Snitkovsky1 Snitvoskij1
Исраэль Харел

Демографический апокалипсис. Часть первая

Место: Цфат, отель Римоним. Время: около четырех лет назад. Событие: Двухдневное собрание общественных деятелей из академических кругов и прессы, на котором был представлен широкий спектр различных слоев населения Израиля - как арабов, так и евреев. На повестке дня - обсуждение прогнозов, составленных участниками собрания, так сказать, первые всходы посевов, представляющих собой многомесячные труды исследователей в области демографии, социологии, экономики, обороны и безопасности - первые плоды активных дискуссий, разногласий и кризисов. Цель прогнозов - исходя из имеющейся на данный момент информации, смоделировать будущее, ожидающее Израиль в 2025 году. Если прогнозы будут убедительными, то участники собрания - при поддержке правительства и в рамках своих полномочий - начнут действовать так, чтобы избежать "плохих" вариантов развития событий. (При этом было довольно сложно определить, какой из возможных сценариев можно считать "хорошим" или же "плохим". Решение принималось после тщательного анализа и с учетом общего мнения).

И вот перед собравшимися первый документ, предназначенный для рассмотрения - сценарий развития событий, моделирующий будущее Израиля до 2025 года. В нем нет диаграмм и графиков - демографических, экономических и каких-либо других - только слова. Короткие дружеские беседы и обычные для знакомых людей шутки стихли после того, как был прочитан первый абзац этого документа. Когда в зал вошел припозднившийся автор  прогноза, он был встречен напряженным и даже мрачным молчанием. Никто не произнес ни слова. Привыкший к теплым и дружеским приветствиям своих знакомых, он был удивлен и решил, что произошло какое-то несчастье и, как это иногда случается в Израиле, он просто не знал того, о чем знали другие. Но в его отсутствие не обсуждалось никаких секретов, за исключением его прогноза, который и послужил причиной всеобщего молчания.

Сценарий начинался так: Накануне Дня Памяти, в 5785 году (2025 от Р.Х.) президент государства Израиль доктор Мунир Аль-Амин заявил, что не сможет присутствовать на традиционной церемонии, ежегодно проводимой у Западной стены последние 57 лет. В своем заявлении он сказал:  "Эта церемония призвана почтить память павших не того государства, символом которого я являюсь, а предыдущего - сионистского государства, которое когда-то существовало на этих землях. Солдаты, в память о которых проводится церемония у Аль-Бурак (арабское название Западной стены) убивали людей моего народа, изгоняли их и разрушали их дома, стирали их поселения с лица земли и присваивали их родные земли. Сейчас мы стоим на пороге новой эры - эры создания нового совместного государства израильских палестинцев и оставшихся израильских евреев. Мы должны отказаться от празднования дат и событий, которые нас разъединяли; с этого момента мы будем отмечать только те праздники, которые будут приемлемы для всех жителей нашей страны". 

Заявление президента вызвало настоящую бурю. Спикер Кнессета, Абдул Азиз Раанам немедленно заявил - его заявление было составлено заранее - что праздничное собрание Кнессета, проходившее каждый год в день Йом Аацмаут (День Независимости Израиля) также должно быть отменено. Он сказал: "Недопустимо проводить праздничную церемонию, во время которой одна половина населения празднует катастрофу, постигшую вторую половину. В то время как  по решению Кнессета была создана совместная комиссия по принятию нового национального гимна и флага, настала пора найти подходящую замену и для Йом Аацмаут. Мы должны найти возможность отпраздновать единение арабов и евреев, а не то, что их разделяет".

Далее в сценарии говорилось о дальнейшей судьбе Йом Аацмаут, а также о том, почему двое арабов были избраны на высокие выборные должности. Даже после того, как высокий уровень рождаемости израильских арабов обеспечил им значительный перевес на выборах, еврейские политические партии путем сложного маневрирования добились того. чтобы арабы получали министерские посты, не влияющие на вопросы безопасности и международных связей. Арабы, с их изощренным и дальновидным политическим чутьем, поняли, что для их интересов важен контроль над символическими постами президента государства и спикера Кнессета, в дополнение к контролю над министерствами  связи, труда, жилищного строительства и национальной инфраструктуры. Конфликт между арабами и евреями сконцентрировался на символах, таких как национальный гимн, флаг, праздники, язык и отношение к историческим событиям. В сценарии также описывается реакция семей погибших израильских солдат на отмену официальной церемонии, призванной почтить память павших. Национальная мемориальная организация обратилась в Верховный Суд, который, как и следовало ожидать, постановил, что государство должно принимать во внимание национальные чувства арабов, составляющих почти 40% населения Израиля. Далее в том же сценарии говорится о реакции еврейских депутатов Кнессета. Большинство из них, хоть и неохотно, но все же поддержали позицию своего спикера. Остальные не согласились с его решением и намеревались самостоятельно провести традиционную церемонию, но охрана Кнессета не позволила им этого сделать. Был отменен даже традиционный ежегодный прием, проводимый в резиденции президента для высших военных чинов, отставных военных и наиболее отличившихся солдат - несмотря на то, что до этого он проводился каждый год в течение 77 лет.

Далее сценарий описывает трагические события, произошедшие после отмены Йом Аацмаут. Спрятанная в торте бомба взорвалась в праздничном зале во время торжественного вечера, устроенного арабскими властями для двух своих представителей - президента страны и спикера Кнессета - в честь отмены Йом Аацмаут и Дня Памяти. Бомба взорвалась рядом с президентской трибуной, при взрыве погибли несколько из присутствовавших на вечере человек, в том числе сам президент и министр национальной инфраструктуры, десятки людей получили ранения. Этот теракт вызвал массовые беспорядки во всей стране. Сотни тысяч арабов нападали на близлежащие поселения, грабили и убивали их жителей. Солдаты государства Палестина, к которым их единоверцы обратились за помощью через арабские средства массовой информации, использовали хаос в стране для того, чтобы взять под свой контроль израильские поселения, в том числе и находящиеся неподалеку от городов Кфар Саба и Нетанья. Израильские арабы, в большинстве своем из Негева, Галилеи и "Треугольника" поселений к северу от Тель-Авива, где проживало множество арабов, угрожали вторжением в наиболее важные израильские города. Был проведен призыв резервистов. Многие из них отказались от несения службы. Они говорили: "Мы присягали защищать нашу страну от внешней угрозы, поэтому мы не несем ответственности за безопасность государства, нападающего на собственных граждан". Гражданская война очень быстро распространилась на весь регион, неся смерть и ранения тысячам людей. В сценарии не говорится об окончании этих событий и об их последствиях.

Оптимистичный сценарий

Три года назад подобный сценарий мог ввергнуть в шок даже самых закоренелых оптимистов, уверенных в благоприятном развитии отношений между арабами и евреями, особенно в рамках государства Израиль.  И действительно, присутствовавшие на обсуждении представители левых, среди которых были и два инициатора переговорного процесса в Осло, на время утратили хладнокровие и самоуверенность, но, впрочем, быстро оправились от удара. Они поддержали двух модераторов группы, неоднократно утверждавших, что футуристические прогнозы никогда не сбываются, поскольку их авторы исходят из современного положения дел и пользуются сиюминутной информацией. По словам одного из инициаторов переговорного процесса в Осло, кстати, историка по образованию, "история - как наука - гораздо более оптимистична".

И они действительно в чем-то правы. Автор действительно ошибся в расчетах, запланировав враждебные действия израильских арабов против Израиля на 2025 год. Ведь непреложным фактом является то, что эти действия начались уже в 2000 году, причем совершенно по другому поводу и не с таким трагичным финалом. Но в прогнозе речь идет об общих тенденциях, о вероятных путях развития событий, о явлениях, которые рано или поздно проявят себя, если уже сейчас не принять срочных мер к их устранению. В любом случае, тот, кто старается заглянуть в будущее и подготовиться к тому, что его ожидает, имеет возможность избежать надвигающейся катастрофы и даже сформировать другое будущее, более благоприятное. С другой стороны, те, кто отрицает очевидное, тем самым ставят под удар само существование нашей нации. Даже те, кого действительно волнует развитие демографической ситуации, предпочитают прятать голову в песок, вместо того, чтобы попытаться как-то исправить положение.

Участники исследовательской группы, состоящей из двадцати человек, представили на рассмотрение четырнадцать сценариев возможного развития событий. В большинстве из них  (возможно под влиянием первого сценария, подготовленного намного раньше последующих) также говорилось о значительных трудностях, ожидающих Израиль в недалеком будущем - и в основном по тем же самым причинам. В конце концов, после трудоемкого процесса слияния и комбинирования, группа объединилась вокруг четырех наиболее правдоподобных сценариев. Первый, тот самый, о котором уже упоминалось выше, был признан самым пессимистичным. Второй предсказывал, что в 2025 году, в результате усиливающихся разногласий, страна распадется и станет  федерацией, состоящей из множества этнических и религиозных групп. Слабое и неустойчивое центристское правительство будет сохранено, но лишь для выполнения небольшого числа правительственных функций. Этот сценарий также предусматривает создание израильскими арабами собственной автономии - со всеми внешними и внутренними атрибутами суверенитета.  

Третий сценарий предсказывает приход к власти правых экстремистов как следствие демографических проблем и реальной угрозы национальной безопасности. Действуя от лица еврейского большинства, эта партия не допустит такой ситуации, в которой Израиль утратит свои еврейские символы. В этом сценарии израильские арабы подвергаются еще более сильному угнетению, чем сейчас, и живут в условиях сильнейшей дискриминации. Это подогревает непрерывный конфликт между Израилем и арабскими странами, в результате чего Израиль становится отверженным и оказывается в полной международной изоляции. Это сценарий получил название "невольничье судно".

Четвертый сценарий, наиболее оптимистичный из всех, составлен известным экономистом, который считает, что весь мир находится на пороге новой эры, в которой границы между странами и народами постепенно исчезнут. По его мнению, на смену национализму идет глобализация. Всеобщая гонка за LEXUS - вот что ожидает человечество в будущем (об этом год спустя напишет "пророк глобализации" - сотрудник "New York Times" Том Фридман - в своей книге "LEXUS и оливковое дерево).

После того, как многие из нас лишились своих иллюзий, столкнувшись в 2000 году с враждебностью израильских арабов, а также с продолжающейся войной на истощение между Израилем и Палестинской Автономией и с полным провалом переговорного процесса в Осло - после всего этого у людей сложилось мнение, будто нынешнее положение вещей, предсказанное в вышеизложенных сценариях, тянется с незапамятных времен. На самом деле это совсем не так. Немногим более года назад, два с половиной года спустя после составления этих сценариев, ни один из руководителей высокого ранга, из представителей прессы, академических кругов или общественных деятелей - словом, ни один из тех, для кого составлялись эти сценарии - не был готов к такому повороту событий, несмотря на то, что все они выразили свое согласие с основными выводами сценаристов. Но все они считали, что речь идет об "отдаленном будущем", которое несомненно настанет когда-нибудь, но уже "не в их смену".


Данная статья является отредактированным переводом с иврита. Первоначально она была опубликована в журнале Nekuda в апреле 2001 года. Печатается с разрешения автора, редакции журнала Nekuda и руководства сайта ijc

Исраэль Харел - редактор и основатель журнала Nekuda, сотрудничающий с институтом Шалома Хартмана в Иерусалиме. Он также является постоянным автором статей для левой израильской газеты Ha'aretz и автором нескольких книг. М-р Харел проживает в Офре, Шомрон. Он основал Yesha Совет еврейских поселений Иудеи, Самарии и сектора Газа и возглавлял его в течение 16 лет.

Продолжение следует





___Реклама___