Макс Зильберт
ФЕНОМЕН АШКЕНАЗСКИХ ЕВРЕЕВ


Исследование по методу Л.Н.Гумилёва


Оглавление

1. Метод Л.Н.Гумилева
2. Предыстория
3. На Западе Европы
4. В Польше
5. Польские евреи и Реформация
6. Первый вывод
7. Гаскала
8. В России
9. Приобщение к революционной деятельности
10. Ашкеназы и сефарды (дополнительный очерк)
11. Заключение
12. Приложение I. Расширенная грамота о привилегиях, пожалованная евреям Польши Казимиром Великим (Избранные фрагменты)
13. Приложение II. Л. Дейч. "Роль евреев в русском революционном движении" (выдержки)
14. Библиография.


Метод Л.Н.Гумилева


     Чем объяснить, что кочевники-бедуины, до того мирно пасшие верблюдов по Аравийской пустыне и игравшие минимальную роль на международной арене, в VII веке вдруг подняли знамя пророка и под ним победили в войне мощнейшую державу того времени - Византию, разгромили богатейшую империю Сасанидов (Иран) и стали господствовать на огромных землях от Испании до Индии? Почему никому дотоле не известные монголы в XIII в. захватили всю Южную Азию и пол-Европы? В силу каких причин из крохотных государств вырастали гигантские империи, как было, например, с древним Римом, Османской Турцией и Россией, выросшей из малюсенького в XIV веке Московского княжества?
     Можно поставить вопрос так: какого склада люди могли совершить подобные подвиги? Могли ли они быть похожи на тех, что преобладают ныне в Западной Европе и в России, т.е. обремененными в массе своей лишь обычными житейскими устремлениями и так сформулировавшими свой жизненный лозунг: "вырастить дерево, построить дом, воспитать ребенка"? Навряд ли. Очевидно, что это были люди, одержимые великими идеями и готовые ради них к сверхнапряжению и даже самопожертвованию - подобные сейчас преобладают в таких странах, как, например, Иран, Афганистан, Пакистан, что проявляется в массовом религиозном фанатизме, а в Средние века таковые доминировали в Западной Европе. Л.Н.Гумилев дал им название "пассионариев". По сути пассионарность есть присущая некоторым людям избыточная энергия, которая не может быть реализована через обычные житейские устремления и является, вследствие этого, источником одержимости, описанной выше. Можно утверждать, что пассионарность - признак генетически обусловленный, поскольку наличие ее у человека невозможно объяснить одним лишь влиянием среды.
    
    
    
     На основании огромного исторического материала Л.Н.Гумилев констатировал, что в определенные эпохи в определенных популяциях людей резко повышается насыщенность пассионариями, и назвал такие явления "пассионарными толчками". Поскольку данный признак имеет генетическую природу, подобные толчки могут быть проявлением лишь мутационных процессов. Появившись в популяции, люди нового склада ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), которые становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130-160 лет после толчка, и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами; так русский этнос возник на базе православия, арабский - на базе ислама. Достигнув пика пассионарной насыщенности (Л.Гумилев называл ее "напряжением"), этнос затем теряет ее вследствие естественного отбора, связанного с гибелью пассионариев и их генов. "Особенно ярко это проявляется во время тяжелых войн (как внешних, так и гражданских - М.З.), ибо пассионарные воины по большей части погибают молодыми" и, зачастую, бездетными. Но снижение средней пассионарности этносов имеет место и в "тихие" эпохи, когда идеалом для женщин "становится умеренный и аккуратный семьянин, а пассионарии не находят места в жизни"9 и оставляют обычно меньше потомства, чем их "гармоничные" соплеменники. Добавлю, что по тому же принципу к числу факторов этого отбора можно отнести присущий монашеству аскетизм в форме безбрачия: всегда пассионарные аскеты умирают, опять же, бездетными. Так ослабевали и исчезали великие империи, в том числе упомянутые выше. "Через 1500 лет с момента толчка пассионарный признак полностью устраняется из популяции, процесс этногенеза завершается и этнос либо исчезает (как система, но не обязательно как люди), либо существует неограниченно долго в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта, в гомеостазе"10.

     Наиболее интересный из известных оппонентов Л.Гумилева - Александр Янов, опубликовавший полемическую статью "Учение Льва Гумилева" в журнале "Свободная мысль" N11 за 1992 г. Вкратце пересказав гумилевскую интерпретацию возникновения новых этносов, восхитившись "дерзостью" ученого, "грандиозностью размаха" предпринятого им, А.Янов заявляет: "Но ведь перед нами лишь универсальный набор признаков любого крупного политического изменения, одинаково применимый ко всем революциям и реформациям в мире" и в доказательство предлагает проделать "маленький, если угодно лабораторный .эксперимент: применить гумилевский набор признаков (рождения нового этноса - М.З.) к Западной Европе XVIII-XIX веков" (согласно Гумилеву, западно-европейские этносы возникли вследствие толчка VIII века и сейчас они близки к пассионарному оскудению). Проделаем же и мы его вместе с автором.
     "Разве, скажем, французские энциклопедисты и другие деятели эпохи Просвещения,- спрашивает А.Янов,- не отдали все, что имели, делу возрождения и величия Европы, не были провозвестниками будущего?" Допустим, были.
     "Почему бы нам не назвать Вольтера, и Дидро, и Лессинга "пассионариями?" Разумеется, именно так их и надо назвать.
     "Разве не возникла у них "контроверза" со старым феодальным этносом?". Возникла, но только с господствовавшими на тот момент феодальными сословиями: духовенством и дворянством.
     "И разве не свидетельствовала она, что "наряду с процессами распада появилось новое поколение - героическое, жертвенное, патриотическое?". Разве не дошло в 1789 году дело до великой революции, в ходе которой вышел на историческую сцену Наполеон, кого сам же Гумилев восхищенно описывает как "страстного гения", поведшего к победе "страстных, энергичных, неукротимых людей" (некорректное использование цитат: они взяты из гумилевской характеристики совсем другого человека, вероятно, Александра Невского - М.З.)? Разве не сопротивлялся ему отчаянно "обывательский эгоизм" старых монархий? И разве, наконец, не распространилась эта "пассионарность" так широко по Европе, что старому этносу пришлось сдаться на милость победителя?.. Так, что изверглась в XVIII веке на Европу биосфера, произведя соответствующий пассионарный взрыв? Можно считать 4 июля 1789 года днем рождения нового западно-европейского суперэтноса (провозгласил же Гумилев 8 сентября 1381 года днем рождения великорусского)?".
     Здесь следует остановиться подробнее, так как поставленные А.Яновым вопросы закономерны: революции действительно часто напоминают последствия пассионарных толчков, но только на первый взгляд. Природа вышеописанных событий становится ясна, если рассмотреть их в контексте истории Европы всего II тысячелетия. Начало формирования западно-европейского суперэтноса (так Л.Гумилев называл "скопления этносов, сходных по структуре, стереотипу поведения и генезису") в X-XI вв. было связано, в частности, с мощным движением за очищение церкви от пороков и за повышение ее авторитета (родина движения - аббатство Клюни в Бургундии, отсюда его название - клюнийское). Массовый религиозный фанатизм XI-XIII вв. - крестовые походы, монашеские ордена (францисканцы, доминиканцы), рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, тевтонцы)- свидетельствует, что это время было пиком западно-европейского этногенеза. Затем неизбежный подрыв пассионарного генофонда вследствие войн и монашеского безбрачия привели к коренному изменению облика Европы - количественные изменения стали переходить в качественные. Менялись устремления большинства людей: религиозных и политических фанатиков сменяли чуждые великих идей прагматики, что, в частности, способствовало экономическому подъему. Смена стереотипа поведения была великолепно показана Сервантесом в "Дон-Кихоте": в начале XVII века человек, не понимавший, что времена рыцарских подвигов и романтической любви прошли, был уже смешон. Происходившие изменения требовали новой этики; ее дал протестантизм, который, как писал Макс Вебер, "носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы... защищали... с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда... Это было "the last of our heroism" ("последней вспышкой нашего героизма", англ.), по справедливому определению Карлейля"3.
     Деятельность отдельных пассионариев на "гармоничном" фоне может быть не менее результативной, нежели массовый фанатизм. Общее снижение пассионарности в Европе затронуло главным образом высшие сословия, сформированные в Средние века из людей наиболее пассионарных. Все больше предпочитая подвигам "обеды, ужины и танцы", эти элиты теряли способность управлять, лишь сковывая энергию "низов". Терялась моральная основа феодально-монархического строя, что привело во Франции к появлению идеологии Просвещения, основанной на стремлении к правовому равенству и воинствующем антихристианстве. Французская революция была бунтом III сословия. При крайней деградации элиты энергия "низов" подобно вулканической лаве вырвалась из оков феодализма, сметая все на своем пути. События развивались по сценарию, обычному для всех аналогичных ситуаций (например, позже в России): была установлена революционная диктатура и создана мощная армия на обломках разложившейся, революционеры устроили кровавую расправу сначала над представителями поверженных сословий, а затем и друг над другом, после чего диктатура стала единоличной и была совершена военная экспансия в другие страны. Все эти события привели к еще большему подрыву пассионарного генофонда, в результате чего Франция, пережив еще ряд менее серьезных катаклизмов (1830, 1848 и 1870 гг.), через 83 года после создания Конвента стала относительно спокойным буржуазно-демократическим государством (в 1875 году была принята Конституция III республики).
     События XVIII века не были, таким образом, следствием пассионарного толчка, а Ж.П.Марату и М.Робеспьеру не было суждено стать создателями нового этноса, ибо их деятельность происходила на фоне общего снижения пассионарности. Так было в Европе... Иное дело - Азия.
     "... Что, право, может помешать какому-нибудь, скажем, японскому "патриотическому" историку,- спрашивает далее А.Янов,- объявить, приняв за основу гумилевские рекомендации, 1868-й годом рождения нового японского этноса? Тем более, что именно в этом году произошла в Японии знаменитая реставрация Мэйдзи, в результате которой страна одним стремительным броском вырвалась из рамок многовековой изоляции и отсталости, уже через полвека разгромив великую европейскую державу - Россию, а еще полвека спустя бросив вызов великой заокеанской державе - Америке. На каком основании, спрашивается, сможем мы отказать Японии в пассионарном взрыве и, следовательно, в извержении биосферы именно на нее в XIX веке?"
.
     Ни в коем случае не надо ей в этом отказывать! А.Янов совершенно правильно разглядел последствия пассионарного толчка, только был он не в XIX, а в XVIII веке (рождению нового этноса обычно предшествует инкубационный период).
     Важнейшая заслуга Л.Н.Гумилева заключается в установлении зависимости характера исторического процесса от типового состава тех или иных этносов в те или иные эпохи, а также в открытии факторов, вызывающих изменения этого состава.
    
Предыстория


     Согласно Л.Н.Гумилеву, в I веке хр. эры произошел пассионарный толчок, зона которого представляла собой полосу от юга Скандинавии до Эфиопии; его результатом стало появление среди прочих общностей готов, славян, даков. Последние подняли в начале II века мощное антиримское восстание, после подавления которого перестали существовать как этнос. В Палестине же этот толчок привел, во-первых, к появлению христианства, а во-вторых - к резкому усилению борьбы живших там иудеев против римского владычества, которая вылилась в грандиозное восстание 67-73 гг., вошедшее в историю под названием Иудейской войны. Пиком восстания явились осада и взятие Иерусалима римлянами. Зелоты (так назывались наиболее бескомпромиссные борцы за независимость Иудеи) считали само существование еврейского народа неразрывно связанным со Святой землей, Иерусалимом и Храмом. Они готовы были погибнуть за идею, что в итоге большинству из них и было суждено (часть из них, правда, была продана в рабство). Пойди все евреи тогда за зелотами, и этот народ постигла бы судьба даков. Однако была в Иудее партия мира с Римом, представители которой ставили выживание "богоизбранного народа" выше сохранения за ним Иерусалима с его святынями; лидером этой партии был раби Иоханан бен Заккай. Нет оснований считать, что р. Иоханан и его сторонники были менее пассионарны, чем зелоты, но их энергия была направлена не на самоуничтожение во имя безнадежной идеи, а на самосохранение ради идеи перспективной и предопределявшей существование евреев на многие века вперед.
     Захватив власть в осажденном городе, зелоты запретили жителям покидать его под страхом смерти, и тогда р. Иоханан ради спасения себя и своих соратников сделал следующее: притворившись мертвым, он при помощи своего родственника, бывшего одним из вождей зелотов, в сопровождении группы учеников был в гробу вывезен из города. После побега р. Иоханан явился к Титу, сыну императора Веспасиана, руководившему осадой, с просьбой разрешить ему "поселиться с учениками и устроить школу в городе Явне" (на побережье Средиземного моря, на полпути между Яффой и Ашдодом)8. Согласно Талмуду, правда, этот разговор р. Иоханан вел с самим Веспасианом, однако это очевидная ошибка, т.к. во-первых, Веспасиан в осаде Иерусалима в тот момент уже не участвовал, а во-вторых, согласно тому же Талмуду, р. Иоханан предсказал собеседнику, что тот станет императором, а Веспасиан таковым тогда уже был.
     С точки зрения римлянина, если иудей не хотел воевать с Римом, а хотел открыть "какую-то там школу", препятствовать ему в этом оснований не было никаких. Тит, а разрешение давал, по-видимому, он, не мог предполагать масштабов последствий этого события, не знал он, что способствовал созданию по сути нового народа, которому предстояло надолго пережить как сам римский этнос, так и многих других своих гонителей.
     После падения Иерусалима школа в Явне стала духовным центром не только палестинского еврейства, но и всей диаспоры. Р. Иоханан создал также новый Синедрион, высший законодательный орган иудеев, между тем как раньше считалось, что таковой может заседать лишь в Иерусалимском Храме8. Из школы в Явне вышли многие выдающиеся законоучители, создавшие в разных местах свои собственные школы. Явенский Cинедрион восстановил прервавшиеся вследствие войн связи со всей еврейской диаспорой.
     Позже, в 116-117 и в 132-135 гг. произошли два крупных иудейских восстания, после которых борьба за независимость Иудеи закончилась.
     За века, последовавшие за завершением Библии появилось множество устных комментариев к ней, вошедших в т.н. "Устную Тору". Во II в. хр. эры выдающийся еврейский законоучитель р. Акиба бен Иосиф, который, кстати, был главным вдохновителем последнего иудейского восстания под предводительством Бар-Кохбы, систематизировал и записал их, положив таким образом начало написанию трактата "Мишна" ("Второучение"), завершенного его последователями в начале III в. В Мишне содержатся законы по гражданскому и уголовному праву, о субботе, праздниках и постах, о пище и обрядах и проч. После заключения Мишны следующие поколения иудейских мыслителей составляли "добавления" к ней - "Гемару". Мишна и Гемара вместе получили название "Талмуда" ("Учения")8.
     Вследствие постоянных гонений со стороны римских властей из Палестины происходила эмиграция евреев, главным образом в Вавилонию, где их община существовала еще со времен "Вавилонского пленения" в VI в. до хр. э. и где с середины III в. хр. э. царями из династии Сасанидов были созданы относительно благоприятные для их жизни условия; т.о. имел место пассионарный дрейф. Вследствие этого и статус духовного центра еврейства переходил от Палестины к Вавилонии. В течение V в. вавилонскими иудеями была создана своя Гемара, гораздо более обширная и глубокая по содержанию, чем палестинская. Поэтому именно Вавилонский Талмуд получил наибольшее распространение в дальнейшем.
     Важнейшим элементом Талмуда является Галаха - Закон, регламентирующий все аспекты жизни евреев: брачные отношения, законы о пище (кашрут), имущественное право, правила отношений с представителями других народов и т.д. Многие законы Галахи направлены на изоляцию евреев от неевреев (на иврите - "гоев"). Талмуд запрещает: вступать в браки с иноверцами, участвовать в совместной с ними трапезе, употреблять вино, к которому кто-либо из них прикасался, или кушанье, ими приготовленное, а также вступать с ними в контакты, когда они отправляют культ или готовятся к этому. "Накануне праздников язычников, - сказано в Мишне, - загодя, еще за 3 дня, запрещается заключать с ними сделки, одалживать им какие-либо вещи или, наоборот, просить что-нибудь, давать деньги в долг или брать взаймы, отдавать долг или принимать уплату долга". Клятвы неевреев Талмуд объявлял недействительными, вследствие чего запрещалось становиться их деловыми партнерами18. Следует отметить, что эти законы создавались в условиях большого скопления еврейского населения, когда они были реально выполнимы.
     Поскольку законы Галахи могли входить в противоречие с законами страны, в которой евреи жили, особую важность приобретали принципы решения таких коллизий. Согласно одному из принципиальных положений иудаизма, иудейская правовая система дана свыше, тогда как законы других народов созданы людьми18 и выполнять их следует в силу необходимости. Вавилонский талмудист р. Шмуэль (III в.) сформулировал правило: "Закон государства обязывает"18, в котором проявилось стремление к компромиссу во имя права проживания в данной стране.
     Одним из важнейших отличий иудаизма от других монотеистических религий является его отношение к прозелитизму. Хотя единого мнения по данному вопросу в Талмуде нет, можно констатировать, что в целом Галаха прозелитизм приветствует. Однако, если христианство или ислам, к примеру, готовы с радостью принять в свое лоно любого, не выясняя его мотивов (нередки были даже случаи насильственного обращения), то большинство талмудических мыслителей требовали, чтобы желание приобщиться к "богоизбранному народу" было обусловлено лишь религиозными соображениями. Претендента сначала отговаривали, разъясняли ему всю тяжесть положения еврейского народа, и лишь если тот и после этого проявлял твердость в вере, его принимали15в. Имели место, правда, высказывания вроде "Прозелиты в тягость Израилю, они как лишай"18 или "Пусть многие беды постигнут того, кто принимает иноверцев в иудаизм"18, но они были редки.
     С завершением Вавилонской Гемары иудаизм не остановился в своем развитии. Позже создавались комментарии к Талмуду, который сам является сборником комментариев к Ветхому Завету, затем появлялись комментарии к комментариям, затем - комментарии к комментариям к комментариям и так из поколение в поколение, из века в век ...
     Итак, потеряв связь с Землей Обетованной, сформировался своеобразный народ без родины, или "блуждающий суперэтнос", как назвал его Л.Н.Гумилев. "Ubi bene ibi patria" ("Где хорошо, там и отечество" - лат.) - этот космополитический принцип в значительной мере отражает его существование с тех пор. К концу I тысячелетия евреи распространились по всей Западной и Юго-Восточной Европе и Передней Азии.
    
На Западе Европы

     Земли, где протекают реки Рейн и Сена (Юго-Запад Германии и Север Франции), в средневековых еврейских источниках называются Эрец Ашкеназ (Земля Ашкеназская). Известно, что сыны Израиля жили там еще при римлянах (документы III в. из Кельна свидетельствуют об их наличии в этом городе), однако до XI в. их историческая роль была незначительной по сравнению с той, что играли их соплеменники из Вавилонии, Персии, Хазарии или Испании; между тем будущее их потомкам предстояло великое.
     Как уже упоминалось выше, по версии Л.Н.Гумилева, в конце VIII в. произошел пассионарный толчок, зона которого протянулась от Испании до Юга Скандинавии и который привел к образованию Западно-Европейского суперэтноса. Земля Ашкеназская находилась, таким образом, как раз в его "эпицентре" и, судя по последующим событиям, евреев этот толчок также затронул.
     Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. там начала бурно формироваться своя талмудическая школа, что совпало по времени с Клюнийским движением в западно-европейском христианстве. Основателем этой школы, получившей название Лотарингской, был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор ха-Гола ("светоч диаспоры") (960-1028 гг.), с именем которого еврейская традиция связывает появление новых общинных уставов (в них, среди прочего, запрещалось многоженство).
     Наиболее выдающимся представителем Лотарингской школы был р. Соломон Ицхаки (абр. Раши) из Труа (1039-1105 гг.). Составленные им и его последователями "тосафистами" ("составителями добавлений") комментарии к Талмуду вошли почти во все дальнейшие издания последнего. Благодаря ему Северная Франция (Шампань), где он жил, стала крупнейшим центром талмудической науки того времени. "Мудрецы Франции, тосафисты,- писал впоследствии р. Соломон Лурия, один из крупнейших еврейских религиозных авторитетов в Польше XVI в., - сделали из него (Талмуда) как бы шар и прокатили его с места на место, чтобы он выглядел как однородное тело, без противоречий и изъянов ..."7.
     На заре средневековья ашкеназские евреи были очень немногочисленны: община в 100-200 человек считалась большой. Очевидно, что в таких условиях немыслимым было выполнение запретов, касающихся контактов с иноверцами, т.к. материальное положение евреев, бывших в большинстве своем купцами и ростовщиками, почти полностью зависело от них: продукты для пропитания, одежду и проч. они должны были приобретать у христиан; евреям приходилось и торговать предметами культового назначения, и заключать сделки в дни церковных праздников. Раши, к примеру, позволял употреблять изготовленное христианами вино, поясняя, что те не используют его при богослужении, как это было принято у язычников, окружавших евреев в талмудическую эпоху, и, следовательно, оно уже не является предметом "чуждого культа". Также обычно приходилось обходить запрет признавать клятву иноверца, хотя тот же Раши однажды даже отказался от иска к христианину из-за того, что тому пришлось бы присягать в суде18.
     Известно, что в Средние века имели место случаи перехода христиан в иудаизм, или "гиюра"; тосафисты и их последователи единодушно это приветствовали. Если случаи крещения евреев были обусловлены обычно или принуждением, или нежеланием нести бремя галахических предписаний, то побудительным мотивом к принятию иудаизма могли быть лишь идейные соображения. Р. Иоэль бен Ицхак так писал об одном из прозелитов: "И был послан дух от Господа, и почил он в сердце сего человека ... И ... приступил он к работе господней: взыскуя Бога, стал изучать писание и священный наш язык и долгое время прожил среди нас. Был он муж праведный и непорочный и дни свои проводил в учении..."18.
     Церковь ревниво оберегала целостность рядов своих приверженцев и за обращение христиан в иудаизм карала беспощадно, что заставляло евреев скрывать существование института гиюра. Поэтому о массовости данного явления в Средние века судить сложно.
     Условия жизни евреев в тех или иных странах зависели от того, какие соображения у их правителей брали верх: материальные или идеологические. В первом случае власти им покровительствовали, т.к. их торговая и кредитная деятельность способствовала пополнению казны, во втором же их ждали гонения, зачастую крайне жестокие. До конца XI в. положение евреев в Германии было вполне благоприятным для них, зачастую они пользовались поддержкой городских епископов. Император Священной Римской империи Генрих IV (1056-1106 гг.) в 1091 г. пожаловал им грамоту, согласно которой было запрещено принуждать их к принятию христианства, а в судебных процессах с христианами евреи могли присягать по своему религиозному обряду.
     Начало эпохи крестовых походов в 1096 г. ознаменовало перелом в жизни европейских евреев: "спасители гроба Господня" не могли смириться с благополучным проживанием на их землях "распявших Христа". Некий монах утверждал, что на могиле Иисуса была найдена записка, предписывающая христианам крестить всех евреев8. Последние в результате и стали первыми жертвами крестоносцев, ставивших их перед выбором: крещение или смерть.
     Массовый религиозный фанатизм - характернейшее последствие пассионарного толчка - отличал евреев той эпохи не в меньшей степени, нежели христиан. Следуя талмудическому принципу "Киддуш-ха-Шем" ("освящение имени божьего"), требующему мученичества за веру, они в большинстве своем предпочитали смерть крещению18, иные сами убивали себя и свои семьи, дабы не попасть в руки палачей. Некоторые даже поначалу заявляли о своей готовности креститься, но только для того, чтобы во время соответствующей церемонии публично плюнуть на крест, присовокупив к этому какую-нибудь бранную тираду в адрес Иисуса и его матери18.
     Общины Вормса и Майнца погибли почти полностью, община Трира после долгого сопротивления согласилась-таки на крещение, а евреям Шпеера вместе с горожанами-христианами удалось отстоять свой город. Позже, в 1103 г. Генрих IV, несмотря на протесты папы, разрешил насильственно крещеным вернуться в лоно иудаизма. В возникшей среди евреев острой дискуссии о том, как к ним относиться, решающую роль сыграл авторитет Раши, сказавшего: "Да будем далеки, чтобы отделиться от вернувшихся или осрамить их!"8.
     В 1215 г. в Латеранском дворце в Риме под руководством папы Иннокентия III прошел очередной (IV) церковный собор, сыгравший важнейшую роль в истории Западной Европы и наложивший сильнейший отпечаток на положение европейского еврейства в ближайшие 3-5 веков. Собор резко осудил еретиков - альбигойцев, катар, вальденсов, положил начало созданию инквизиции, а касаемо именно евреев наиболее ярким нововведением было предписание им носить на одежде особый знак - круглый или прямоугольный кусок желтой ткани. С тех пор унижения и гонения на евреев в Европе стали постоянными.
     Стремление евреев как можно плотнее отгородиться от христианства, только усиливаемое постоянными их преследованиями, ярко проявилось в деятельности сформировавшейся в начале XIII века группы "Хасидей ашкеназ" ("Благочестивых из Ашкеназа"). Основатели этой группы были выходцами из школы тосафистов. В книге "Сефер ха-Хасидим" ("Книга благочестивых"), автором которой был р. Иегуда ха-Хасид из Парижа (1166-1224 гг.), талмудические предписания относительно неприятия "чуждых культов" доведены до крайности, граничащей, на взгляд современного человека, не то с мракобесием, не то с чудачеством. Здесь запрещалось не только входить в "дом чуждого служения"18 или во двор при нем, но даже просто склонять голову, проходя мимо церкви, дабы это не было истолковано как дань уважения христианству, разменивать деньги идущему в церковь иноверцу, чтобы не стать соучастником "их приношений", "обучать (христианского - М.З.) священника еврейской грамоте, а также исполнять для него на музыкальных инструментах какие-нибудь приятные мелодии, чтобы, не дай Бог, не воспроизвел он ту же мелодию, стоя перед своим алтарем". По мнению р. Иегуды, "в синагоге не должно быть окон, выходящих на дом "чуждого служения"". В Книге благочестивых описан эпизод, когда евреи отказались покупать у христиан оставшиеся после строительства церкви стройматериалы для постройки синагоги, сказав: "даже для постройки частного дома не следует брать у них, а тем более для синагоги"18.
     Р. Иегуда и его соратники настаивали на самом ревностном соблюдении принципа "Киддуш-ха-Шем". Книга благочестивых запрещает не только временно креститься ради личного спасения, но даже пришивать к платью или прибивать к дому (в целях конспирации при приближении погромщиков) крест, стричь волосы в кружок подобно христианскому духовенству, а стены домов, залитые кровью мучеников, предписывалось не белить, чтобы кровь могла "вопиять к Богу"8.
     Можно констатировать, что в XI-XIII вв. в Земле Ашкеназ образовался новый иудейский этнос, во многом не похожий на другие. Ашкеназское еврейство отличалось крайней культурной обособленностью, его интеллектуалы, в отличие, например, от их испанских единоверцев, сефардов, были совершенно чужды общей образованности и занятий поэзией и полностью сосредоточились на развитии талмудической науки; сформировался особый тип ашкеназского ученого мудреца, "замыкающегося в 4-х стенах Галахи"7. Другой важнейшей сферой их творчества стала Каббала - иудейская мистика. И, наконец, к XIII в. сформировался особый язык ашкеназских евреев - "лашон ашкеназ" или "идиш", представлявший собой диалект немецкого с добавлением некоторых слов из иврита, буквы же при письме на нем использовались древнееврейские; в дальнейшем ашкеназские евреи говорили на нем почти во всех странах, где жили (кроме Италии). Иврит перестал быть разговорным языком евреев еще во II веке, в диаспоре они обычно заимствовали языки народов, среди которых жили. Вавилонская Гемара была написана на смешанном языке, состоящем из элементов иврита и арамейского. Этот язык стал именоваться "священным" или "лошн койдеш". В Земле Ашкеназ он был сохранен, но лишь как язык религиозный, который знала только интеллектуальная элита, изучавшая его в иешивах (иудейских вузах). На нем были написаны почти все литературные труды ашкеназских мыслителей, вследствие чего большинству евреев они были недоступны.
     Для евреев Юго-Западной Германии и Северной Франции была характерна полная автономия каждой общины с очень большой властью общинных институтов. Они селились в городах в специально отведенных для них кварталах (Platea Judaecrum), которые иногда обносились крепостными стенами. Их правовой статус определялся специальными "грамотами о привилегиях" и обычно обозначался термином "servi camerae" ("рабы казны"), что означало принадлежность евреев королю, который мог их по своему усмотрению переселять, отнимать их имущество, аннулировать причитающиеся им долги7. С другой стороны, они получали монаршую защиту, за которую, правда, приходилось дорого платить. Выступая в суде, еврей должен был приносить особую еврейскую присягу (more judaico), иногда включавшую в себя унизительные формулировки. Носить оружие для самозащиты евреям запрещалось.
     Среди обвинений, обычно выдвигавшихся в отношении них, наиболее распространенными были: в ритуальных убийствах христианских детей, в осквернении гостии (утверждалось, что они прокалывают просфору, символ тела господнего, иглами, после чего из нее течет кровь Христова) и в обращении христиан в иудаизм. Последнее, как мы видели, имело под собой основания.
     В Англии массовое поселение евреев началось после нормандского завоевания 1066 г.; неучастие английского рыцарства в первых двух крестовых походах благоприятно сказалось на их жизни там. Первый крупный еврейский погром в Лондоне состоялся в день коронации Ричарда I Львиное Сердце (3.09.1189) и с тех пор их положение неуклонно ухудшалось, пока в 1290 г. король Эдуард I не издал указ об их изгнании с "Туманного Альбиона": Сынов Израиля обвинили в "обрезывании монет". Изгнанники в большинстве своем переселились во Францию, однако уже в 1306 г. королем Филиппом IV Красивым были выселены и оттуда с предварительной конфискацией их весьма немалого имущества. Общее число изгнанных тогда из Франции было около 100 тыс. человек, что свидетельствует о бурном демографическом росте ашкеназских евреев за прошедшие 2 с лишним века8.
     Для евреев Германии самые жестокие времена наступили в 1348-1349 гг., когда Европу охватила эпидемия чумы, сократившая ее население на треть, при том, что евреи, хотя в их гетто плотность населения была гораздо выше, чем в христианских кварталах, страдали от нее гораздо меньше. Еврейские источники объясняют это соблюдением ими правил гигиены - средневековые христиане, хотя и "привезли" из крестовых походов обычай мыться в бане, чистоплотностью не отличались. Так или иначе, но на евреев пало обвинение в умышленном распространении болезни путем отравления колодцев христиан. Началась резня, остановить которую не могла даже защищавшая евреев булла папы Клемента VI8.
     В середине XV в. на евреев Центральной Европы обрушилось новое бедствие, на сей раз в лице одного человека - монаха Францисканского ордена Иоанна Капистрано (1386-1456). Будучи легатом (представителем) папы Николая V в Германии, этот фанатик, обладавший выдающимся ораторским талантом, разъезжая по городам, везде настраивал против них как знать, так и чернь. Епископ Готфрид из Вюрцбурга, который был также герцогом Франконии, после его проповедей не только отменил данные им ранее евреям выгодные привилегии, но и изгнал их из своих владений, "ибо он не хотел более терпеть их". В Бреславле (Силезия) с подачи Капистрано были сожжены 40 евреев по обвинению в осквернении гостии (под пыткой они сознались во всем) и ритуальном убийстве христианского мальчика. Остальные обвиненные (всего 318 человек) были изгнаны из Бреславля, а их дети до семилетнего возраста у них отняты, крещены и отданы христианам на воспитание. Такова лишь небольшая часть списка "подвигов" человека, прозванного "бичом евреев"8.
     В некоторых европейских странах, в основном к востоку от Германии, стремление правителей привлечь в свои страны евреев для пополнения своей казны брало верх над религиозной нетерпимостью. Для такого привлечения было необходимо обеспечить их личную безопасность и безопасность их имущества, возможность им вести образ жизни, соответствующий канонам иудаизма, а также, чтобы доход от них был максимальным, возможность заниматься их традиционными промыслами: выдачей кредитов и торговлей. В 1244 г. австрийский эрцгерцог Фридрих, несмотря на активное противодействие императора Священной Римской империи Фридриха II (Австрия была тогда составной частью империи), выдал евреям Грамоту, согласно которой, среди прочего, христианин, убивший еврея, наказывался смертью, ранивший - денежным штрафом или лишением руки, похитивший еврейского ребенка для насильственного крещения - штрафом. Аналогичные грамоты позже были выданы евреям Венгрии королем Бела IV (1251 г.), Богемии королем Отокаром (1254 г.), Калиша в Великой Польше князем Болеславом (Польша была раздроблена и грамота касалась лишь данного удела, 1254 г.), Тюрингии и Мейсена (Саксония) князем Генрихом (1265 г.)8. В результате такого положения вещей вплоть до середины XVII века миграция европейских евреев имела общее направление с запада на восток.
    
В Польше

     Страной, сыгравшей важнейшую роль в истории евреев, стала Польша. Начало процесса интенсивного формирования еврейских общин в этой стране, судя по сохранившимся документам и результатам археологических раскопок (найдены монеты, относящиеся к этому времени, с надписями на иврите и еврейскими именами чеканщиков), относится к концу XII - началу XIII вв., однако началом их процветания там можно считать лишь середину XIV в., эпоху правления короля Казимира III Великого (правил в 1333-1370), создателя централизованного польского государства. В 1367 г. он выдал евреям Грамоту о привилегиях, каковых они не имели больше нигде. Согласно этой грамоте, в частности, получили официальное признание общинные институты, в т.ч. суд еврейских старейшин ("... в каждом деле о споре или стычке между евреями да не будет судить никто, кроме старейшин их, за исключением тех случаев, когда они сами не смогут выяснить истину" (§10)), а также законность традиционной еврейской присяги на свитке Торы (§§1, 5, 12, 13). Грамота предусматривала суровые наказания за нападения на евреев (§§12, 13, 14), осквернение еврейских кладбищ (§21), нанесение ущерба синагоге (§22), несанкционированный вход в их жилища (§29), похищение еврейских детей (§38), неоказание помощи еврею в случае нападения на него (§44), отказ торговцев продавать товары евреям (§46), запрещалось вызывать евреев в церковный суд (§30). Грамота защищала их финансовую деятельность от вмешательства конкурентов (§45) и гарантировала возможность вести соответствующий канонам иудаизма образ жизни, включая право на кошерный убой скота и продажу некошерных частей туш христианам (§20).
     В 1453 г., в год коронации Казимира IV из династии Ягеллонов, оригинал Грамоты сгорел при пожаре в Познани. Вступив на престол, новый король издал ее подтверждение, в заключении которого говорилось: "Мы желаем, чтобы те евреи, которых мы охраняем для нас и королевства нашего как особую ценность, признали наше королевство добрым для них". Содержание грамоты вполне соответствовало этим словам7.
     Положение евреев в средневековой Польше можно без преувеличения охарактеризовать как "status in statu" ("государство в государстве", лат.), настолько широка была их автономность. Они имели свою законодательную (кагал), судебную и исполнительную власти.
     Кагал регулировал все сферы жизни общины: хозяйственную деятельность, отношения с христианами, проблемы семьи, религии, воспитания, отвечал за сбор налогов, за работу синагоги и кладбища, осуществлял надзор за кошерным убоем скота, контролировал работу учителей, организовывал помощь беднякам. Он также имел полномочия выдавать право на жительство тому или иному еврею, причем основным мотивом в решении этого вопроса было благосостояние человека (бедняк становился для общины бременем, т.к. государственные налоги с нее собирались лишь в зависимости от ее численности). Решения кагала приобретали силу закона лишь после того, как их утверждал раввин (главный специалист по галахе) и специально уполномоченный писец заносил их в особую книгу кагала - пинкос. Система выборов в кагал была далека от нынешних представлений о демократии: руководители общин, отработав положенный срок, выдвигали выборщиков, обязательно не состоявших между собой в родстве, которые и избирали новое руководство, обычно около 20-ти человек7.
     Община несла перед властями коллективную ответственность за каждого члена. Представительские функции кагал осуществлял через своих специальных чиновников - "штадланов".
     Еврейский суд обычно возглавлялся раввином, вместе с которым заседали двое судей, назначенных выборщиками, и имел 3 инстанции, различные по серьезности рассматриваемых ими дел. Он занимался лишь имущественными спорами между евреями, другими делами занимался кагал.
     Одним из наиболее распространенных наказаний для преступников было содержание под стражей (в тюрьме). Так обычно поступали с неплательщиками налогов или долгов, нарушителями спокойствия и проч. Смертная казнь в общинах не применялась, но бывали телесные наказания: битье палками, отрезание ушей, а также выставление у "позорного столба" - приковывание цепями к стене в коридоре синагоги. Обжалование решений еврейского суда у польского "судьи по делам евреев" законодательством предусматривалось, однако отношение общин к этому было крайне неодобрительным, так как подрывался авторитет руководства.
     Неким подобием глав исполнительной власти в общинах были парнасы, или старосты, работавшие, как и другие служащие, бесплатно. Они следили за соблюдением решений кагалов и руководили текущими делами. В каждой общине их было не менее трех и они сменялись каждый месяц. У парнасов было 3-5 заместителей - "лучших".
     С конца XVI в. в Польше, Литве и некоторых других странах еврейской диаспоры существовали надобщинные органы управления - Ваады, которые решали проблемы, неразрешимые для местных кагалов.
     Польские евреи представляли собой совершенно особое торгово-промышленное сословие со строго определенными государственными функциями, важнейшей из которых было пополнение казны; в то же, что было за пределами этих функций, например, во внешнюю политику, они не вмешивались. Основными направлениями их деятельности были кредиты, торговля, арендаторство, шинкарство, содержание постоялых дворов, ремесла.
     В банковском деле евреи проявляли активность с середины XIV в. Особенно прославился в этой области Лейба из Кракова, снабжавший деньгами троих королей: Казимира III, Людвига Венгерского (правил в 1370-1382 гг.) и Владислава Ягайло (правил в 1386-1434 гг.), а также королеву Ядвигу, дочь Людвига и жену Ягайло. Однако в течение XV-XVI вв. роль польских евреев в банковском деле постепенно уменьшалась, а к середине XVII в. они уже больше брали кредитов, чем давали; причины: с одной стороны - неблагоприятная ситуация в международных финансах, с другой - давление землевладельцев и духовенства7.
     Польские евреи были активны во всех областях торговли: розничной, оптовой и посреднической. Они, например, занимались скупкой у крестьян излишков их продукции, которые затем продавали на городских рынках, а также были посредниками в продаже урожая, скота и лесных товаров (древесины, дегтя, смолы и т.п.) из поместий шляхты. Насколько можно судить по юдофобской книге С.Мичинского "Зерцало короны польской", евреи играли важнейшую роль в экспорте и импорте Польши, во всяком случае в начале XVII в. они в значительной мере потеснили в этой сфере христиан7.
     Широчайшее распространение среди прочих видов деятельности польских евреев получило арендаторство: владелец, к примеру, поместья уступал все его или часть за определенную плату кому-либо, а тот стремился извлечь из арендованного максимальную выгоду; при этом живущие на территории поместья крестьяне оказывались в подчинении арендатора. Своеобразной формой аренды, которой также активно занимались евреи, был откуп: за определенную плату человек получал у государства, например, монопольное право на добычу соли или продажу спиртных напитков ("пропинация"), или право на сбор таможенных пошлин или налогов.
     Весьма велико было участие польских евреев в винном промысле (шинкарство). Значительное число из них, в отличие от их собратьев на Западе, занимались ремеслами, особенно портняжным делом; были среди них и меховщики, шляпники, ювелиры, дубители кож. Евреи-ремесленники создавали жесткую конкуренцию христианам и в ней зачастую одерживали верх.
     По мере миграции ашкеназских евреев на восток Европы туда же перемещалась и талмудическая наука. Важнейшими ее центрами стали Прага, Вена, Будапешт и, в особенности, польские города: Краков, Познань, Люблин, Львов и др., а также общины Литвы, где после заключения в 1375 г. польско-литовской унии в г. Крево началось столь же интенсивное, как в Польше, формирование еврейских общин. Известный хронист XVII в. Н.Ганновер утверждал, что к XVI в. не было "столько Торы", как в Польше, а один венецианский раввин, побывав там в 1638 г., писал: "здесь располагаются иешивы и бейт-мидраши (помещения для религиозных дискуссий - М.З.), где тысячи молодых людей изучают еврейские гражданские и религиозные законы"7.
     Такие явления, как изгнания, изъятия собственности евреев, аннулирования долгов им, столь обычные в Средние века для западно-европейских стран, для Польши были совсем не характерны. Ношение ими оружия для защиты городов, где они жили, властями не только разрешалось, но даже поощрялось. Редкий отголосок отношения к евреям как к "рабам казны" (этот термин в официальных польских документах никогда не употреблялся) заключался в том, что убийца еврея наказывался за "нанесение ущерба казне". Однако утверждать, что их жизнь в Польше была безоблачной, было бы сильным преувеличением: как писал в XVIII в. еврейский мыслитель Шломо Маймон (Шломо бен-Иехошуа, 1753-1800), "вряд ли есть еще такая страна, как Польша, где свобода (еврейского) вероисповедания и ненависть к нему соседствуют так близко. Евреям разрешается выполнять все мицвот (613 заповедей Торы, включая 10 основных - М.З.) вполне свободно ... и даже есть у них свои суды. Но при этом ненависть к (их) вере так велика, что само слово "еврей" (по-польски и по-чешски - jid - М.З.) звучит как оскорбление"7.
     Помимо того, что в отношении евреев в Польше были распространены те же обвинения, что и в Западной Европе - в ритуальных убийствах христианских детей, осквернениях гостии, склонении христиан в иудаизм, многих польских политиков раздражали привилегии евреев. Так, кардинал Збигнев Олесницкий, герой Грюнвальдской битвы, спасший жизнь королю Ягелло, писал Казимиру IV в связи с подтверждением последним вышецитированной Грамоты: "... прошу и молю Ваше Величество отменить грамоты эти; докажите, Ваше Величество, что Вы - католический король, запретите то, что оскорбляет имя короля и может привести к еще большему замешательству". Историк Ян Длугош спустя 10 лет писал о том же: "... права, дарованные королем и его советниками евреям, были оскорблением святой веры и в этом короля открыто обвиняли кардинал Збигнев и епископ Краковский, а монах Иоанн Капистрано (см. предыдущую главу - М.З.) угрожал ему карами небесными; но не захотел король отменить привилегии, и обрушил Бог ярость свою на короля и народ"7 (имеются в виду временные неудачи Польши в войне с Тевтонским орденом). В большинстве случаев королевская власть заступалась за евреев.
    
Польские евреи и Реформация

     Мартин Лютер в начале своей реформаторской деятельности ожидал, что очищенное от пороков папства христианство привлечет евреев к себе и призывал христиан к терпимости в отношении них. В то же время некоторые "горячие головы" среди евреев, решив, что Реформация означает отказ от христианства вообще (без папской власти оно казалось тогда многим немыслимым), пытались склонить самого Лютера к иудаизму: во время поездки реформатора в Вормс к нему явилась делегация с таким предложением18. Когда же обе стороны осознали всю тщетность своих стараний, отношения между ними резко ухудшились и под конец жизни Лютер уже выступал с резкими нападками на них.
     В 20-е годы XVI века идеи церковных реформаторов проникли и в Польшу, породив там значительное брожение умов, приведшее к появлению антикатолических сект, например, антитринитариев, отрицавших триединство бога; доходило даже до полного отказа от христианства, в чем некоторыми усматривалось влияние иудаизма. Со стороны католической церкви эти процессы встречали самое ожесточенное сопротивление: в 1520-е гг. был издан ряд королевских указов, запрещавших продавать книги Лютера, грозя виновным конфискацией их имущества и изгнанием из страны, а проповедовать идеи реформаторов запрещалось под страхом смерти. Тем не менее пропаганда протестантизма в Польше получила еще больший размах в 1530-е гг.
     Одна пожилая краковская мещанка, Екатерина Залешовская, вдова крупного городского чиновника, начав с отрицания таинства евхаристии по католическому обряду, что составляет один из элементов протестантизма, затем отказалась и от основной догмы христианства - божественности происхождения Христа. "Не имел господь ни жены, ни сына, - заявила она на суде, - да ему и не нужно этого, ибо сыновья нужны только тем, которые умирают, а Господь Бог вечен, и коль он не родился, так и умереть не может...". Не пожелав отречься от своих взглядов, Залешовская в 1539 г. была сожжена на центральной площади Кракова по обвинению в "иудейской ереси".
     Одновременно с делом Залешовской разгорелся другой скандал, связанный уже с обвинением евреев в склонении христиан в иудаизм. Как писал польский хронист Бельский, в 1539-1540 гг. "евреи ..., видя, что люди принялись умствовать и препираться о своей христианской вере, как будто сомневаясь в истинности ея, совратили у нас в жидовскую веру немало христиан, совершив над ними обряд обрезания". Утверждалось, что новых прозелитов переправляют в Литву, где их прячут тамошние евреи (в Литве, между прочим, проживал тогда юный королевич Сигизмунд, поддерживавший протестантизм и отличавшийся веротерпимостью). Король же Сигизмунд I, бывший по совместительству также Великим князем литовским, услышав об этом, в ярости постановил "оное заблуждение обуздать и виновных, осмеливающихся учинить подобное, наказать по всей строгости закона". Два полномочных комиссара, направленные им в Литву для расследования, устроили там беспредельное преследование евреев: по любому поводу кого-либо из них останавливали на дороге или врывались в его дом и чинили "тяжести несносные", допытываясь, не отступник ли он от христианства. Те в результате боялись даже на время покидать семьи. Ярмарки, в том числе крупнейшая из них в Люблине, опустели, разоренные евреи не могли в полной мере платить казенные подати, казна несла непоправимые убытки.
     Тогда литовскими евреями была направлена королю депутация с жалобой, что комиссары и представители местной администрации "виновных людей не доискиваются, а невиновным делают великие трудности". Депутаты утверждали, что евреи Литвы никогда не прятали у себя прозелитов из Польши и не совращали в иудейство в самой Литве, и заявляли, что если среди них найдется виновный в чем-либо подобном, то они сами настаивают на предании его смертной казни и конфискации его имущества в пользу казны. Жалоба, поддержанная к тому же Литовской радой - государственным советом Великого княжества, была услышана: в своем ответе, датированном 10 июля 1539 г., Сигизмунд I предписывал чиновникам прекратить беспредел, "но если окажется, что какой-нибудь еврей действительно укрывал у себя христиан, которых обрезали по закону жидовскому, ... разыскать виновных ... и заключить под стражу" до дальнейшего рассмотрения дела. После этого беззакония прекратились.
     Однако вскоре вокруг литовских евреев разразился новый скандал. Поползли слухи, что некоторые из них, совратив в иудейство многих христиан в Литве, собираются со своими семьями и добром, в том числе чужим, сданным им в заклад, перебраться в Турцию. Утверждалось, что когда Сигизмунд учинил среди евреев описанный выше розыск прозелитов, они обратились к султану Сулейману I (правил в 1520-1566) с просьбой ходатайствовать перед польским королем о предоставлении им свободного выезда из страны, на что Сулейман будто бы ответил: "вскорости я сам туда приду, христиан выгоню... и открою вам свободный путь повсюду". Обвинение основывалось на доносе одного еврея и было подтверждено свидетельством королевского переводчика с турецкого, "армянина, который показал, что видел у Тягини (ныне Бендеры; приблизительно там в то время проходила литовско-турецкая граница - М.З.) пятнадцать еврейских возов, тяжело погруженных вещами, которые препровождались ... в Турцию".
     Литовские евреи, обвиненные на сей раз еще и в антигосударственном заговоре, вновь направили королю депутатов, которые "били челом", отвергая все обвинения. В результате проведенного расследования евреи и на сей раз были оправданы13.
     Из вышеописанного ясно, что при всей благоприятности условий жизни евреев в Польше - а эпоха правления Сигизмунда I и Сигизмунда II (1506-1572) считается "золотым веком" польского еврейства - совращение христиан в иудаизм преследовалось жестко. Иудейским религиозным авторитетам, дабы не накликать беды на все еврейство, приходилось предписывать общинам игнорировать миссионерские предписания Талмуда. Раби Соломон Лурия (ок. 1510-1573), один из крупнейших иудейских законоучителей того времени, пояснял, что они относятся лишь "к эпохе, когда сыны Израиля жили в собственной стране... Но сейчас мы находимся в чужой стране ..., - писал он далее, - и если кто-то из евреев захочет принять прозелита, то получается, что он восстает против государства и рискует самой своей жизнью... Посему горе всякому, кто участвует в принятии прозелитов там, где власти категорически против этого, и я предостерегаю, что ему за это полагается смерть ... И дай бог, чтобы положение сынов Израиля, живущих среди других народов, укрепилось и оставалось прочным во все дни изгнания нашего..."18.
     Прозелитизм в Польше эпохи Реформации не носил одностороннего характера. Например, в 1537 г. в Познани 14 евреев, сагитированные одним ранее крещенным, были добровольно обращены в католицизм. В торжественной церемонии крещения участвовали епископ, местный воевода, члены магистрата12.
     Обновление духовного климата в Польше оказало влияние и на саму иудейскую мысль: евреи были вовлечены в дискуссию о творчестве самого популярного и самого спорного в Средние века философа - Аристотеля. В этом в первую очередь сказалось влияние располагавшегося рядом с еврейскими кварталами Кракова знаменитого Ягеллонского университета, alma mater великого Коперника - в первой половине XVI в. этот вуз был главным очагом свободомыслия в Польше. В то же время группа представителей сефардской общины Италии, поселившаяся тогда в Кракове, распространяла там произведения знаменитого сефардского мыслителя Маймонида (р. Моше бен Маймон, 1135-1205), который еще в начале XIII в. своей идеей соединить аристотелизм с иудаизмом вызвал бурную дискуссию среди испанских евреев. И, наконец, сыновья многих богатых евреев Польши, ездившие учиться в иешивы Италии, главным образом Падуи, также получали там дозу "чуждой мудрости".
     "Чуждое влияние" встретило ожесточенное сопротивление консерваторов. Когда р. Моше Иссерлес из Кракова (1525-1572), один из крупнейших иудейских авторитетов того времени, подвергшийся влиянию аристотелизма, в своем письме цитированному выше р. Соломону Лурии, жившему тогда в Бресте, позволил себе аргументировать свою позицию по одному галахическому спору ссылкой на великого грека, то в ответ получил: "... Торе нашей придется облечься в траур..., ибо в письме твоем повсюду рассеяна мудрость необрезанного Аристотеля... И сказал я: горе мне оттого, что глаза мои видели... - усладою стали слова нечестивца, и в устах Израиля они как приправа к святой Торе нашей, да помилует нас Бог за грехи наши великие. Клянусь, не хуже тебя знаю я мудрость эту, но стараюсь держаться от нее подальше, ибо нет большей ереси, чем она... А теперь скажу я тебе, что в молитвенниках учеников обнаружил я молитву Аристотеля (по мнению историка С.Дубнова12, это иносказательное выражение, означавшее тексты общефилософского содержания - М.З.), и такие мудрецы и вожди, как ты, повинны в этом, ибо смешиваешь ты это со словами Бога живого. Такой премудрости следует посвящать время, проводимое в отхожем месте (!)...".
     Хотя дискуссия по вопросу о "чуждой мудрости" продолжалась среди евреев весь XVI в., увлечение ею в ашкеназском мире носило спорадический характер и к дальнейшему духовному сближению с христианским миром не привело.
     * * *
     После Люблинской унии 1569 г. украинские земли, входившие ранее в состав Великого княжества Литовского - Волынь, Подолия, а также Правобережье Днепра отошли к польской короне. Король Сигизмунд II Август (правил в 1548-1572) раздал их немногочисленным магнатам, среди которых особенно выделялись семейства Вишневецких, Конецпольских и Потоцких. Вельможи, не желая самостоятельно управлять поместьями, предпочитали сдавать их в аренду, на что желающие в избытке находились среди евреев. В результате, вынужденные платить арендаторам и за землю, и даже за посещение церквей, крестьяне именно на еврейский народ обрушили свой гнев в первую очередь. Резня, устроенная в 1648-1649 гг. восставшими казаками под предводительством Б.Хмельницкого, стала одной из самых трагических страниц в истории евреев: десятки тысяч из них, отказавшись креститься, погибли. Эти события сменили основное направление еврейской миграции в Европе на противоположное прежнему: теперь они стали перебираться уже больше с востока на запад, где с конца XVI в. начали происходить буржуазные революции, приводившие к коренным переменам в положении евреев (в первую очередь, в Голландии).
    
Первый вывод

     Во вступительной статье были перечислены основные факторы естественного отбора, обычно приводящие к потере этносом пассионарности: это войны, предпочтение женщинами умеренно-пассионарных мужчин, а также монашеский аскетизм в форме безбрачия. Теперь, обобщив данные о том, как отличался образ жизни ашкеназских евреев от того, что вели окружавшие их народы, можно констатировать: здесь естественный отбор был обусловлен совершенно иными факторами.
     Проживая на землях, принадлежавших другим народам, и не стремясь к созданию собственного территориального государства, евреи не имели нужды воевать, так как именно за обладание территориями ведется большинство войн. Пассионарная энергия еврейства расходовалась не на самоуничтожение, а, напротив, на выживание, на сохранение этнической целостности (сложнейшая задача в условиях диаспоры) и на служение богу, заключавшееся в соблюдении обременительнейших предписаний и запретов в надежде приблизить таким образом приход Мессии. Как высокопарно выразился историк Г.Грец, "в то время, пока другие народы вели между собой истребительные войны, племя Якова думало только о том, как поддержать светильник духа"8.
     Имевшие место многочисленные акты геноцида в отношении евреев средней пассионарности этноса не снижали, так как в подобных ситуациях пассионарий спасается даже с большей вероятностью, нежели человек малоэнергичный.
     Аскетизм в форме безбрачия иудаизму не свойственен, напротив, Талмуд усматривает в безбрачии противоестественное состояние, здоровый мужчина, согласно ему, должен оставить после себя сына и дочь. По мнению одного из виднейших талмудистов начала II в. р. Элеазара, "еврей, у которого нет жены, не может считаться вполне человеком"15а.
     Религиозные авторитеты и лидеры общин, являвшиеся, за неимением полководцев, наиболее пассионарными среди евреев, имели обычно преимущество при вступлении в брак. "Кто выдает свою дочь замуж за ученого, - считали талмудисты, - тот как бы соединяется с самим божеством"19.
     Еще одним фактором, который, как отмечалось выше, мог повлиять на этногенез евреев, был прозелитизм. Тяжелые условия жизни евреев в диаспоре, а также зачастую жесткий отбор желающих приобщиться к "богоизбранному народу" приводили в лоно иудаизма лишь готовых пожертвовать благополучием во имя идеи, т.е. пассионариев.
     Теперь можно сделать первый вывод относительно предпосылок той роли, которую еврейский народ сыграл в истории последних двух столетий: ему удалось за многие века сохранить свой пассионарный генофонд нерастраченным, саккумулировав, таким образом, громадную энергию.
    


(продолжение следует)


    Библиография
    
    1. "Борьба правительства с еврейской одеждой в империи и царстве Польском", "Пережитое", т.I, С-Пб
     2. Вагнер Р. "Еврейство в музыке", С-Пб, 1908
     3. Вебер М. "Протестантская этика и дух капитализма". Избр произв. М. 1990
     4. Гейне Г. Собрание сочинений, т. VI; С-Пб,1899
     5. Гессен Ю. "Евреи в Московском говударстве в XV-XVII в.в.", "Еврейская старина", 1915, вып. II
     6. Гессен Ю. "История еврейского народа в России", М., 1993
     7. "Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы". Открытый Университет Израиля, Тель-Авив, 1995
     8. Грец Г. "История евреев c древнейших времён до наших дней" Одесса, 1907
     9. Гумилёв Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли". Ленинград; 1990
     10. Гумилёв Л.Н. "Этносфера". М. 1993
     11. Дейч Л.Г. "Роль евреев в русском революционном движении", Ленинград, 1926
     12. Дубнов С. "Внутренняя жизнь евреев Польши и Литвы", книжки "Восхода",1900, №2
     13. Дубнов С. "Евреи и реформация в Польше в XVI в.", "Восход" №№ V, VII, VIII; С-Пб, 1895
     14. Дубнов С. "Из моего архива", "Пережитое", т. I, С-Пб
     15. Еврейская энциклопедия. Изд-во "Брокгауз и Эфрон"; статьи:
     a) "Безбрачие"
     b) "Анна Иоанновна"
     c) "Прозелитизм"
     16. "Иудейские письма к Вольтеру", М. 1809, т. I
     17. Кант И. "Письмо Моисею Мендельсону", 1766; "Сочинения" т. II, М., 1964
     18. Кац Я. "Евреи в средневековой Европе". Иерусалим, 1994, стр. 47-49
     19. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976; ст. "Брак"
     20. Кулишер "Польша с евреями и Русь без евреев", "Еврейская старина", 1910, С-Пб
     21. Солженицын А.И. Выступление на заседании гос. думы; 1994
     22. Хвольсон Д.А. "О мнимой замкнутости евреев", С-Пб, 1880
     23. "Восход", 1881, №3
    
    

        
___Реклама___