Недельная глава Торы от "Махон Меир"

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от "Махон Меир"

Post by Архивариус »

Суббота 5 января 2013 года – 23 тевета 5773 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Шмот» («Имена»)


Моше и Яаков

В книге Берешит мы читали историю о том, как наш праотец Яаков был вынужден бежать из родного дома под угрозой смерти и провести тридцать четыре года заграницей.
В нашем недельном разделе ситуация удивительно похожа. В детстве Моше попадает в дом фараона и воспитывается, как наследный принц Египта, но когда он вырос, то, говоря современным языком, стал диссидентом: в споре между египтянином и евреем он становится на сторону еврея. Именно это (а не сам факт убийства египтянина египетским принцем – это не криминал!) абсолютно неприемлемо для власти. «И услышал Паро дело это, и захотел убить Моше, и убежал Моше от Паро, и поселился в стране Мидьян, и сел у колодца» (Шмот 2, 15). Т.е., как в ситуации с Яаковом и Эсавом, причины конфликта – идеологические. Там проблема первородства в семье, здесь проблема национального приоритета. Только Яаков покидает Родину, а Моше – чужбину. Поэтому, хотя сам путь и у того и у другого происходит чуть ли не мгновенно (Сравните: «И поднял Яаков ноги свои, и пошел в страну сынов востока. И увидел, и вот, колодец в поле» и «и убежал Моше от Паро, и поселился в стране Мидьян, и сел у колодца»), то если Яааков уходит из Эрец Исраэль в мучительных раздумьях (тут и остановка на горе Мориа, и пророческий сон, и жертвоприношение – обет), то Моше покидает Египет не раздумывая: «и убежал Моше».
И один и другой находят себе жен-пастушек у колодца. И один и другой пасут овец в домах родителей своих жен. Но цели и перспективы у них принципиально разные. Яакову надо переждать сложное время, жениться и обеспечить семью материально. В будущем он собирается вернуться в Эрец Исраэль. Иное – Моше. Он, выросший во дворце, далек от материальных забот. Цель его прихода в Мидьян – поиск следов учения Авраама, которые могли сохранится у его потомков (Мидьян – потомок Авраама и Ктуры-Агарь). Действительно Итро, верховный жрец Мидьяна, Тора его называет – Коэн, является носителем монотеизма и знает о существовании Ашем. Коэн Мидьяна не пользуется большим почётом в своей стране. Его мировоззрение слишком прогрессивно для обычных идолопоклонников. Он беден, его дочери – простые пастушки. Но он верит и ждет появления Ученика-единомышленника и поэтому не выдает замуж дочерей. Услышав о появлении непонятного человека из далекого Египта «И сказал дочерям своим: а где он? Почему это оставили вы Мужа? Позовите его, и будет есть хлеб» (Шмот 2, 20). Этот возглас его означает: «Ну что? Может быть, наконец, сегодня?». «И согласился Моше поселиться с Мужем», т.е. стать учеником Итро, а тогда, как бы между прочим, он «и дал Ципору, дочь свою Моше» (Шмот 2, 21). Ни влюбленности, ни ухаживания, ни ожидания, ни долгой работы. Просто Итро обеспечивает своего ученика жильем, питанием, пастушеским снаряжением и женой. Не оговорена плата за работу, «а Моше пас мелкий скот Итро». Главное – учеба. Погрузившись в учебу, Моше не замечает, как проходит около 40 лет. И если все мысли Яакова – о будущем возвращении в Эрец Исраэль, то Моше с радостью порывает любые связи с Египтом: «И родила сына, и назвал имя его Гершом, потому что сказал: гером был я в стране чужой». Был, т.е. в Египте, во дворце фараона Моше был чужим, а здесь, с Итро, он обрел свою духовную родину. Именно поэтому, когда Всевышний говорит Яакову: «Сейчас встань, выйди из страны этой и вернись в страну родни твоей!» (Берешит 31,13), он немедленно собирает своих жен, детей, стада и уходит от Лавана. Иное – Моше. Ему и собирать то нечего, работа у Итро его не обогатила, но Возвращаться на чужбину он не желает, хотя там и живет в это время еврейский народ. В сцене у горящего куста он спорит с Всевышним, не желая покидать Итро: «И сказал Моше Эло’им: кто я, что пойду к Паро и что выведу сынов Исраэля из Египта?» (Шмот 3, 11).
Праотец Яаков закладывает материальную базу для себя и своей семьи, он возвращается в Эрец Исраэль с необозримыми стадами. Для семьи это важно, а для национального лидера – нет. Будущее еврейского народа не определяется материальным богатством Яакова. Богатство не защитило ни от необходимости уйти в Египет, ни от рабства. А нищий раб Йосэф достигает высот славы и могущества.
В материальном аспекте Моше уходит в Египет таким же бедняком, каким он бежал оттуда. Даже жену и детей он не берет с собой. Не личное богатство делает человека национальным лидером. Сила Моше в приобретенных знаниях, в полученном пророчестве, в готовности полностью посвятить себя служению национальным интересам. И служение это приведет его на высоту Синая.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от "Махон Меир"

Post by Архивариус »

Суббота 12 января 2013 года – 1 швата 5773 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Ваэра» («Открывался...»)


Что случилось?

«И протянул Моше посох свой на небо, и Ашем дал громы и град, и пошёл огонь на землю, и пролил Ашем град на страну Египет» (Шмот 9, 23).
Две серии событий в современном мире вызывают особое любопытство. Первая серия событий – пристальное и явно пристрастное внимание всего «прогрессивного человечества» (да и непрогрессивного тоже!) к маленькому кусочку земли, именуемому в географии «Ближним Востоком». Причем чаще всего это наименование – ширма, а интерес вызывает не Египет, не Саудовская Аравия или Кувейт, а малая часть Ближнего Востока – государство Израиля.
Нет, ну это ж надо! У президента Франции арабы жгут автомобили в Париже, цыгане по Гаскони и Провансу кочуют, авиадиспетчеры бастуют, а он все печется о правах несуществующего палестинского «народа». Или встречаются, допустим, канцлер Германии Анджела Меркль с президентом России Владимиром Путиным. У этих лидеров много тем для разговора: и поставки российского газа в Европу, и немецкие инвестиции в Россию, и вступление России в ВТО, и выплаты компенсаций пострадавшим во второй мировой войне, и возвращение российских музейных ценностей, да мало ли что еще, но вот отдельной строчкой в отчете о встрече: «стороны обменялись мнениями о положении на Ближнем Востоке и путях разрешения арабо-израильского конфликта». Подумать только! И та и другая страна даже близко не имеет с нами общих границ, зато имеет мнение! Встречаются президент США с председателем Китая. От курса юаня к доллару зависит вся мировая экономика, от роста или падения потребления нефти в Китае или выпуска автомобилей в США все биржи мира переворачиваются, сотни миллионов людей во всем мире в одночасье разоряются, а они все об одном: «стороны обменялись мнениями… разрешение арабо-израильского конфликта»… Понятно еще, когда об этом говорят в лиге арабских государств, хотя тоже, как будто этой лиге, где живет 400 миллионов человек других дел нет, но вот Организация Объединенных Наций – 192 страны, важнейшие проблемы планеты, на которой живет уже 7 миллиардов человек, а немыслимый приоритет в количестве резолюций, комиссий, заседаний отдан нашему семимиллионному государству!
И самое интересное то, что и ООН, и ЕС и вообще большинство стран в мире занимают яркую антиизраильскую позицию и наш МИД считает уже большим успехом дружбу с Буркина Фасо (Вы не знаете где это? Увы, я тоже не знаю). В общем, мир нас, мягко говоря, не любит, чтоб не сказать – ненавидит. Примеры можете продолжать подбирать самостоятельно.
А вот вторая серия событий. Наводнение в крупнейшей исламской стране – Пакистан. 20 миллионов пострадавших. Горящая Россия, Франция, Испания. Нефтяное пятно в Мексиканском заливе. «Тьма Египетская» - извержение неудобьсказуемого вулкана в Исландии, разом заставившее приземлиться европейскую авиацию «и не вставали Муж с места своего три дня, а у всех сынов Исраэля был свет в местах проживания их» (Шмот 10, 23). И здесь продолжение списка – на откуп читателю.
Истории Торы Всевышним специально изложены в форме, удобной для понимания. Моше пошел к фараону, фараон в просьбе отказал, «протянул Аарон руку свою с посохом своим, и ударил прах земли, и была вошь на человеке и на скоте, весь прах земли стал вшами по всей стране Египет» (Шмот 8, 13) и т.д. Причинно-следственные связи прописаны ясно. И то, только тысячелетия спустя, вся эта история превратилась в хрестоматийные строки «Пасхальной агады» - «большое видится на расстояньи». Понять, почему сегодня вдруг Польша тонет в наводнениях, а Португалия горит в пожарах – непросто. Но может быть перед очередным заседанием ООН, «Ближневосточного квартета» или ЕС перечитать раздел «Ваэра»?
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от "Махон Меир"

Post by Архивариус »

Суббота 19 января 2013 года – 8 швата 5773 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Бо» («Иди...»)


Что произошло?

«И было, по окончании тридцати лет и четырёхсот лет, и было: в самый день этот вышли все воинства Ашем из страны Египет. Ночь, хранимая она для Ашем, чтобы вывести их из страны Египет, она – ночь эта – для Ашем, хранимая у всех сынов Исраэля в поколения их» (Шмот12, 41-42). Когда была ночь Исхода из Египта? Тридцать четыре столетия тому назад? И да, и нет. Она «хранимая у всех сынов Исраэля в поколения их», она повторялась во всех своих аспектах тысячи раз, она была в последний раз десять месяцев тому назад и она придет к нам через 2 месяца – 25 марта (15 нисана). В эту ночь из всего человечества была выделена особая группа.
У А. и Б. Стругацких есть книга, которую не назовешь иначе, как пророческой – «Волны гасят ветер». Одна из идей книги – воздействие на человечество некоторой сверхцивилизации. Небольшая, строго засекреченная организация – КОМКОН – пытается отследить это воздействие и защитить человечество от возможных нежелательных его последствий. Сотрудник КОМКОНа Бромберг суммирует полученную им информацию:
...если говорить прямо, без околичностей и без наукообразной терминологии, то речь идет вот о чем.
Первое: вступление человечества на путь эволюции второго порядка означает практически превращение гомо сапиенса в Странника.
Второе: скорее всего, далеко не каждый гомо сапиенс пригоден для такого превращения.
Резюме:
-- человечество будет разделено на две неравные части;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую;
-- человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, меньшая часть его форсированно и навсегда обгонит большую, и свершится это волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой.
Итак, Исход из Египта - скачок из плоскости в новое измерение, вертикальный прогресс в человечестве, развивавшемся горизонтально. На этот скачок оказалась способна только малая часть той группы, которой он был предложен: мудрецы говорят, что четыре пятых всех евреев остались в Египте. Более того, в Торе ясно написано, что многие египтяне (и представители других народов, обитавших в Египте) вышли в Синай вместе с евреями. Впоследствии они влились в еврейский народ, подписав Синайский договор с потомками Авраама.
Очень многие из вышедших не смогли удержаться на единожды взятой высоте, и их духовное падение во время странствий по пустыне - одна из центральных тем Торы. Мы, нынешние евреи (как те, кто родились евреями, так и те, кто принял еврейский путь, пройдя гиюр) - наследники тех, кто выдержал то испытание. Немало таких испытаний было нам предложено и позже, и не все из них мы выдержали с честью - это надо помнить, и не впадать в гордыню. Как раз те, кто считали, что «еврей» означает «сверхчеловек», были первыми на пути в бездну: вспомним Кораха, поспорившего с Моше именно об этом. Еврейство - это путь, назначение, а вовсе не гарантия успешного прохождения пути! При этом путь «эволюции второго порядка» - далеко не обязательно еврейский. Да, евреи первыми вступили на него, но и это не делает нас автоматически «лучше». Это только накладывает на нас дополнительную ответственность как на индивидуальном, так и на общееврейском уровне.
В чём назначение, смысл того, что первый шаг «эволюции второго порядка» произошёл не на всей Земле, а только в малом её участке - в Египте? Это - начальный этап, авангард. Евреям предписано служить полюсом магнита, путеводной звездой для тех людей, которые окажутся способными на «эволюцию второго порядка» - уже по всей Земле. Суть этой эволюции - переход от состояния «я борюсь и выживаю в хаосе, происходящем вокруг меня» (само по себе очень высокое состояние!) к состоянию «я нахожусь в творческом диалоге с Единым, создавшим меня и все обстоятельства моей жизни, и принимаю ответственность за все свои поступки в этом диалоге». Путь к этой эволюции - через семь законов сыновей Ноаха, сформулированных в книге Берешит.
Через 480 лет после Исхода царь Израиля Шломо определит построенный им Храм в Иерусалиме как место, где может молиться любой человек, верующий в Единого - не обязательно еврей.
Священная обязанность еврея - являть собой пример духовной работы. Нельзя навязывать её другому, насильно толкать другого человека на путь Единого. Вспомним снова тот же «меморандум Бромберга» у Стругацких, говорящий о формировании «монокосма», вселенской стадии развития человечества:
Сейчас уже никто не помнит «подмикитчиков», которые с фанатическим энтузиазмом пытались форсировать прогресс тагорян и леонидян. Сейчас уже все поняли, что расталкивать под микитки такие в своем роде совершенные цивилизации - занятие столько же бессмысленное и бесперспективное, как пытаться ускорить рост дерева, скажем, дуба, таща его вверх за ветки.
Странники - не «подмикитчики», у них нет и не может быть такой задачи: форсирование прогресса. Их цель - поиск, выделение, подготовка к приобщению и, наконец, приобщение к монокосму созревших для этого индивидов.
На самом деле, конечно, «приобщение» - дело только самого «приобщающегося» человека и Творца, поскольку эволюция второго порядка есть вопрос взаимоотношения человека и Всевышнего в первую очередь. Но во все времена были люди, «приобщавшиеся» именно через присоединение к «Странникам»: геры, неевреи, становящиеся евреями. При этом изначальный замысел состоит вовсе не в тотальном гиюре всего человечества: как мы уже говорили, путь Единого не обязательно включает в себя всю обрядность именно еврейского пути!
Мы находимся сейчас в период бурных изменений. Необыкновенно плотная по своей фактуре материальная цивилизация глобальной Земли действует на многих из нас, создавая иллюзию сугубой материальности жизни. Духовный фактор, фактор личной ответственности и диалога с Творцом, может показаться пустой игрой там, где всё решают биржи и правительства. Военная техника, впервые за историю человечества способная превратить локальный конфликт в тотальное уничтожение жизни на планете, создаёт ощущение зыбкости, хрупкости, случайности. Параллельно развитие медицины и генетики кормит нашу иллюзию всемогущества: сбылась, дескать, мечта шестидесятых, наука умеет столько гитик, сколько их есть на свете.
Через этот иллюзорный барьер можно шагнуть, и это и будет персональный Исход из Египта. Каждый способен на это - личность, семья, община, даже народ. И мы, евреи, однажды уже сделавшие такой шаг, должны делать его снова и снова, чтобы все, кто созрел для этого шага, увидели: это возможно. И для этого та, выделенная ночь повторяется у нас ежегодно.
А представители сверхцивилизации у Стругацких называются Странники. Так переводится на русский язык слово «иврим» - «евреи».
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от "Махон Меир"

Post by Архивариус »

Суббота 26 января 2013 года – 15 швата 5773 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Недельный раздел «Бешалах» («Когда послал...»)


Война жены

Когда на берегу моря «и подняли сыны Исраэля глаза свои, и вот: Египет движется за ними, и устрашились очень» (Шмот 14, 10), то, как это обычно у нас бывает, мнения разделились. Одни, наиболее малодушные, готовы были вернуться в Египет и продолжить рабское существование, другие предпочитали рабству быструю смерть на месте. И тех и других Тора называет не очень уважительно – «народ», в смысле толпа, сброд. Но те, кого Тора называет «сыны Израиля», т.е. гордые носители национального качества, тоже разделились на две группы. Одна готова была броситься в бой с египетской армией, чтобы победить или умереть, а другая хотела приступить к молитве, чтобы попросить (и получить!) помощь Творца. На первый взгляд обе точки зрения вполне разумны.
Рассмотрим чисто военный аспект ситуации. Войско фараона состояло из шестисот колесниц отборных и еще некоторого количества («и всякую колесницу Египта»). Пехоты среди догонявших не было. Поскольку 600 – основное число колесниц, то можно предположить, что всего их было около тысячи. На египетской колеснице бывает или два или три человека: возница, лучник и боец, вооруженный метательным копьем и мечом. Итак нас догоняет максимум три тысячи египтян. Пулеметов и артиллерии у них нет. Тора не говорит нам сколько евреев вышло из Египта. Пересчет произойдет через несколько дней у горы Синай еще и потому, что если сейчас указать численность евреев (а военнообязанных было около шестисот тысяч), то ситуация покажется абсурдной. Действительно, пусть лишь десятая часть морально готова сражаться. Тогда обороняющиеся евреи имеют двадцатикратное (!) превосходство и противника можно закидать если не шапками, то, по крайней мере, камнями, подобранными на морском берегу.
Очевидно, что и попросить помощи Творца в горячей общей молитве, дело вполне разумное. Но Моше останавливает и тех и других: «Ашем будет воевать за вас, а вы молчите» (Шмот 14, 14). Мудрецы, комментируя, определяют: «Муж ведёт войны жены, а жена – войны мужа». Поскольку в данном случае в роли жены – еврейский народ, а в роли мужа – Всевышний, то активная позиция, занятая Творцом в отношении египтян, очевидна. Вот только смысл такого определения? Если использовать классический подход: «Небеса – Небеса Всевышнего, а Землю [Он] отдал людям» (Псалмы115,16), то получится как следствие из приведённого правила, что опасности, поджидающие наш народ в материальной сфере – предмет особых забот Создателя. Духовные же затруднения – это вполне самостоятельные работы еврейского народа.
Замечательными примерами этого утверждения являются праздники Ханука и Пурим. Их противоположность визуально наблюдаема. Волчок – неотъемлемый атрибут Хануки, вращается сверху вниз, а принцип вращения трещотки, без которой нельзя себе представить чтение свитка Эстер, наоборот, снизу вверх. В Пурим евреям угрожало физическое уничтожение, в то время как греки были за укрепление здоровья еврейских тел в гимназиях и, быть может, поэтому запретили «мутить здоровый дух» всякими древнееврейскими сказками.
В соответствии со сформулированным мудрецами правилом – в Пурим «всё на Царе царей» – не было «потерь в живой силе и технике» среди евреев. А в Хануку – двадцать пять лет тяжелейшей и бескомпромисснейшей из войн (войны за душу еврейского народа). И именно они, эти «невырванные годы», дают право на продлённость еврейского Бытия.
Первые две войны Израиля (против Египта и против Амалека) и стали основой правила, сформулированного нашими мудрецами. Фараон вовсе не был кровожаден. Отнюдь. Всё, чего он добивался – вернуть евреев на стезю Египта: «что это сделали мы, что послали мы Исраэль от служения нам?!» (Шмот, 14:5).
Задачей Амалека была более серьезной: «война у Ашем против Амалека из поколения в поколение!» (Шмот 17, 15). Невозможность дотянуться до Творца (уж больно высоко) определила мишень — ею стали дети Создателя, Его народ.
В переводе на язык сегодняшний: «Духовность – это фронт нашей бескомпромиссной борьбы, в которой материальный тыл есть забота Творца».
А говоря общеупотребимым языком личного счастья: если у меня, не дай Б-г, ухудшилось материальное положение, то следует молиться, но если в результате происков моего внутреннего Амалека начал угасать огонь энтузиазма, то «нынче всем идти на фронт».
Терпение (и молитва!) в плохой материальной ситуации похвальны. Но терпеть собственное равнодушие к принижению Имени Всевышнего – никогда!
Post Reply