Роман Кремень
Предпосылки возникновения ашкеназских общин в Прирейнских землях Германии и северных областях Франции в IX - X веках н.э.

опыт исследования
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТЮД

Вступление



    Я хорошо помню рассказы отца о дискуссиях, проходивших в Польше в 20 - 30 годах прошлого века. Их темой было: "откуда и когда появились евреи на территории Польши". Эти дискуссии проходили в академических кругах и в газетах различных общественных движений. Главным аргументом давности проживания евреев были сохранившиеся могильные плиты.
    В окрестностях города Кременца, откуда родом отец, были найдены на старинных кладбищах плиты, датированные много ранее 1226 года - первого письменного упоминания о городе. В подобных случаях для установления подлинности назначались комиссии из специалистов, принадлежавших к разным конфессиям. Как правило, они устанавливали их подлинность.
    Недавно, знакомясь с учебником "Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы"[1], меня заинтересовали факты наиболее ранних следов пребывания евреев в Польше. В учебнике начало расселения евреев отмечается концом XII века. Более ранние времена упоминаются весьма пунктирно, очевидно из-за методологических требований к учебному курсу. Отдельные моменты периода до XII века приведены в книгах Хонигсмана Я.С и Наймана А.Я. "Евреи Украины" [5], Феликса Канделя "Очерки времен и событий" [4] и некоторых других. Здесь я упоминаю о книгах, недавно попавших в поле моего зрения, авторы которых не ставили своей задачей тему, обозначенную названием этой статьи. Известные мне современные немногочисленные работы по происхождению ашкеназов также не дают убедительного ответа. Двадцатый век оказался свидетелем завершающей фазы более чем тысячелетнего существования ашкеназских евреев как отдельного этноса. Сегодня на его основе формируются новые еврейские этнические образования на Ближнем Востоке, в России и Северной Америке, каждое со своей спецификой. Исследование этих процессов, представляющих для меня интерес, стало дополнительным поводом уяснить себе причину и время появления ашкеназских евреев.
    Следует отметить, что сегодня в процессы этнических изменений вовлечены основные государства Европы, чьи народы сформировались одновременно с ашкеназскими евреями.
     На основании сопоставления и анализа совокупности отдельных известных фактов и косвенных упоминаний, собранных из разных источников, я попытался набросать эскиз, с достаточной для меня степенью правдоподобия описывающий рождение ашкеназского этноса в Западной Европе, и связанное с этим по времени и функционально еврейское расселение в Восточной Европе.
    
    Европейская панорама X века
    Исторические события, происходившие на европейском континенте в VIII - X веках на тысячелетие вперед определили политическое и этническое лицо Европы. Они же привели к появлению новой специфической этнической общности - ашкеназских евреев.
    В конце X века окончательно сложился основной состав европейских государств. Франция, Германия, Англия, несколько позже - Испания, - вместе с папским престолом и итальянскими областями на многие столетия определяют политическую игру на континенте.
    Конец X века - время окончательного сложения этнической мозаики Европы. "Эпоха викингов" этого же временного диапазона, как и позже, в XIII веке, походы монголов, практически не изменили этническое лицо Европы, просуществовавшее вплоть до нашего времени. В III веке движение племен готов из Скандинавии к Черному морю и Малой Азии "открыло" "Великое переселение народов". Продолжавшиеся затем нашествия гуннов, движения германских и славянских племен, атаки кочевых племен болгар и авар завершаются приходом в начале X века мадьяр и союзных с ними племен в бывшие римские провинции по среднему Дунаю - Дакию и Паннонию. "Морские кочевники" - викинги, утверждаются в Нормандии, и позже на юге Аппенинского полуострова.
    С этнической карты Европы "исчезают" "старые" народы кельты, галлы, иллирийцы, италики, иберийцы, фракийцы, даки и сарматы. На землях Западной Римской империи появляются королевства - союзы германских племен. Франки, вестготы, остготы, бургунды, лангобарды, алеманы, баварцы, свевы совместно с населением бывших римских провинций образуют новые европейские народы. В X веке в Западной Европе уже живут французы, немцы, англичане, итальянцы, испанцы. В Центральной и Восточной Европе славянские племена объединились в Чешское и Польское государства. Киевская Русь объединила в одном государстве славянские и финские племена. На Балканском полуострове утвердились болгары, пришедшие из степей Приазовья. Острова Средиземного моря и часть Пиренейского полуострова находятся под властью арабов. Ислам стал здесь господствующей религией. Римская церковь распространила свое влияние в Западной и Центральной Европе и соперничала с православием, воспринятым из Византии на Балканах, в Киевской Руси и некоторых государствах Кавказа. В Северной Европе сложились воинственные королевства шведов, датчан и норвежцев. На этих землях, а также у славян Прибалтики, литовцев и финнов, сохранялось язычество. На самом краю Восточной Европы, между Волгой и Днепром в конце 10 века близился к гибели, некогда могущественный Хазарский каганат, где около двух веков государственной религией была иудейская. В это же время в Прирейнских землях Германии и северных областях Франции складываются еврейские общины, в которых уклад жизни и язык отличается от других еврейских общин. Они определяют появление нового европейского этноса - ашкеназских евреев.


     Разыскания и догадки о торговле еврейской и первых жительствах евреев вдоль трактов торговых от реки Волги до рек Дуная и Рейна и чудесном выходе от оной - евреях ашкеназских, образовавшихся при торговле сей.
    

    "Евреи - это такие люди, которые ниоткуда не приходят,
     а выходят из земли, где им нужно".
    Из славянских преданий
     "Евреи не исчезают, а только переходят из одной страны в другую".
     "Бог создал человека, грабеж и приключения - датчан и шведов,
торговля рабами и пушниной, а также кое-что ещё - ашкеназов".
     Роман Кремень


    Успешную международную торговлю ведут страны, способные поддержать купцов своим авторитетом и мощью.
     Такие преимущества в VIII - X веках сложившемуся сообществу международных еврейских купцов могли предоставить, расположенные в противоположных концах Европы, Франкское государство и Хазарский каганат, господствовавший от Волги на востоке до предгорий Карпат на западе. [6]
    С середины VIII века, при поддержке правящей у франков династии Каролингов, еврейские купцы, которых арабские историки называли раданитами, так как они жили в районах Арля и Марселя вдоль реки Роданы в Бургундии, открыли Восточную Европу как источник международной торговли. Это было время, когда мусульмане и христиане постоянно пребывали в состоянии войны. Только евреи, бывшие римские горожане, могли безопасно проплывать из Марселя в город Кайруан в Северной Африке, где процветала еврейская община, и где чеканились серебряные монеты, а оттуда - через Константинополь до Итиля, столицы Хазарии на Волге (район современного города Астрахань) [6]. Туда же по "Великому шелковому пути" приходили караваны из Средней Азии и Китая, а с юга - купцы из Арабского халифата.
    В 795 - 796 годах король франков Карл Великий разгромил Аварский каганат, - государство, до этого более двух столетий господствовавшее в Восточной Европе. Благодаря этому открылись сухопутные торговые пути к Хазарии. В это же время, или ещё ранее, правящие аристократические кланы в Хазарии начали исповедывать иудейскую религию. Все это позволило создать мощную замкнутую еврейскую торговую организацию, куда входили купцы из Франкского государства и Хазарии со всей сопутствующей инфраструктурой - обслуживание, военный эскорт и т.п.
    Любопытно отметить сходство организации государственного управления у франков и хазар. Это так называемая система правления мажордомов, когда все государственные вопросы решаются управителем королевского двора. Король превращается в символ власти, не обладая при этом никакой политической силой. Такое произошло у франков с последними "ленивыми" королями из династии Меровингов. В конце VII и в начале VIII в. мажордомами стали представители богатого знатного рода Каролингов, положившие затем начало новой династии франкских королей - Каролингов (VIII-X вв.). Аналогично, у хазар, до конца существования их государства, верховную власть олицетворял "каган", а исполнительную - "бек", он же управитель двора "кагана". Оба государства представляли собой сложное объединение многих этносов. У франков - это потомки галло-римского населения, то есть бывших жителей Римской империи галльского и другого этнического происхождения, в число которых входили и евреи. Это также группы алан, гуннов, многочисленные объединения германских племен, со своими традициями и диалектами немецкого языка, сохранившимися и поныне, а также славяне и авары, жившие в Паннонии. Хазарский каганат также представлял собой союз разных племен и народов, среди которых многие вели кочевой или полукочевой образ жизни. В этническом плане - это пестрая мозаика тюркских, иранских, угорских и славянских племен. Это оседлое население Крыма, Приазовья и Северного Кавказа. Среди них были аланы, болгары, грузины, албаны, готы, греки и евреи. Оба государства не имели постоянной столицы, правители правили наездами.
    Политическая обстановка часто делала эти государства как бы стратегическими союзниками. В первой половине 8 века франки в Галлии и хазары на Северном Кавказе остановили мусульман на западном и восточном рубежах Европы. Завоевания Карла Великого в Италии, союз с Ватиканом, провозглашение его императором Римской империи, привели к конфронтации с Византией. Хазарский каганат после преследований евреев в Византии также становится ее политическим противником.
     Во Франкском государстве, с его возникновения, и особенно при Карле Великом и его наследниках, то есть на протяжении более пятисот лет, отношение к евреям со стороны населения и властей было достаточно терпимым и благожелательным.
    Как свидетельствуют исторические источники, через будущие земли польского и других государств и княжеств Восточной Европы пролегли торговые пути, берущие начало в городах Майнце, Вормсе, Трире, Регенсбурге, Вердене, Труа и ведущие к столице Хазарии - Итилю на Волге и далее в Среднюю Азию и Китай. На всем протяжении этих путей возникали поселения, вначале как торговые фактории и пункты, обслуживающие транзитную торговлю. Среди городов, стоявших на этих путях - Прага, Вышеград в Чехии; Краков, Вроцлав в Польше; Перемышль, Киев на землях восточных славян.
    Интересно, что в те времена основная сухопутная магистраль торгового пути Регенсбург - Итиль (Астрахань) почти на всем своем протяжении проходила по 50 параллели северной широты. Так что вполне возможно, что поговорка "Когда едешь на Кавказ - солнце светит прямо в глаз, а когда едешь на Европу - солнце светит прямо в спину" как ориентир возникла в те времена.
     В период c 8 до 10 века влияние Хазарского каганата порой доходило до границ степной зоны в предгорьях Карпат, на территории современной Украины. В ту пору в Хазарском каганате проживали евреи, перебравшиеся туда в разное время из Персии и Византии. Много евреев компактно проживало в Крыму и прилегающих областях ещё со времени существования Боспорского царства с начала нашей эры. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки и упоминания историков Византии, Армении и Грузии. Помимо упомянутых евреев, c 8 века иудейская религия стала исповедываться аристократическими кланами хазар, господствующей военной и политической силой в каганате, заинтересованной в транзитной торговле с Германией, а также частью близкой к ним аланской аристократии.
     По сведениям арабского географа 10 века А. Ибн Фалдана "купцы из Хазарии на торговых путях основывали свои землячества в поддерживавших взаимные связи торговых центрах, имели в них постоянных компаньонов из числа местного купечества, которые могли поручиться за них, поддержать их предприятие на месте, помочь деньгами и товарами".
    Таким образом, на торговых путях, проходящих в эти времена через Восточную Европу, возникали фактории, где и появилось первое еврейское население Восточной Европы. Помимо обслуживания нужд торговли, оно могло заниматься сопутствующими ремеслами, извозом, а также разными видами сельскохозяйственной деятельности (первоначально, для обеспечения себя и проезжих единоверцев ритуальной пищей).
    Косвенным свидетельством этому можно считать впервые зафиксированное в 10 веке в Польше развитие садоводства и огородничества. Там появилась культура винограда. Стали разводить рыбу для торговли, хотя раньше местное население занималось преимущественно охотой и пчеловодством. Известно, что виноградарством в Европе, на Рейне и по Дунаю, со времен Римской империи много занимались евреи выходцы из Иудеи. Хазария также славилась садами, виноградниками и разведением рыбы.
     Запорожские казаки хранят предание, будто "войско их начало свое возымело от 948 года чрез вышедшего тогда из Польши некого человека, именем Симеон, роду хазарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог - реки, в её лимане, место избрал, и куда, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва через то шайку человек из ста или более"13.
     Названия многих населенных пунктов в Украине, особенно в Прикарпатье: Хозари, Жидово, Жидачов и т.п. указывает на следы проживание в них евреев с давних времен.
    В это же время складывается язык идиш. Евреи жили на территории Франкского государства, впоследствии Франции и Германии, еще до его возникновения, со времен Римской империи. Их разговорным языком на протяжении столетий был латинский, греческий, а затем старофранцузский. Диалектами немецкого языка они могли пользоваться лишь для общения с теми германцами, кто не знал языка распавшейся Римской империи. Активная торговля между Германией и Хазарией в 8 - 10 веках привела к возникновению мощной замкнутой торговой корпорации, контролирующей эту торговлю на всем протяжении торговых путей между этими странами. Основным языком для "профессионального" общения между членами этой корпорации стал один из диалектов немецкого, впоследствии развившийся в язык идиш. Деловая и личная переписка могла вестись на этом профессиональном жаргоне, записанном буквами еврейского алфавита. Его распространение, кроме Германии (земель Верхней и Нижней Франконии, Баварии) и северных областей Франции, где начинались торговые пути на Восток, могло идти по всем торговым пунктам и факториям на всем их протяжении между Германией и Хазарией. Диалекты немецкого языка были распространены далеко за пределами Германии от Северной Европы вплоть до областей Крыма и Северного Кавказа, где проживала тогда часть готов и алан, входивших в состав Хазарского каганата. Евреи могли использовать диалекты немецкого языка для общения между собой, с военной верхушкой племен, контролировавшей земли, через которые они проходили, и где тот или иной диалект немецкого языка был родным для многих профессиональных воинов в княжеских дружинах. С другой стороны еврейские купцы из Хазарии понимали готский язык, принадлежащий к группе германских языков, и распространенный тогда в Крыму и на Северном Кавказе среди крымских готов и алан, а также языки шведов, норвежцев и датчан, имевших давние связи с Хазарией. Следует отметить, что в те времена профессиональная торговля требовала знания многих языков, дипломатии, а также умения пользоваться оружием.
    Таким образом, с 9 века, и тем более в середине 10 века, то есть в момент возникновения Польского государства, на его территории в поселениях, стоящих на торговых путях, уже проживали выходцы из Германии и Хазарии и какая-то часть местного населения, обслуживавшая транзитную торговлю. Они могли общаться между собой на профессиональном жаргоне, то есть на прототипе языка идиш, и исповедывать иудейскую религию.
     Замкнутые торговые или военно-торговые организации имели свою идеологию и строгие внутрикорпоративные правила и уставы для всех своих членов. Отсутствие даже в середине 10 века каких-либо сведений о Хазарии в Кордовском халифате косвенно свидетельствует о жестких конспиративных правилах организации. Из известного письма испанского вельможи Хасдая ибн Шафрута в Хазарию узнаем, что впервые о "царстве иудеев" он узнал от купцов Хорасана, которые не входили в рассматриваемую нами организацию. Само письмо после многих приключений попало в Хазарию с помощью двух еврейских ученых из Германии весьма запутанным путем.
    К подобным организациям в ту пору можно отнестирусь, викингов, хорезмийцев, а позднее - Ганзейский союз, Венецию, Геную.
    С большим основанием можно утверждать, что главной причиной появления в 9 - 10 вв. евреев в землях Чехии, Польши, в славянских землях, объединившихся впоследствии в Древнерусское государство, стала транзитная торговля между Франкским государством, впоследствии Германией и Францией, с одной стороны и Хазарским каганатом с другой, контролируемая замкнутой корпорацией еврейских купцов из Германии, Хазарии и, возможно, Средней Азии.
    По свидетельству арабо-испанского путешественника Ибрагима ибн Якуба (Абрама Яковлевича), побывавшего в 965 году в Праге, там процветала активная торговля рабами и другими товарами. Крупными центрами работорговли были Верден, Майнц, Трир, Труа. Сюда доставлялись рабы из Восточной Европы для продажи или транзитной отправки через Марсель в Кордову в Испании и Кайруан в Северной Африке.
    Впечатляюще рассказывает о ходе такой работорговли в 10 веке исландская "Сага о людях из Лаксдаля", где упоминается купец Гилли из Гардов по прозвищу Русский. Описание его одежды - меховой шапки и халата, напоминает дошедшую до наших дней "форму" некоторых религиозных ашкеназов.
    Следует отметить, что в те времена работорговля считалась достойным занятием. В одном из своих писем "папа Григорий Великий не возражает против торговли рабами, осуществляемой евреями. Он требует только, чтобы христианские рабы не продавались евреям, но были бы либо переданы ими христианским работорговцам, либо проданы христианам".17
    Как бы "побочным результатом" этой торговой деятельности на протяжении 9 - 10 веков стало не только расселение евреев по Польше, но и образование специфических еврейских общин в тех городах Германии и северных областях Франции, где находились конечные пункты трансконтинентального торгового пути. Впоследствии эти общины стали называться ашкеназскими, а разговорным языком у них стал язык идиш, складывавшийся в это же время. Влиятельнейшей частью этих общин были купцы со своим ближайшим окружением, связанные торговлей с Востоком, в первую очередь с Хазарией. Надо полагать, после гибели Хазарского каганата многие хазарские евреи, особенно партнеры по торговле, вошли в состав этих общин. В результате сложился новый оригинальный, подчеркнуто религиозный еврейский тип, отличный от прежнего, в большей степени связанного светским образованием и укладом жизни с городской греческой и латинской культурой Римской империи. Распространились новые имена. Изменился семейный уклад, поведение, культурный уровень. Язык идиш в повседневном общении вытеснил старофранцузский язык, который сохранился в других еврейских общинах, не связанных торговлей с Хазарией. Богатства ашкеназских общин и, соответственно, благожелательное к ним отношение властей, обеспечили их быстрый количественный рост и влияние. Из многих мест, особенно из Месопотамии, привлекались крупные религиозные авторитеты и законоучители. Появились духовные академии, где обсуждались религиозные вопросы, и изучался Закон. Торговые пути кроме торговли позволяли также путешествовать и мигрировать из одной страны в другую. Отчасти поэтому пустеют духовные академии Месопотамии, и наступает расцвет религиозных школ в ашкеназских общинах в землях Рейнланда и Северной Франции. В Талмуде впервые применяется к Германии библейское имя "Ашкеназ".
     8 - 10 века были временем становления государств Европы. Еврейские купцы, при поддержке правителей Германии и Хазарского каганата вели транзитную торговлю, сосредотачивая в своих руках огромные богатства. Князья, через чьи земли проходили торговые пути, получали свою долю и были заинтересованы в этой торговле. Это открывало новые возможности для дальнейшего участия евреев в жизни государств Восточной Европы. Гибель Хазарии в 965 году завершает более чем двухсотлетний период активной торговли, во время которого успела сложиться новая этническая общность - ашкеназские евреи. В это же время произошло первичное расселение евреев вдоль вышеупомянутого транзитного торгового пути между Германией и Хазарией.
    В этом же временном интервале ( VIII - X вв.) вместе с ашкеназийской еврейской группой в важных пунктах "Великого шелкового пути" сложились новые еврейские этнические образования со своей дальнейшей историей. Это евреи Хазарии, торговавшие на этом пути. Это евреи Средней Азии, с давних времен участвовавшие в транзитной торговле между Китаем и странами Запада и Юга. Они же развили культуру перевода литературных текстов разных народов и цивилизаций. Их потомки известны сегодня как бухарские, таджикские и афганские евреи. Наконец, это еврейская община в Китае, просуществовавшая до конца 19 века. (см. "The Jews in China" под редакцией проф. Пан Гуана. "Ютайжень цзай чжунго", China Intercontinental Press', 2001)
    Можно утверждать, что "Великий шелковый путь", - этот гигантский трансконтинентальный торговый и культурно-информационный канал между Европой и Азией, сформировал на всем своем протяжении новые культурно-этнические группы евреев, в том числе и ашкеназов, объединенных совместной торговой и культурной деятельностью.
    Попытка этнической характеристики ашкеназских евреев
    Процесс формирования ашкеназского этноса проходил одновременно с процессами формирования других европейских этносов. Отличной от других была форма его существования. Как и у других молодых народов Европы, в процесс формирования были вовлечены в той или иной степени разные этнические группы. Основной этнической группой были еврейские общины, возникшие в Галлии и других землях по течению Дуная и Рейна во времена Римской империи в начале 1-го тысячелетия. К началу формирования ашкеназского этноса они представляли собой потомков евреев из Иудеи и некоторой части местного населения, принявшей иудейство. Кроме религиозных обычаев и норм, в повседневной жизни они мало отличались от остального населения именами, языком, внешним обликом и поведением. Евреи составляли значительную часть городского населения с соответствующими культурными навыками.
     Сведения об этом можно найти у христианских деятелей того времени: Евгария - VI век, Григория Турского - VI век, архиепископа Агобарда (778 - 840гг.). От них мы узнаем основные виды деятельности евреев. Это коммерсанты, землевладельцы, чиновники, врачи, ремесленники, земледельцы и виноградари. Они сообщают о запретах христианам проводить совместные трапезы с евреями. Евреям запрещались браки с христианами, и разрешалось иметь слуг только своей веры или язычников. Известны жалобы, что эти запреты населением часто нарушаются.
    Несомненно, в результате работорговли часть рабов оставалась в домах евреев. По еврейским традициям, эти люди могли принять иудейство и получить свободу. Поскольку они в основном были из славянских земель, - можно утверждать о присутствии славянского и финского этнического компонента уже на ранней стадии формирования ашкеназского этноса. Возможно, были вступления в общины разного рода "специалистов", обеспечивающих безопасность торговли, и имеющих от нее свою долю доходов. Эти люди могли быть разного этнического происхождения. Как упоминалось выше, из-за гибели Хазарского каганата, в конце 10 начале 11 веков в этих общинах увеличился удельный вес евреев различного этнического происхождения из Хазарии. Это могли быть этнические евреи, евреи кавказского, аланского, тюркского и других происхождений.
    Представляет интерес сообщение, приписываемое известному хронисту и врачу Иосифу бен Иегошуа Га-Когену, жившему в 16 веке. На основании якобы имевшейся у него древней рукописи он утверждал, что отдельные группы евреев из Месопотамии могли появиться в Западной Европе уже к началу 8 века. Текст сообщения приводится по работе А. Каца "Евреи. Христианство. Россия".
    И было лето 4450 (689 г. -- А. К.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас (Персии), как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ (Германию) и Швецию и нашли там много евреев....
     Ряд косвенных фактов подтверждает присутствие восточного этнического компонента у ашкеназов. В первую очередь - это постановление законоучителя Гершома бен Иехуды (960 - 1028гг.), запрещающего многоженство. Среди евреев уроженцев Германии, как и у окружающего их населения, по традиции, многоженства не было, но оно было естественным для евреев с Востока. Далее, любопытна антисемитская карикатура 12 века на еврейского финансиста Аарона Линкольна [2]. Крючковатый нос на карикатуре напоминает скорее кавказский тип, чем библейский или европейский, характерный для евреев Западной Европы.
    Европейская аристократия, в состав которой со времен Великого переселения народов вошло много представителей кавказского региона, также отличалась характерными "кавказскими" носами.
    Следует упомянуть об избирательности знаменитой чумной эпидемии 1348 - 1351 гг. Утверждения о высоком уровне гигиены у евреев по сравнению с нееврейским населением, как причине низкого уровня смертности у евреев, по меньшей мере, наивны. Известны два вида чумы - тип А и тип Б. Тип Б - восточная чума - долгие века гнездился и свирепствовал на Востоке. У людей, живших в восточных районах Европы и в Азии, постепенно выработался к ней некоторый иммунитет. Когда этот тип чумы проник в Европу, более сильным иммунитетом к нему обладали выходцы с Востока - это часть ашкеназских евреев, имевших восточные корни, а также венгры, часть болгар, а также население юга Франции с восточными корнями (потомки вестготов, аланов, арабов).
    Далее можно было рассмотреть изменение имен у ашкеназских евреев и некоторые антропологические исследования, но это заслуживает отдельных статей, посвященных каждой из тем.
    Так, в период 9 - 10 веков, когда в Европе зарождались новые народы, образовался и новый этнос - ашкеназские евреи. Процесс его формирования, как и у других европейских народов, проходил на основе полиэтничности. Однако этот этнос в силу отличной от остального населения религии получил двойственную природу.
    С одной стороны он может быть определен по языку, материальной культуре и месту первоначального проживания как специфический немецкий субэтнос. Религиозные различия с остальным населением определяют особенности его повседневного поведения и деятельности. В этом отношении ашкеназы - предшественники религиозных групп протестантов в поздней европейской истории, например, таких как гугеноты.
    С другой стороны ашкеназы в силу тех же культурных и этнических особенностей составили отдельную группу среди других еврейских групп. У них своя история, традиция и акценты религиозных установок.
    Выводы
    Основными причинами, вызвавшими к жизни ашкеназскую этническую общность и, во многом, первичное расселение евреев в Восточной Европе в 8 - 10 веках можно назвать:
    конфликт между мусульманским и христианским миром, не позволявший осуществлять прямые торговые контакты купцам этих вероисповеданий;
    торговые походы еврейских купцов из Бургундии, которых арабские историки называли "раданитами"; в середине 8 века они "открыли" Восточную Европу, как богатейший источник транзитной торговли мехами и рабами;
    разгром Аварского каганата в 795 году королем франков Карлом Великим, позволивший еврейским купцам открыть и контролировать сухопутные торговые пути с промежуточными факториями между Германией и Хазарским каганатом и конечными либо перевалочными пунктами в городах Рейнланда и севера Франции, где, впоследствии, и возникли первые ашкеназские общины;
    присутствие в Восточной Европе мощной политической и военной силы - Хазарского каганата, чьи аристократические кланы исповедывали иудаизм;
    экономическая заинтересованность князей Восточной Европы в транзитной торговле, через земли которых она проходила.
    
    Заключение
    Приведенная работа носит этюдный характер. Детальное обоснование представленных гипотез требует обширного и глубокого ознакомления с широким спектром документов, современным описываемой эпохе. Особенно важны документы, связанные с жизнью еврейских общин того времени. Необходимы исследования по динамике внутренних отношений в общинах, исследования по оценке объемов накопленных капиталов и местах их сосредоточения, а также их движение и многое другое. Следует исследовать и показать взаимоотношения с окружающим миром. Выяснить насколько широко распространились ашкеназские общины в пределах Германии, Франции и Северной Италии. Где оставались неашкеназские общины на территории этих государств. Какие взаимоотношения установились между ашкеназскими и неашкеназскими группами, был ли процесс поглощения одних другими и т. д.
    
     7 июля 2002 года, Одесса.
    

    

    Литература:
    
     1. "Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы". Моше Росман. Открытый университет. Израиль
     2. "По тропам еврейской истории". Рут Сэмюэлс. Библиотека - алия. СП "ПАНАС" Москва. 1991
     3. "Всемирная история" том 3. Академия наук СССР. Государственное издательство политической литературы.
     Москва. 1957
     4. "Очерки времен и событий" Феликс Кандель. Ассоциация "Тарбут" Иерусалим 1988
     5. "Евреи Украины (краткий очерк истории)" Часть 1. Я.С. Хонигсман, А.Я. Найман
     Украинско - Финский институт менеджмента и бизнеса. Киев. 1992. 6.
    "Происхождение Руси" Омелян Прицак. Хроника - 2000. 1992, перевод на русский. 7.
    "Эпоха викингов в Северной Европе". Г.С. Лебедев. Издательство Ленинградского университета. Ленинград. 1985. 8.
    "Славяне и скандинавы". Под редакцией Е.А. Мельниковой. Прогресс. Москва. 1986 9.
    "Евреи Крыма". Научно - исследовательский центр Крымоведения. "Мосты" Симферополь 1997 Иерусалим 5757 10.
    "Еврейско - хазарская переписка в Х веке" Коковцев П.К. Ленинград. 1932 11.
    "История хазар" М.И. Артамонов. Ленинград. 1962 12.
    "Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX - X вв" Б. Н. Заходер. Москва. 1962 13.
    "Літописна оповідь про Малу Росію та її народ і козаків узагалі" О.І. Рігельман "Либідь". Київ. 1994
     14. "Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства" , Берлин Н. Пг. 1919
    15. "Возникновение капитализма у евреев Западной Европы (до конца 12 века), Шиппер И. СПб. 1910
    16. "Всеобщая история", Вебер Г., том 5, 1893г.
    17. "Евреи в древности и в средние века", Тюменев А.И., Пг., 1922
    18. "Раннее средневековье" Избранные сочинения Тьерри Огюстен М., 1937
    19. "История Европы", М, "Наука", 1992
    20. "История Франции", М, "Наука", 1972
    21. "Происхождение франков", Стефан Лебек, М, "Скарабей", 1993
    22. "Рассказы из времен Меровингов", Огюстен Тьерри.
    23. "Древняя Русь", Вернадский Г.В.
    24. "Славяне и восточные романцы", Королюк В.Д., М., "Наука", 1985 с.37 (связь княжеской власти с дружиной и
     международной торговлей)
    25. "История Венгрии", том 1, М, "Наука"
    26. "Восточная Европа и раннее средневековье Венгрии до середины 11 века", Барта А., 1965
    27. "Западные славяне и Киевская Русь в 10 - 11 веках, Королюк В.Д., М, 1964
    

    


        
___Реклама___