Novoselsky1
Валерий Новосельский
Цыганская тема в израильской прессе


     Я не могу оставаться равнодушным к статьям по казалось-бы совершенно неожиданной для Израиля цыганской тематике, появившимся на страницах "Новостей Недели" благодаря Михаилу Пробатову ( "Цыгане" - приложение "Семь дней" - 22.02.2001 ), Ипполиту Соболю ( "Цыганские мотивы" - 29.03.2001 ) и Лине Торпусман ( "К цыганско-еврейскому вопросу" - 22.11.2001 ).
     В принципе, это не первое появление статей на цыганскую тематику в израильской русскоязычной прессе. В 1996 году в газете "Секрет" были опубликованы две статьи журналиста В. Ленка. Но, в отличие от недавних, эти публикации частично освещали жизнь палестинских цыган-домари ( мусульман по религии ), являющихся часть целого этноса, живущего на Ближнем Востоке ( и в Средней Азии ) уже 10 веков. Автор не обошёл стороной также и факт появления в Израиле представителей народа Рома ( европейских цыган ).
     Во-всех вышеперечисленных материалах упоминались казалось-бы совершенно неожиданные для "олим ми-Русия" встречи с европейскими Рома в Израиле и информация о присутствии тут же их ближневосточных родственников.
    
     Что же заставило меня, представителя украинского еврейства, написать на удивительную для нашей исторической Родины и репатриантского общества цыганскую тему ...
     ... ПАМЯТЬ по единокровным родственникам со стороны матери, ушедшим из цыганского табора незадолго перед революцией, пытавшимся жить как все остальные оседлые народы, пытавшимся быть как все остальные люди ...
     ... ПАМЯТЬ об их моральных страданиях из-за этнической дискриминации со стороны русских односельчан ...
     ... ПАМЯТЬ о том из них, кто в 1941-ом был УБИТ нацистами только за то, что РОДИЛСЯ ЦЫГАНОМ ...
     ... ПАМЯТЬ о тех из них, кто избежал геноцида только благодаря милости Творца этого мира ...
     ... ПАМЯТЬ о страхе по причине своего происхождения, оста- вившем глубокие следы в сердцах уцелевших после войны цыганских родственников матери ...
     ... ПАМЯТЬ о семейном табу относительно цыганской темы, неоднократно подтверждённом фразой "Никто не должен об этом знать. Не дай Бог, если ты ЭТО кому-то скажешь !" ...
     Хотя всё равно кто-то об этом знал и кто-то это видел, потому что цыганская кровь имеет не меньше гинетических сил чем еврейская.
     Да, как и евреи, цыганский народ в Европе пережил свой Холокост при нацистах. И он тоже имеет своё название. Имя ему - ПОРАЙМОС - что в переводе с Романес ( язык европей- ских цыган ) означает "истребление".
     И так же, как и у евреев, у переживших муки гитлеризма цыган ( рома ) после войны появились дети, внуки ... ... НИЧТО в этом мире не происходит бесследно, любое событие имеет своих свидетелей, оставляет свои результаты ...
     И так же, как потомки евреев, переживших Холокост, потомки цыган ( рома ), переживших ПОРАЙМОС имеют свою особую ментальность, своё особое мировосприятие, на которые наложила отпечаток трагедия их семей, произошедшая в то же самое время ...
     Как человек, волею судьбы оказавшийся посреди двух миров ( с одной стороны цыгане - с другой те, что не цыгане ) я часто анализировал историю, жизнь, взаимоотношения с остальным миром этого, близкого мне, народа и как посторонний наблюдатель и как его представитель.
     Мне не хотелось бы в этом письме затрагивать все аспекты цыганской тематики, но кое-чем хочу поделиться с читателями моего письма.
     Обычно, наша русскоязычная аудитория ( и не только она ) воспринимает цыганский народ ( тоже мой ) в двух "измерениях". Первое - фольклорное, второе - криминальное. Абсолютное большинство статей как в русско-, так и иноязычной прессе освещает жизнь рома ( цыган ) только в этих "измерениях".
     В то же самое время многие наши соотечественники были знакомы на "доисторической родине" с людьми цыганской национальности или цыганского происхождения, совершенно нормальными как друзья, соседи, коллеги. Они могли быть в чём-то экстравагантны и особенны, так как у любого народа тоже есть своя особенность, своя "изюминка".
     ПОЧЕМУ же обычный обыватель, как правило, воспринимает цыганский народ таким вот "односторонним" образом ?!
     Ответ этому очень прост - СТЕРЕОТИП.
     То самое явление, с негативными сторонами которого до сих пор борются представители многих этносов и религиозных групп планеты Земля, в том числе и еврейский народ в авангарде этого самого антидиффамационного движения !
     Со своей стороны мне хочется внести свою маленькую лепту в благородное дело разрушения неверных ( или не совсем верных ) стереотипов.
     Я думаю, что вам будет интересно знать о том, что в Израиле, действительно:
     - живут представители народа Рома ( европейские цыгане ), имеющие близкие родственные связи с еврейским народом и приехавшие сюда с семьями согласно Закону о возвраще- нии
     Первый раз это было в 1948 - 1951-ом годах, когда вместе с 50 тысячами болгарских евреев в страну приехало несколько сот смешанных цыганско-еврейских семей.
     Так произошло и в современные нам годы "большой Алии", когда в страну приехали аналогичные семьи с просторов бывшего Союза.
     Совершенно не считая количество своих цыганско-еврейских соплеменников, я за последние 2 года познакомился с четырь- мя семьями в Хайфе и одной на юге страны. Уверяю вас, эти люди практически не отличаются от остальных "олим ми- Русия". Такие же проблемы, такие же радости. Кто-то в армии, кто-то работает, кто-то собирается учиться в университете. Все члены этих семей знают родной язык ( Романес ) и празднуют еврейские праздники, их дети прекрасно говорят на иврите и считают себя израильтянами ...
     ... Но есть ещё и другие кандидаты на Алию. Они живут в столице Болгарии - Софии. Их несколько сот человек. Родной язык у них Романес, а религия - иудаизм. Об этом я узнал от английского писателя Мориса Фархи, автора книги "Дети радуги", повествующей о геноциде европейских цыган в годы второй мировой войны. В апреле этого года в израильском издательстве "Хед Арци" состоялась презентация ивритского перевода этой книги.
     - живёт 4 000 представителей цыган-домари, живущих как в районе Баб-Хутта Старого Иерусалима ( у Львиных Ворот ), так и в одном из лагерей беженцев в Газе.
     Они говорят как на арабском, так и на языке Думир, родственном языку европейских цыган Романес.
     Для израильтян они смотрятся как арабы, но арабы видят их как цыган не только по внешности, но и по характеру. Это аналогично тому, как можно видеть разницу между христианским и мусульманским арабами.
     Из-за проблем, переживаемых сейчас израильским и палестинским обществами, цыгане-домари оказались в сложной ситуации как экономически, так и политически: для Израиля они палестинцы, для арабов они цыгане; следуя старому цыганскому правилу они не вмешиваются в конфликты нецыган, что крайне сложно в этой стране. Большинство их соплеменников бежало в Иорданию и Египет с двумя волнами палестинских беженцев в 1948-ом и 1967-ом.
     С 1999-го года я постоянно бываю в гостях у своих друзей в Баб-Хутте и знаю, что среди цыган-домари есть много знающих английский язык ( помимо арабского и думир ). Все они работают, в том числе и в израильском секторе.
     - есть официально признанное ОБЩЕСТВО ЦЫГАН ИЗРАИЛЯ. Оно создано в ноябре 1999 года при помощи активистки общины цыган-домари - мисс Амун Слим, юриста- правозащитника - Омри Кабири, члена Иерусалимского Муниципалитета - Анат Хоффман, преподавательницы кафедры социальной работы Еврейского Университета - Циппоры Кац и других представителей израильской интел- лигенции. Работа общества направлена на улучшение социального положения этих людей, признание Государством Израиль их прав как национального меньшинства и контакты с цыганскими организациями и общинами в других странах.
     Подробнее об обществе вы можете узнать, посетив сайт: www.geocities.com/domarisociety и написав по адресу: domarisociety@yahoo.com
     - действует информационная Интернет-служба, играющая важную роль в распостранении электронной информации о деятельности международных и локальных цыганских организаций, о цыганской культуре и истории. Информация публикуется на английском, Романес и русском языках. Интернет-служба официально представляет интересы Международного Союза Ромов ( цыган ) - организации, официально признанной ООН и с 1979 года имеющей там консультативный статус.
     Центральное отделение МСР находится в столице Чехии - Праге и поддерживается правительством этой страны. Президент МСР - Эмиль Скука хорошо известен как в Европе, так и на Американском континенте не только как талантливый юрист, но и благодаря своим официальным поездкам и встречам с государственными лидерами.
     Если вам интересны политические и культурные новости из жизни народа рома ( цыган), пожалуйста, напишите по адресу: eli-ari@inter.net.il
     или посетите страницы:
     http://www.patrin.com
     http://groups.yahoo.com/group/romano_liloro
     В завершении своего письма хочу подчеркнуть, что за более чем два года своей добровольной общественной работы на благо народа Рома ( цыган ) я не встретился ни с одним антисемитом ( ни явным, ни завуалированным ), не получал ни одного антисемитского письма ни по Интернету, ни обычной почтой. Всегда очень много добрых, приветливых слов и писем. Чувствуется братское отношение к еврейскому народу. Проще говоря, среди цыган Израиль и народ Израиля уважают!
     Так почему же в нашей еврейской среде ( как в галуте, так и в Израиле ) имя цыганского народа чаще всего связывают с чем- то негативным !?
     Дорогие идн, давайте задумаемся и сделаем правильные выводы о негативных стереотипах и необходимости правильного отношения к народу, в своей трагедии чем-то похожему на нас !
     С огромным уважением к вам,
     С благодарностью за время, уделённое чтению мой заметки,
     ЗАЙТ МИР ГИЗИНД ! - Идиш
     БУТ САСТИМОС ТУМЕНГЕ ! - Романес
     БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !
    
    
    


   


    
         
___Реклама___