Page 1 of 1

Раввин Авраам Ицхак Радбиль Ход истории

Posted: Fri Feb 10, 2012 6:38 am
by Weissberg
Раввин
Авраам Ицхак Радбиль

Перевод
Юлии Вайсберг и Владимира Вайсберга

Ход истории

Часто можно слышать: «Если бы на всём белом свете не было
бы войн, я бы верил в Бога». Или: «Если бы существовал Бог,
то мой друг не умер бы». Некоторые утверждают: «Если бы
существовал Бог, то Он не допустил бы Холокоста. А если Он
и есть, то Он просто оставил на произвол судьбы всё
человечество, или, по крайней мере, - еврейский народ».

И здесь уместно привести историю человека, который не
только не отошёл от Бога, но примкнул к еврейскому народу
и к его Вере. Имя его Итро. Ему посвящена целая глава
второй книги Моисеева Пятикнижия, начинающаяся
словами «Вэишма Итро», которые обычно переводят как: «И
Итро слышал». Но что слышал Итро? Раши, комментируя эту
строку, отвечает на этот вопрос: «Деление Тростникового
моря и войну против Амалека», Впоследствии эти два
события вдохновили Итро на присоединение к еврейскому
народу. Но почему именно эти два события? Раввин Хаим
Каневский отвечает на этот вопрос с помощью и на основе
текста Мидраша, в котором сказано, что амалекитяне
призывали на войну против израильтян лишь тех солдат, чей
день рождения приходился на данный день. Они считали, что
в этот день расположение звёзд наиболее благоприятствуетчеловеку.
Силы природы должны были помочь амалекитянам уничтожить еврейский народ. Иначе говоря,это была борьба между Богом на стороне евреев и силами природы на стороне их врагов. Результат этого противостояния известен. Бог победил силы природы и амалекитяне были почти полностью уничтожены. Подобное произошло при делении Тростникового моря, когда все силы природы были поставлены с ног на голову. И мир видел это.
В соответствии с мнением раввина Каневского именно эти два события способствовали решению Итро отказаться от обожествления природы и идолопоклонства и примкнуть к народу, молящемуся единому Богу, которому подчинена вся природа.
Мидраш раасказывает, что когда люди узнали о том, что повсюду природа взбунтовалась и творит невероятное, они очень боялись наступления нового потопа. Но их пророк Валаам успокаивал их, говоря, что Бог присутствовал при освобождении Его народа из египетского плена и вручении ему Торы.
Эти события сопровождались большимичудесами. Народы на это отвечали: «Если это так, то и мытоже хотим иметь эту Тору». Так они сообща ступили на путь получения Святого Писания. И именно в это время еврейский народ подвергся нападению со стороны амалекитян. И когда другие народы увидели, что еврейский народ тоже уязвим, иони к тому же узнали, что Тора не только творит чудеса, но и накладывает много обязанностей, они поспешно отделились.
В Торе при описании встречи еврейского народа и амалекитян применено выражение «который тебя охладил» Нападение Амалека снизило вдохновение всех народов. Но евреи не позволили себе поддаться панике. Другие же народы не устояли. Единственное исключение составил Итро. Он не только слышал, но и понимал.
Раввин Элияху Элиэзер приводит в этой связи следующую аллегорию: карту мира накрыли листом бумаги, в котором затем проделали небольшое отверстие.Не знающийобстоятельств человек будет думать, что видимый небольшой участок и есть карта всего мира. Но как только лист бумаги снимут с карты, он тотчас поймёт, сколь ошибочно его предположение. Раввин утверждает, что мы все подобны этому человеку. Мы проживаем крошечную часть мировой истории и, не зная всего остального, делаем окончательные выводы. В реальности мы видим лишь небольшой отрезок мировой истории и без общего контекста мы не в состоянии делать такие выводы.
Именно это и понял Итро. По сравнению с чудом деления Тростникового моря нападение амалекитян было лишь незначительным эпизодом на пути к получению Торы.
Весь еврейский народ, и вместе с ним многие из нас, испытали ряд тяжких испытаний. Некоторые, пережитые нашим народом, катастрофы были неописуемо тяжкого характера и большого масштаба.
Но тот факт, что еврейский народ вопреки всему продолжает существовать, является величайшим чудом и явным доказательством существования Бога и того, что мы – избранный Им народ. И лишь в конце дней, когда придёт Мессия, откроется вся мировая история и мы поймём истинный смысл всего происходящего и происходившего.
В этом заключён также внутренний смысл строфы псалма, которую мы произносим в праздничные дни перед застольной молитвой: «И тогда наши уста наполнятсясмехом». Подразумеваются дни прихода Мессии. Мы будем смеяться, ибо поймём, как слепы и ограничены мы были и не могли понять истинный ход истории.