Виктор СНИТКОВСКИЙ (Бостон)

ПОХИЩЕННОЕ СЛОВО

"...И до сегодня
над Западным краем
Слышатся отзвуки
стонов и рева.
Это - "жидов"
за бунты карая
тешилась
пуля и плеть царева.
Как будто бы
у крови стока -
стоишь у столбца
статистических выкладок.
И липнет
пух из перин Белостока
к лежащим глазам,
которые выколоты.
Уставив зрачок
и желт и огромен,
глядело солнце,
едва не заплакав,
как там -
война
и немец,
и русский,
и шайка поляков.
Потом демократы
во весь свой мах
громили денно и нощно.
То шел Петлюра
в батарейных громах,
То плетью свистела махновщина..."

Владимир Маяковский "Еврей", 1926 г.



Но разве со стороны бога не было ошибкой
поселить евреев в России, чтобы они мучались, как в аду?

Исаак Бабель "Как это делалось в Одессе" 1923 г.




         В Х1Х веке мировая литература обогатилась русским словом "погром". Естественно, что словари русского языка, порой своеобразно, но включали это слово. Так классический словарь Брокгауза и Ефрона в 1897 году имел коротенькую статью "Погром". Короткой статья была потому, что ее текст отсылал к другой статье - "Нападение одной части населения на другую".
         Почему же словарь заменил достаточно содержательное слово на целую фразу? Оказывается 9 декабря 1891 года в императорское "Уложение о наказаниях", "Уголовный кодекс" того времени, была введена новая статья закона под номером 269 об ответственности за "открытое нападение одной части населения на другую". До этого подобные преступления должны были караться по статье номер 38 "За буйство в публичных местах". Следует отметить, что в 1882 году министерство юстиции разослало в суды циркуляр о применении этой статьи к виновным в еврейских погромах и соответствующего постановления об ответственности за повреждение движимого или недвижимого имущества. Юридическая справка, которую дал словарь Брокгауза и Ефрона ныне представляет интерес лишь для специалистов в области законотворчества. На деле, погромщики оставались, как правило безнаказанными или же наказание было чисто символическим.
         "Энциклопедический словарь" Ф.Павленкова 1913 года содержит статью "Погромы еврейские", в которой один раз упоминает такое понятие как "Погромы общие". Тогда были еще не известны дичайшие погромы армян в 1915 году в Турции и на территории нынешнего Азербайджана.
         Нужно отметить, что в 24-м томе "Большой советской энциклопедии", изданном в 1932 году, есть большая статья "Еврейские погромы в России", где говорится, что в 1918-1921 годах в погромах было убито 180-200 тысяч евреев, число оставшихся в живых сиротах превышало 300 тысяч человек. И хотя в этой же статье говорилось, что "Антисемитская погромная агитация велась темными элементами в некоторых советских частях", но упоминания о погромах частями сталинского кореша Буденного там, естественно, нет. Нет там и сведений о том, что "самый человечный человек" - Ленин не взволновался буденовскими погромами – на просьбе бывших "бундовцев", к тому времени членов "Еврейской секции ВКП(б), прекратить эти преступления, Ильич, просто, написал в уголочке резолюцию: "В архив".
         В 1939 году вышла "Малая советская энциклопедия" в 10 томах. Там в 8-м томе на стр. 354 есть статья "Погром" в которой рассказывается об еврейских погромах и "татаро-армянской резне в Закавказье". Причем, о евреях говорится, что их избивали и грабили. Об убийствах евреев в царской России нет ни слова. "Зверские расправы" над евреями были, согласно МСЭ только в Германии.
         В 1940 году БСЭ в 45-м томе еще есть статья "Погром".
         После этого слово "погром" исчезает из советских энциклопедий. "Энциклопедический словарь" в 3 томах 1954 года (издание БСЭ) во втором томе на стр. 675 после статьи "Погрешность" дает статью "Погрузочные машины". "Большая советская энциклопедия" в своем 33-м томе 1955 года на стр.375 после статьи "Погрешность измерительного прибора" печатает статью "Погруженная скорость". Оба этих издания БСЭ были подготовлены в последний период сталинского времени, когда усатый мерзавец задумал и начал осуществлять первые шаги грандиозного еврейского погрома. Однако, последующие издания, тоже забыли про слово "Погром". В "Советской исторической энциклопедии" 1968 года в 11-м томе после статьи "Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся (в Китае) следует статья "Под знаменем марксизма-ленинизма". Так под знаменем марксизма-ленинизма вычеркнули из русской истории позорные страницы.
         "Советский энциклопедический словарь", который был выпущен несколькими изданиями в 80-х годах начиная от заката эпохи брежневского "развитого социализма" до заката горбачевской "перестройки" статью "Погром" не содержит. В этом словаре около 80 тысяч статей - в несколько раз больше чем в "Энциклопедическом словаре" Павленкова, выпущенном в 1913 году. Истинно русский «Большой энциклопедический словарь», изданный в 1998 г. издательством «БСЭ», дает статьи «Погрешность» и «Погрузчик» без «Погрома» между ними. В статье «антисемитизм» слово «погром» употреблено, но читателей посылают с примерами "подальше" - в Германию.
         С в конце 30-х - начале 40-х годов Сталин "дал указ" менять историю. После этого царизм уже не угнетал народы, а те добровольно присоединялись к России, чтобы спастись от недругов. Тогда же полетел "первый в мире" самолет Можайского и поехал "первый в мире" паровоз Черепанова. Александр Невский из золотоординского сатрапа, жестого подавлявшего восстания русских князей превратился в передового общественного деятеля. Сумашедший Иван Грозный, скармливавший карасям в царском пруду своих жен и недругов, проливший реки крови из-за своего самодурства, стал суровым, но справедливым правителем. Распутный насильник, сифилитик и отец более двухсот детей Петр Первый превратился в заботливого родного отца нации и предтечу "лучшего друга" физкультурников, летчиков и так далее.
         От Сталина до Горбачева прятали от своих граждан русское слово "погром", которым "великий и могучий" язык обогатил другие, не менее великие и могучие языки. Я протягиваю руку к книжной полке и достаю ближайший ко мне словарь "WEBSTER'S NEW WORLD DICTIONARY of the American language". В словаре 59 тысяч статей. Одна из них "POGROM" - (Russ., desolation) an organized massacre, as of Jews in Czarist Russia. Перевод:
         "Погром" - это слово русского происхождения, буквально означающее опустошение, обезлюживание, разорение, причинение горя. Фактический смысл слова "Pogrom" в словаре - организация кровопролития, резни, бойни евреев в царской России.
         Наследники СССР продали по дешевке 15 тысяч оригиналов документов из архивов бывшего КГБ об уничтожении евреев в России. Эти архивы теперь стали государственными и их не на что содержать. Плохо не то, что дешево продали документы. Плохо, что нынешнее правительство России память о своем прошлом не интересует - они украли память у своего народа. А ведь в Москве - столице государства, которое уничтожало евреев и государственный антисемитизм c многовековыми корнями процветал еще несколько лет тому назад, музей Холокоста был бы весьма уместен.
         Слава Богу, что нашелся достойный уважения покупатель - музей Холокоста в американской столице. Тут документы не пропадут. Более того, похоже, что можно ожидать новые открытия в печальной истории Холокоста.
         В СССР замалчивали не только погромы, но и естественно «Сопротивление погромам». Впервые о сопротивлении евреев погромам я прочел в том же "Одесском" рассказе Бабеля "как это делалось в Одессе" - "Слободские громилы били тогда евреев на Большой Арнаутской. Тартаковский убежал от них и встретил похоронную процессию с певчими на Софийской... Процессия дошла до Слободского кладбища. Тогда наши вынули из гроба пулемет и начали сыпать по слободским." После "окончательной" корректировки Сталиным российской истории, прочесть что-нибудь о погромах и, особенно, о еврейском сопротивлении было негде. Поэтому вначале немного истории и печальной статистики.
         Именно погромы в России, в первую очередь, вызвали массовую эмиграцию евреев. После каждого "девятого вала" погромов поток эмиграции увеличивался. Погромы 1881 года привели к устойчивому количеству, порядка 50-60 тысяч человек в год, еврейских эмигрантов. Так продолжалось вплоть до 1890 года. Но в 1891 году после изгнания евреев из Москвы в США переселилось уже гораздо больше людей - 111 тысяч человек. В 1892 году в США переселилось 137 тысяч человек. В пик погромов - с середины 1905 до середины 1906 года из России выехало 200 тысяч евреев.
         Из них 154 тысячи беженцев осели в США. В Аргентину прибыло 13,5 тысяч, в Канаду - 7 тысяч, в Палестину 3,5 тысячи еврейских беженцев.
         Эмиграция евреев из России в те годы была непростым делом. Вспомним, что в 1881-1882 годах тысячи обезумевших от ужаса людей, покинувших "черту оседлости" скопились на русско-австрийской границе в городе Броды. Часть беженцев с помощью еврейских общин и европейских благотворительных организаций была переправлена в США, но многие были вынуждены возвратиться к местам прежнего проживания из-за недостатка средств на проезд. И "вэлфера" для беженцев тогда не было. Тем не менее эмиграция евреев продолжалась все годы. В целом, эмиграция из России отражала сложное положение евреев в Европе и, особенно, в ее Восточной части. Несмотря на столь высокие темпы выезда, в России перед первой мировой войной проживало 5,5 миллионов евреев. (Для справки: в Австро-Венгрии тогда проживало свыше 2,5 миллионов евреев, в США - 2,5, в Германии - 0,6, в Турции - 0,35, в Румынии - 0,3, в Англии - 0,25, в Голландии и Франции - 0,1, в Италии -0,045, в странах северной Африки - 0,4 миллиона евреев). Нужно отметить, что на фоне широкой эмиграции в США конца прошлого - начала нынешнего века, еврейская эмиграция отличалась вдвое более высоким процентом детей, чем у эмигрантов других национальностей. Это связано с тем, что евреи выезжали не столько с целью заработка, сколько с желанием обосноваться в США. Эмигранты из других стран, зачастую, приезжали только на несколько лет для заработков, оставив детей и стариков-родителей на родине.
         Уже в то время было хорошо известно, что страны, из которых изгоняли евреев, терпели крах. Сегодня мы можем сказать в более широком аспекте, что страны, которые ставят расовую или религиозную политику во главе угла, терпят крах. В этом веке такая судьба постигла не только Россию (точнее Россию, а потом Советский Союз), но и фашистскую Германию, Южно-Африканский Союз, Югославию, Чехословакию.
         Поэтому, нежелание евреев жить в России в конце прошлого - начале нынешнего века можно рассматривать как приговор стране. В тоже время эмиграция из России была способом лишения грабителей возможности грабить евреев. А это уже сопротивление. Эта эмиграция очень и очень раздражала антисемитов во все времена вплоть до сегодняшнего.
         Сильно усложнились возможности эмиграции из России после революции 1917 года. Погромы времен гражданской войны имеют ту печальную особенность, что они проводились хуже или лучше организованными войсками и, чаще всего, с участием населения. Оказать реальное сопротивление белым войскам Деникина, петлюровцам, махновцам, многочисленным вооруженным бандам или буденовским полкам еврейская самооборона не могла. Е.Маневич ("Традиция ненависти", 1994 г., Нью-Джерси) ссылаясь на работы М.Шахновича приводит следующую статистику: "В период 1918-1920 годов в 1520 погромах пострадали 720 тыс. евреев, были зверски убиты и замучены 200 тыс., осталось 300 тыс. сирот".
         Серьезный ученый - демограф Сергей Максудов полагает, что в погромах было убито не более 100 тысяч евреев, но разве это мало? Еврейская кровь в эти годы лилась рекою. А буденовцы тогда, собственно говоря, начали историю погромов советского времени. Еврейская секция РСДРП (бывший "Бунд") отреагировала на эти погромы петицией к Ленину. И Ленин отреагировал на петицию - написал на ней резолюцию "В архив". Об этом документе стало известно лишь в 1992 году, когда стал возможным доступ ученых в партийные архивы. Сегодня антисемитизм в России несколько затуманился в угаре ненависти к «лицам кавказкой национальности», но не исчез. Поэтому евреи продолжали и продолжают эмигрировать из России.