Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Бешалах», 5772.
ВОДЫ РАСПРИ И АМАЛЕК


«И переехала вся община детей Израиля
Из пустыни Син переезжали по воле
Всевышнего и остановились в Рафидим.
И не было воды поить народ. И спорил
Народ с Моше и сказали: «Дайте нам воды
И будем пить!» И сказал им Моше: «Для чего
спорите со мной, для чего испытуете Всевышнего!!»
Шмот 17:1-2


История нападения Амалека на ослабевших духовно и покинувших облака славы хрестоматийно знакома. Попробуем акцентироваться на деталях пшата и используем их как трамплин. Начнем со сказанного Моше Всевышнему: «И закричал Моше к Всевышнему, говоря: «Что сделаю я этому народу, еще немного и забросают меня камнями» (17:4)
Немного тяжело представить себе Моше испугавшимся, да еще «ябедничающим» Создателю. Но как же тогда понять слова того, которого мы называем «а идише маме» еврейского народа?!
Объясняет рав Ицхак Абарбанель, претензия евреев, выраженная во множественном числе «дайте нам воды» означает двухвариантность ситуации с точки зрения Израиля. В случае, если Моше выполняет роль пророка – Машиаха, то отсутствие воды для народа и всего домашнего скота означает, что Моше (не дай Б-г) лжепророк. А по этой статье как раз и полагается побиение камнями. Если же всем непосредственно руководит Творец, то будьте любезны предоставить объяснения, где вода?!
Два адреса: «для чего спорите со Мной, для чего испытуете Всевышнего» – и есть возможность Амалека вклиниться! Неправильная оценка роли Моше и всей создавшейся ситуации выражена в вопросе «Есть ли Всевышний среди нас, или нет?»
Но рав Ґирш позволяет подняться над простым уровнем восприятия, добавляя следующую деталь: до Синая оставался один дневной переход, а Источник воды была гора Хорев. Попробуйте связать нападение Амалека с недостатком воды (Торы Устной), а также угрозу Ґамана и неправильное видение ситуации Израилем в Сузах.

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

ВСЕ С СИНАЯ

«Эти законы, которые
поставишь перед ними»
Шмот 21:1



РаШИ комментирует: «и эти добавляет к первым. Как первые (Речения) с Синая, так и эти с Синая». На первый взгляд (естественно поверхностный) РаШИ озабочен доказательством истинности законов, появляющихся в нашей главе, их Божественности авторства.
Раби Менделе из Коцка замечает куда более опасную вещь, чем сомнения в авторстве мишпатим – их разумность. А следствие разумности – естественность их исполнения. Если вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней Божественного?! Ну, забодал бык быка, что тут сверхъестественного?!
Синайское происхождение «разумных» законов – это утверждение их Божественности, равной той, что свойственна «непонятным» законам. Ведь в основе Синая – утверждение «будем исполнять и понимать», которое подразумевает (мнение «Сфат Эмет») безусловное исполнение, в награду за которое, нам открывается вкус (частичный смысл) законов. Их равенство – Синайское происхождение, то есть Божественность, абсолютность и, как следствие, полезность (разумность).

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Мишпатим», 5772.


ВСЕ С СИНАЯ

«Эти законы, которые
поставишь перед ними»
Шмот 21:1



РаШИ комментирует: «и эти добавляет к первым. Как первые (Речения) с Синая, так и эти с Синая». На первый взгляд (естественно поверхностный) РаШИ озабочен доказательством истинности законов, появляющихся в нашей главе, их Божественности авторства.
Раби Менделе из Коцка замечает куда более опасную вещь, чем сомнения в авторстве мишпатим – их разумность. А следствие разумности – естественность их исполнения. Если вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней Божественного?! Ну, забодал бык быка, что тут сверхъестественного?!
Синайское происхождение «разумных» законов – это утверждение их Божественности, равной той, что свойственна «непонятным» законам. Ведь в основе Синая – утверждение «будем исполнять и понимать», которое подразумевает (мнение «Сфат Эмет») безусловное исполнение, в награду за которое, нам открывается вкус (частичный смысл) законов. Их равенство – Синайское происхождение, то есть Божественность, абсолютность и, как следствие, полезность (разумность).

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Трума», 5772.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

«И возьмут Мне приношение от каждого человека,
который расположен сердцем своим,
возьмите Мое приношение. И это приношение,
которое возьмете у них золото и серебро и медь »
Шмот 25:1-3



Самое первое, что отмечают мудрецы – речь идет о трех приношениях. Первые два – жестко обусловленные – половинки шекеля, из которых делали серебряные подножия для ограды Мишкана. И еще половинки шекеля для покупки овец для общественных приближений. Третье – золото и серебро, и т.д. никак не определялось, и было внутренним решением самого человека.
Автор комментария «Кли Якар» рав Шломо Лунчиц задается вопросом, отчего в третьем приношении не сказано, что оно для Всевышнего? Его ответ начинается с констатации следующего фундаментального положения: Всевышний присутствует там, где человек убирает себя, проявляет скромность, уменьшает себя в своих глазах. Всюду, где присутствует гордыня человека, нет места для Создателя.
Это объясняет присутствие слов «Мне» и «Мое» для первых двух приношений. Ведь оба они строго регламентированы и идут на основание (самый низ) Мишкана и корбанот – работы в Храме.
В приношениях золота, серебра и т.д. возможности человеческого эго не были ограничены, отсюда и отсутствие слов «ради Меня». Как иллюстрацию данной идеи отмечает рав Лунчиц появление драгоценных камней для одеяния первосвященника в конце списка, несмотря на их явно большую стоимость.
Ведь как нам известно из Устной Торы, главы ветвей решили дополнить приношения «простых» евреев и, в результате, смогли Принести лишь камни, которые, оказавшись связанными с человеческими устремлениями, оказались в самом конце.



р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Тецаве», 5772.

НАМЕКИ ОДЕЖД


Начнем с мидраша (Трактат «Звахим» 88:2): «Отчего соседствуют темы приношений и коґэнских одежд? Сказать тебе: как приношения искупают, так и коґэнские одежды искупают. Хитон (ктонет) искупает убийства… штаны искупают прелюбодеяния, головной убор (мицнефет) искупает высокомерие, пояс (авнет) искупает дурные мысли, нагрудник (хошен) искупает подсудные дела, передник (эфод) искупает поклонение звездам, мантия (меиль) искупает злоязычие, а золотой венец (циц) искупает безудержную отвагу (азут паним)».
Рав Ґирш объясняет, как именно те или другие одеяния Первосвященника связаны с преступлениями Израиля.
Хитон, покрывающий туловище, а также руки и ноги, символизирует уровень тела, уровень действий, худшее из которых - убийство.
Связь «штанишек» коґэна с «половым вопросом» не требует комментариев.
Венчающий голову коґэна мицнефе, связан с исправлением высокомерия, подчеркивая, что и самое высокое должно служить Создателю.
Пояс – авнет служит символом соединенности всех сил концентрации – вернейшему средству от дурных мыслей.
Хошен со знаменитым «урим ветумим» символизирует подчиненность всех устремлений народа Его воле и подчеркивает, что в основе всех дел – Истина.
Задача эфода, говорит рав Ґирш, облегать и приближать одеяния к телу. Здесь заложена идея «своя рубашка ближе к телу» - а именно эгоизм и есть пресловутая чужая работа. О связи между голубой мантией и злоязычием мы говорили подробно на странице 151 «Путешествие по недельным главам книги Шмот».
Верхнее из одеяний, золотой венец – циц подчеркивает, что даже необходимая для духовных свершений отвага, может быть использована по «рецепту» Йом Кипура – азут (корень – отвага, а также – козел (отпущения) Всевышнему, а не азут азазелю!


р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Пурим», 5772.

ДВА ЖРЕБИЯ


Название, данное мудрецами празднику чудесного спасения Израиля, отражает суть произошедшего: пур – жребий, судьба. Но отчего множественное число - Пурим?
Гурский Ребе, автор «Сфат Эмет» использует непреложное правило Торы – всякий раз, когда не указано конкретное количество, речь идет о минимальном множестве, о двух.
Уничтожение нашего народа невозможно в принципе, ибо противоречит Замыслу Всевышнего. А, следовательно, максимально приблизившись к своей цели, Ґаман обеспечил собственную гибель. И виселица, и бессонница, даже неосторожные (для опытного царедворца – невозможные!) слова о царском коне и облачении также, как и все остальные «случайности» были детерминированы жребием Ґамана.
Вот только кидая свой жребий, не понимал Ґаман, что вызывает к жизни (детерминирует) наш жребий. Так и получился Пурим – Два жребия!
В качестве красивейшей иллюстрации – мидраш. Вначале метал Ґаман жребий на дни недели, но у него ничего не получалось. Тогда стал он метать на дни месяца, и получилась самая далекая (от 14 числа весеннего месяца нисана) дата – 13 адара.
Смысл мидраша, объясняет Гурский Ребе, в противопоставлении шабата и новомесячья. Шабат находится над системой сил, задействующих этот мир. Идея же новомесячья – это вмешательство во внутренний распорядок материального мира. Отсюда двойственность жребия Ґамана: Тринадцатое адара – да, но наоборот!

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ваякhль - Пекудей», 5772.

СУББОТА В КВАДРАТЕ


«Шесть дней будет делаться работа,
А в седьмой день будет у вас выделенность
Суббота Суббот для Всевышнего »
Шмот 35:2



Пятикнижие говорит о Шабате много раз. Только в прошлой главе «Ки тиса» - дважды (34:21, 31:13-17). А еще в главе «Бе-шалах», и в следующей за ней «Йитро», а также в главе «Эмор» в третьей Книге и в главе «Ва-этханан» в книге Дварим. И, конечно же, каждое упоминание о Шабате уникально, например, своим контекстом и соседством. В прошлой главе упоминание о Шабате между праздниками Песах и Шавуот позволяет («Хазкуни») увидеть намек на Шабат Холь ґаМоэд (Шабат внутри праздничной недели). А упоминание о запрете зажигать огонь (35:3) в нашей главе связано с Шестью Днями Творения.
«Сфат Эмет» объясняет, что все запреты на сорок без одного виды деятельности в Шабат связаны с идеей законченности Творения за Шесть Дней. Но, поскольку огонь был впервые сделан Адамом на исходе первого Шабата, то могло возникнуть сомнение, и потому «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний».
Однако наш главный вопрос связан с удивительным термином «Шабат Шабатон». Он появляется в связи с Шабатом и в прошлой главе, и в главе «Эмор», в то время как в Десяти Речениях в главах «Йитро» и «Ва-этханан» сказано лишь «и в седьмой день - Шабат».
Ответ, который дает рав Раппопорт из Меджибожа, связан с глаголом «теасэ – будет делаться». Сказано в трактате «Брахот» (35:2): «Во время, когда Израиль исполняет желание Места (Сущего) – их дела делаются иными». Вывод рава Раппопорта – если евреи, исполняющие Его волю и подчиняющие шесть дней недели Шабату, их дела делаются помимо них, и все дни недели становятся Шабатом ради Всевышнего. Шабат же становится для них Шабат Шабатон.
Но если евреи всю неделю растворены в суете, то Шабат для них лишь остров покоя в океане, бушующем их жизни. И глагол «сопровождающий» это «минимальное» отношение к Шабату «будете делать всякое дело свое». В случае же «Шабат Шабатон» сказано «будет делаться» в третьем лице!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Ваикра», 5772.

ЧЕТЫРЕ ШАБАТА

Прочитав в этот Шабат раздел о «рыжей корове», мы в ближайший Шабат не только отмечаем новомесячье нисана, но и читаем отрывок о первой мицве, данной Израилю – парашат «Ходеш ґазе лахем – месяц это вам начало месяцев». Попробуем разобраться с этой дополнительной смысловой «нагрузкой» через четыре Шабата в году.
Первое, на что следует обратить внимание – это «неразбросанность» Шабатов «Шкалим», «Захор», «Пара» и «Ходеш» во времени. Все они сконцентрированы вокруг месяца Адара и начала Нисана. Если мы вспомним о неразрывной связи Пурима с Песахом (в случае беременного года Пурим празднуется во втором Адаре именно по этой причине), то сможем сделать вывод о назначении этих четырех Шабатов.
А так же как в случае кидуша субботним вечером, который мы начинаем со слов «Йом ґаШиши – День Шестой», дабы подчеркнуть особую связь Шестого Дня с Шабатом, так и наличие четырех «смыслов» подчеркивает некую цельность месяцев Адар и Нисан – Завершения и Начала.
Если мы соотнесем эти четыре Шабата с Четырехбуквенным именем Всевышнего, то получим следующее. Первый из Шабатов - парашат «Шкалим» говорит о половинке шекеля – декларации Израиля о желании обрести полноту через «Огненную половинку шекеля Всевышнего». А это, по сути, и есть Мальхут – желание получить божественное изобилие.
Следующая ступенька – вторая буква Тетраграмматона – Заир анпин – компромисс между желанием давать и получать. Шабат «Захор - Помни, что сделал тебе Амалек», на первый взгляд, связан с разумом, с памятью. Но предостережение Торы: «Помни… не забудь!» - очевидно говорит о противодействии желанию забыть, не помнить неприятное.
Обязанность, также лежащая и на женщинах Израиля, связана, конечно же, с чувством ненависти к функции Амалека в нашем мире, и является, следовательно, эмоционально-рациональной. Как и полагается Зеир анпину Шабат парашат «Пара» соответствует уровню «Бина – понимание, осмысление». На первый взгляд не очень понятно – самая необъяснимая мицва Торы – очищение пеплом рыжей коровы и Бина?! Но, в соответствии с тем, что мы учили: «зот хукат ґаТора – вот основополагающий закон всей Торы», понимание божественного приказа, как высшего смысла всех законов для Израиля.
И, наконец, высший уровень Хохма, буква йюд Тетраграмматона. Трехступенчатая конструкция поднимает нас из Адара в месяц чудес (Нисан – от слова нес - чудо). Устройство времени – «месяц этот» поднимает нас к Замыслу Создателя над временем, к Началу – «месяц это для вас Начало (глава)».

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Пейсах - Шмини», 5772.

ПОДЪЕМ ИЗ МИЦРАИМ

«Не оскверняйте душ ваших
никаким членистоногим, и
не оскверняйтесь ими так как
станете через них нечистыми.
Потому что Я Всевышний – Источник
Всех ваших сил. И выделитесь, и будете
Выделены так, как выделен Я, и не
Оскверните души ваши никакой
Мерзостью, ползающей по земле
Так как Я Всевышний, поднимающий вас
Из земли Мицраим»
Ва-йикра 11:43-45


Как известно, время чтения недельной главы прямо связано с ее внутренним содержанием. Именно отсюда идет обычай давать детям имена в соответствии с главой недели их рождения. «Зачинщиком» всего последующего будет, следовательно, вопрос: Какая связь между недельным разделом «Шмини» и праздником Песах, в этом году его «замещающем» (выпавшего на Шабат именно этой недельной главы)?
Собственно, вопрос этот в более общем виде – «Отчего Песах отмечается в рамках книги «Ва-йикра», а не книги «Шмот»? – достаточно прост. Исход из Египта подразумевает смену хозяев, и построение Мишкана, работа в нем и есть выход из Египта: «И выделю Шатер Встречи и жертвенник, и Аґарона, и сыновей его выделю для служения Мне. И буду обитать в сыновьях Израиля, и буду им Источником всех сил. И узнают, что Я – Всевышний, Всесильный их, который вывел их из Земли Египетской» (Шмот 29:44-45, 30:1).
Именно поэтому вторая книга Пятикнижия завершается задействованием Мишкана. А третья – Тора Коґэнов, по определению мудрецов – естественное место во времени для празднования Песаха.
Но каким образом законы о непоедании пауков и червяков, дающие в результате «подъем из Земли Мицраим», даруют нам высоту «поднимания»?! Какое вообще отношение к главе «Шмини» в первых десяти параграфах, обсуждающих законы Мишкана, имеют законы о нечистоте членистоногих, явно относящихся к следующим пяти главам, говорящим о чистоте и нечистоте?!
Рав Мордехай Эйлон, задающий все эти вопросы, за ответами отправляется в… Эденский Сад. Там впервые звучит запрет на еду и, что куда менее известно, звучит приказ … кушать: «И взял Всевышний – Источник всех сил человека, и поставил его в Саду Эдена работать на нее и оберегать ее. И приказал Всевышний – Источник всех сил человеку, сказав: от всех деревьев сада ешь, кушая, а от дерева, соединяющего Добро и Зло, не ешь от него, так как в день поедания от него смертью ты станешь умирать» (Бе-решит 2:15-17)
Получается, что первый человек до своего падения занимался двумя вещами – определял сути и … ел. Называя вещи своими именами, Адам связывал материальный объект с его духовной сутью, утверждал превалирование высшего (Замысла) над материальным воплощением. Также и мы, произнося браху над плодом земли или плодом дерева, утверждаем наличие духовного корня того изобилия, которым пользуемся.
Работа в Мишкане (Храме), назначение всех корбанот – приближение к Источнику всех сил. И это – выход из Египта нашего эго, освобождение от пут земного притяжения, подчеркивание духовного происхождения любого удовольствия, ссылка на Хозяина.
Но, исполняя повеление есть плоды Эденского Сада, человек не просто соединял материю с духом, он поднимал ее до собственного уровня, делал ее частью себя. Именно подъем (а не только связь) всего материального, чтобы стать частью Источника, и есть Цель Творения.
Теперь становится понятным, отчего именно с соблюдением законов о запрещенном и разрешенном в пищу связана идея «подъема» из Египта. В Пасхальную ночь мы начинаем со Сказания – Агады, тем самым прослеживая связь нижнего с высоким. Эта часть Седера соответствует Исходу. Но уникальная, единственная в своем роде, мицва есть {мацу} – «ве-цивану леэхоль маца» - поднимает нас, делая сознательной частью (соавторство) Его Замысла. А число восемь (название нашей главы «Шмини» - восьмой) символизирует Цель!

р.М-М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

«Тазрия-Мецора», 5772.


בס"ד
ВЫСОТА ПАДЕНИЯ

«Женщина, которая осеменится
и родит мальчика»
Ва-йикра 12:2



Глагол, выведенный мудрецами в заголовок нашей недельной главы, в «приличном обществе» не употребляется. И вообще, тематика текущих глав – выделения нашего тела, а также его духовно-кожные недуги – не очень вяжется с нашей «святой» Торой. Но если вспомнить обсуждаемое нами в предыдущей главе непоедание многоножек, то, очевидно, прослеживается общая тенденция – исследование выделенности (кдуша) человека из мира «Б-жьих тварей».
Не случайно РаШИ к началу нашей главы говорит именно о важности или не важности адама в сравнении с иными сотворенными существами. Интересно, что в третьем предложении, как бы оставляя тему нечистоты и чистоты, Пятикнижие говорит об обрезании младенца на восьмой день. И опять же явно прослеживается связь с Б-жественной сутью человека.
Наци"в из Воложина подчеркивает неизбывную важность затронутых Торой тем, которые на первый взгляд, могут показаться чуть ли не запретными: «Всякий учитель (рав) обязан преподавать своим ученикам, оттого, что в Торе нет того, что приводит к плохому, и она (Тора) лань любящих и серна симпатичности (яалахат хен - красавица)» (начало комментария Наци"ва «Гаамек Давар» к 15 параграфу).
Очевидно, что выделенность человека связана с его неподчиненностью вложенным в него, как и во всякое живое существо, инстинктами. Неестественность человека, его из ряда (животного) вон выходящесть – это красная нить сюжета глав Шмини, Тазриа, Мецора, Ахарей Мот, Кдошим.
Никто не спорит с изначальной материальностью (животностью) человека, «пришедшего из дурно пахнущей капли» (Пиркей Авот 3:1). Но в том и состоит идея обрезания – человек способен на исправление: «И, действительно, человек сделан из того же материала, что и все сотворенное, но он способен подняться к совершенству своими делами» («Сфат Эмет»).
Мидраш рисует следующую картину: «Женщина, которая осеменится» - это то, что сказано в написанном: «Адам, рожденный женщиной» (Иов 14:1). Видит человек красивую колонну и восторгается?! Говорит ему товарищ – «колонной ты восторгаешься?!» Если бы ты видел камень, из которого она высечена! «А также видит громадную балку и ошеломлен». Говорит ему приятель: «Если бы ты видел дерево, из которого ее сделали!» И если видишь красивого и прекрасного человека, чьи кудри завиты, и прославляешь его, то говорит тебе товарищ: «Этого ты восхваляешь?! Если бы ты видел, из какой нечистоты и непотребности он происходит, то не смог бы смотреть на него». Получается, что камень и дерево красивее человека, ведь говорит Акива, сын Меґалалель: «Откуда вышел – из вонючей капли».
Царь Давид в 139 Псалме задает все темы, нами обсуждаемые. Процитируем всего одну строчку: «ведь сделан я в укрытии, ткани мои из низов земных».
Но в заключение законов об истекающих семенем сказано Всевышним: «Отчуждайте детей Израиля от нечистоты их, и не умрут в нечистоте их, делая нечистой мою Обитель, которая в них» (Ва-йикра 15:31).
А Наци"в из Воложина объясняет «обитель, которая в них» - это сам человек, который и есть Обитель Всевышнего, так создан по Образу Всесильного».
Причина духовной смерти человека – его нечистота – это производная торжествующей в человеке скотины. «Отчуждение» (удивительный глагол «ґизартем» - отчуждайте) евреев от естественно-животного начала начинается с кашрута (первое, что наши мудрецы велят соблюдать обретающим еврейские ценности), а продолжается через скромность в личной жизни.
Человек способен скромностью (потаенностью – «укрытие») возвысить самое материально («ткани мои») до Б-жественного – «Мою Обитель». И потому мы говорим в таинстве бракосочетания, удивительное: «Источник изобилия Ты, Всевышний, Причина всех наших сил, Хозяин Мироздания, выделяющий народ свой Израиль через Хупу и Кидушин».
Да, евреи «рожденные женщиной», но если были соблюдены законы чистоты семейной жизни и чистота помыслов во время близости супругов, то объясняет Маґараль из Праги: «Достоин он своей Б-жественной сущности» («Хидушей Агадот», трактат «Шавуот» 18:2).

р.М-М.Гитик
Post Reply