Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Видуй

Мы виновны – ашамну – אשמנו. Признание вины как вступление в просьбу о прощении.
Мы предавали – багадну – בגדנו. Предательство по отношению к собственной божественной сущности. «Искривленные» мидот (черты характера), неадекватно выражающие душу – это измена: «Нет на свете горше измены, чем измена себе самому».
Мы грабили – газальну – גזלנו. Использование данного Всевышним не для работы на Него, а ради эго. Даже воздух для дыхания, который мы потребляем – грабеж средь бела дня, если мы работаем на удовлетворение желаний тела. Основа всех нарушений.
Мы говорили не прямо – дибарну дофи – דברנו דפי – непрямота, увиливание, всё, что вкладывается в ёмкое – двуличие.
Искажали – ґээвину – .העוינו Искривляли то правильное, что мы делали для других.
Поступали мерзко – ве-ґиршаану - .והרשענו Мерзавцем называется, например, поднявший руку (даже не ударивший) на другого человека или плохо на него влияющий.
Злоумышляли – задну – .זדנו Действия вопреки пониманию нехорошести того, что делаем.
Разбойничали – хамасну – .חמסנוПрисваивали силой (используя своё положение, влияние) чужое.
Добавляли ложь (в истину) – тафальну шекер – .טפלנו שקר Использование Истины ради Лжи.
Советовали нехорошее – йацну ра – .יעצנו רע Ради собственной выгоды давали нехороший совет.
Разочаровывали – кизавну – .כזבנו Не продолжили начатое добро.
Мы насмехались – лацну – .לצנו Проявляли недостаточное уважение к мудрости.
Мы восставали – марадну – .מרדנו Сознательное нарушение запретов Торы.
Мы укалывали – ниацну – .נאצנו Оскорбляли Имя Всевышнего. Любой вор утверждает: «Он не видит». Молитва Творцу об успешности плохого: взлом сейфа «с Божьей помощью» зачисляет Создателя в шайку.
Мы владельцы – сарарну – .סררנו «Я здесь главный», «Ты мне не указка».
Мы искривляли – авину – .עוינו Искривляли самого себя.
Мы совершали преступления – пашану – .פשענו Халатность в отношении людей – наше преступление.
Мы доставляли неприятности – царарну – .צררנו Неприятности другим людям.
Мы упрямились – кишину орэф – .קשינו ערף Неготовность принять иное мнение.
Мы стали мерзавцами – рашану – .רשענו Превратили себя в мерзавцев.
Мы уничтожали – шихатну – .שחתנו Уничтожение человеческих качеств. Уничтожение себя как божественной личности через самые странные преступления: прелюбодеяние, убийство, чужую работу.
Мы брезговали – тиавну – תעבנו. Неуважение к ученикам мудрости.
Мы ошибались – таину – .תעינו Хотели как лучше…
Мы вводили в заблуждение – титану – תעתענו cебя и других.


У времени в плену

Часть 1.


Мы попробуем снова посмотреть на двуединство праздника Рош ґа-Шана, и, может быть, увидеть его чуть-чуть по-другому. Сделаем это с помощью вопроса: «А что, собственно, внёс в мир промах Первого человека?» И, наверное, имеет смысл начать с того, что само по себе Творение, как мы учили, есть сокрытие Всевышнего. То есть вопреки ожидаемому, как мы помним из курса «Семь дней Творения», задача мира – не раскрывать, а скрывать. И потому, как мы соотносим первый день Рош ґа-Шана с появлением человека в мире?
И наверное, будет очень просто сделать следующий вывод. Шестой день Творения, Рош ґа-Шана – это сокрытие Всевышнего через мир. Задача праздника Рош ґа-Шана как идеи – возможность раскрытия Всевышнего через пространство. А дальше начинается самое удивительное. Второй день, тот самый, который как дурной сон имеет, несомненно, отдельное значение, проще всего можно увидеть через следующее утверждение, мало лестное для нас: в первый день Всевышний судит праведников. Суд идёт не статистический, а для каждого отдельно. И второй день в этом контексте – это именно день «статистического» суда, когда все как общность проходят перед Всевышним, а не как личности.
Таким образом, мы можем сказать следующее. Если первый день – личный, то второй принципиально не личный. Это удвоение, по сути, есть ещё один уровень сокрытия Всевышнего. Мы помним, что есть два центра тяжести года: пространство и время – Рош ґа-Шана и Песах. Пространство изначально, то есть содержит и пространство и время. То у нас есть новый взгляд на промах Первого человека. Первый человек своим промахом вызвал к жизни ещё одно сокрытие Всевышнего. Это – сокрытие во времени. И это куда более страшное сокрытие Всевышнего.
Пример, которым я это поясню. Пример с сокровищницей царя, куда заходит его слуга. Слуга заходит в сокровищницу, но очевидность неприсутствия (отсутсвия) царя в сокровищнице, ничуть не делает для него возможным взять что-то без спроса. Поскольку он прекрасно осознаёт, что царь остаётся царём. И хотя его не видно в сокровищнице, но его власть остаётся. Это – пример сокрытия Всевышнего только в пространстве.
Следующий шаг. Совсем по-другому будет обстоять дело для слуги, для которого царь скрыт во времени. Кто вам сказал, что он есть вообще? Он был, и есть люди, которые помнят, что он был. Но кто сказал вам, что сейчас он есть? Сокрытие во времени – двойное. Это, по сути, сокрытие самого факта сокрытия. Если Всевышний скрыт только в пространстве, то это значит, что я Его здесь не вижу, но то, что Он есть – это непререкаемая Истина. Это для того, кто находится на уровне одного сокрытия. Для того, кто находится на уровне двойного сокрытия, появляется вопрос: «А кто сказал, что Он есть? А может быть, Он только был? А, может, только будет? А может быть, Его и не было и не будет, а вы мне голову морочите!» И эти варианты, в данном случае, становятся возможными.
Вот здесь мы как раз обнаруживаем совершенно страшную вещь. Мидраш, который теперь становится понятным. Всевышний, увидев, что праведников безумно мало, аккуратно расставляет их по разным поколениям с тем, чтобы в каждом поколении было на кого опереться. Вывод, который я хочу из этого сделать следующий. Праведники, как понятно из сказанного, находятся на уровне первого сокрытия. Они находятся над временем. Это то, о чем говорит мидраш. И отсюда получается сразу, что все те, для кого сам факт сокрытия Всевышнего тоже скрыт, не имеют прямого контакта. А, следовательно, отношения к ним статистическое. И потому, если первый день посвящён уровню сокрытия номер один, то второй день – это некий прообраз Песаха в этом смысле. Это – начало времени. Это – начало невозможности соотнести с человеком.
Помните, наши объяснения, отчего Всевышний нам не звонил? Потому что нас много: есть мы «утренние», и есть мы «вечерние»; есть мы «в тарелке», а есть учащие Тору. И которым из нас звонить? Мы мельтешим во времени, мы меняемся во времени. И, следовательно, не имея отношения к категории «Один», не имеем возможности, получить контакт со Всевышним.
Резюмируем. Оказывается, что повторяющийся второй день, как дурной сон, и вызванный промахом Первого человеком, соответствует уровню двойного сокрытия. И потому, к сожалению, уровню статистического, то есть безличностного отношения. Отсутствие у нас, хоть какой-то эпизодической роли – это и есть суть второго дня Рош ґа-Шана.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Духовный хребет Израиля.
Четыре вида – четыре буквы Имени.
Держаться за Тору или быть опорой для нее?



Часть 1.

Следующий вопрос, который я хочу задать, связан с главной мицвой этого праздника (если не считать сидения в суке). Это – нетилат лулав. Эту мицву условно можно назвать «взятие лулава». Мы же знаем, что из четырех видов растений самый главный – это этрог. Он к тому же самый дорогой. Что называется, приходите к нам на рынок и посмотрите, сколько они стоят. Нормальный этрог в этом году стоил 100-150 шекелей, но был и за 200 долларов. Продавцы, несомненно, имеют право ставить такие цены, потому что они хотят заработать. Хороший этрог проходит много рук. Так что мы платим не только тому, кто его вырастил, а и тому, кто его проверял, и торговцу вразнос. Там – много рук, и все хотят хорошо заработать. Причем зарабатывают раз в году.
Понятно, что те, у кого нет таких денег, могут купить себе что-нибудь попроще. И потом, в этом году можно было вообще ничего не покупать, поскольку первый день Сукот у нас в Израиле был в Шабат, а в Шабат семь – это данность. А во второй день Сукот можно брать уже напрокат, потрясти и вернуть.
Давайте вспомним стандартный мидраш, который мы сейчас разберем чуть поглубже. Как вы помните, во всех детских садиках рассказывают, что этрог символизирует полноту, то есть и Тора, и хорошие дела. Лулав, поскольку у него есть только вкус, символизирует только Тору. Я не очень понимаю, как это может быть только Тора? Извините, но если вы только учите Тору, но ничего не делаете, так у вас ничего и не будет, включая Тору. Но это – отдельный вопрос. И ґадас – мирт обладает запахом. А запах – это внешние вещи, это – привлекательность, то есть поступки, хорошие дела. Но у ґадас отсутствует вкус, то есть Тора. И, наконец, плакучая ива, у которой есть реальная причина плакать, поскольку у нее нет ничего: ни вкуса, ни запаха.
До сих пор – «детский садик». А теперь, совсем не детский вопрос. Я не понимаю, когда мудрецы говорят, что эта мицва «нетилат лулав», то есть выделена пальмовая ветвь, то, что они имеют в виду? Я хочу вам показать маленькое замечание Аризаля, и мы вместе попробуем его разобрать. Аризаль говорит так: «Этрог – это сердце, мирт или ґадас – это глаза, плакучая ива – это уста». А что такое лулав?
Я предлагаю взять четырехбуквенное Имя Всевышнего и рассмотреть очевидную связь. Во-первых, на букву юд есть только один претендент. Это – этрог, поскольку юд – это полнота. Только этрог обладает всем, и, следовательно, он, несомненно, будет связан с буквой юд.
Теперь, ґадас. Ассоциируется, конечно же, с буквой ґей, поскольку он – глаза. Глаза воспринимают только внешнее, следовательно, в этом смысле они ущербны. Ива ассоциируется со ртом. Рот нейтрален. Мы сами решаем, в какую сторону нас ведет наш язык. Сам по себе рот нейтрален. Ива – это, очевидно, нижняя ґей, а ґадас – это верхняя ґей.
Теперь, мы вспоминаем комментарий, который мы учили в недельной главе «Бе-шалах» . Помните, тот самый комментарий, где пять двухбуквенных слов идут подряд? «Ки яд аль кес юд-ґей» . И мы там говорили, что юд – это полнота верхняя, ґей – это принятие духовного изобилия, которое происходит там, наверху. Нижнее ґей – это принятие этого верхнего принятого изобилия здесь, внизу. А вав – это «союз нерушимый народов «ҐЕЙев» свободных» – верхнего ґей и нижнего ґей.
О чём мы? О том, что буква вав – это соединительный союз, и даже внешне он вызывает ту самую ассоциацию, на которую намекает Аризаль. Это – хребет – наш с вами позвоночник. И, как мне объяснили, когда я ударил хорошенько копчик, что это для того, чтобы крепко запомнить ґалаху, в соответствии с которой, нельзя обгонять пожилого человека просто потому, чтобы ему это не было обидно. И если вам, тем не менее, совершенно необходимо его обогнать, то вы обязательно должны извиниться.
Я не совсем мягко приземлился на копчик, и в результате у меня было легкое сотрясение совершенно другого места, которое мало с копчиком ассоциируется, и которое, тем не менее, оказалось связанным. Потому что, оказывается, что все органы нашего тела висят на нашем лулаве, то есть на позвоночник вешается всё: сердце, почки, печень и так далее. Но это надо же себе представить, что ты падаешь на то, что мы называем пятой точкой, на то, что я называю южная часть спины. И оказывается, что страдает при этом голова.
Так о чём мы? О том, что, понимаете ли, самое главное – это связанность. Потому что вся ответственность лежит на том, кто сделал лёд. Нет, наверху всегда, мы учили, все в порядке. Что называется, что Всевышний дает, в духовных мирах все передается, и все наши проблемы связаны с нижней буквой ґей. То есть буква вав, если она работает, если с ней ничего не произошло, если наш позвоночник в порядке, то всё висит на своих местах. И проблем не должно оставаться.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Симхат Тора», 5771.

Духовный хребет Израиля.
Четыре вида – четыре буквы Имени.
Держаться за Тору или быть опорой для нее?


Фрагмент 2


Я задал вопрос о том, что я не очень представляю себе, как это можно иметь Тору, но не иметь мицвот? Ведь очевидно, что еврей, не имеющий мицвот, никакой Торы не имеет. Это – маразм, это – надругательство над Всевышним: иметь Тору и не иметь мицвот. Тогда почему эта мицва называется лулав? Как это может быть наличием Торы без наличия мицвот? Это, в принципе, невозможно, потому что если нет реализации, то ничего нет.
К чему я вас подвожу? К тому, что мы забыли простую вещь. «Эц хайим ґи ле-махзиким ба, ве-томхеґа меушар» – «Древо жизни Тора для тех, кто держится за нее, но только тот, кто является ее опорой [Торы, в этом мире] счастлив» (Мишлей, 3:18). Мы это уже комментировали. Поймите, нормально, еврейский образ жизни, действительно, позволяет евреям, держась за этот самый толстый ствол древа Торы, не утонуть и не раствориться в мутном человеческом потоке. Но, понимаете, еврейский образ жизни не есть цель. Мы не пришли в этот мир ради добрых дел. Как можно держаться за Тору понятно. А за что мы еще держимся? Но как можно быть опорой для неё? Быть опорой Торы означает просто давать ее другим евреям. Что еще? Смысл же Торы не в том, что она наверху. Там, наверху она ни в ком не нуждается. Ей никакой Рабинович наверху не нужен.
Вся идея, что у нас здесь, внизу есть уникальная, неповторимая возможность, чтобы на нас её повесили. Лулав – вещь как бы ущербная, поскольку вкус есть, а запаха нет. Там все есть, там на этом все висит. Если у вас есть Тора, у вас не может не быть мицвот. А на что мы делаем здесь акцент? Ваша Тора настолько велика, что ваши дела, не то, что не видны или не нужны, они уже само собой разумеются. Понимаете, это не вы с помощью мицвот держитесь на плаву в этой жизни. Это вы, с помощью передачи Торы через себя и дальше, становитесь тем, на ком висит Тора.
Давайте слово «висит» уберем, потому что может гордыня появиться. А скажем, что вы пропускаете Тору через себя, тем самым, становитесь необходимым звеном в цепочке. И приобретаете некую, осмысленную в этом мире жизнь, в отличие от всех других, которые цепляются. Вам ни за что цепляться не нужно, вам нужно только расслабиться и пропускать Тору через себя. Всевышний Тору дает, вы ее не задерживаете, а пропускаете дальше.
Когда в эту комнату вносят свиток Торы, мы встаем, потому что там – Тора. Тем более, говорят, надо вставать, когда в комнату входит мудрец. А это уже готовая, ходячая Тора. Всё, что мы должны сделать – стать ногами для Торы. Элементарная, ходячая Тора. Причём, когда я говорю «элементарная», то всё, что я имею в виду, что по мере изучения Торы происходит элементарная вещь. Мне не интересно говорить с вами о погоде, об автомобилях, о футболе. Мне это всегда было не интересно, но сейчас в особенности не интересно. О шахматах когда-то было интересно. Почему? Через сто двадцать лет встретимся в раю, что называется, поговорим, о чём захотите.
Именно здесь – у нас есть выбор тем, понимаете? Для того чтобы на меня повесить Тору, мне нужно иметь только простую вещь – хребет. Я не должен быть беспозвоночным, по жизни транспортируемый. Всё, что мне нужно, так это немного поплыть против течения. Всё, что мне нужно, так это не разговаривать на обыденные темы. И тогда, что оказывается? Конечно, не все мои собеседники – это те, кто от меня не убегает, потому что я их крепко держу за пуговицу. Вы помните, что наш метод: крепко, но осторожно. Помните, «бить буду сильно, но аккуратно»? Это же и наш рецепт. Дело в аккуратности, чтобы не нужно было пришивать новые пуговицы. Если они пришьют новую пуговицу, то они будут переходить на другой тротуар, едва вас завидев. Поэтому аккуратно. Итак, лулав – это не отсутствие добрых дел. Понимаете, еврейский образ жизни – это только средство, которое позволяет вам становиться ходячей Торой? А когда вы – ходячая Тора, то это уже всё.
Мы сказали, что мирт – это глаза, а арава – это уста, а вав – это связующее звено. Понимаете, если вы во всем видите Тору, то у вас всюду Тора. Но если вы ее не говорите, то я не понимаю, что вы видите? Понимаете, уста – это то, что завершает весь цикл. Наверху – этрог, потом без ґадаса никак. Но если нет хребта, то в ваши уста Тора не попадает. И вы не поверите, сколько бывает разных религиозных евреев, которые, к сожалению, просто религиозны. Так что, все равно Тора присутствует. Несомненно, так же как и в лулаве присутствует, ну не может быть Тора без мицвот! Имеется в виду доминантность. Тех, кто за Тору держатся, она их и поддерживает на плаву – «ле-махазиким ба».
Что такое «арба миним»? Как я понимаю это из того, что сказал Аризаль? Это, практически, система нашей личности, где должно быть задействовано всё. То есть глаза должны видеть. Сердце должно давать и дает возможность всем остальным органам функционировать, оно разгоняет кровь, это – полнота. Кровь – это то, что соединяет. Глаза – это то, что воспринимает внешнее, это – принятие. А рот – это устройство ввода и вывода. Только понимаете, если мы бесхребетные, не дай Бог, то это не удержится. То есть вся ответственность лежит на том, что, в конечном итоге, эти вещи соединяем. А что их соединяет? Проговаривание Торы, ничего больше.
Нам сейчас важны образы. Я не хочу говорить о еврейском народе. Я предпочитаю говорить по Аризалю о личности нашей. И оказывается, что ударение идет именно на преподавание Торы, именно на изучение Торы. Потому что только изучение Торы придает смысл мицвот и добрым делам, дает возможность всей этой системе работать. Потому что если, в конечном итоге, через наш рот не выходят слова Торы, то это значит, что сбой произошел именно в лулаве. То есть мы не стали ходячей Торой, не соединили всё То есть моторчик-сердце разгоняет кровь, чтобы мы воспринимали, принимали и дальше передавали наружу, в этот мир это самое нижнее гей. А если мы не передаем Тору в этот мир, если мы ее не спускаем, то, что мы вообще здесь делаем? У нас может быть прекрасно работающее сердце, острый взгляд на вещи и даже большой словарный запас. Но для чего все это?
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ноах», 5771.
Праздник видения.
Сукат шалом.
Как вскрыть укрепление сердца?


Часть 1.

Я бы хотел кое-что добавить к теме суки и ещё одной гранью высветить этот праздник. Речь идёт снова об Облаках Уважения, но тут будет несколько слов о категории полноты. Дело в том, что сказано в Устной Торе, что Облака Славы – Облака Уважения Всевышнего были в пустыне благодаря Аґарону. Собственно, речь идёт о мидраше, в котором сказано, что то, что колодец двигался за евреями по пустыне, и это было заслугой Мирьям – старшей сестры Моше. Облака Славы присутствовали благодаря Аґарону . А ман – Моше.
Дело в том, что Аґарон, как его характеризуют и доносят его светлый образ мудрецы, это – символ мира. Этот человек, и об этом мы говорили в теме «Щит Давида» , был по отношению к Моше тем, кто его высокое делал в самом внизу. Он был именно тем человеком, который своими жестами и делами изображал то высокое, что было в словах Моше, то есть реализовывал. Про него говорят, что он восстанавливал мир между людьми. Звучит это очень высоко. Правда? Знаете, что это практически значит? Например, получить грязной кастрюлей по голове, если ты встреваешь между мужем и женой, между двумя сёстрами или между соседями. Речь идёт о мелких неурядицах, вмешиваясь в которые, рискуете получить не только не лестные отзывы о себе, но и физическое воздействие. Вот этим и занимался Аґарон. Итак, категория мира и полноты – это Аґарон.
Вопрос, естественно, звучит следующим образом. Полнота – это ещё одна категория этого праздника. Она – естественная категория, поскольку это – праздник видения, поскольку мы сказали, что сука – это видение. Когда видна истина, то лёгкость, радость и полнота уже присутствуют. Тем не менее, мы сделаем одно важное замечание. Мы много раз говорили, что «конкурент – это мерзавец, который хочет того же, что и я». Но это – материальный конкурент. Собственно, задача нашей всей программы чрезвычайна проста. Если у нас с вами – одна материальная цель, допустим, один миллион долларов, то мы с вами – конкуренты. Поскольку нам придётся этот миллион делить. А жалко. Зачем делить, если можно не делить.
Если у нас с вами духовная цель, то я бесконечно рад, если вы будете играть в моей команде. Очень просто. Потому что все получают всё. Когда мы все делим духовное, то все получают всё. И получается так, что работать мне легче, если вы в моей команде, а получу я всё равно всё. И никаких проблем с эгоизмом. Ведь причина всех несогласий, распрей, и, естественно, войн в глобальном смысле – эгоизм. И в самом внутреннем смысле этого слова, наш эгоизм является причиной всех внутренних войн. Мир в себе и мир в мире – это просто расстановка правильных цен, просто убирание эгоизма. Как естественное следствие: мир в себе и мир в мире.
Это, если цель духовна, а видение и есть суть суки. Когда твоя крепость, твоя раковина перестаёт быть над тобой довлеющей. Когда тебя вытаскивают и показывают преходящесть всего материального, даже на уровне твоей кожи, тогда появляется возможность стремиться к духовности. Вот это – ещё одна сторона праздника Сукот. Потому в вечерней молитве появляется сукат шалом – сука мира. Со всех сторон мы видим, что мы находимся в гостях у Всевышнего. И тут самое последнее замечание связано с тем, о чем мы сейчас скажем.
Ведь, на самом деле, если посмотреть беспристрастно, то праздник Сукот происходит не в самое лучшее время. С одной стороны, конечно, в начале осени, покидая свой дом, вы вряд ли делаете это из-за эгоистических побуждений. Например, такая поездка на дачу в плохую погоду, будет, скорее всего, свидетельствовать, что вам на даче что-то нужно. Это – время сбора урожая. Следовательно, дико неудобное время для этого праздника. Почему? Он же собран!
Потому это – плохое время для праздника, что это же – максимум материального влияния. Вы только что собрали плоды совершенно материального урожая. И тут ощутить лёгкость, воспарить?! Извините, но можно было выбрать время и поудобнее! Ведь очень тяжело избавиться от чувства гордости за содеянное. Мы говорили, что крестьянин, очевидно, верующий человек, берёт зерно и закапывает его в землю, где оно гниёт, и крестьянин имеет только веру, что оно взойдёт. Но зато, представляете ту радость, когда оно всходит, и вы на каждое положенное зерно получаете сто зёрен?!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Праздник видения.
Сукат шалом.
Как вскрыть укрепление сердца?


Часть 2.

Причём здесь праздник Сукот? Вы только вдумайтесь: это прямо противоречит тому, о чём мы говорили. Это именно ощущение своего «Я». Это – ощущение того, что я что-то сделал, я чего-то добился. А как же праздник Сукот? Есть замечательная идея Виленского Гаона. Он говорит, что «даже самую лучшую землю надо пахать, потому что зерно, брошенное на невспаханную землю, просто не взойдёт». Речь, конечно, не идёт об урожае. Речь идёт о том, что очень принято у хасидов – радоваться.
Принято у хасидов немножко выпить. Это неприсуще моему характеру, но, в принципе, здесь есть очень простая рациональная еврейская идея. Нельзя ожидать, что то, что вы видите, идёт в вас на уровне сердца, а не на уровне мысли. На уровне мысли следует ожидать всегда, если, конечно, есть у человека мысли. Дело в том, что праздник Сукот как цель имеет в виду нечто большее, чем просто восприятие кожей. То, что вы кожей ощущаете свою зависимость от стихии, свою вторичность – это только средство. Для чего? Для того чтобы мы на уровне сердца смогли ощутить вот ту же самую вторичность.
Как всегда, главная работа человека – это всегда работа на двух уровнях. Уровень первый – уровень мысли. Помните, мы говорили, что истина определяется двуэтапно. Первый этап: когда вы обнаруживаете, что её у вас нет. Первый этап обнаружения истины – это обнаружение лжи. И только на втором этапе, обнаружив, что её нет, вы можете её на следующем уровне обнаружить, найти. Увидеть себя в Египте – это необходимое условие для выхода из него. Если вы не ощущаете себя в Египте собственных представлений о реальности, то вам, простите, истина не светит. Про таких людей Мишель Монтень сказал: «Он всю жизнь просидел на приставном стуле».
Следовательно, главная работа – коль мы с вами на уровне мыслей, на своём уровне поняли – это перенести на уровень сердца. Об этом мы говорим подробно в курсе «Техника безопасности обращения с текстом Торы» . И тут – очень важный момент. Я не всегда могу мою мысль положить на своё сердце. Классический пример, который приводят мудрецы, это – Моше Рабейну, который приходит с «благой вестью» в Египет. Происходит очень странная вещь. Евреи реагируют далеко не восторженно. Так написано в Торе. Они были замучены тяжёлой работой. Я привожу этот пример.
Представьте себе, что после тяжеленного рабочего дня вас притаскивают в театр. Постановка – шедевр. Автор и режиссер – гении. Вы всё это головой понимаете, но вы так устали, что сердцем вы этого почувствовать не можете. Речь идёт о ситуации, где вы не можете эмоционально это прочувствовать. Это, может быть, потому что вы просто устали. Ситуация, когда «сердце как камень» или как «жёсткая земля» – это совершенно обыденная нормальная ситуация. Если хотите, то это – наша постоянная эмоциональная защита. Потому что если бы мы всегда чувствовали всё напрямую, сердцем, были бы эмоционально сверхвосприимчивы, то в этом материальном мире было тяжело жить.
Кроме того, у нас появляется свобода выбора. В чём? В том, что мы хотим поместить в сердце. Мы выбираем то, что мы хотим. Но здесь начинается тот пример Виленского гаона, которым я с вами делюсь. «Сердце подобно невспаханному полю». Как мы его можем вспахать? Есть то, что называется экстаз. Есть метод – это расчувствоваться. Это не еврейский метод, он в очень многих случаях просто запрещён. Еврейский метод – это радость. Вот вам объяснение, почему хасиды любят чуть-чуть выпить: чтобы быть в чуть-чуть приподнятом настроении. При этом я снова подчёркиваю, что это – не мой метод. Не потому что он некашерный. У меня такой характер, что мне он на таком уровне не подходит. Они собираются вместе с ребе, чуть-чуть выпивают, а дальше идут разговоры о Торе. Я хочу отметить, что чуть-чуть. Потому что если больше, то нельзя вести разговор о Торе. Не надо думать в этом случае о хасидах плохо.
В чём идея, кроме всего прочего, таких семинаров? Почему на таких семинарах это больше и лучше, чем в любой другой ситуации? Потому что нормально мы создаём некую эмоциональную атмосферу. И в идеале эта эмоциональная атмосфера и есть вспахивание очень жёсткого поля, каким является по отношению к нам наше сердце. Теперь мы, более или менее, понимаем, и это было одной из главных философских идей курса «Рыжая корова»: в этом мире всё функционально. В этом мире даже смерть ради жизни: даже смерть должна, естественно, служить жизни.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Лех Леха», 5771.
Долг -- гражданскому долгу рознь!

«Городские жители, люди Сдома, окружили дом от подростка до старика, весь народ от края [до края]. И воззвали они к Лоту, и говорили ему: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, и мы соединимся [изнасилуем] их». И вышел к ним Лот ко входу, а дверь запер за собою. И сказал: «Пожалуйста, братья, не делайте зла. Вот у меня две дочери, которые не соединялись с мужчиной, выведу их к вам, и делайте им, как угодно в глазах ваших, только людям этим не делайте ничего, так как пришли они под сень дома моего». Но сказали они: «Пойди прочь». И сказали: «Этот жить пришёл, а судить начал!»
Бе-решит, 19:5--9

После всего, что уже было сказано о способе существования "по-сдомски", поразить нас, как кажется, невозможно. Но гений еврейских мудрецов способен после всего нами уяснённого дать нам выход на следующий уровень восприятия. Замечательный русский рав Меир-Лейбуш Мальбим* начинает свой комментарий с использования правила вполне обычного и даже банального: всё познаётся в сравнении.
В эпизоде, завершающем сдомскую историю, появляется толпа, требующая от домохозяина Лота отдать гостей на поругание. Практически идентичный сюжет завершает книгу Судей. Позволю себе напомнить его. Левит, помирившись со своей женой, возвращается вместе с нею из дома тестя в собственный дом и по дороге решает заночевать в городе Гева, что в наделе Биньямина, к северу от йевусейского Иршалема.
День клонится к вечеру, а левит и его жена на ослике, нагруженном всеми необходимыми в дороге припасами, тщетно ждут гостеприимства евреев(!) из Гевы. Наконец, к ним подходит пожилой еврей (по всей видимости, "из раньшего времени") и вежливо приглашает в свой дом на ночлег. Под покровом наступившей тьмы вокруг дома собирается банда и требует от гостеприимного хозяина выдать гостя для "забавы". Левит выталкивает свою жену (без комментариев), её насилуют и т. д.
На первый взгляд эта отвратительная история, про которую хочется сказать, что она произошла не с евреями, идентична той, сдомской. И нужно быть Мальбимом, чтобы увидёть в ней возможность определения сдомизма через обозначение бесконечной разницы между грязью, запятнавшей евреев Гевы, и "чистотой" помыслов подданных Сдома.
Гениальность -- это умение посмотреть на всем известные факты и увидёть! Мальбим задаёт всего один вопрос: "Какой была реакция на предложения Лота и левита?" Похоть еврейских бандитов противостоит возмущению сдомлян: "Пришёл, а судить начал".
Давайте обратим внимание на следующую деталь. Кто из сдомлян явился "забавы ради" над гостями? Ответ еврейской традиции уникален: все! Позволю себе удивиться: как, неужели на ночь глядя у всех без исключения жителей Сдома возникло непреодолимое желание «справить гомосексуальную нужду»? И никому не хотелось спать или просто "культурно отдохнуть"? Такое несравненное единодушие, таки-да наводит на размышления. В особенности, если мы вспомним о следующем факте, донесённом еврейской традицией: поразительное единство сдомлян было вызвано… круговой порукой. Не явившийся на "забаву" независимо от причины, сам становился объектом "развлечения".
Теперь мы можем оценить вопрос Мальбима, который есть не что иное как раскрытие внутренних побудительных причин наблюдаемых нами и внешне похожих до неприличия действий. В отличие от бандитов из Гевы, движимых тривиальной похотью, сдомляне (отсюда их неприкрытое возмущение предложением Лота), пришли исполнить высокий гражданский долг!!

И дабы не осталось у читателя ощущения "давно минувших дней", я позволю себе маленькую историю. В 1976 году немцы из террористической группировки "Баадер-Майнгоф", вместе с «братьями» из «свободолюбивого» палестинского народа в лице О!О!Фэ? Ясера Арафата, захватили самолёт Air Fhance, следовавший рейсом Тель-Авив--Афины--Париж. Начало сюжета, известного сегодня всем как "Операция Энтеббе".
Нет, ничего героического дальше не последует. Проза жизни -- целых шесть дней в зале ожидания аэропорта Энтеббе, в Уганде, "парились" 94 заложника-еврея, в основном израильтяне, и 12 членов экипажа. Один из заложников, сын немецких евреев, переживших Катастрофу, вёл дневник. В одной из записей тех дней, он отмечает, что наконец нашёл ответ на вопрос, мучивший его с самого детства. Вопрос небезынтересный и для нас с вами. Как, ну как мог культурный европейский народ уничтожить миллионы людей, включая малюток, только за то, что они евреи?
Владея немецким языком и используя абсолютное принудительное бездействие, скучное и для "героев"-террористов, он разговорился с одним из двух немецких революционеров. У них завелось что-то вроде приятельских отношений (скука, она до многого может довести), и однажды, в порыве откровенности, вызванной вынужденной близостью охранника и заложника, немец сказал: "Пойми, лично против тебя я ничего не имею, ты мне даже симпатичен!" -- "И тут я всё понял, -- пишет автор дневника, - если будет нужно, он меня не задумываясь расстреляет. Именно так, во имя идеи, были замучаны миллионы в Катастрофу».
Так что сдомляне, собравшиеся на ночь глядя у дома Лота, -- это прообраз толпы, скромно и замечательно сознательно (хоть и коллективно) исполняющей свой нелёгкий, но тем более высокий Долг (с большой буквы, естественно). И прежде чем процитировать мораль Мишны, напомню слова рейхсфюрера СС, сказанные им 19 июня 1941 года в узком кругу, на инструктаже командиров и заместителей командиров "эйнзаценгрупп": "И самое главное, выполняя эту грязную, но самую важную работу, остаться чистыми, любящими, сентиментальными". То есть идеалистами.
Вечно сдомское "моё--моё" (шо хочу, то и делаю -- тебе какое дело?), а "твоё--твоё" (к тебе не лезу), оборачивается сдомским же "твоё--моё". Или по определению Хафеца Хаима: "хуже убийцы -- только убийца с идеологией".


Праздник видения.
Сукат шалом.
Как вскрыть укрепление сердца?

Часть 3.


Казалось, прямо противоположные вещи. Мы собираем урожай, и создается ощущение твоей значимости в этом мире, то самое, которое прямо противоположно празднику Сукот, к которому надо идти налегке, освободившись от пут земного, материального притяжения, притяжения вещей. Тем не менее, это то самое время, когда радость может быть использована. Да, причина этой радости вполне материальна, также как напёрсточек горячительного напитка у хасидов, но мы можем это использовать.
У нас замкнулся последний круг. Оказывается, что эта материальная радость от собранного урожая, эта приподнятость настроения – это, конечно же, средство, а не цель, и используется в праздник Сукот для того, чтобы это влияние, которое вы ощущаете своей кожей, достигло бы вашего сердца. Потому что не всё, что мы ощущаем чувствительным датчиком нашей кожи, идёт в сердце. Вот это – радость, с которой начинается праздник Сукот. Уже урожай собран, есть плоды, и следующий год в некотором смысле обеспечен.
И здесь есть параллель с Днём Суда. Уже дан нам ещё год жизни. Вот это ощущение пройденности какого-то этапа даёт радость, которую мы используем для того, чтобы положить на сердце всё то, что может дать праздник Сукот. В курсе «Тёмные места Торы» говорим о жёстком запрете и ссылаемся на ребе Шнеура-Залмана из Ляд, который резко выступал против появившейся у хасидов (конец XVIII века) некой традиции. У хасидов были миньяны, которые перед молитвой пороли анекдоты. Цель была всё та же самая: с лёгкостью, в приподнятом настроении прийти к молитве.
Хасиды используют замечательное еврейское правило, сформулированное раби Нахманом из Браслава: «Мицва гдола лиґъйот бе-симха тамид» – «Большая мицва – быть в радости всегда». Это – идеал, который пока на нашем уровне невозможен. Но если вы вспомните, то у нас, у евреев, радость определяется как отмена собственной весомости, то есть это – действительная, однозначная победа духа над материей.
Всё получается прекрасно. И радость, однозначно, как и сам праздник Сукот, связаны с «семёркой», то есть с нашим. Дальше идёт только подарок Всевышнего. То есть сумма наших достижений складывается в радость. Если мы, действительно, доходим до максимума нашего максимума, то мы в итоге имеем радость. Это – радость завершённой работы. Это – радость того, что ты оказался причастен и смог себя раскрепостить. Дальше идёт только «восемь» – подарок Всевышнего.
Вся наша жизнь – это поиск способа быть всегда в радости. Это – превращение эмоций из временного в стратегическое чувство. То, что мы всегда говорим: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку». Это говорит о влиянии внешнего на внутреннее. То, что не поселилось в нашем сердце, не наше. То, что мы не донесли и расплескали по дороге, это просто не наше.
Совершенный тактический замечательный приём – использовать материальное для духовного. Использовать даже материальную причину радости. Ничего зазорного в материальной радости нет, при том условии, что это не увеличивает вашу весомость в этом мире. Просто её нужно направить на перенесение замечательных вещей внутрь сердца.
Самое простое: «Всевышний, как здорово, что Ты мне помог!» Совсем уже на таком простом уровне. Первый вариант звучит: «Какой я всё-таки молодец!» Еврейский вариант: «Всевышний, большое спасибо!» Поймите, что второй вариант включает в себя и первый. Это не умаляет того, что «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» Но тут – уже осуществление своей важности как проводника, а не как первопричины, что, славу Богу, я оказался в глазах Всевышнего достойным, что через меня это сделали.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Хаей Сара»

Тема гражданства в древнем мире

Все русскоязычные евреи, кроме приехавших в Израиль, знакомы с термином «получение гражданства» не понаслышке. Даже те, кто никуда не уехали, обрели статус граждан России, Украины, Латвии и так далее по списку СССР.
И потому тема приобретения семейного кладбища Авраґамом, которая освещается в начале недельной главы «Хайей Сара» необычайно подробно (подробно для Пятикнижия!), эмоционально близка нам. Ведь в древнем мире могилы близких были не просто местами паломничества, но и… видом на жительство. И поскольку мы вовсе не путаем турпоездку с эмиграцией, мы вполне способны оценить трудность первого испытания Авраґама: «Выйди к себе, из страны твоей, из места рождения твоего, из дома отца твоего в место, что укажу тебе».
Разрешение хоронить «своих мертвецов» было равносильно дарованию гражданства и бесспорности права проживать на земле, где похоронены твои близкие. Тем самым, уделяя «сверхвнимание» эпизоду с приобретением пещеры Махпела и поля с деревьями при ней, Тора недвусмысленно подчёркивает не только духовные, но и вполне материальные права потомков Авраґама на землю Израиля.
Обратим внимание на существеннейшую деталь. Блеск серебряных шекелей принуждает Эфрона, не очень-то расположенного к продаже – «И ответил Эфрон… Авраґаму… поле дам я тебе и пещеру, которая на нём, дам я тебе» (Бе-рейшит, 23:10-11) – предложить больше спрошенного! «И приобрёл поле Эфрона, которое [около] Махпелы, которая перед Мамре, поле и пещеру в нём, и все деревья, которые в поле и во всех пределах вокруг» (Бе-рейшит, 23:17).
Идея материального поощрения арабов, продающих «свою» землю в Израиле, прекрасно работает по сей день. И остаётся лишь пожалеть, что политический сионизм не использовал данный метод на государственном уровне и последние шестьдесят два года не занимался освобождением земель.
А неразрывность связи Израиля со Страной Израиля ярко иллюстрируется желанием каждого еврея (кроме последних ста лет) быть похороненным в нашей стране или хотя бы в изголовье иметь горстку земли Страны Израиля.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Толдот»

Слова и обстоятельства

«… Отец говорил Эйсаву, брату твоему:
"Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье;
и я поем, и благословлю тебя перед Всевышним"»
Бе-рейшит, 27:7

Мы в своё время объясняли аппетит Ицхака желанием, чтобы в его брахе соучаствовала и животная душа – нефеш. Но важность этих, принципиально материальных, брахот (через них наша мама Ривка добилась для Израиля удачливости в этом мире) заставляет меня вновь вернуться к связи между двумя барашками (гдиэй изим), съеденными Ицхаком, и духовным Источником всего изобилия.
Рав Хаим Зоненфельд начинает свой комментарий с удивительного перевода Онкелоса. Слова Ицхака «бе-мирма – обманом» (27:35) переводит Онкелос на арамейский «мудростью». А поскольку расстояние между обманом и мудростью по шкале еврейских ценностей более чем значительно, то…
Рав Зоненфельд объясняет, что так же, как и в случае с чечевичной похлёбкой (траурная трапеза – сеудат авраа), так и в данном случае речь не идёт о тривиальном насыщении с последующей духовной «отрыжкой» в виде брахи.
«На ночь глядя» Ицхак собирался исполнить мицву Пасхального седера и использовать силы этой самой особенной ночи года для брахи.
Два барашка, приготовленных Ривкой – это два приношения хагига (праздничное приближение; его символизирует яйцо на Пасхальной кеаре – тарелке) и Песах. Корбан Песах съедали после праздничной трапезы, и после него уже ничего вкушать было нельзя. Афикоман – бóльшая часть средней мацы, запрятанная для окончания Пасхального седера, напоминает нам именно об этом законе.
Таким образом, Яаков, принеся отцу двух барашков, создал ситуацию, в которой Эйсаву «ничего не светило», ведь после Песаха есть не разрешается.
Заключаем удивительной гиматрией, открытой равом Зоненфельдом. Числовое значение «бе-мирма – обманом» в точности равняется «мудростью» в переводе Онкелоса.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Толдот»

Слова и обстоятельства

«… Отец говорил Эйсаву, брату твоему:
"Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье;
и я поем, и благословлю тебя перед Всевышним"»
Бе-рейшит, 27:7

Мы в своё время объясняли аппетит Ицхака желанием, чтобы в его брахе соучаствовала и животная душа – нефеш. Но важность этих, принципиально материальных, брахот (через них наша мама Ривка добилась для Израиля удачливости в этом мире) заставляет меня вновь вернуться к связи между двумя барашками (гдиэй изим), съеденными Ицхаком, и духовным Источником всего изобилия.
Рав Хаим Зоненфельд начинает свой комментарий с удивительного перевода Онкелоса. Слова Ицхака «бе-мирма – обманом» (27:35) переводит Онкелос на арамейский «мудростью». А поскольку расстояние между обманом и мудростью по шкале еврейских ценностей более чем значительно, то…
Рав Зоненфельд объясняет, что так же, как и в случае с чечевичной похлёбкой (траурная трапеза – сеудат авраа), так и в данном случае речь не идёт о тривиальном насыщении с последующей духовной «отрыжкой» в виде брахи.
«На ночь глядя» Ицхак собирался исполнить мицву Пасхального седера и использовать силы этой самой особенной ночи года для брахи.
Два барашка, приготовленных Ривкой – это два приношения хагига (праздничное приближение; его символизирует яйцо на Пасхальной кеаре – тарелке) и Песах. Корбан Песах съедали после праздничной трапезы, и после него уже ничего вкушать было нельзя. Афикоман – бóльшая часть средней мацы, запрятанная для окончания Пасхального седера, напоминает нам именно об этом законе.
Таким образом, Яаков, принеся отцу двух барашков, создал ситуацию, в которой Эйсаву «ничего не светило», ведь после Песаха есть не разрешается.
Заключаем удивительной гиматрией, открытой равом Зоненфельдом. Числовое значение «бе-мирма – обманом» в точности равняется «мудростью» в переводе Онкелоса.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ваишлах»

Ночь перед рассветом

«И увидел, что не может [противостоять] ему,
и дотронулся до тазобедренной [жилы],
и повредил тазобедренный [сустав]
Яакова в борьбе с ним…
И спросил Яаков, и сказал:
«Открой, пожалуйста, имя своё».
И сказал: «Зачем ты спрашиваешь
об имени моём?»
Потому не едят сыны Израиля
жилу ґанаше…»
Бе-рейшит, 32:26,30,33


Как и всегда, хрестоматийно знакомые места Пятикнижия содержат при ближайшем рассмотрении… незнакомые детали. О мотивации «не может… дотронулся» я всегда полагал классическое «не съем, так понадкусываю». Но ведь подобное обоснование мелко и недостойно Торы.
Постараемся с помощью моего учителя – рава Моше Франка и комментария рава Ш.-Р. Ґирша соединить три процитированных нами предложения, и как результат получить ответ о поражении ангела Эйсава как обосновании его удара по гид ґанаше.
Гид ґанаше рав Ґирш предлагает рассматривать как жилу, ответственную за возможность исполнения мицвы «пру у-рву – плодитесь и размножайтесь», выводя это из слова «наше», близкое к «нашим – женщины».
Если мы вспомним о желании Эйсава убить Яакова, то соединив неуспешность борьбы против Исраэля, сможем прийти к выводу о «любви» к Яакову. Сами посудите, если евреев не удаётся уничтожить, то какая еще возможность остаётся у функции (ангела) Эйсава? Только «любовь» – ассимиляция.
И потому в последние часы перед рассветом (христианская эра Эйсава), после неудачных, хотя и многообещающих, попыток уничтожения Израиля, Эйсав повредил нам «женскую жилу». Сразу вслед за Гитлером, перед самым Восходом, когда поражение в борьбе определено, начинается любовь к Израилю, которая лишь в одной вотчине Эйсава – США обошлась нам в восемь миллионов евреев, отпавших от Израиля через слабость в «женской жиле».
Мотивация ангела тем самым нашла своё страшное объяснение. А в заключение приведем объяснение рава Франка по поводу имени эйсавовского ангела. Одним словом – нет! Задача Эйсава – отрицание Яакова, а если мы вспомним, что сущим является лишь связанное с Творцом, то ответ ангела – молчание – следует понимать как отсутствие имени – сути у Эйсава. И снова удивимся точности деталей: как следствие поражения – ассимиляция перед тем, как мы увидим, что Эйсав – пустота!
Post Reply