Глава Вайикра 5 нисана 5770 20 марта 10 АКТУАЛИЯ О Йерушалаиме говорят, что это город, который «соединился сразу» (Теилим, 122:3). Эти слова отражают то, что Йерушалаим объединил весь народ Израиля, собрав вокруг себя все колена. Кроме того, в этих словах можно увидеть и предсказание о Шестидневной Войне, когда Йерушалаим, разделенный на две части, в один день восстановил свое единство и стал неделимой столицей Израиля. Стих из Теилим говорит так же и о том, что существуют «нижний Йерушалаим» и «верхний Йерушалаим». «Верхний Йерушалаим» – невидимый духовный город, который невозможно разрушить, и который всегда становится основой для восстановления нижнего Йерушалаима. Йерушалаим – город, в сторону которого обращены все молитвы еврейского народа. Мы просим Всевышнего три раза в день: «В Йерушалаим, город твой, по милости Твоей вернись и пребывай в нем, как Ты обещал, и построй его быстро, в наши дни». В день хупы каждый жених обещает, что не забудет Йерушалаим, что сделает его главным источником своей радости и веселья. Когда еврейские семьи садятся за праздничный стол в Песах, каждая из них вспоминает, что, когда стоял Храм, все собирались в Йерушалаиме. И, заканчивая трапезу, все желают друг другу: «В будущем году в Йерушалаиме». Йерушалаим не только объединяет весь еврейский народ во всех поколениях, но и является источником света для всего мира. Через строительство Йерушалаима и через строительства Храма претворится то, о чем говорил пророк Йешаяу (2): «И будет, в конце дней утвердится гора дома Б-га (и вознесется) над вершинами (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы.. И пойдут многие народы, и скажут: Давайте взойдем на гору Б-га, в дом Б-га Яакова,и укажет (Он) нам пути Свои, и мы пойдем по дорогам Его. Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га - из Йерушалаима. И рассудит Он между нациями, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на мотыги и копья свои - на ножницы (для обрезания ветвей); не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Мы живем в поколении, которое отстраивает Йерушалаим не только духовно, но и физически, возводя в нем здания, жилые дома, прокладывая дороги и создавая инфраструктуру города. И пророки, и мудрецы Торы прошлых поколений предупреждали нас, что строительству города будут препятствовать многие силы. Это силы, которыми пользуются зло и злодейство, духовная темнота, борящаяся с рапсространением света в мире. Не только возрождению города препятствуют силы зла, но и возрождение нашего народа, создание и укрепление страны, в которой мы являемся свободными гражданами, наталкивается на бесконечное множество препятствий. С первого дня существования Израиля арабы поставили своей целью уничтожить страну. И, несмотря на то, что они обладали численным превосходством, у них ничего не вышло. Каждая наша победа укрепляла нас и расширяла наши границы. В наши дни враги стремятся не только разделить Йерушалаим, но и овладеть всей землей Израиля. Изменилось только то, что теперь они пользуются другими средствами. Увидев, что силу их оружия преодолел Всевышний, они теперь говорят о мире, о мирных переговорах, ставя при этом перед собой цель поставить Израиль в такое положенгие, когда он сам будет вынужден капитулировать перед ними. Наши враги даже не скрывают своих намерений, и открыто заявляют, что мирный процесс для них не более, чем средство борьбы. В псоледнее время правитель Ирана решил, что, если он получит ядерное оружие, то сможет вернуться к вооруженной борьбе против Израиля, или, проще говоря, уничтожить его, сбросив на страну бомбу. Рав Кук предсказывал: «Скоро настанет такое время, когда сыновья Израиля соберутся на своей земле и будут предлагать мир всем своим соседям. Но и тогда весь мир будет возражать против строительства Йерушалаима» (Эйн Ая, Брахот). Барак Хусейн Обама так же открыто присоединился к тем, кто возражает против строительства Йерушалаима, к силам тьмы, которые пытаются овладеть Йерушалаимом. Но всем врагам следует знать, что сказано: «Ибо Йерушалаим – это вечность». Слово вечность на иврите однокоренное со словом «победа». Так что можно смело утверждать, что Йерушалаим – это победа. Еврейский народ победит, отстраивая Йерушалаим (Маарша, там же). Пророк Йехезкиэль передал слова Всевышнего: «Вот возвысился Я, освятился на глазах у всех народов и открылся им. И узнали они, что Я – Б-г» (38:23). Рав Дов Бигон
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ Каждый раз, когда открываешь книгу Ваикра, большая часть которой посвящена жертвоприношениям, спрашиваешь сам себя: актуально ли все это в наше время? Нужно ли возобновлять жертвоприношения? Да, заповедь Торы является вечной, жертвоприношения столь же обязательны, как накладывание тфилин, молитва, соблюдение субботы. И нужно, чтобы мир совсем изменился и превратился в сад Эдэн, где все идеально, нет греха, и не требуется очищения от него, чтобы жертвоприношение, с точки зрения Торы, стало лишним. Если жертвы не приносятся сегодня, то только по одной причине: «онес Рахмана патрей» - человека, который не может исполнить заповедь по той или иной причине, Всевышний не наказаывает. Принесению жертв мешает лишь одно обстоятельство: Храмовая гора, единственное место, где по закону Торы сыновьям Израиля разрешено приносить жертвы, находится в руках властей, которые, хотя и являются представителями народа, не стремятся исполнить все законы Торы. Можно оправдаться политической обстановкой. Можно искать виновных и возмущаться, почему сложилась такая ситуация, если в Шестидневную Войну Храмовая гора была завоевана вместе со всеми остальными частями Йерушалаима – старыми и новыми, но речь сейчас не об этом. На сегодняшний день мы, к сожалению, не можем произвести раскопки, установить место расположения жертвенника, восстановить его и начать приносить жертвы. Да, да, именно так – восстановить жертвенник, приносить жертвы, а потом построить Храм. Даже ритуальная нечистота от прикосновение к мертвому телу и тому, кто прикоснулся к мертвому телу, нечистота, которую невозможно снять, пока не будет приготовлен пепел ярко-рыжей коровы, не является препятствием: если весь народ находится в состоянии ритуальной нечистоты, основные жертвы следует приносить без очищения. И, если бы мы были немного решительнее, то в этом году уже могли бы принести пасхальную жертву. Но вопрос в том, готовы ли мы к этому? Конечно, можно сказать себе: так надо. Но это не будет служением Всевышнему по любви, и, если другие заповеди можно исполнять по обязанности, не будучи солидарен с тем, что ты делаешь, в случае жертвоприношений отсутствие желания сводит все усилия на нет. Мешает же нам, прежде всего, гуманизм (если это слов применимо в отношении к животным). Человечество сегодня защищает права животных. Никто не говорит, что это плохо, но все должно иметь свои границы. Можно бороться против того, чтобы мех исчезающих видов пускали на шапки, будь то головные уборы гвардии английской королевы или штраймелы, но невозможно требовать, чтобы животных не использовали в медицинских целях для спасения жизней десятков тысяч людей. Как же быть с жертвоприношениями? Тут все зависит от нашего отношения к ним. Подавляющее большинство людей употребляют в пищу мясо, не думая о том, гуманно это или нет. Но, когда заходит речь о принесении жертв, все требуют отказаться от «бессмысленого убоя скота». И тут, как раз, и кроется проблема: мы воспринимаем жертвы, как бессмысленное убиение живых существ. Т.е., попросту не верим в то, что исполнение заповеди оказывает положительное влияние на человека, возвышает его, а часто даже спасает его жизнь. Зная наши психологические проблемы, Тора в начале книги «Ваикра» предупредила: «Человек, когда принесет из вас жертву Б-гу, пусть из домашнего скота, из крупнорогатого и мелко-рогатого скота приносят жертвы их». Иными словами, не нужно, чтобы человек становился жертвой – чтобы праведники уходили из жизни раньше времени, искупая грехи поколения, чтобы люди приносили страдания. «Не приносите в жертву человека из вас» - призывает Тора, - «лучше принесите в жертву животных». Положительное влияние Храма очистит и возвысит людей без «человеческих жертв» с их стороны: без пренесения страданий, без сокращения лет жизни, без болезней и недугов. Адам, Ноах, Авраам – все они приносили жертвы, так как понимали, что животное сотворено для человека. Для того, чтобы очистить человека и возвысить человека. Это не значит, что его можно мучить, причинять бессмысленную боль для развлечения, но пользоваться животными по мере необходимости никто и никогда не запретит. И все зависит от того, верим ли мы в силу духовных действий, в частности, в принесение жертв. Если мы поверим в это, если мы поймем, как это происходит, наше отношение к жертвоприношениям изменится. Наше желание служить Всевышнему преодолеет все препятствия, да и с Небес помогут нам, так как нет силы, которая может устоять против искреннего желания. Тогда и борьба за Храмовую гору будет успешной, и построение Храма станет простым и естественным делом всего народа. Рав Зеэв Мешков
Обстоятельства образа действия Первая книга Торы – Берешит – определяет взаимоотношения Творца, сотворённого Им мира и Человека, который является Его образом и подобием. Вторая книга – Шмот – повествует об образовании особого еврейского народа и о задачах, перед ним поставленных. Третья книга – Вайикра – посвящена подробному рассказу о том, каким образом должен еврейский народ выполнять возложенные на него обязанности. Оказывается, главное в нашем служении Всевышнему – жертвоприношение: «И воззвал к Моше, и говорил Ашем ему из Шатра Встречи, сказав: Говори сынам Исраэля и скажешь им: человек, когда приблизит из вас жертву для Ашем – из скота: из крупного и из мелкого приблизьте жертву вашу» (Вайикра 1, 1-2). И именно правилам жертвоприношений посвящена целая книга нашей Торы. И именно эта тема является излюбленным объектом критики иудаизма и со стороны неевреев и со стороны евреев и даже со стороны тех евреев, которые считают себя религиозными и соблюдающими заповеди. Неевреи не упустят случая лишний раз бросить камень в адептов «древнего изуверского культа» с его жертвоприношениями, местью на тысячи поколений, калечением мальчиков, войнами, сопряженными с тотальным уничтожением завоеванного населения, судом с безапелляционным «око за око, зуб за зуб»! Да, в таком списке «кровавый навет» по праву займет подобающее место! А современные, образованные, культурные евреи охотно принимают этические нормы иудаизма, такие как запрет воровства и убийства, почитание родителей и любовь к ближнему, но приходят в ужас от необходимости исполнять какие то практические законы, делающие их в чем то непохожими на окружающих их «нормальных людей 21 века». И даже евреи соблюдающие заповеди иногда откровенно высказываются на тему о том, что религиозность базируется не на запахе горящего мяса невинных овечек, а сам Всевышний через пророков Израиля говорил о том, что раскаяние и добрые дела для него важнее крови откормленных жертв и наши мудрецы сделали из этого вывод, что «молитва наших уст заменяет жир наших жертв». И не прошли даром два тысячелетия жизни в окружении христиан, которые, с одной стороны понятие «жертвоприношение» намертво привязали к дикой древности, язычеству и идолопоклонству, а с другой стороны построили свой культ на человеческом жертвоприношении (распятии и причастии). Но текст Книги упрямо однозначен и не позволяет заменить конкретное действие разговорами о нём: «Если ола (всесожжение поднимающееся дымом, от ивр. «лаалот» - пониматься) жертва его из крупного скота мужского пола, цельным приблизит её, ко входу Шатра Встречи приблизит её, по желанию своему перед Ашем. И возложит руку свою на голову ола и возжелается ему, чтобы искупить его. И зарежет телёнка первогоднего перед Ашем, и приблизят сыновья Аарона – коэны кровь, и брызнут кровь на жертвенник вокруг, который у входа Шатра Встречи» (Вайикра 1, 3-5). Не стоит думать, будто мы сегодня настолько «прогрессивны», что это уже пройденный этап. Подобные мысли ведут к отказу от значительной доли из 613-ти заповедей, а подумывающий об отмене хотя бы одной из них, отрекается от учения Торы во всей её полноте! Чтобы приблизится к Всевышнему, надо идти тем путем, который Он Сам установил, а не тем, который кажется нам подходящим. И вот, что поделаешь, Творец указал такой порядок служения ему: мы должны взять невинную овечку (или козочку) и вознести её на жертвеннике в месте, которое избрано Им Самим, на Храмовой горе, в Иерусалиме. Мы должны это делать так, с такими мыслями, будто мы приносим Ему в жертву самих себя, будто мы отказываемся от своей жизни перед Ним – и, тем самым, мы достигнем самых высоких ступеней в служении Ему. Молитва, посты, изучение Торы? – Конечно же! Но – как дополнение к жертвоприношениям, только тогда это будет называться полным служением Всевышнему! «И дадут сыны Аарона–коэна огонь на жертвенник, и разложат дрова на огне. И разложат сыновья Аарона – коэны части, голову и сальник, на дровах, которые на огне, который на жертвеннике. И внутренность её, и ноги её омоет в воде и воскурит коэн всё на жертвенник: ола, огненное, запах благоухания для Ашем» (Вайикра 1, 7-9). Д-р Ури Линец
Далее мы восполняем то, что не успели отправить на прошлой неделе, для глав Вайак'эль и Пэкудэй:
АКТУАЛИЯ С окончанием строительства Мишкана накрыло облако шатер собрания, как сказано: «И закрыло облако шатер собрания и слава Бога наполнила мишкан». То же повторилось, когда царь Шломо построил Храм. «И облако наполнило Храм Бога… Тогда сказал Шломо: «Бог пожелал пребывать во мраке» (Мадлахим алеф, 8). Представляется, что, поскольку задача Храма освещать весь мир, то Храм должен был наполниться светом и излить его наружу. Вместо этого Храм наполнился темнотой. Но это явление призвано научить нас не тому, что возникла ситуация, когда ничего не было ясно. Но как облака скрывают в себе благословение и благо, так как они проливаются дождем на землю. И Божественное Присутствие должно раскрыться в нижних мирах через темноту. «Ибо полна вся земля славы Его». Так и в нашем поколении, поколении национального возрождения, которое занято в основном созданием почвы для будущего, трудное положение, скрывает в себе потенциал будущего стремительного подъема, лучи света нового времени. Рав Дов Бегон
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ Материалы, пошедшие на изготовление Мишкана В главе «Пэкудэй» описываются материалы, из которых был изготовлен Мишкан – переносной Храм, сделанный сыновьями Израиля в пустыне. Серебро, золото, медь, ткани пяти цветов – все это имеет свое символическое значение. Мишкан должен был стать проводником Божественного света, а для этого он должен был отражать качества и свойства души человека, и его внутренний мир. Его создание стало необходимым после греха золотого тельца, когда сыновья Израиля проявили свою неспособность воспринять и осмыслить то, что им раскрылось у горы Синай. Если бы они не создали тельца, не нужно было бы никаких сооружений, чтобы помочь им раскрыть Божественный свет. Храм Шломо Шломо, построивший Храм в Йерушалаиме через 480 лет после Исхода, так же отразил в его убранстве свойства души человека и ступени подъема в духовный мир. Человек, входящий в его двор и заглядывавший в его внутренние помещения, когда когены открывали двери Храма, должен был представить себе ступени приближения к Б-гу. В праздники, когда отодвигали завесу, закрывавшую вход в Святая Святых, можно было заглянуть туда, куда первосвященник заходил лишь раз в году. Двор Храма Начало восхождения по духовной лестнице символизировал двор. Его сосуды были изготовлены из меди. Название этого металла – «нехошет». Оно близко к слову «нахаш» – змей, а так же к слову «хуш» – чувство. Для того, чтобы понять медь, как один из символов Храма, необходимо представить себе, что произошло в результате греха Адама. Потерянный мир Мировосприятие первого человека в саду Эден исключало что-либо плохое, раздражающее, пугающее или причиняющее боль, так как он напрямую был связан с Источником Жизни. Постоянно приближение к Тв-рцу благодаря потоку первозданного света, пронизывавшего сад, вызывало радость и доставляло удовольствие. Адам старался быть соучастником творения, преобразовывать окружающий мир и превносить в него духовность. Это само по себе возвышало его. Если бы не змей, который уговорил Хаву обрести самостоятельность, это состояние сохранилось бы навечно. Исскуситель объяснил, что только так можно подняться на более высокую духовную ступень и раскрыть подобие Творцу, заложенное в человеке. Ведь главное свойство Б-га - самодостаточность. И Хава убедила Адама отказаться от света, связывающего его с источником жизни. Тут же человек утратил возможность понимать Б-га и смотреть на мир Его глазами. Вместо духовного света, устанавливающего связь творений с Творцом, он начал воспринимать только внешние оболочки, того, с чем он соприкасался и того, что попадало в поле его зрения. Радость и удовольствие пропали в момент отдаления от Б-га, а на смену им пришли печаль и боль. Позднее Адам научился получать кротковременные удовольствия от энергии, которую Творец скрыл в материальном мире, но их нельзя было сравнить с тем, которое давало чувством близости к Творцу. Исправление Для того, чтобы исправить себя, человеку необходимо понять, что его чувственный мир не раскрывает ему полной картины мироздания: он воспринимает только оболочку, упуская самое главное. Ему следует перестать ориентироваться на свои обычные ощущения. Как только люди сумеют воспринять первозданный свет, восстановив тем самым прямую связь с Источником Жизни, они вернутся в сад Эдэн, который не находится на небесах, а является окружающим миром, но воспринимаемым при помощи света Б-га, раскрывающего связь творения с Творцом. Яхин и Боаз Эту идею Шломо выразил, поставив у входа в Храм два медных столба. На вершине каждого столба – шарообразная корона, и в верхней ее части - изображение пальм. Они как бы призывают возвысить свой чувственный мир, отказаться от восприятия внешней стороны всего существующего и приблизиться к ощущению света, что, само по себе, раскроет для человека сад Эдэн. Один из столбов назывался «Яхин» – подготовка, а другой – «Боаз» – в нем сила. Название Яхин свидетельствует о том, что для восприятия света, способного превратить мир в сад Эдэн, необходимо совершить духовную работу: исправить качества души, раскрыв в себе милосердие к людям, любовь к Богу, умение воспринимать красоту мира, всегда всети себя достойно и побеждать эгоистическое начало. Это придаст человеку подобие Творцу. А, если кто-то скажет, что эта задача слишком трудна, то название «Боаз» напомнит ему, что сила исправления заключена в нем самом. Море Шломо Во дворе Храма стоял большой медный чан. Его диаметр составлял десять локтей. Чан помещался на спинах двенадцати медных быков, задняя часть туловища которых находилась под чаном, а морды были развернуты наружу, по три на каждую сторону света. Литые изображения быков были полыми, и через их ноги поднималась вода из источника Эйтам, расположенного недалеко от Бейт Лехема. Вода служила миквой для очищения когенов от ритуальной нечистоты. Чан был символом отрицания животного начала в человеке, которое проявляется, когда исчезает духовный свет, соединяющий все души в единое целое. В отсутствии связи с источником жизни общение между людьми не затрагивает глубинные уровни души. Они становятся похожими на животных, между которыми не может быть диалога и разговора лицом к лицу. Для того, чтобы восстановить свой человеческий облик, и сложить вместе силы душ, направив их на исправление мира, необходимо погрузиться в воды миквы, которые соединяют человека со всем миром, и возвращают к общему для всех началу, подготавливая к восприятию общего для всего мира света. Кроме большого чана во дворе было десять маленьких, которые предназначались для омовения рук и ног когенов. Они были укреплены на подставках с колесами. На стержнях, между которыми были закреплены чаны, были изображены обнаженные пары людей, обнимающих друг с друга. Чаны для омовения рук и ног указывали на то, что человек обязан не только достичь духовной чистоты на уровне мыслей, но и исправить свои дела (омовение рук и ног – символ придания святости действиям в повседневной жизни). Украшения в виде обноженных людей, которым, на первый взгляд, не было места там, где приносятся жертвы Б-гу, указывали на то, что святость должна быть привнесена даже в отношения между мужчиной и женщиной. Без этого невозможно приблизиться к исправлению человека. Дело в том, что съесть плод с дерева познания добра и зла Адам и Хава могли только соединившись друг с другом и направив свои действия на получение удовольствий, а не раскрытие в мире нового света (Раши на Берейшит). И Шломо не остановился перед тем, чтобы напомнить когенам, что без святости в отношениях с их женами, без желания привести в мир высокие души за счет чистоты своих помыслов и намерений, их служение в Храме не будет принято благосклонно Небесами. Но он никогда не укрепил бы такие изображения на стержнях, поддерживающих чаны, если бы на это не было указания пророков. Жертвенник Принесение жертв на жертвеннике, сложенном из камней во дворе Храма, помогало человеку избавиться от животного начла, привнесенного в его жизнь грехом Адама, очистить свои мысли и возвысить даже еду мяса до уровня духовного действия. Святое помещение Храм состоял из святого помещения и Святая Святых. Святое помещение должно было быть отделано серебром, а святая святых – золотом. Серебро (кесеф, кесуфим – желание, стремление к чему-то очень дорогому для души человека) символизирует тягу человека к Творцу, который, находится где-то рядом, но не раскрывает Своего Присутствия полностью. Первое помещение Храма символизировало приближение человека к Творцу, когда материальный мир перестает быть непроницаемой оболочкой, но и не позволяет свету прямой связи с Б-гом пробиться через его толщу. Грусть и тоска по чему-то высокому охватывают человека, но вместе с тем он ощущает радость приближения к Творцу. Несмотря на то, что Давид приготовил серебро для отделки святого помещения Храма, Шломо заменил его золотом, поместив серебро, собранное отцом, в сокровищницу. Но на стенах святого помещения Шломо изобразил ангелов (керувов), с лицами детей. Одни из них радовались, другие – грустили. Так он отразил эмоциональный мир человека, ищущего Творца. На стенах святого помещения были изображены так же пальмы, как символ сада Эдэн. Изображения не были рельефными, а лишь выполнены линиями, вдавленными в золото. Даже входной зал Шломо отделал золотом. Для того, чтобы понять, почему он исключил серебро, нужно представить себе, что символизирует золото. Золото Заав – состоит из слов «зе ав» – дай это. Оно символизирует сильное желание человека, стремящегося получить то, что находится прямо перед ним. Такое желание может быть вызвано жадностью, завистью, стремлением к накоплению материальных благ, а может возникнуть у того, кому раскрылся духовный свет. Все материальные блага утрачивают для него свое значение и остается только стремление души к тому, что соединяет ее с источником жизни. Шломо, стремившийся приблизить духовный мир к материальному отказался от серебра, как от символа промежуточной ступени приближения к Творцу. Святая Святых Святая святых – символ встречи человека с Б-гом, у которого нет материального образа. Ковчег, стоящий в святая святых, на крышке которого расположены два ангела, смотрящие друг на друга с любовью, передает ощущение того, кому раскрывается Б-г, устраняя материю, представляющую собой силу скрытия. Всепоглощающая любовь к Творцу охватывает человека, и он ощущает любовь Б-га к себе. Но это не просто влечение и желание слиться воедино с Творцом – в основе этой любви лежит глубокое понимание цели творения и того благо, которое дается всем сотворенным. Об этом свидетельствуют скрижали и свиток Торы, лежащий в ковчеге. Тора может быть не только рассказом о событиях или повелениями исполнять заповеди, но и рассказом о Б-ге, о Его желании дать благо своим творениям. Дополнительные ангелы В святая святых, построенной Шломо, прямо на полу стояли два ангела, закрывашие крыльями ковчег завета. Они были символами стражей любви человека к Б-гу и Б-га к человеку. Изготовив их, Шломо хотел сказать, что в пустыне любовь Творца раскрывалась легко и Божественное присутствие не покидало сыновей Израиля, но в святой Земле сыновья Израиля призваны сохранить и сберечь эту любовь сами – иначе она исчезнет в мгновение ока. Рав Зеэв Мешков
|