Вопрос: «Как правильно жить?» -- мало занимал бы меня до
сих пор, если бы не сын. От природы слабенький, хотя и
агрессивный, он присматривался к жизни, как витязь на
распутье. Будто бы с самого начала считал: изо всех путей во
взрослую жизнь есть один-единственный правильный, где и голову
не сложишь, и коня не потеряешь
Он категорически
отверг все, что видел вокруг: ложь, ненависть, страдания,
предательство, развод родителей, их многочисленные браки, их
проблемы с их родителями, красная прабабка, белый прапрадед,
еще один -- как внезапно выяснилось, неродной. Правда,
родители его отца, провинциальные евреи, жили долго и
счастливо. У всей родни были карие глаза, лишь у деда по отцу
серые -- как и у Вадика. Хотя мой сын теперь не Вадик. Он
давно сменил имя -- и все превратности нашей жизни перестали
иметь к нему отношение...
Съездив в 1990-м по школьному обмену в
Америку, мой сын возненавидел советскую смесь прозябания и
самомнения, а главное -- инстинкт разрушения, проявляющийся у
нас на каждом шагу: от порчи лифтов до порчи личных отношений.
Мой мальчик принял твердое решение эмигрировать. Не в Америку:
достойная материальная жизнь была для него потрясением, но то,
что он пытался найти и не находил, лежало в другой
плоскости.
В советской школе Вадик гордо заявлял, что он
еврей, в ответ на «жидовскую морду», на которую его морда
действительно была похожа в отличие от его отца. В Израиле
Вадик прошел процедуру под названием «ги-юр» и стал евреем в
законе. В одну из наших встреч он сказал, что евреи --
избранный народ. Я заметила: не потому ли фашисты ополчились
на евреев, что двум высшим расам тесно на земле? Вадик
ответил, что никакого высокомерного, унизительного для меня
смысла в еврейской избранности нет: каждый, кто хочет
посвятить свою жизнь изучению Торы и молитвам, может стать
евреем, будь он китайцем или негром.
Каждый день, кроме шабата (пятница-суббота),
ортодоксальные евреи спасают человечество, вникая в тайные
смыслы книги, данной Творцом (слово «Бог» не произносится, а в
светской израильской прессе обозначается шифром «Б-г»). Если
не признать аксиомой то, что Тора была дана Творцом, настоящим
евреем стать невозможно.
С точки зрения ортодоксов («харидим» на
иврите), всякий не соблюдающий Тору -- отступник, предатель,
хуже любого гоя. Собственно, гой, живущий по заповедям,
лежащим в основе христианства, для ортодоксов является хорошим
человеком, а большего с него не спрашивается -- он же не
избранный, а нормальное живое существо. Как эти существа
живут, ортодоксам интересно не более, чем образ жизни коров
или мышей. Ну, питаются чем ни попадя, беспорядочно
совокупляются, смотрят фильмы и читают бестселлеры,
сопереживая вымышленной жизни, думая о ней больше, чем о жизни
своей, жизни близких и жизни вообще.
«Если мы будем жить среди других, нас просто
размоет», -- сказал мне сын. Страшно, что мир соблазнит еще не
окрепших в вере, поэтому стараются не показывать детям и
подросткам «жизнь улицы», что технически несложно. Ортодоксы
живут либо своими большими кварталами в городах, либо на
оккупированных территориях, на западном берегу реки Иордан.
Религиозные школы -- по соседству, даже за продуктами ездить
не надо: каждый день их развозит по домам специальный фургон.
«Оккупированные территории» там не говорят, поскольку эта
земля принадлежит Израилю по Торе. А кому она принадлежит с
административно-политической точки зрения, ортодоксов не
касается. Они вообще не признают государство Израиль, в том
смысле, что в Торе все четко расписано: кто, что и когда
должен делать. Там и про рассеяние евреев по свету написано, и
про воссоздание государства, и про восстановление разрушенного
Храма, от которого теперь осталась одна Стена плача. Ортодоксы
потому и ходят в черных одеждах, что носят траур по
разрушенному Храму, а когда придет Мессия, траур наконец будет
снят.
В жизни ортодоксов нет незначимых или ничего
не означающих деталей. Все имеет свой «небесный», духовный
аналог, свое назначение, время и место. Более
регламентированной жизни, чем эта, представить невозможно.
Внешне ортодокс выделяется в толпе своим черным костюмом или
лапсердаком, из-под которого торчат белые веревочки -- цицит,
широкополой шляпой, богатые надевают в шабат меховую шапку и
молитвенное облачение -- таллит. Замужние женщины ходят либо в
парике, либо в шапочке, скрывающей волосы, в длинной юбке и
кофте с длинными рукавами. Пятидесятиградусная жара ничего не
меняет, поскольку так одеваться велено Торой. Впрочем, ссылки
на Тору означают часто то, что написано в Талмуде. А что
касается «нештатных» ситуаций, не прописанных в Талмуде, на
это есть рав -- учитель, который подскажет, как поступить. Рав
-- первая и последняя ступень религиозной карьеры. Типа
академика: когда синклит мудрецов решает, что ты достиг
мудрости, тебе присваивают звание рава.
Я не знаток иудаизма -- просто меня, до сих
пор не знающую, как правильно жить, занимает образ жизни моего
сына, принципиально отличающийся от всех других. Основанный на
догме, вариаций толкования которой несметное количество даже в
стане ортодоксов. Что касается других религиозных течений
(прогрессивная синагога, консервативная синагога и т. д.),
ортодоксами они не признаются, поскольку -- говорит мой сын --
не следуют безоговорочно Торе: из ее семисот предписаний они
выполняют малую часть, ортодоксы же утверждают, что все без
исключения указания Всевышнего должны выполняться. Среди
«реформаторских» течений есть и такие, которые ссылаются на
время: мол, тогда, когда писалась («была дана») Тора, жизнь
была одна, а теперь она совсем другая, и это надо учитывать.
Ортодоксы возражают в том смысле, что Творец учел все и на все
времена.
У меня с сыном, когда мы с ним видимся, часто
случаются странные диалоги. «Как ты думаешь?..» -- спрашиваю
я. «В Торе сказано, что...» -- отвечает сын. Действительно,
что он, простой смертный, может знать о том, о чем многие
поколения мудрецов уже сто раз подумали, вникая в тайный смысл
Торы?
Под тайным смыслом имеется в виду то, что
существует помимо текста, который каждый из нас может
прочитать и который касается далеко не всех вещей, из которых
состоит мироздание. По утверждению моего сына, в Торе сказано
все о каждом человеке, жившем на земле, обо всем, что было и
будет. Но то, что будет, открывается в Книге не ранее чем
произойдет.
Хотя из жизни ортодоксов исключены телевизор,
пресса, книги и фильмы, компьютер взят ими на вооружение как
орудие познания. Есть знаменитая книга американского
журналиста Михаила Дрознина «Библия: секретный код»,
основанная на открытии израильского математика Элияху Рипса,
который ввел Тору в компьютер как сплошной текст -- и
обнаружил в ней некий шифр. По вертикали, по горизонтали, по
диагонали буквы в некоторых местах текста стали складываться в
слова, предложения и цифры. Сенсацией стала «проявленная»
таким способом фраза, говорящая о том, что премьер-министр
Ицхак Рабин будет убит в 5756 году (в Израиле принято
летосчисление от Сотворения мира), что соответствует году,
начинавшемуся в сентябре 1995 года. Фраза эта была
расшифрована более чем за год до убийства Рабина. Дрознин
передал предупреждение Рабину через его близкого друга. Будучи
«левым», то есть заведомо нерелигиозным, Рабин отнесся к
предупреждению несерьезно. Как только убийство произошло,
изучавшие код обнаружили в нем имя убийцы -- Амир, сами слова
«имя убийцы» и фразу: «его убийца, один из его народа, который
приблизился», что указывало на характер происшедшего покушения
-- выстрел с близкого расстояния в тот момент, когда Рабин
оказался один, без охраны. Все это, увы, было «невидимо» до
часа убийства.
В среде моего сына «секретным кодом»
пользуются вовсю, но Вадик считает шарлатанством утверждение,
будто бы код открывает людям будущее. Мой сын уважает
математиков и презирает журналистов. С пиететом он рассказывал
мне о знакомом ученом, который умеет «заглянуть в душу», чтобы
«почистить» человека: он размыкает «проводочки», которые
вызвали «короткое замыкание» в душе и продолжают ее
«коротить». Сколько-нибудь паранормальным это Вадику не
кажется -- это просто высокая степень постижения
Торы.
Дрознин после убийства Рабина выпустил книгу,
в которой поделился с читателями предсказаниями будущего. В
частности, он обнаружил в Торе «шифровку» о еще одном убийстве
-- премьер-министра Нетаньяху, которое должно было состояться
в Аммане летом 1996 года. Когда газеты сообщили, что 25 июля
1996 года Нетаньяху едет в Амман, перепуганный Дрознин
воскликнул: «Код правильный!» Ужас его был продиктован не
столько гипотетическим убийством, сколько тем, что согласно
коду сразу после этого покушения должна была начаться Третья
мировая война. В последний момент Нетаньяху перенес поездку на
более позднее время. Дрознин встретился с Рипсом и показал
найденные им в Торе «мессиджи» о покушении: «Предсказанное не
состоялось?» Рипс в ответ указал ему на слово по соседству со
«смертью в Аммане»: «Отложено». И еще вдруг открылась фраза:
«Пять будущих, пять путей»... Рипс по этому поводу заметил:
чем точнее в секретном коде описывается событие, тем более
расплывчаты его сроки, и наоборот.
Например, на 2000-й от Рождества Христова год
секретный код выявил массу неприятностей: и землетрясения, и
войну, и разрушительное падение небесного тела, и «конец
времен». «Код спасет» -- прочел Дрознин над «концом времен»,
который упоминается еще раз в связи с 2006 годом.
Книга Дрознина, в сущности, подтверждает то,
что я слышала от сына: в Торе есть все, но будущее открывается
только когда настает. Даже на последних днях беременности в
семьях ортодоксов не говорят о будущем ребенке. Рожать и
воспитывать детей -- высокое предназначение религиозной
еврейки. Детей должно быть как можно больше, следуя заповеди
«плодитесь и размножайтесь», потому чем раньше вы вступаете в
брак, тем лучше: брачный возраст -- 13 лет. Каждый лишний
холостяцкий год -- один неродившийся ребенок, в ортодоксальных
семьях рожают ежегодно, и в семье 12 -- 15 детей.
С нашей точки зрения, жизнь ортодоксов уныла:
молитвы, пеленки и ни одного самостоятельного шага. Даже в
гости пойти проблема: только всей семьей. Я жила в гостинице
для религиозных: восемь спальных мест предполагали поселение
супружеской пары с шестью детьми. Ортодоксы гордятся своими
крепкими семьями, тем, что каждый день продвигает их на шаг по
пути постижения истины, тем, что душа их не изъедена
сомнениями и соблазнами. «Что вы можете противопоставить нам,
к чему привел ваш образ жизни? К стрессам, депрессиям,
наркотикам, насилию, разрушению, страданию? Вы нас не убедили,
-- сказал мне сын и для пущей убедительности описал ад, куда
попадают души нечестивых: -- Ад -- это не черти со
сковородками. Это стыд. Отчитавшись после смерти о том, что
хорошего ты сделал в жизни, что плохого, чего не сделал вовсе,
остаешься наедине со своей жизнью, которую ты смотришь
примерно как фильм. Этот фильм длится бесконечно, поскольку
время для тебя теперь уже не ограничено, и в нем -- все, что
ты в своей жизни делал и говорил, до мельчайших подробностей.
При виде неприглядных картин прошедшей жизни душа сгорает от
стыда. Мало того, фильм о твоей жизни сопровождается как бы
субтитрами -- твоими мыслями в каждый данный момент. В конце
концов после такого «киносеанса» душа либо уничтожается, будто
ее никогда и не было, либо реинкарнируется в то, что
заслужила. Можно, например, стать кошкой, которая отличается
от обычной кошки тем лишь, что она помнит, как была человеком,
и тяжело переносит пинки под зад...»
Я, честно говоря, никогда раньше не слышала о
реинкарнациях в иудаизме. Но главные принципы всех древних
мировых религий столь похожи, что можно лишь удивляться,
почему мы им не следуем. Чем дольше я практикуюсь в жизни, тем
острее ощущаю правильность христианских (в моем случае)
постулатов, основанных, в свою очередь, на заповедях Торы.
Разница -- в инструментах совершенствования души: Тора --
закон и всеобщее подчинение ему, христианство -- любовь и
постижение мира через нее. В иудейской общине все
гарантировано: семья, деньги, минимум бытового и душевного
комфорта. Взамен надо следовать Закону, отказавшись от
экспериментов над собой, как в христианстве.
Мне было бы стыдно смотреть фильм о моей
жизни, но почему-то радостно от того, что я шла путем проб и
ошибок, что я ко всему пришла сама, а не заранее поверив
кому-то или чему-то на слово. Моему сыну такое отношение к
жизни смешно: не убивать же, чтоб понять, что это непоправимо?
Но передо мной в жизни стояли совсем другие проблемы, чем
перед ним. От каждого из нас -- персонально -- чего-то хотят,
и я не верю в местоимение «мы», как верят в него все, кто
принадлежит к какой-нибудь общине.
Чем больше я узнаю, как правильно жить мне,
тем больше удивляюсь людям, к которым применим вопрос из
Евангелия: «Какая польза человеку, если он приобретет весь
мир, а душе своей повредит?» (Матфей. 16:26)
Сын мой, впрочем, живет не по Евангелию, а по
Торе.
Но вот какая догадка не дает мне покоя.
Многие в России, «традиционно православной» стране, ничего не
зная о Торе, мечтают как раз о том, как бы зажить наконец
«правильно» -- по Закону, гарантирующему прожиточный минимум,
без права на ошибку.
Правда, у нас это называется
«коммунистической идеологией».