием Гроссманом или Дмитрием Цвибелем?
    Ответ очевиден.
     "Став евреем" формально - то есть притворившись евреем - можно сохранить свое благополучие, достигнутое ценой утраты еврейской сущности, а также избежать тяжкого труда души. И получается: вроде мы евреи и даже возрождаем свою культуру, и в то же время все у нас в порядке, в мещанском смысле, разумеется.
     Вот на этой психологической почве и началось строительство еврейского
    образования в странах СНГ.
    
* * *

     Итак, целью изначально было возрождение еврейской культуры при сохранении достигнутого (путем отказа от этой культуры) благополучия. Цель благая, но, мягко говоря, внутренне противоречивая.
     Цель собственно образования понималась крайне расплывчато (и тоже внутренне противоречиво): с одной стороны, детей надо готовить к успешной и благополучной жизни в современном обществе; с другой, "еврейски воспитать и обучить" их. Как возможно соединить несоединимое, задумывались мало: раз надо, значит, надо.
     Сейчас в Интернете много сайтов еврейских школ, а там очень много интересного. Например, сообщается (с некоторой гордостью) о турнире по кикбоксингу. Кто не знает: это такой еврейский вид спорта, когда двое мутузят друг друга не только руками, но и ногами - возник он, правда, в Юго-Восточной Азии, но, как известно, евреи всегда перенимают все лучшее. Тут же - о том, как в школе праздновали Шавуот. Другая школа (с неменьшей гордостью) информирует о высоком уровне преподавания "иностранных языков" (видимо, кроме иврита, поскольку иврит в еврейской школе иностранным языком не считается) и информатики, а также о том, что при школе открыт интернат и все дети обеспечиваются кошерным питанием.
     Третья дает методические рекомендации по преподаванию Книги Рут, той самой, в которой так убедительно рассказывается, что это значит - быть настоящим евреем: Рут - моавитянка, но она стала настоящей еврейкой и прародительницей рода царя Давида, потому что была преданна своим близким, умела любить, быть ответственной - воспитала в себе еврейскую душу, еврейскую сущность. И здесь же говорится, что школа принимает детей еврейской национальности (по матери). "Моавитян", выходит, не берут.
     Четвертая рассказывает об успехах своих учеников в олимпиадах по предметам (то есть в конкурентном соревновании друг с другом), и тут же - выставка ученических рисунков под названиями "Песах", "Ханука" и т.п. Тут же фотография: еврей средних лет в ермолке и даже с пейсами, но в цивильном костюме, с галстуком, стоит на сцене, по-видимому, в актовом зале, и что-то говорит в микрофон; в первых рядах сидят дети, на говорящего не смотрят, разговаривают друг с другом. Подпись: "Директор школы выступает на выпускном вечере перед вручением аттестатов".
     Что же означает весь этот "педагогический винегрет"?
     Нужно готовить детей к благополучному существованию в современном обществе, для чего организовать конкурентное соревнование в учебе (что абсолютно исключает формирование еврейской сущности, так как таким образом воспитанный человек видит в каждом соперника, конкурента, а нередко и врага), так как профессиональная деятельность, являющаяся стержнем современной жизни, основана именно на конкуренции, и нужно поэтому приучать к ней детей. С этой же целью (успешное приспособление к современной жизни) дается масса учебных часов на "иностранные" языки и информатику, а на гуманитарное образование (например, на изучение тех самых теорий личности, которые создавались почти исключительно евреями) времени не хватает.
     Но при всем при том это же еврейская школа! Поэтому нужно также обеспечить - как выражаются российские педагогические чиновники - "еврейский компонент". Что и делается посредством кошерного питания, конкурсов "еврейских рисунков" и т.д., и т.п.
     Вредит ли детям кошерное питание? Думаю, нет. Конечно, я говорю как педагог, а не как диетолог. Беда в том, что оно им и не помогает стать настоящими евреями. А в определенном смысле и мешает: они ведь могут подумать, что раз они кушают кошерное, празднуют Песах и пр., то значит им уже больше ничего не нужно, чтобы стать настоящими евреями. А может быть и так: их оттолкнет лицемерие взрослых и они не захотят быть евреями.
    
* * *

     Конечно, я вовсе не хочу сказать, что все создатели и руководители еврейского образования в СНГ - прирожденные притворщики и лицемеры. Но они ассимилированные евреи. То есть, если называть вещи своими именами, большинство из них по сути не евреи, хотя евреи по крови. Возможно, они искренне верят в свою культурно-педагогическую миссию. Но все же им хочется сохранить свое благополучие - они ведь современные люди - а это значит, что им очень не хочется на самом деле быть евреями. Хотя себе они в этом не признаются.
     Вот почему учить и воспитывать детей в еврейской школе на территории СНГ в настоящее время фактически означает обучать их в обычной современной школе и, кроме того, учить их притворяться евреями.
     Представим себе живую птицу, например, утку. Поскольку она живая, она линяет, меняет раскраску оперения, растет. Теперь возьмем ее и заспиртуем в стеклянной банке. Она будет стоять свежая, не будет разлагаться. Но и меняться не будет, ведь мертвое не меняется. А можно сделать так: убить утку и набить из нее очень хорошее качественное чучело. Утка будет как живая. А можно еще моторчик вставить и даже какое-нибудь звуковое устройство: утка будет ходить и даже крякать. Но и это мертвая утка.
     Существующее у нас сейчас "еврейское образование" пока больше напоминает чучело, чем что-то живое. Возможно ли его "воскресить"?
     . . .
     Теоретически, разумеется, возможно. Практически же все упирается в конкретных людей, в их нежелание жертвовать своей приспособленностью и благополучием ради стремления стать настоящими евреями.
     Все-таки каким могло бы быть настоящее еврейское образование?
    1. Целью настоящего еврейского образования должно быть воспитание настоящих евреев, то есть таких людей, которые человечны (жизнь и духовный рост каждого человека для них - величайшая ценность), неравнодушны к окружающим, чувствуют себя ответственными не только за каждый свой поступок, за свою жизнь, но и за все, что происходит вокруг; предъявляют к себе и другим серьезные нравственные требования; хорошо осознают особую миссию еврейского народа в истории человечества и готовы в меру сил, несмотря на риск для своего благополучия и самой жизни, осуществлять эту миссию; ярко эмоциональны, умеют сопереживать; обладают стойкостью, мужеством, силой воли, готовы поступиться второстепенным ради Главного; обладают знанием Божественной Истины, то есть представляют себе, как устроен мир, в котором мы живем; кто такой Бог и каково предназначение человека; почему человек свободен и должен сам выбирать свой путь; что человек выигрывает и что проигрывает, исполняя (или не исполняя) свое предназначение; интересуются людьми и умеют понимать людей.
    2. Какими же средствами можно достичь этой цели?
    А) Всякое учебное соревнование, конкуренция между детьми исключается, учебный процесс организуется таким образом, чтобы дети не конкурировали друг с другом, а постоянно помогали друг другу учиться.
    Б) Взрослые организуют постоянную заботу всех о каждом и каждого обо всей школе.
    В) Взрослые организуют особый моральный климат в школе, где каждый ребенок должен понимать: быть "настоящим евреем" почетно, но и очень трудно. Взрослые должны стремиться стать образцом для детей в этом смысле. Ко всем в школе (и детям, и взрослым) должны предъявляться высокие нравственные требования.
    Г) Необходимо постоянно рассказывать детям о жизни настоящих евреев, таких, как В.Гроссман или Ф.Раневская, чтобы дети хорошо себе представляли, что это значит, с чем это связано (с какими житейскими трудностями, испытаниями) и, в то же время, как это прекрасно - быть таким человеком.
    Д) Необходим особый учебный курс, который рассказывал бы детям в доступной форме об уникальности еврейского народа, его особой миссии, его взаимоотношениях с Богом. Одной из целей и этого курса, и всего обучения должно быть внушение детям гордости особой миссией своего народа, ребенок должен привыкнуть в ощущению себя человеком, на которого возложены особые обязательства перед Творцом и другими людьми, и гордиться этой ролью.
    Текстами, которые при этом используются, могут быть любые подходящие для достижения этой цели тексты, в том числе и Тора, но не только Тора.
    Е) В школе должен быть один коллектив, а не два (педагогический и ученический), то есть вся жизнь школы должна быть организована так, как это было в традиционной еврейской общине: все, что происходит - дело каждого, каждый может и должен принимать участие в решении общих проблем: все, педагоги и дети, живут вместе, общей жизнью, делают вместе общее дело.
    Ж) Празднование еврейских праздников должно иметь своей целью воскрешение духа еврейской общинной жизни: духа веселья, радости жизни, братства, любви друг к другу и заботы друг о друге. Их нужно проводить так, чтобы дети больше всего любили именно эти дни в году. Если так проводить праздники не удается, лучше отказаться от их проведения.
    З) Содержание еврейских учебных предметов (например, еврейской литературы) должно определяться исходя из правильного понимания еврейской сущности.
    Например, подавляющее большинство произведений Х.-Н. Бялика или Шолом-Алейхема интересны сейчас, только, так сказать, этнографически: они описывают уже не существующую жизнь, исчезнувшие отношения людей и проблемы. Следует отдавать предпочтение тем еврейским писателям, которых отличает ярко выраженная еврейская ментальность (еврейская сущность), независимо от того, на каком языке они писали. Следует отказаться от изучения литературы по плохим переводам с иврита или идиша. Ни в коем случае нельзя сужать тематику и проблематику произведений, ограничивая ее т.н. "еврейскими" темами и проблемами (жизнь в местечке, антисемитизм, еврейские праздники и пр.). Следует отдавать предпочтение общечеловечески значимым произведениям. Поэтому еврейская литература - это, прежде всего, В.Гроссман и Е.Шварц, Г.Гейне и С.Цвейг.
    Обязательно нужно читать с детьми и такие произведения, которые написаны неевреями, но в них есть герои- настоящие евреи, например, "Айвенго" В.Скотта (главы о Ревекке); "Последний лист" О.Генри (герой рассказа, художник Берман, ценой своей жизни спасает тяжело больную девушку-нееврейку) и т.п.
    И) Следует добиваться полной независимости школ от тех, кто их финансирует, особенно, если это израильские государственные или общественные структуры. Именно Израиль в современном мире является основным центром притворного еврейства, фактически совершенно утратившего свою еврейскую сущность и отнюдь не желающего к ней возвращаться. Кроме того, продуктивная педагогическая работа в условиях, когда тот, кто платит, тот и "заказывает музыку", невозможна в принципе.
    К) Необходимо создавать общественные структуры, которые бы (в отличие от педагогического клуба "НЕШ") не обслуживали то "еврейское образование", которое сложилось стихийно, но были бы способны реально (в том числе концептуально) влиять на это образование и изменять его: для чего не эти структуры должны зависеть от еврейских школ, а еврейские школы (по крайней мере, в какой-то мере) от них. В то же время нужно добиться признания правомерности такого влияния со стороны самих еврейских школ.
    К работе в этих структурах желательно привлечь всех еврейских педагогов, общественных деятелей, ученых, родителей, которые хотели бы способствовать возрождению подлинного еврейского образования на территории бывшего СССР.
    
* * *

     Разумеется, все, сказанное выше - только набросок. Тем не менее он вс же дает некоторое представление о том, чем на самом деле должно быть настоящее еврейское образование.
     "Быть евреем" и "притворяться евреем" - разные вещи. Духовное существование (или несуществование) еврейского народа зависит от решимости (или его отсутствия) каждого из нас на самом деле быть евреем независимо ни от каких внешних обстоятельств. Пока такого стремления нет, не может быть и подлинного еврейского образования.
    
    
    
    1. Г. Фишман. Быть или не быть: евреи перед выбором. v М.: ИЦ LГарант¦, 1995.
    2. Священные Писания (на русском языке и иврите). v Middlesex: Clays Ltd, 2000.
    3. Ф. Кандель. Очерки времен и событий, в 3-х ч., ч. 3. v Иерусалим: Тарбут, 1993.
    4. О. Меламед. Община, религия, этнос / Новая еврейская школа. v 2002. - ¦ 11. v с. 116 v 127.
    5. И.Х. Иерушалми. Захор (фрагменты, перевод А. Ротмана) / Новая еврейская школа. v 2000, 2001. - ¦ 8, с.42 v71. - ¦ 9, с. 3 v 32.
    6. В.Д. Губин. Философия. Элементарный курс. v М.: Гардарики, 2001.
    
* * *

    июнь 2002 Слуцкий Вадим

        
___Реклама___