Tartakovsky1
Маркс Тартаковский

ПАМЯТНИК. ДРУГОЕ РЕШЕНИЕ

 

От редакции. Нельзя не отметить, что вопрос о Памятнике погибшим евреям Европы поднимается автором этой заметки с опозданием как минимум в несколько лет. Об истории выбора проекта памятника можно прочитать здесь. Тем не менее автор не одинок в своем мнении.


    
    Не столь давно сообщалось о том, что из-за финансовых неурядиц отложено начало сооружения в центре Берлина «Памятника уничтоженным евреям Европы». Пока что, быть может, удастся все же переломить события, чреватые не простыми последствиями.
     Жюри конкурса в силу причин, на которых останавливаться уже незачем, из более чем пятисот проектов выбрало едва ли не худший. Решено огромную в два гектара площадь близ Бранденбургских ворот уставить тысячами безликих бетонных плит... Пробовал ли кто-то представить воочию такое сооружение? Безвкусица, достойная Книги рекордов Гиннеса!
     Это был бы памятник прежде всего людскому тщеславию. Герострат мог лишь мечтать о таком. Прямая спекуляция на трагедии миллионов, чьи рты навсегда забиты землей. Горе и память не измеряются гектарами, тоннами и кубометрами. Кладбище, где никто не погребен, само по себе кощунственно. Хорошо еще, если его будут обходить стороной. А если станут мочиться и испражняться за плитами? Ведь такая неумеренная пространственность в центре города, переполненном толпами, поневоле располагает, порой принуждает к естественным, хоть и кощунственным действиям. Охранять ли гигантское сооружение полицейским нарядам со всех четырех сторон?
     Я уже очень немолодой человек, еврей, мальчиком, спасаясь от немцев, прошедший пешком под бомбежками от Бердичева до Полтавы (через Каневскую переправу). Ныне – автор ряда книг (включая вузовский учебник) по проблемам истории и актуальной политике - и не хочу, чтобы тот, кто взглянет на это нагромождение бетона, подумал не о безвинных жертвах, но о безвкусице и людском тщеславии.
     Каким же быть Памятнику? Отдаться ли во власть ваятеля-эклектика с его витиеватой фантазией, нагромождением деталей? Обратиться ли к скульптору, известному своим приблизительным и холодным экспрессионизмом? Вернуться ли к проектам, так или иначе интерпретирующим ритуальный еврейский светильник, шестиконечную звезду, прочие аксессуары? Решить ли художественную задачу в виде полураскрытого свитка священной Торы: две мощные колонны (как бы туго свернутый пергамент), соединенные перемычкой с прорезанными в камне буквами еврейского алфавита?..
     Решение должно быть оригинальным, мощным и вместе с тем предельно простым. Что может быть выразительнее дикого рваного камня? Глыбы гранита, базальта, диорита, свезенные с территорий (окрестностей) прежних концлагерей, из мест, где совершались массовые истязания и казни, должны составить впечатляющую пирамиду.
     Глыбы ни в коем случае не должны быть связаны раствором, но скреплены лишь своей тяжестью. Чем естественнее их композиция, тем выразительнее. Разумеется, без участия архитектора и скульптора не обойтись. Но задача у них одна: максимально выразительно разместить естественные глыбы, разумеется отобранные, но непременно с рваными необработанными поверхностями.
     Если будет установлен светильник и зажжен Вечный огонь, то - не венчающий этот массив, а в недрах его, мерцающий сквозь неизбежные щели между глыбами.
    Внешнее окружение – хвойный стланник, зеленеющий круглый год.
    Вокруг на оставшемся пространстве (вот эти два выделенные гектара) - небольшой парк. Деревья должны быть высажены группами и самые разные. По возможности, без повтора. Ведь люди тоже такие разные...

 

 


   


    
         
___Реклама___