Ицхак Арен Богобоязненность и скромность

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен Богобоязненность и скромность

Post by Weissberg »

Ицхак Арен
Веревод Юлии Вайсберг и Владимира Вайсберга
Богобоязненность и скромность
Замечания к псалму 128
Cовременный комментатор Библии Амос Хахам считает, что первоначально псалом 128 пели исключительно левиты, обращаясь к паломникам, которые приходили к Святым Местам в Иерусалим. Шесть строф нашего псалма содержат как слова обучения, так и благословения. Учебная часть достаточно представительна и содержательна. Так, уже первая строфа псалма гласит:
«Песнь восхождения. Счастлив всякий боящийся Бога, ходящий путями Его».
Здесь указывается, что строгое выполнение запретительных и предписывающих Заповедей Торы ни в коей мере не снижает качество жизни, как это предполагают и в чём уверены воинственные атеисты и прочие неверующие. Наоборот, следование путями Господними приносит счастье. Богобоязненность, соблюдать которую обязаны и неевреи, является важным источником счастья.
Строфа 2 нашего псалма называет второй источник счастья – работу:
«Если будешь ты есть от трудов рук твоих, то счастлив ты и хорошо тебе!»
Примечательно, что в Устной Торе в Мишне изложено содержание этой строфы:
«Сын Зомы говорит: Кто богат? Кто доволен тем, что выделил ему Всевышний. Ибо сказано: Если ты существуешь плодами рук твоих, ты счастлив. Хорошо тебе в этом мире и хорошо тебе будет в мире грядущем» (Сказания отцов, 4,1).
Раввин Бахья бен Ашер считает, что человек не должен постоянно охотиться за богатством. Жить следует, довольствуясь имеющимся. Счастливым должен считаться человек, который живёт за счёт своих заработков и который не должен прибегать к помощи других людей. Скромный получит благодарность в мире грядущем, ибо он не покушался на чужую собственность.
Учёный из Сохо Антигонос любил повторять:
«Будьте как сдуги, которые служат своему господину (из любви) не за вознаграждение» (Сказания отцов 1,3). Это означает, что исполнение Заповедей Торы должно осуществляться не в расчёте на будущую благодарность. Но скромный человек в соответствии с процитированной Мишной может считаться с благодарностью в этом и в грядущем мирах. Махарал из Праги констатирует, что каждый, кто боится Всевышнего и идёт Его путями, получает благодарность в обоих мирах. И именно поэтому псалмопевец называет его счастливым.
В соответствии с мнением Амоса Хахама строфа 3 псалма 128 содержит воодушевляющее учение:
«Жена твоя, как плодовитая виноградная лоза, в доме твоём. Сыновья твои, как масличные саженцы, вокруг стола твоего».
Богобоязненный мужчина должен жить в мире, в согласии и в гармонии со своей супругой, дарящей ему вино любв謬, и тогда его дети будут сидеть вокруг семейного стола и не должны будут расти в семье, сотканной, подобно одеялу, из разрозненных кусочков.
Последние три строфы псалма являются благословением:
«Вот так будет благословен человек, боящийчя Бога. Благословит тебя Бог с Сиона и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сынов у сынов твоих. Мир Израилю!»
Нельзя не заметить подобие слов данного благословения началу и концу благословения священников, приведенного в Торе (Бамидбар 6, 24 – 26). Ввжно и показательно, что упомянутые в Пятикнижии священники и произносящие псалом 128 левиты молятся об одном: мир Израилю.
Во многих синагогах наш псалом поют при исходе субботы после завершения церемонии Гавдалы. Причина и основание включения псалма в данное место молитвы лежат на поверхности. После субботнего покоя начинаются рабочие дни и потому уместно напомнить:
«Если будешь ты есть от трудов рук твоих, то счастлив ты и хорошо тебе».
Заботиться о благополучии своей семьи неообходимо и чрезвычайно важно. И это не подлежит сомнению. Но зарабатывание денег должно оставаться средством и никогда не олжно становиться смыслом и содержанием жизни
Post Reply