Itkina1
Долорес Иткина

 

Гей, славяне!


    
    
     Прекрасное выступление А. Красночарова в №29 "Заметок" заканчивается словами: "Спорить с Хмельницким легко, но бесполезно". На мой взгляд, наоборот: полезно, но трудно. Мне, во всяком случае, не легко. А уж в устном споре я бы и вовсе бледно выглядела. Зато полезно: спор мобилизует, рождаются новые аргументы, а иногда и оппонент кое с чем согласится. Например, Д.Хмельницкий уже обрел русское самосознание, и доволен, что в Германии интеллигентные немцы считают его русским. А неинтеллигентные? Сразу после 1945г. забыли о своем антисемитизме?
     Слово – многозначно. В анкетах, которые мы заполняем для получения виз, nationality – это гражданство. И я пишу "Россия". Но первый вопрос, который мне задала туристский гид в Испании, отлично знавшая, что я из Москвы, - не испанка ли я? А в Турции юноша-гид спросил меня так: - Вы еврей? На вопрос, как он узнал? по носу? ответил: "Нет, по глазам!" Вот не считают меня русской, и всё! Я не так самоуверенна, и не могу сказать, как Д.Х.: "Это их проблемы!" Вообще-то затертая и пустая фраза. У "них" с моей национальностью проблем наверняка нет. А вот у меня 9 мая этого года в московском троллейбусе завязался разговор с красивым 20-летним юношей, который сказал, что он считает праздником не 9 Мая, а день рождения Гитлера. И наступит день, когда он своими руками будет убивать евреев, которые к тому времени еще не уберутся в свой с… Израиль.
     Надеюсь, что до этого не дойдет. Но что национальные предрассудки будут жить долго, и не только в России, у меня сомнений нет. Д.Х. говорит, что современная этнография выводит национальность только из культуры. Я думаю, что в науке существует не одна точка зрения. К тому же у понятия культура не менее 100 определений. Заглянем в энциклопедию 1979г. "Евреи – общее этническое название народностей, исторически восходящих к древним Е. Живут в различных странах, общая численность 15 млн чел. Большая часть говорит на языке страны, в к-рой они живут. Часть Е. говорит также на яз. идиш и иврит". Как видим, бесстрастная наука этнография констатирует наличие народностей, у которых есть основание для объединения – по происхождению. И не надо говорить, что это расизм, поскольку (об этом прекрасно сказал А. Красночаров) евреи не считают себя выше других, никого не хотят уничтожить или обратить в рабов. Если бы к началу 2-й мировой войны существовал Израиль, не было бы того разгула антисемитизма, который позволила себе Германия, и на который почти безучастно взирала просвещенная Европа. Теория Гитлера антинаучна, но почему никто из интеллигентных немцев не объяснил это Гитлеру до всех лагерей уничтожения?
     Ненаучность взглядов не отменяет их существования. Научно ли утверждение о воскресении и вознесении Христа? Кому Д.Х. предлагает прочищать головы? Папе римскому?
     Вернемся к русской культуре. Мы воспитывались уже не в чисто русской, а в советской культуре – с балетами Хачатуряна, песнями Брегвадзе, стихами Квитко, Багрицкого, Уткина, Мандельштама, книгами Гроссмана, Казакевича, фильмами Чухрая и Ромма. Был забавный эпизод. Хорошая знакомая, как я называю, двоюродная подруга, Таня Скворцова попросила меня познакомить ее с еврейскими песнями. Я поставила кассету с записями песен на идиш солиста Большого театра Соломона Хромченко. Прослушав две-три песни, она воскликнула: теперь я знаю, откуда взялась советская песня! Действительно, братья Покрасс, Блантер, Дунаевский, Колмановский, Френкель, Шаинский не могли не привнести в советскую песню еврейский элемент!
     Современная русская культура – это сплав, в который евреи внесли заметную долю. А наука – разве не часть культуры? Имена Ландау, Раппопорта, Гинзбурга, Харитона, да боже мой, сколько их! Они писали по-русски, но внесли в науку еврейскую дотошность, упорство; имея большую склонность к освоению языков, облегчили контакты с мировой наукой. В мире вообще идет взаимопроникновение культур, но при этом нельзя отрицать историю, которая у каждого народа своя. Я уж не говорю о том, что невозможно вычеркнуть из культуры евреев Библии и Корана, Шейлока, стариков-евреев Рембрандта, книги Шолом-Алейхема. Современные евреи – потомки и наследники евреев древности и средних веков, носители тех специфических, подчас неуловимых черт, которые способствовали сохранению народа, прожившего две тысячи лет без своего государства. Они не хотят исчезнуть с карты земли только для того, чтобы г-н Хмельницкий мог удовлетворенно сказать: " Теперь мы juedenfrei"!
     Д.Х. писал, что скорее всего его внук, живущий (или который будет жить) в Германии, уже будет немцем. А вот российские немцы сейчас требуют учреждения в России Немецкой автономной республики, несмотря на то, что со времени переселения немцев в Россию прошло 300 лет. Не все так легко отказываются от своей национальной идентичности!
     Если Д.Х. не хочет быть евреем – это его дело. У него есть единомышленники, особенно из смешанных семей в германской эмигрантской среде. Но, приехав по еврейской визе, они - люди совестливые – не отрекаются публично от своего еврейства, а вращаются в своем эмигрантском кругу, вынужденно общаясь с этими, не всегда приятными евреями, вечно муссирующими одни и те же надоевшие вопросы.
     И еще раз о демократии в Израиле. Когда нормальные люди борются за равные права, они не бросаются камнями и не устраивают взрывы в автобусах и кафе. Посмотрите на новые прибалтийские государcтва. Там нет полной демократии, в Латвии даже есть паспорт Негражданина. Но русскоязычные (так они себя называют) - русские, евреи, поляки, - признавая само существование нового государства, борются за свои права, что называется, цивилизованно. И Европа не называет Латвию расистским государством, а по Хмельницкому, могла бы! И что бы ни писал Д.Х., в Израиле основной спор идет за территорию. Действительно, оттяпали приличный кусок, наплодились беженцы. Израиль готов решать эти проблемы компромиссным путем – нельзя же сейчас самоуничтожиться, разъехаться по своим бывшим странам, а в Иерусалиме устроить столицу Палестины Аль-Кодс, которую палестинцам завещал Аллах. Кажется, после Ирака и палестинцы уже поняли, что с Израилем надо договариваться, а не обвинять его в расизме и фашизме и стремиться к его уничтожению.
    
     Меня развеселило утверждение Д.Х., что, если я говорю на одном их славянских языков, то я славянка. Кроме лингвистического, у термина "славянский" есть и другие смыслы: славянские племена, славянские народы, славянский тип лица. По Хмельницкому, все говорящие на испанском – испанцы (а не кубинцы, мексиканцы, пуэрториканцы), а говорящие на романских языках, видимо, римляне? Вот куда может завести формальная логика и склонность к упрощениям.
     Приведу одну цитату из разбора Д.Х. "Тезис о двуединстве «народа и религии» есть древний теологический догмат, не имеющий ни малейшего смысла за пределами теологии". Не согласна. Например, немецкие принцессы, приходя в русский царствующий дом, принимали православие. Для того, чтобы стать русскими. Хотя это и не декларировалось так четко, как в иудаизме. Современная Православная церковь вообще разбежалась по национальностям: есть греческая, украинская, и, наконец, знаменитая РПЦ. А одна моя знакомая с польскими корнями перешла в католичество, чтобы быть ближе к своим соплеменникам. Так что древний догмат расширил свои границы, пришел даже туда, где теологией вовсе не интересуются. Так что признаю, не одни евреи объединяют понятия религия и народ.
     (Замечу еще, что хорошо бы в полемике обходиться без всех этих англичан-шаманистов и лошадей с рогами. Так скучны эти примитивные аналогии, тем более, что аналогия доказательством не является).
     Д.Х. разругал меня за прежние выступления в пух и прах. Эпитеты, которыми он меня наградил, были бы невозможны в научном журнале. Но это интернет-журнал, трибуна для обмена мнениями и, случается, неприятными ударами. Читателям интересны такие споры, поэтому редактор помещает многое из того, что приходит на его сайт. И не надо требовать от оппонентов скрупулезного разбора каждого утверждения противной стороны. Даже цитирование не спасает от искажения, ибо давно сказано: "нам не дано предугать…". Слова Д.Х. отозвались во мне – типичном представителе еврейской диаспоры - вот таким образом, и я, без претензий на научность, руководствуясь своими чувствами и опытом, изложила свои впечатления на страницах "Заметок". Аминь.
    



   



    
___Реклама___