Дмитрий Хмельницкий
Открытый ответ г-же Грайфер


    Уважаемая Элла Грайфер. Я очень рад, что моя книга Вас растрогала. Это будит во мне негу.
    Вообще-то, можно начинать с иронии рецензию на книгу, которая очень не нравится. Тем более, если рецензия пишется в форме открытого письма. Но важно быть уверенным, что дальнейший анализ критикуемого текста дает право на иронию. Мне кажется, что Вы такого права не заслужили.
    Вы пишите: том, что под маской "пролетарского интернационализма" скрывается тоталитарная претензия на мировое господство, догадались мы уже давно. Не пора ли признать, что и под маской универсализации "прав человека" скрывается высокомерный европоцентризм?"
    С какой стати? Между этими двумя утверждениями нет никакакой связи. То, что советский коммунизм - это тоталитаризм, давно известно. И догадки тут не причем. Подробно объяснено и разобрано, чем он плох. Чем плоха демократия с соблюденем прав человека - неясно. Эта идею пока никому не удалось доказать. Сомневаюсь, что Вам удастся. Да Вы и не пытаетесь это сделать.
    Под Вашим утверждением: Западная демократия - не вершина, к которой устремляется всякое политическое развитие, а всего лишь одна из многих существовавших и существующих форм", подписался бы любой диктатор, от Ким Ир Сена до Милошевича. А Сахаров бы с ней не согласился.
    Я полагаю, что демократия без соблюдения прав человека не равновелика европейской демократии, которую вы презрительно называете "высокомерным европоцентризмом". Это не вершина, а скорее яма. Демократия второй свежести.
    Вся эта тема затронута Вами вообще только для того, чтобы создать представление, будто израильская демократия, основанная на расистских привилегиях для избранных по происхождению граждан "первого сорта", ничуть не хуже европейской демократии.
    Я думаю, что намного хуже. Ее прямое следствие - бесконечная и безнадежная война с инородцами. Ваше заявление "...не может никакая демократия ни от этнической дискриминации уберечь, ни предотвратить межэтнических столкновений" не соответствует действительности. Европейские демократические страны и с дискриминацией успешно борятся и межэтнические столкновения предотвращают. А Израиль сам загнал себя в безвыходное положение, именно потому, что с дискриминацией не боролся, а ее поощрял.
    Вас растрогало, что давно уехав из СССР, я сохранил тем не менее убежденность в том, что "магическое словосочетание "права человека" на самом деле имеет смысл". Сохранил. И более того, убедился, что оно имеет смысл. Работает. Видимо, у нас разный жизненный опыт. В Германии к демократии и правам человека относятся всерьез. И детей учат всерьез относится, с первого класса. Поэтому здесь межэтнических конфликтов практически нет. И вовсе не потому, что иностранцы, которых миллионы, немцев боятся.
    В Израиле, напротив, к правам человека относятся с нескрываемой насмешкой. Считают, как и Вы, блажью. А демократические убеждения, даже у бывших диссидентов, улетучиваются с поразительной быстротой. Наблюдал неоднократно.
    Допускаю, что именно поэтому в Израиле не осталось иной надежды на относительную безопасность, как строительство стены с целью отгородиться от инородцев. Надежда дурная, но другого решения проблемы аннтидемократическое мышление выработать, видимо, не в состоянии.
    Кстати, очень характерно, что Вы заговорили о "пролетарском интернационализме". Для меня в свое время было неожиданностью то, что многие "идейные евреи", даже известные диссиденты, увидели главный грех советской системы в "пролетарском интернационализме". То есть, в никогда не существовавшем мифе, вздорной советской догме. Потом понял, что этот финт позволял в одной яме с "пролетарским интернационализмом" похоронить никакого отношения к большевизму не имеющий настоящий интернационализм, естественно присущий нормальной демократии. И противопоставить ему национализм, как высшее благо.
    
    ***
    
    Вы пишете дальше: "Провозглашая себя (в большинстве случаев вполне искренне) "такими же, как все", мы остаемся фактически другими. По ментальности, по спонтанным реакциям, по склонностям, методам работы, подходу к текстам... да мало ли где еще... И окружающие, конечно же, замечают и чувствуют это, тем более, что с младых ногтей к таковому чувствованию предрасположенность великую имеют."
    Кто это - мы? Мы - евреи, то есть те у кого кровь еврейская? С чего Вы это взяли?
    Именно так считали нацисты. В любой энциклопедии можно прочесть, что расовая теория нацистов - выдумка, лженаука. Что никакой "врожденной ментальности" еврейской, славянской или арийской не бывает. Что это расистский миф.
    Я в книге посвятил довольно много места разбору этого мифа, его структуре и происхождению. Вы не сочли нужным даже упомянуть мой анализ, попытаться объяснить, почему я неправ. Однако, растрогались...
    В приведенной выше цитате есть одно место, которое мне особенно не нравится: "И окружающие, конечно же, замечают и чувствуют это, тем более, что с младых ногтей к таковому чувствованию предрасположенность великую имеют."
    То есть, Вы заранее всех окружающих - вообще всех, кроме вас, "урожденных евреев", - считаете расистами по определению. Имеющими с "младых ногтей великую предрасположенность" к антисемитизму. Это значит, что на самом деле Вы сами страдаете недугом, который пытаетесь навесить на ВСЕХ окружающих. Допускаю, что с этой стороны Вы эту тему не обдумывали. Но получается именно так.
    
    ***
    
    Вы декларируете несогласие с некоторыми моими положениями, но даже не пытаетесь их опровергнуть.
    "По Вашему, волен человек "самосознание" свое изменить, а по-моему, невозможно ни из собственной шкуры выскочить, ни абстрагироваться от того, как видят и понимают тебя другие."
    Почему, собственно? "Самосознание" - это то, что человек думает о себе. Он может ошибаться, может менять свои представления, политические, религиозные и всякие другие взгляды. Это происходит в той или иной степени практически с каждым человеком на протяжении жизини. Юрий Нагибин в романе "Тьма в конце туннеля" описал как его национальное самосознание несколько раз менялось туда и обратно, в зависимости от информации о его предполагаемом отце. И из шкуры выскакивать нет необходимости. Это происходит внутри шкуры - в голове.
    Полностью "абстрагироваться от того, как видят и понимают тебя другие", конечно, невозможно. Но не обязательно верить в любую чушь, которую первый встречный о тебе скажет. Назвали евреем - значит еврей. А если педерастом обзовут? Менять сексуальную ориентацию? Полная зависимость от мнений окружающих говорит только о развитом комплексе неполноценности. И вовсе не означает, что окружающие правы.
     "Не в том, стало быть, беда, что тащим мы за собой пережитки "народного" самосознания, народом уже не являясь, а наоборот - в том, что, будучи народом, боимся это до конца осознать".
    Кто мы ? Урожденные евреи? Опять же, с чего вы это взяли? С каких пор происхождение, а не родная культура определяют принадлежность к "народу"? Я на эту тему писал довольно подробно. Вы все это проигнорировали, ограничились безответственной декларацией. Вы, конечно мою книгу читать просто так не обязаны. Но ведь Ваше открытое письмо - рецензия на нее. Или нет? Если - да , тогда надо хоть как-то контраргументировать. Жанр обязывает.
    
    ***
    
    В заключение Вы приводите цитату раввина Штайнзальца: "...Сегодня "общий знаменатель" единства народа Израиля настолько низок, что даже не находится в ряду собственно еврейских ценностей. Это - юдофобия, из чего следует, что еврейское общество не скрепляет изнутри никакой собственный "клей". Оно сплачивается благодаря давлению извне".
    Очень любопытный текст. И работает он на меня, а не на Вас. Если, некое сообщество людей с разными культурами, языками и религиями объединяет только внешнее давление, то "народом" это сообщество являться никак не может. Неправильный термин. Оно может быть партией, движением, сектой...
    Но полагаю, что раввин Штайнзальц в данном случае ошибается. Вас скрепляет не юдофобия окружающих, а миф о ней. Вера в то, что все окружающие к юдофобии "предрасположенность великую имеют". И еще вас скрепляет иррациональная вера в особость и ценность собственного происхождения.
    Если допустить, что ни тотальной предрасположенности окружающих к юдофобии, ни ценности еврейского происхождения в реальности нет (а это безусловно так), то тогда никакого вообще "клея" не остается. И рушится вся заботливо выстраиваемая уже больше столетия идеология. Сочувствую.
    
    
    

        
___Реклама___