Ицхак Арен, Владимир Вайсберг О чём сигнализирует шофар

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг О чём сигнализирует шофар

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг

О чём сигнализирует шофар

В Бибдии упоминаются два духовых инструмента: труба и шофар. В строфе 6 Псалма 98 написано:
«На трубах и шофаре трубите пред ликом Властелина – Бога».
Эти два инструмента не следует путать. Трубы изготавливаются из металла, а шофар – из рога животного. На изображениях имущества разграбленного Храма, размещённых на арке Тита в Риме, видно, что серебрянные трубы Святилища были узкими и удлинёнными, а каждый шофар имел изогнутую форму. Вызывает удивление тот факт, что такие великолепные знатоки иврита, как Мозес Мендельсон и Мартин Бубер перевели слово «шофар» как «труба».
Названные музыкальные инструменты отличаются не только по внешнему виду и характеру звучания. Важно знать, что каждый из этих инструментов имел свою специфическую функцию. Шимшон Рафаэль Гирш подчёркивает в своих комментариях к Псалмам, что трубы служат для обращения человека к человеку, а иногда – человека к Всевышнему, за помощью и поддержкой. Посредством шофара Бог обращается к людям, а человек во имя Божье взывает к Богу.
В еврейском Богослужении ещё и в настоящее время принято трубить в шофар. Это происходит в соответствии с библейским Заветом (номер 29,1) в день Нового Года – Рош га Шана. Шофар – один из самых известных еврейских инструментов. И поэтому не вызывает удивления тот факт, что Марк Шагал, картина мира которого по утверждению пастора Клауса Майера является библейской картиной, мнократно помещает на своих произведениях изображение шофара. Необходимо отметить гравюры художника на темы Псалмов 5,18 и 150, а также 4 из 5ти картин на тему Великой Молитвы, которые можно увидеть в Национальном Музее Ниццы.
Клаус Майер, который высокопрофессионально и интересно интерпретировал некоторые произведения Марка Шагала, пишет:
«Шофар у Марка Шагала является символом дружбы, Божьего благословения, мира и святости».
Читатель спрашивает: а откуда Майер взял эту информацию? Сказал ли ему об этом художник во время одной из 56 их встреч? И действительно ли шофар сигнализирует о мире и Божьей святости?
Самое, пожалуй, популярное изложение значения трубления в шофар представлено в знаменитом «Кодексе» Мозеса Мендельсона:
«Хотя предписание трубить в шофар является Заповедью Святого Писания, можно понять его смысл и найти ему объяснение. Звук шофара взывает к нам: Вы, спящие, пробудитесь, вы дремлющие, проснитесь, исследуйте ваши дела, обратитесь к покаянию ивозвращению – Тшуве, вспомните ваши деяния! Вы, люди, которые с течением скоротечного времени забыли истину, вы, которые всю свою жизнь совершали ошибки, впадая в гордыню и поклоняясь тому, что не может быть вам полезным и не может вас спасти! Отавьте каждый из вас свой преступный жизненный путь и свои злобные мысли!»
После этой классической интерпретации звуков шофара, часто и охотно цитируемой раввинами в их новогдних проповедях, можно твёрдо констатировать, что звуки шофара являются призывом к корректуре жизненного курса каждого из нас.
В свете этого можно истолковывать изображение акта трубленя в шофар на гравюрах и картинах Марка Шагала как указание на возможность и необходимость возвращения к истинной Вере – к Тшуве. Картины Шагала призывают зрителя:
«Обратись к Богу и задумайся над тем, как улучшить, как сделать более праведной твою жизнь!»
Обращение к Всевышнему и Тшува неразрывны и дополняют одно другое в жизни каждого верующего и праведного еврея.
О реальной возможности неправильного понимания звуков шофара наглядно рассказано в одном из разделов Иерусалимского Талмуда. В нём говорится о том, что солдаты Римской армии, оккупировавшей Святую Землю, приняли звуки шофара за призыв к восстанию против Римской Империи и, ворвавшисмь в Синагогу, устроили там кровавую резню. Для того, чтобы подобные страшные события никогда более не повторялись, наши учёные перенесли трубление в шофар с начала Богослужения на его вторую половину с тем, чтобы солдаты могли убедиться в мирном характере мероприятия в целом и трубления в шофар в частности. Соблюдаемый и в настоящее время перенос времени трубления напоминает знатокам литургии о том неоспоримом факте, что звуки шофара воспринимаются неоднозначно. Если хотят правильно понять звуки шофара, следует обратиться к контексту. .
Post Reply