Давид Гарбар
Библейские пpороки


От автора

    
     Мы начинаем новую рубрику. И хотя в определенном смысле это продолжение "старой" - "Библейские герои", но в ней предполагается коснуться жизни, судеб и трудов наших великих пророков. И их пророчеств. Пророчеств нам. Потомкам...
     Их всего пятнадцать в книге "Пророки" ("Невиим"): три "больших" ("великих") и двенадцать "малых". Всего пятнадцать. Из сотен, - бродивших некогда по горам и пустыням древней Иудеи. Труден был путь этих людей. Тяжела судьба. Но, видимо, такова была Воля Бога, посылавшего их. И такова была Вера этих людей, что они иногда по принуждению, но чаще - добровольно брали на свои плечи эту нелегкую ношу. Им, всем Им, - Пророкам нашего народа, "великим" и "малым", представленным в Танахе и не представленным в нем, посвящает это свое стихотворение автор:
    
    
Пророк

"И бога глас ко мне воззвал" (А.С.Пушкин "Пророк")

Пророчества тяжелая судьба.
И этот трудный миг общенья с Богом.
И бесконечная с собой борьба.
И вечный бой. И вечная дорога...  

И вечные попреки от людей:
Что хлеб он ест, не сея, не сжиная...
А как сказать, что не бездельник, не злодей.
Что просто у него судьба иная...

И так уже который год...
Он призван, служит он, он обличает.
Он с Богом говорит за свой народ...
И за него пред Богом отвечает...

Сквозь толщу лет глядит пророк.
Он видит беды и напасти.
Бог высоко. И это Он обрек
Его смирять людские страсти.

И так за годом год, за годом  год...
Он стар, он болен, он устал.
Но Бог ему велел идти. В народ!
И он идет... Коль Бог его послал.

          Дуйсбург. 23.11.2002г.
          Не публиковалось.

Не все они пришли ко мне "на свидание". И это их право.
     С некоторыми мы уже встречались: великий Моисей, Самуил, Иеремия, Иезекииль, Даниил - уже произносили здесь свои монологи. Некоторые пришли позже. Надеюсь, что другие еще придут. Когда это будет? И в какой последовательности? Не знаю. Но надеюсь. А пока послушаем тех, кто счел возможным (и необходимым) прийти. И высказаться. Послушаем их.
    
    

Амос - пророк эсхатологии и надежды.

    
     В одной из интернетовских перепечаток прошлого года моя статья о пророке Иезекииле была названа "Иезекииль предвидел создание государства Израиль". Основанием для такого названия редакции послужило известное видение пророка Иезекииля - "поле костей". Я не стал спорить: "каждый видит то - что видит". Но среди наших великих предков был один пророк, отнесенный в Танахе к разряду т.н. "малых пророков", который не фигурально, а прямо предсказал такое событие, как возрождение государства Израиль. Этим пророком был Амос.
     Впрочем, давайте по порядку: пророк Амос стоит третьим в ряду так называемых двенадцати "малых пророков". Его пророчества занимают в моем варианте Библии всего нескотлько страниц. Но что это за пророчества!
     Однако сначала о самом пророке, хотя мы знаем о нем очень немного. Знаем, что он происходил из рода Фекоя (Текоа); что проживал в холмистой местности Иудеи, где пас стада и занимался сбором плодов сикоморы (дерево семейства тутовых); что и не помышлял о пророческой деятельности пока не "слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением" ("Кн.пр.Амоса", 1:1) слова Б-га. Тогда он и отправился в северное царство, в Бейт Эль (Вефиль), чтобы передать народу Израиля эти "слова"...
    
     Тревожное это было время. "За смертью Соломона (927г. до. н. э.) последовало разделение - распад страны на два царства: Израильское, включавшее территории десяти северных племен, и Иудейское, состоявшее из области обитания колена Иуды и небольшой страны племени Вениамина" (М. Грант. "История древнего Израиля", М. "Терра-Книжный клуб", 1998. стр.123). Но это был не просто распад. Если в Южном царстве на престоле сохранилась династия Давидидов и ощущалась некоторая стабильность, то Северное сотрясали династические битвы.
     Шаталась и вера. Многие цари склонны были принять религию соседей. Под угрозой находилась не только целостность государства, но и само существование еврейского народа (вот куда ведут истоки исчезновения "десяти колен Израилевых"). Именно в это время Б-г и призвал к служению своих пророков. И среди них Амоса. И хотя он был простым пастухом, но в его пророчествах слышен не только пафос обличений, но и высокий дух поэзии. Настоящей. Безыскусной. Истинной поэзии.
     Однако начинается все с обличений и пророчеств. Как пишет М. Грант, у Амоса "мы впервые сталкиваемся с пророчествами, направленными против соседних народов: поскольку те нарушают человеческие законы, Яхве уничтожит их, всех до одного. Но тревожность предсказаний достигает кульминации при обличении самих верующих в Яхве" (М. Грант. с 138).
     Обличения Амоса относятся не только к категории религиозной (как у многих других пророков его времени), но имеют и моральный, и социальный акценты: мало говорить о своей вере в Б-га, мало декларировать свою набожность и приносить Ему формальные жертвы. Надо изменить образ жизни, перестать "отцу и сыну ходить к одной женщине" ("Кн.пр.Амоса", 2:7). Надо обратить свое внимание на бедных и слабых, прекратить "продавать правого за серебро и бедного - за пару сандалий" "Кн.Пр.Амоса", 2:6); надо перестать "лежать на ложах из слоновой кости и нежиться на постелях ваших, есть лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища..." ("Кн.пр.Амоса", 6:4); надо не "поить вином назореев" и не мешать "пророкам пророчествовать".
     И здесь следует сделать одну ремарку: как известно, "священник Амасия удалил Амоса из царской святыни в Бейт Эле, повелев ему более там не пророчествовать, а обратить свою миссию на родную Иудею" (М. Грант, с.139). "И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, А в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский" ("Кн.пр.Амоса",7:12-13) Но в том и заключалась миссия Пророков, чтобы идти туда, куда их посылает Б-г: "И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю" ("Кн.пр.Амоса",7: 14-15).
     Как много похожего на сегодняшние дни: с нашим "царями" и пророкаами, с нашими "священниками". Не правда ли!?
     Однако в пророчествах Амоса есть и еще один очень важный для нашего "сегодняшнего" дня аспект - это его предсказания будущего еврейского народа. И тут лучше всего еще раз процитировать "Книгу пророка Амоса", одного из двенадцати "малых" пророков еврейского народа: "Вот, очи Господа Бога на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие! В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние. Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя мое, говорит Господь, творящий все сие. Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израил, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой" ("Кн.пр.Амоса",9:8-15). Я прошу прощения за большую цитату. Но так говорил Б-г своему пророку, а через него - нам. А это не грех послушать и еще раз. Особенно нам и сейчас. А теперь послушайте, что "сказал" мне сам пророк Амос:
    
Монолог пророка Амоса
Когда бы знать я только мог,
За что меня сподобил Бог, -
Простого пастуха - в пророки Иудеи?
В тот страшный час, когда цари-злодеи
Чужих богов ввели в Святой Чертог!

Я никого не беспокоил,
Я пас стада в роду Фекои
Среди долин и Иудейских гор,
Питаясь лишь плодами сикомор.
Но Он призвал меня. И нет душе покоя.

Он говорил: "Отец и сын, как звери
Вы ходите, в одни стучитесь двери,
К одной и той же женщине вдвоем.
Забыли вы о звании своем!
Но Бог все видит. И грядут потери...

Огонь пожрет Дамаск и Венададов дом.
Падет Мой гнев на Тир, Феман, Восор, Эдом.
Не пощадит ни филистейской Газы, ни Азота
Оставлю Я Моав, Аммон своей заботой,
Все прахом сделаю кругом.

Я истреблю народ проклятых аморреев.
А вас, вином поящих назореев,
Пророков принуждающих молчать, 
Заставлю вас от ужаса кричать -
Развею по  миру народ евреев...

Галгал отпралю в плен, Вефиль сотру в ничто,
В Вирсавии не спрячется никто,
Закрою Орион, день превращу вам в ночь,
Забудет сын отца, а мать забудет дочь...".
И не Амос, а Бог глаголет то!

"Беспечным вам: О, на Сионе, горе!
Взгляните на Емаф, спуститесь в Геф на море,
В Калне войдите, в Самарии - на Гризим.
И вы увидите, что Я оставил им,,,
Нет места вам, как им, на суше и на море!"

"И как песок, - Бог молвил мне, - 
Народ Израилев рассыплю по земле.
Амасию - священника ждет плен,
Царя Иеровоама - смерть и тлен..."
То говорю не я. То Бог глаголет мне:

"Я больше не прощу народу Моему, -
Ни пахарю, ни князю, - никому!
За их грехи Я обещаю горе...
Настигнет гнев в горах, на суше и на море
И от Моей руки не скрыться   н и к о м у...

Но грянет час! И тьма расстает!
Из праха Мой Народ восстанет!
И пахарь в поле встретится с жнецом..
Народ - со Мной - своим Отцом!
И для Израиля вечный мир настанет..."
			
          Дуйсбург. 13.11. - 9.12. 2002г. Не публиковалось.

   


    
         
___Реклама___