Garbar3
Давид Гарбар
Библейские герои


История пятнадцатая: Хони (Хоний), чертящий круги


От автора


     Ну вот и подходит к концу предложенный Вашему вниманию цикл "монологов" и баллад, посвященных "библейским героям", и сопровождающих (вернее, предваряющих) их историографических эссе. Я намеренно не написал "заканчивается", ибо надеюсь, что мне повезет и я еще "услышу" (и запишу) "монологи" великих героев нашего великого прошлого. Надеюсь...
     А пока к нашему "настоящему". Начало публикаций "минипоэм" этого цикла вызвало целую "бурю" читательских откликов (чуть было не написал "в стакане воды", но вспомнил, что мы живем в 21 веке и для этой цели существуют т. н. "Гостевые книги"). Один "ревнитель веры" даже обвинил меня в попытке переложения (и "искажения", конечно!!) "наших древних Святых Книг" (не более, но и не менее!). Впрочем, страстная риторика моего "оппонента" вызвала и ответные высказывания. Нашлись люди, - поняли, разъяснили, успокоили. И хотя серьезного разбора, к сожалению, не было, я искренне признателен тем, кто понял суть вопроса, и особенно "Марине К" - за теплые слова в мой адрес и в адрес моих "героев".
     А совсем недавно один "филолог" даже усомнился в праве называть некоторых из них словом "герой", забыв, что согласно нормам русского литературного языка это слово, кроме прямого значения, имеет еще и синоним - "персонаж". Первоначально очень хотелось ответить на гневные филиппики "оппонентов". Но вовремя вспомнил высказывание Генри Уорда Бичера: "Говорите, когда вы в гневе, - и вы произнесете незабываемую речь, ибо жалеть о ней будете всю жизнь". Да и наш редактор посоветовал: если и отвечать, то иным способом. Вот тогда-то на ум и пришла притча о мудром Хони (Хонии). Я не стану пересказывать историю, произошедшую с Хони. Она - в стихах. Скажу только, что он был великим мудрецом и "разговаривал с Б-гом". В еврейской истории немногие удостаивались чести "разговаривать с Б-гом". Хони был одним из них.
     И еще скажу, что согласно правилам народа пустыни человек может попросить Б-га ниспослать дождь. А вот просить прекратить дождь нельзя. Это - грех. Но... Впрочем, давайте посмотрим как повел себя в соответствующей ситуации Хоний. Посмотрим и поучимся у него. А "придет Машиах - разберется"...
    
    
Хони (Хоний), чертящий круги
Минипоэма
Который день: жара, жара, жара...
И голод снова угрожает Иудее.
Прогневан Бог, отринуты евреи.
Молитвы, приношения – все зря.

Жара, жара, – терпеть нет больше мочи.
И к праведнику мрачная толпа спешит.
К тому, кто с Богом прямо говорит.
Лишь он один способен нам помочь

Старик над книгой,– нынче как всегда.
Он весь в пути, что к вечности ведет...
Старик! Очнись! Здесь твой народ.
Он у ворот. И у него беда!

Старик глаза от книги подымает.
Но весь еще он в горней вышине...
Кто эти люди? Что! Ко мне?
Он ничего не понимает...

Старик! Мы выбились из сил!
Мы в засухе. И нам грозит беда!
Еще немного – кончится еда!
Ты с Богом говоришь. Так влаги попроси!

Старик в раздумьи: праздными речами
Негоже Бога отвлекать...
Но здесь беда, – Он должен понимать...
Ведь у Него Завет подписан с нами...

Старик встает, выходит, чертит круг, 
Встает в него и, обращаясь к Богу:
Пока не дашь дождя, я не сойду, ей-богу!
Бог внемлет – мелкий дождь все окропил вокруг.

Но тут же и закончился, – пыль лишь
Прибита. Почва жаждет влаги.
Старик опять в кругу. И речь полна отваги:
Ты с нами, Бог, лукавишь иль шалишь!

В ответ разверзлись небеса и хлынул
Поток. Потоп! Он скоро смоет всех!
Бог! Пощади! Я знаю, – это грех!
Но Ты ведь Сам меня в сей грех низринул! 

Дождь перестал. Но новая беда
Стучится в дверь измученного Хони:
Синедрион собрался: Хони, Хони!
К себе зовут тебя! – Куда? – Туда!

Вот он вошел – пред ним ареопаг
Высокий: старцы, мудрецы,
Вожди народа, судьи и отцы.
И Хони делает вперед несмелый шаг.

Ты знаешь, Хони, грех твой так велик!
Ты Бога попросил уменьшить дождь!
А это грех, – так молвил грозный вождь, –
Величественный и сухой старик.

Но Бог же внял мольбам моим.
А значит, я прощен, – им Хони отвечает.
Как знать, – старик седою головой качает, –
Быть может это так. Но нами ты судим...

Суд долгим был. И много споров
Поступок Хони вызвал у судей.
Кто он – заступник иль злодей –
Вот тема бесконечных разговоров.

Но наконец – вот общее решенье:
Конечно, это грех. Но если Бог 
Тебе из круга выбраться помог,
То и у нас ты заслужил прощенье...

В недоуменьи Хони: слушай, Бог!
Я не могу понять – кто выше:
Те, что сидят под этой крышей;
Иль Ты, – кто спас нас и в беде помог?!

Бог усмехнулся: каждому свое...
Пусть каждый движется своей дорогой.
Пускай их... Не суди их строго.
Пусть тешатся. Им – их. Тебе – твое.
Дуйсбург, 22-23. 03. 2002г.
Не публиковалось.

    
     Подходит к концу цикл "Монологи библейских героев". У нашего народа много героев. Может быть мне еще посчастливится "встретиться" с некоторыми из них. Может быть... А пока я хотел бы закончить постсткриптумом из стихотворения "Израиль - Видения", которым начинал публикацию этого цикла :
Упала ночь на древние холмы
И тени предков опускаются на землю...
Пять тысяч лет... Но рядом, рядом мы.
Я вижу их. Я слышу их. Я внемлю...
........................................
........................................
P. S.    Они проходят чередой,
Уходят вдаль...
Светает. Встреча кончилась...
А жаль...    



   



         
___Реклама___