Давид Гарбар
Библейские  пророки

"Видения" пророка Иоиля



     В большинстве известных мне книг, в которых рассматриваются "видения" пророка Иоиля, сугубое внимание обращается на первую из трех глав его "Книги": на описываемое им зрелище гусениц, саранчи, червей и жуков, поедающих посевы и обрекающих "Иуду" и "Израиль" на голод... Действительно, все это имело место: и засухи, и нашествие саранчи, и многое другое. И неоднократно. Достаточно вспомнить времена "праотцов", посылавших за хлебом в благодатный Египет или отправлявшихся туда самих (иногда на долгие годы). Разве стоило того ради включать эти "видения" в число двенадцати "Книг" "малых" пророков Ветхого Завета. А ведь включили! Почему? Зачем. Однако вспомним, что в этой небольшой по объему "книге" есть еще две главы: вторая и третья. И они не о засухе. Да и первая не о том: саранча и другие напасти - аллегория. Может быть именно в этом дело?
     Но сначала о самом пророке Иоиле.
     Мы знаем о нем до обидного мало. Я пишу "до обидного", ибо кроме того, что он был одним из известнейших библейских пророков, он был еще и великим поэтом. Почитайте его "Книгу". Этот блестящий текст, который так трудно пересказывать в рифму, ибо он сам и без того поэзия, - этот образный язык, эти великолепные картины: прошло уже почти три тысячи лет, а краски на них не тускнеют. Это ли не свойство великой поэзии! Но вернемся к пророку Иоилю. Вот что пишет о нем "Библейская энциклопедия" (Москва. "Олма - пресс", 2001г. стр. 194): "Иоиль (Иегова есть Бог) - сын Вафуила, или еврейского Пефуила, один из 12 меньших пророков... По мнению большинства толкователей, он принадлежал к колену Рувимову, родился и погребен в Вефероне. По всей вероятности, пророк Иоиль жил и пророчествовал впервые годы царствования Озии, в царстве Иудейском..." И далее опять о его "видениях", об их образности и т.д. А вот, что пишет Майкл Грант в своей "Истории древнего Израиля" (Москва, "Терра - Книжный клуб", 1998, стр. 275): "Его пророчества относят к широкому временному интервалу. Вероятно, он жил около 600г., но его предсказания не были тогда записаны, во всяком случае, в окончательном виде, и появились лишь два или три столетия спустя". И далее опять о "видениях" засухи, саранчи...
     Как и большинство наших великих пророков, - а он велик, - как бы ни мала была его книга, пророк Иоиль (Иоэль) видел много и далеко. И говорил о главном. А то, что он пользовался аллегориями, - так ведь и сейчас это один из распространеннейших методов доведения своих мыслей до аудитории. Важно что это за мысли. О чем они. Конечно, о еврейском народе. О его прегрешениях, горестях, бедах и тяготах, И о его спасении. О его будущем. О том, что народ, возвратившийся к Богу, будет спасен: "Яхве восстановит все утраченное, излив дух свой не только на священников и пророков, но и на обычных людей, независимо от пола, возраста и классовой принадлежности. В этот судьбоносный день будет искоренено все зло...и Яхве станет обитать в Иерусалиме, среди народа, который наконец стал праведным...". Так пишет уже цитированный М. Грант (стр. 275).
     А что еще необходимо разобщенному, разоренному, плененному и измученному народу, как не искра надежды. Искра, которая может и должна превратиться в факел.
     Поэтому, вероятно, и включена его "Книга" в корпус предсказаний пророков "Невиим"
     А теперь слово самому пророку Иоилю (Иоэлю), как его услышал я:
    
    
    
Монолог пророка Иоиля (Иоэля)
Я видел сам глазами, этими, своими:
Бог показал мне странные виденья:
Как гусеницы, саранча и прочие творенья
Сады и нивы во единое мгновенье
Пожрали и оставили нагими.

Истлели зерна, пусто в кладовых,
И нечем накормить овцу, вола...
Вся пища, что у вас была,
Закончилась. Вода из рек ушла.
То Божью кару заслужили вы.

Рыдайте, пьяницы, вам больше нет вина;
Нет хлебных приношений в Храме,
Вы, люди, в этом виноваты сами:
Не чтите Бога, Он оставлен вами
В душе чужие прорастают семена.

Трубите на Сионе трубы!
Грядет, грядет  Господень День!
Уж крыльев серафимов тень
Затмила солнце: ночью стал ваш день.
То не враги, то Бог вас губит..

Как саранча идет на нас народ:
Сильней народа нет на свете.
Молитесь старцы, женщины и дети;
Священники, молитесь! Вы в ответе
Пред Господом за иудеев род.

И перед воинством чужим
Трепещут звезды, меркнет небо.
Сильней его никто на свете не был.
Пред ним земля полна вина и хлеба...
Пустыня горькая за ним...

Бог милостив и благ, и терпелив.
Он ждет, когда к нему
Народ вернется, к Богу своему.
Молитесь стар и млад ему!
Он сохранит плоды садов и нив.

В долине Иосафата будет Суд!
Те, кто менял отроков на блудниц;
Кто на вино менял отроковиц;
Кто пред Ваалом падал ниц, -
Все, все - на Суд предстанут тут!

Кто серебро и ценные каменья
Носили в капища - другим богам,
Все на Суде предстанут там:
Я всем по их грехам воздам,
И будут там великие знаменья...

К войне готовтесь, сыновья Иуды!
Перекуем орала на мечи!
Мы победим! От города ключи
Нам Бог вернет. И саранчи
Не станет. Бог нам явит чудо!

Да, станет Ариил святыней!
Иуды род здесь вечно будет жить! -
Кровь жертв невинных надо смыть
Так Бог сказал. Тому и быть!
Да будет присно так отныне!

Все будет так. И не дано иного:
Исчезнут иноземцев племена
Я вижу горы - чаши сладкого вина,
Ситтим водой наполнится до дна,
Холмы, - как чаши молока парного.
Все будет так. И не дано иного! 

   Дуйсбург, 19 - 21 .12. 2002г.
    Не публиковалось.

    

   


    
         
___Реклама___