Laplandec
Лапландец (рэб Йоэль)

САТМАР

     Я не сатмарец, я - на данный момент беспартийный, хотя и весьма симпатизирую Сатмару. Сатмар - это вообще не философское течение, но скорее просто большая община, созданная уже в Америке р. Йоэлом Тейтлбоймом. Оригинальное течение Сатмарских хасидов в Галиции и Трансильвании имело мало каких-то специфических путей служения, если сравнивать с такими богатыми идеями течениями, как Хабад, Бреслев,Комарнэ или Минкач. Так получилось, что Сатмарский ребе, приехав в Америку, оказался единственным человеком, сумевшим собрать крупнейшую хасидскую общину, активно сопротивляющуюся как внешней, так и внутренней ассимиляции (сионистской), продолжающую восточноевропейскую культуру. Сатмарские хасиды говорят на идише, носят традиционную одежду и ретроспективно ориентированы. Радикально антисионистски настроены, но напоказ это не выставляют, в отличие от Нетурей-Карта. Задача Сатмара - возродить восточноевропейское ортодоксальное еврейство 1:1 таким, каким оно было в Европе, если надо, то засчет изоляции от остальных общин. Сатмарский хусид может учиться служению Всевышнему из книг других направлений. Тания и Бресловский хсидус - наиболее популярны, часто в сочетании друг с другом, и это не противоречит принадлежности к Сатмару, но только приветствуется. Вот что знаменательно: движения типа Хабада при всем универсализме и притягательной философии не смогли в массе своей сохранить ни идиш, ни восточноевропейские традиции, а вот Сатмар, будучи принципиально неидеологизированным направлением - смог, и еврейский язык - идиш - прямо-таки становится понемногу языком Сатмара и примыкающих к нему Бобовер, Минкачер, Пупэр и Монси-Вижницер хсидим, составляющих официальный блок "Исахдэс Арабоним", реально находящийся под управлением Сатмара.
     Сатмарское неприятие сионизма, модернизма и т.п. - это не есть идеология, учение, философия и тому подобное. Напротив, - это скорее активное отрицание идеологий. Более того, сам ребе, умерший 26 Ова 5739(1979) года не оставил сыновей, не указал, кто будет следующим лидером, никогда не заботился о стандартизации собственной общины и даже не требовал принятия себя как ребе и лидера. Т.е. харизматическим лидером он не был, поэтому сейчас сатмарские хасиды разбились на десятки групп, подгрупп и т.д. без единого центра. Главным для него было создать традиционную общину безо всякий хитростей, вот и все.
     Для искателей глубокой философии, мистицизма и т.п. Сатмар вряд ли интересен: лучше Бреслев. В Сатмаре Вы найдете местечковость и еще раз местечковость с минимумом своей, а не заимствованной у других течений философии. Но, как говорят, Satmar rules, мы видим, как ашкеназская культура разваливается везде, кроме этого движения и сопутствующих или аналогичных ему, и об этом стоит задуматься.
     Я никоим образом не занимаюсь "обращением" евреев в Сатмар, более того - я сам not affiliated, еврей - и все, безо всяких партий и движений. Интересуюсь Хабадом, Бреслевом, литературой чернобыльских хсидим, литературой литовских балэ-мусэр и т.д. и т.п. Мне давно стало неинтересным отождествление себя раз и навсегда с какой-то идеологией или группой. Более того, сам Сатмар давно перестал быть хасидской общиной в прямом смысле этого слова, так-как объединяет сотни разных течений со своими хасидскими ребе, в основном венгерского, чешского или закарпатского происхождения, заселивших целые города и многокилометровые кварталы: Monsey, Williamsburg, Monroe, Stamford Hill и еще десяток помельче. Вам надо купить еврейский сувенирчик в подарок жене - Вы едете в сатмарский квартал или город, т.к. именно там процветает еврейская жизнь.
     Сатмарский ребе был одним из величайших знатоков Торы 20 века, оставил несколько томов пискей-диним, десятки томов комментариев на Тору и Талмуд под простым названием "Диврэй Йоэл" и "Хидушей Тойро", а также ряд специфических сочинений, посвященных антисионистской и антимодернистской тематике, однако философии у него мало. Однако, именно этот человек сумел на практике осуществить то, что не удалось ни хабадникам, ни миснагедам, ни бундистам, ни светским идишистам. Сатмарские издания издаются стотысячными тиражами, в некоторых из них по 190 страниц, и окупают они сами себя за счет еврейских масс, для которых язык идиш - родной. Каждые полгода появляются газетенки, журнальчики, в том числе всякая хреновина, вроде правил дорожного движения для тех, кто никакой иной мовы, кроме еврейской, не разумляет. Можно (и нужно) ругать их намеренно малокультурный язык, но факт таков, что наш язык и наша культура существуют сегодня в значительной степени за счет именно этой общины. Более того, идея сохранения идиша в других общинах обычно распространяется именно Сатмаром. Детские спектакли (какая-никакая, а драматургия) производятся Сатмаром. Желтая пресса вроде детективов и сплетен на идише нужна именно Сатмару, что является лучшей демонстрацией живости массовой еврейской культуры.
     Поскольку для меня сей факт немаловажен, я делаю вывод о том, что подход Сатмара - правилен, в том числе и неприятие сионизма и модерн-ортодоксальных штучек. Никакой глубочайшей мистики и философии тут искать не надо - для этого есть Комарнэ или там Горностайпл-Виледник, а Сатмар - это скорее другое измерение хасидизма: общественное-культурное. В любой книге по истории идиша Вы прочтете, что на развитие нашего языка повлиял хасидизм. Сегодня мы можем в этом убедиться на примере Сатмара.
     Видите ли, я как-никак разговариваю сам и со своими детьми по-еврейски, являюсь активным идишистом, начинающим литератором, поэтому у меня Сатмар вызывает большие симпатии. Ну, скажем, в какую школу прикажете мне посылать своих детей, как не в сатмарскую и околосатмарскую? Ведь надобно, чтобы дети учились в еврейской, т.е. еврейскоязычной школе. Какая уж тут философия?... Все проще.
    
    
    



   



         
___Реклама___