Раввин Синагогальной Общины Кельна
Нетанель Тейтельбаум
Отсчет от омера
"И отсчитайте себе от второго дня празднования (т.е. от второго дня Песаха) ... семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней..." (Ваикра 23, 15).
Начиная со второго вечера Песаха, мы обязаны каждый вечер полных семь недель (49 дней) отсчитывать дни. Пятидесятый день - есть праздник Шавуот (этой же дате соответствует христианский праздник Троицы).
Отсчет ведется следующим образом: каждый вечер произносят следующее благословение:
Благословен Ты, господь Бог, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отсчитывать от омера.
Затем говорят какой день отсчета сегодня и сколько дней и недель это составляет, к примеру:
"Сегодня 5 дней от омера"
"Сегодня 14 дней, это составляет две недели от омера"
"Сегодня 30 дней, это составляет четыре недели и два дня от омера"
(Примечание переводчиков: для понимания следующего высказывания раввина С.Р. Гирша необходимо учесть следующее: Сфира переводится с иврита как: а) исчисление, отсчет; б) канал с помощью которого происходит передача милостей от Бога через духовные потенции видимому миру. Каббалисты, опираясь на одинаковое написание и звучание двух вышеназванных терминов, говорят об их тождественности в случае отсчета (Сфира) от омера и проявления при этом Божественной эманации(Сфирот)
"Уже из понятия Сфирот - проявления Божественной силы в ее первичной сущности, глубоко проникшего в сознание народа из Каббалы, следует, что отсчет от омера, высочайшую и заключительную точку которого образует праздник Шавуот, также является одной из Сфирот, и потому значительно превосходит все, официально практикуемое в Богослужении. Каббала знает десять Сфирот - десять ступеней к созидательной Божественности, из которых лишь семь реализуются в нашем мире. Каждая из этих семи ступеней имеет, соответственно, семь градаций. Семь раз по семь Сфирот соответствует семикратно повторяемой Сфире каждого из дней отсчета от омера. С каждым днем Сфиры мы приближаемся на одну подступень ближе к Откровению. Но высочайшей ступенью является Шавуот" (Раввин С. Р. Гирш).
Во втором столетии (135г.) нашей эры в первые тридцать три дня отсчета от омера после подавления восстания Бар - Кохбы римлянами мучительной смерти были преданы тысячи учеников Рабби Акивы и он сам. Еврейская традиция считает это календарное время частично траурным и соответственно этому в эти дни:
не играют свадеб
не стригут волосы
запрещены танцы и празднества с музыкой.
" В связи с тем, что среди мудрецов нет единого мнения по вопросу, почему именно тридцать три из сорока девяти дней должны объявляться частично траурными, различные общины установили свои различные нормы и традиции. Но в каждом городе должны соблюдаться единые нормы и правила, установленные местным религиозным руководством (Раввин Хаим Донин).