Рав Михаэль Лайтман
По примеру царя Давида



(Беседа с каббалистом
равом Михаэлем Лайтманом)

     Вы много раз писали и говорили, что примером для нас должен служить царь Давид. Какая связь между теми далекими временами и нашей сегодняшней страшной реальностью? Как объясняет Каббала удивительный феномен популярности во всем мире Псалмов Давида, которые постоянно читают люди в самых отдаленных уголках земли?
    
     Р.Л. - Царь Давид был не просто воин и певец. В каббалистических понятиях он представляет собой высочайший духовный уровень - малхут мира Ацилут. Потому он и смог написать и оставить нам Псалмы, которые подходят всем созданиям в мире, а потому они всеми и были приняты. Псалмы включают в себя все ступени духовной лестницы - от нашего мира до полного исправления и слияния с Творцом.
     Мы молимся, чтобы пришел избавитель от страданий всего человечества - Машиах, сын Давида. Но кроме молитв, должны ли мы воевовать или пытаться решать конфликты мирным путем? Мы должны уничтожать своих врагов, подобно царю Давиду, вплоть до границ его завоеваний, называемых "Кибуш Давид", которые включали в себя Землю Израиля в ее естественных границах, включая часть Сирии и Иордании.
    
     А что такое "естественные границы" Израиля?
    
     Естественными границами Израиля называются такие границы в нашем мире, на которые нисходит высшая сила, соответствующая духовной Эрэц Исраэль. Дело в том, что на каждую часть земного шара нисходит из высшего мира своя сила. Поэтому "меняя место, меняешь судьбу": живущие в одном месте, имеют похожее строение тела, черты лица, характер, а при перемене местожительства на много лет, изменяются в людях их внешние и внутренние признаки.
     В духовном мире есть 70 сил, которые нисходят в наш мир и образуют 70 народов, каждый на своей территории. Сегодня в нашем мире все перепутано, но из высшего мира по прежнему нисходит 70 сил и каждая из них действует на исконную территорию каждого народа. Поэтому, видя из высшего мира нисходящие вниз силы, можно точно указать границы Израиля.
     Но не это главное. Речь ведь идет, в первую очередь, об исправлении творения. Пока оно не будет исправлено, войны не прекратятся - ни духовные, ни земные. Поэтому ни в коем случае нельзя ослаблять армию, и не следует молчать, позволяя врагам делать все, что они хотят.
     И наоборот, понимая, что война может быть только до победного конца, что не существует соглашений со Злом (согласно плану творения), необходимо духовно атаковать зло, упреждая его как снаружи, так и изнутри.
    
     На что же мы можем повлиять, если война неизбежна, и более того, она является перманентным состоянием и духовных миров, и нашего мира?
    
     Изучая Каббалу, мы можем влиять на баланс сил добра и зла настолько эффективно, вызывать такие изменения в системе управления, что просто не будем ощущать войну, сопротивления Зла.
     Что такое - сегодняшнее противостояние евреев и арабов? Каббалистическое объяснение противостояния гоев и евреев основано на анализе строения общей души-творения. Ее наружная часть соответствует гоям, а внутренняя - это евреи (от слова "эвер" - перешедшие границу этого мира и вошедшие в мир духовный) или Исраэль (в переводе - "прямо к Творцу").
     В душе постоянно происходит борьба наружной (материальной, эгоистической) части - "гоев" с внутренней - "евреями". Арабы, которые воюют против евреев - это я сам, мои свойства, это моя природа, которую я должен победить, одновременно побеждая реальных арабов. Евреями в полном смысле этого слова мы станем только когда победим гоев в себе, то есть будем исправлены. Мы должны исправлять внутреннее Зло посредством того, что захватываем его, разрушаем и строим на нем здание Добра. То же самое надо делать во внешнем мире.
     Это заблуждение - надеяться, что изучение Торы и чтение Теилим остановит терракты и войны, как считают ортодоксальные верующие. Это было бы верно, если бы мы находились уже в конце исправления (Гмар Тикун). Так же, как заблуждение думать, что договоры и уступки предотвратят терракты и войны, как считают "ортодоксальные" неверующие. Это совершенно противоречит плану творения и, наоборот, только усугубляет проблему, потому что усиливает Зло.
     Необходимо взять пример с царя Давида и воевать одновременно и в нашем, и духовном мире против Зла, вести войну внутри себя и вне себя. Мы находимся в условиях, намного лучших, чем был царь Давид, потому что наше время - это уже преддверие окончательного исправления и явления Машиаха. Поэтому, как сказано в книге "Зоар", только изучая ее, можно влиять на высшие силы, победить Зло и спасти себя и весь мир от грядущих катастроф.
    
     Я знаю уже очень многих людей, занимающихся Каббалой, изучающих книгу "Зоар", да и раньше их было, наверное, немало. Но результатов как-то не видно...
    
     Результат - это итог исправления. Оно не может быть достигнуто только трудом одиночек. Вспомните пророков, их обращения ко всему народу. Нам необходимо массово, как в школах, начать изучать Каббалу. Это вовсе не означает, что все должны стать каббалистами и изучить глубины тайного учения. Необходимо приобщение народа и понимание основных законов развития и исправления души, изложенных в Каббале. Таково требование нашего времени. Время одиночек, мудрецов-каббалистов, миновало.
     А мы, кроме учебы, должны выработать в себе правильное отношение к войне и увидеть в наших войнах исправление. Мы обязаны полностью изменить отношение к войне! Не пытаться бежать, а относиться "по-взрослому" к необходимости исправления душ, осознать, что в этом мире не может быть ничего противоположного миру духовному. А в духовном мире ведь идет постоянная война! Если мы закончим ее там, она закончится и в нашем мире.
    
     Уже сегодня мы видим, что возвращение из изгнания оборачивается новым изгнанием - бегством от страха. Люди не хотят жить по вашему сценарию "вечного боя".
    
     Действительно, многие хотят уехать из Израиля. И многие уедут. И они накапливают этим дополнительное зло на своем личном духовном счету. Они не услышат взрывов около своего дома, но через десяток лет они станут жертвами еще больших катастроф.
     Все предопределено, и никто не уйдет от своей судьбы. И никто не убежит от своей миссии, как не смог скрыться пророк Иона. Расчеты с каждой душой совершаются в высшем мире в соответствие с кругооборотами, с путем каждой души и ее заранее заданным конечным состоянием. Пока эти пути вы не изучите, мои слова будут казаться пустыми заклинаниями.
     Знание Каббалы позволяет человеку не прятаться от земной войны, а управлять ею духовно, в полном сознании и с уверенностью в том, что мы победим в этой войне.
     Духовный свет не снизойдет на нас неожиданным изобилием, а постепенно должен быть завоеван нами в сознательной борьбе, разочарованиями, падениями - как в частной войне каждого со своим злом, так и в нашей общей, народной.
     С помощью Каббалы мы приобретаем контроль над ходом событий и сами сознательно ведем войну за освобождение места для Творца. Не стоит обманываться, что мир - вот он, на подходе. Противоборство двух сил вынужденно, и именно мы, евреи, определяем течение процесса.
     В этой стране за годы существования государства было много войн. Есть войны, которые вообще не ощущаются. Если заранее знаешь о необходимости войны, понимаешь ее высшую цель и моральную основу, противник побеждается настолько эффективно, бескровно, что война проходит практически не замеченной.
     Сказано Творцом: "Я пойду с вами в ваших войнах и буду воевать среди вас, и в стане вашем и на поле битвы". Потому что это война Творца! Видение того, как она происходит в высшем мире и достигает вечной цели, позволяет человеку совершенно не ощущать саму войну в этом мире.
    
     Но мы-то ощущаем, и очень болезненно, войну именно в этом мире. Если можно перевести ее на уровень духовной борьбы со Злом, почему же это не происходит, почему мы этого даже не видим?
    
     Сокрытие и темнота, в которых мы существуем, наше незнание будущего и бессилие является следствием нашего духовного состояния. И в наших силах изменить его. Именно для нас - последних поколений - Каббала из тайного учения стала открытым и доступным массам. Поколения каббалистов работали для этого. Выйти из состояния сокрытия и тьмы мы можем только изучая Каббалу, книгу "Зоар". А если мы не прикладываем сознательных усилий для установления связи с Творцом, для выхода в высший мир, то обстоятельства (от которых мы опять пытаемся убежать) вынуждают нас обратиться к Нему, установить контакт с Ним.
     Все в мироздании организовано так, что мы должны совместно с Творцом выйти на войну с Фараоном, со Злом. И наша внутренняя война должна проходить так, чтобы мы ощущали, что не мы, а Он руководит этой войной. А прийти к этому ощущению можно только с помощью каббалистической методики.

     Но вы же сами говорили, что в духовном нет насилия и человека нельзя заставить заинтересоваться структурой мироздания и Божественным управлением, изучаемым в Каббале.
    
     Да, невозможно заставить заниматься Каббалой, пока человек еще не ощущает беды. Необходимость вынудит человека развиваться, и я полагаю, что еще год-два, и люди увидят, ощутят, в каком направлении необходимо двигаться. В любом случае, время работает на нас...
     Если до 10% евреев почувствуют необходимость по несколько часов в неделю отдавать изучению Каббалы и ее распространению, а еще 50-70% будут понимать важность этой работы, важность освоения методики влияния на высшее управление, это изменит духовную расстановку сил, приведет к приходу Машиаха.
     Из поколения в поколение, т.е. из кругооборота в кругооборот, душа нисходит в этот мир, облачается в тело и ведет с телом войну. Мы не осознаем эту войну, она ведется в нас неосознанно и воспринимается нами как наши усилия в борьбе за жизнь, выживание, как бегство от страданий и достижение наслаждений.
     После того, как душа проходит определенное количество кругооборотов этой неосознанной борьбы (человек не осознает причины и цели своих испытаний, а процесс кругооборотов скрыт от него), она восходит на новый этап исправления - сознательный. Для его максимально быстрого и безболезненного прохождения каббалисты и разработали специальную методику. Каббалу не случайно называют математикой души, и изучение ее необходимо именно на последнем сознательном этапе исправления.
     Каббалисты прошлых веков писали, что этот этап должен начаться с возвращением из последнего изгнания, а точнее, как указывал в 16-м веке Виленский Гаон, с 1990 года, а рабби Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) указывал 1995 год.
     Так или иначе, но этот процесс начался, и мы видим, что тайное еврейское учение, бывшее в течение веков за семью печатями - учение об осознанном личном исправлении становится необходимым все большему количеству людей.
     Бааль Сулам пишет, что изучение Каббалы меняет баланс между темными и светлыми силами, в результате чего и в этом мире происходят соответствующие изменения. Этот баланс сил не говорит о том, что нет войны. Война до конца исправления неизбежна. Но она не обязательно должна быть такой, что погибают миллионы. Война - это противостояние сил. Она не прекратится до Конечного Исправления, и мы уже находимся в последней стадии.
     В неисправленном состоянии невозможно себе представить, что силы Зла можно использовать для службы Добру, для слияния с Творцом. А ведь для этого достаточно только изменить намерение в их применении. Этот парадокс можно сравнить с тем, что когда у человека происходят личные трагедии, он вроде бы и слышать не может о высшем, о Творце: ведь именно оттуда нисходят его страдания. А на самом деле именно горе, страдания обращают людей к мыслям о высшем, и от этого парадокса никуда не деться.
     Существует иллюзия, что путь страданий - это путь в духовный мир. Это - не путь. Это - время накопления страданий до их порогового количества, когда включается необходимость осознания их причины. Война же - неизбежна и будет продолжаться до полного исправления мира, но изучая Каббалу, мы смягчаем ход войны и уменьшаем страдания, а то и вовсе переносим ее полностью на духовный уровень.
    
    

         
___Реклама___