Недельная глава Торы от рава Гитика

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Дварим 5773
«Искусство упрека»


«Дварим» — последняя книга Хумаша (Пятикнижия Торы) — по сути духовное завещание вождя евреев Моше. Почти сорок лет он вёл их из Мицраима (Египта) в Эрец Исраэль, обещанную Создателем во владение евреям. И вот теперь Моше-рабейну (наш учитель) указывает евреям на характерные ошибки, которые они совершили в пути к Эрец Исраэль.
Для правильного восприятия сказанного важно не только, что человек говорит, но и когда. Моше выбрал момент, когда, с одной стороны, под его руководством были одержаны самые крупные победы над царём эмореев и царём Башана, с другой — должна была наступить его кончина. Велика сила его слов, потому что в тот момент люди с особенной полнотой осознали, что перед ними за человек. Вот он — авторитетный лидер, обращающийся со словами упрёка не ради личной выгоды, но ради их же блага.
Высказывание упрёка для еврея тоже заповедь — мицва тахаха. Она включается в заповедь любить ближнего, как самого себя. Поэтому она предполагает не только стремление высказать упрёк, чтобы удержать человека от дурного поступка, но и особое внимание уделяет выбору времени, чтобы быть услышанным тем, к кому обращён упрёк, чтобы он рассматривал его не как попытку мести, получения выгоды оппонентом, а как помощь себе.
Рассказывают такую историю. Шедшие с войны солдаты-победители повстречали мудреца. И тот сказал им: «Вы думаете, что вы победили, нет — война только начинается.» — Да, внутренняя битва с самим собой — самая жестокая. Нельзя успокаиваться, победив сильного противника. Йецер hа-ра (дурное начало), принимающее форму гордыни, чрезмерной уверенности в своих силах может разрушить связь человека с Создателем, и победа обернётся поражением.
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ваэтханан 5773
"Земля обетованная"

«И взмолился к Всевыш-нему в ту пору сказать…
перейду я, пожалуйста, и увижу хорошую землю
на том берегу Йордана» (Дварим 3:23)


Неодолимое желание Моше попасть в Страну Израиля заставляет нас снова взглянуть на эту невероятно маленькую полоску гордо именуемую Земля Обетованная, и снова задаться вопросом: Что делает её центром Мироздания (или туго заплетённым гордиевым нервным узлом всемирной политики)?
Ответ (один из возможных) даёт вторая книга Пятикнижия: «И сыны Израиля ели манну сорок лет до прихода в страну ношевет» (Шмот 16:35). Раши объясняет слово ношевет как заселённая (обитованная!) от корня йешув (ישוב).
Отсюда её характерная особенность: Страна Израиля – антипод пустыне. Но, скажете Вы, любая обитаемая местность ничуть не меньше противостоит пустыне?!
Конечно же, имеется ввиду противопоставление по параметру… чудесности. Пустыня – это манна, Страна Израиля – это «страна текущих ручьёв, родников и подземных вод», страна, питающаяся из Земли.
Только наша Земля позволяет раскрыть Всевыш-него как источник всех Сил (Элоким), то есть обнаружить, что за естественным ходом вещей стоит всё тот же… Всевыш-ний; и тем самым обнаружить единство Неба (чудесного) и Земли (материального).
Моше, чья функция – Тора, естественно желает для нас соединения возвышенного и земного.
P.S. Если Вам после всего вышесказанного захотелось к нам – ни в чём себе не отказывайте.
. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Экев 5773
"Конец-рожденное начало"


«Экев» в переводе значит — «пята», «причина» («из-за»). Название главы, как всегда, очень точно определяет её содержание. Переданное вкратце, оно сводится к определению строгих рамок отношений «Всевышний—еврейский народ»: реализация Б-жественного или духовный плен самой страшной из темниц — темницы собственного тела (точнее, его представлений о главном). Высота первопричины (экев-причина) и глубина духовного падения (экев-пята) — вот те два полюса, между которыми течёт ток еврейской жизни.

Сегодняшнее положение нашего народа — очевидная иллюстрация сказанного в этой недельной главе. Двойственность ситуации, в которой мы оказались, — с одной стороны, мы поколение, «слышащее поступь» (в оригинале «пятки») Машиаха, а с другой — мы самый низ (пятки) духовной фигуры всех поколений.
Сказано в хвалебной молитве «hалел» (теhилим, 118):

«Камень, которым пренебрегли строители, венчает постройку.»

Представьте себе строящих свой дом (будущий мир). Строители выбирают, естественно, лучшие из камней в куче перед ними. Использовав самые лучшие, они берут лучшие из оставшихся. Что не учитывают строители? Стройматериалы приготовлены самим Всевышним — и потому количество камней строго рассчитано. Камень, которым пренебрегли, — не лишний, но более того — венчает строение. Теперь становится до боли ясным тайный смысл старого советского девиза:

«И патроны есть да стрелять некому… Нам бы день простоять да ночь продержаться.»

. М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Рээй 5773
"Еще раз о запрете крови"


Перед вступлением в Страну Израиля Моше Рабейну, повторяя в расширительном смысле законы Торы, находит нужным повторить запрет "сороколетней давности” на употребление крови. Сразу оговоримся, что все годы пустыни евреи ели только "жертвенное мясо” и потому, на певый взгляд, напоминание Моше более чем уместно - вступление в Страну Израиля, со всеми вытекающими...
Вот только как всегда встает вопрос: а где во всей этой истории мое личное счастье? - Вечность, понимаете ли, покоя не дает.
Рабби М-М.Шнеерсон дает следуюшую хасидскую трактовку:
Кровь – горячливость, душевная теплота, внутренний огонь. Перед началом нормальной жизни евреев Моше Рабейну жестко предупреждает: горение души – только для жертвенника: "...не ешь ее, на землю выливай ее как воду...и совершай всесожжения твои – мясо и кровь на жертвеннике...кровь же жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Вс-го...”
Несомненно многое в нашей жизни кажется на 1-ый взгляд заслуживающим быть осеянным внутренним огнем души. Но это заблуждение, которое обходится дороже всего- – свет души, освящаюший духовный вакуум – пагубные страсти, обжoрство, гнев, отрицательные эмоции вообще.
Лишь вечное – "жертвенник” – то, ради чего стоит "проливать кровь”.
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Шофтим 5773

«Судей и полицейских поставь себе»!


«Судей и полицейских поставь
себе во всех вратах своих»
(Дварим, 17:18)


Рав Ицхак Меир из Гуры приводит Мидраш Раба (Дварим Раба): «Об этом говорит, написанное (Мишлей, 6:6): «Иди к муравью, лентяй, увидь его пути (поступки) и стань мудрее. Ведь нет у него командира, полицейского и предводителя и, тем не менее, приготавливает с лета хлеб свой, накапливает с жатвы пищу свою...».
Что значит «увидь его пути и стань мудрее»? Говорят мудрецы: «посмотри на поведение, заложенное в муравья – убегает от чужого. История об одном муравье, уронившем зернышко пшеницы. Все остальные муравьи принюхивались, и ни один не подобрал зернышко. Увидь мудрость, в муравья заложенную! ... И нет у него ни судьи, ни полицейского».
Но, обращает наше внимание основатель Гурской династии, все действия муравья – сплошное воровство?! Все, им собираемое, украдено у владельца поля?! Только у других муравьев не крадет муравей!
Отсюда можем мы выучить, как выглядела бы жизнь человека, построенная на ценностях, основанных на разуме и такте. Мог бы человек выглядеть в своих глазах абсолютно честным, заработав свое состояние на воровстве. Вспомним знаменитые истории о банковских программистах, присваивавших все, что после запятой (десятые, тысячные и т.д. доли цента, копейки и т.п.), никоей мерой не задевавших при этом никого и, не преступивши никаких законов человеческого сообщества.
Именно поэтому говорят мудрецы об «уроке муравья», у которого нет «командира, полицейского и предводителя» – все построено на естественных (встроенных!) механизмах. Субъективность – главный враг божественного!.
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ки Теце

В чем женская добродетель?


Эта глава о войне, которую решит вести Израиль, и ситуации, могущей в результате возникнуть:
«И увидишь среди пленных женщину красивую, и возжелаешь её, и захочешь взять её себе в жёны» (Дварим, 21:10—11).
Конечно же, речь здесь о главной войне человека — его внутренней борьбе. Половой инстинкт — наиболее часто встречающийся в ней соперник. Однако вопрос, которым мы зададимся, позволит увидеть сказанное Торой с совершенно другой стороны.
Но сначала о недостатке русского перевода выражения иша яфат тоар. Как всегда при переводе слов Торы, смысловые потери неисчислимы. Буквальный перевод маловразумителен: женщина красивая (хорошая) качеством (степенью).
Воспользуемся комментарием замечательного мудреца из Багдада Бен-Иш-Хая, жившего в XIX веке. В чём минимальная красота (хорошесть) еврейской жены? Талмуд утверждает, что два качества являются её неотъемлемыми достоинствами. Во-первых, еврейская жена избавляет своего мужа от борьбы с «основным инстинктом». И во-вторых, она воспитывает детей евреями!
У пленной красавицы (или не красавицы) есть лишь одно — первое — качество: тоар. Поэтому это слово появляется в единственном числе, про еврейскую же жену сказали бы яфат тоарим.
Намёк на отсутствие у военнопленной, ставшей, тем не менее, женой, второго качества — это примыкающая к нашей теме тема сына «буйного и непокорного» (Дварим, 21:18). Если вернуться к рассмотрению данной в Торе ситуации как положения во внутренней войне, то данный нами комментарий можно увидеть следующим образом. Уступка инстинкту (и не только половому) не может дать хороших результатов (баним-сыновья означает на иврите также порождения, следствия, результаты)! Выражаясь образно, беря в жёны военнопленную, уступая инстинкту, не удивляйся «буйству, неуправляемости» сына (результата).
М.М.Гитик
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: Недельная глава Торы от рава Гитика

Post by Архивариус »

Ваейлех
«Идти», а не стоять на «своем» месте.

«И пошел Моше»
Дварим 31:1

Рав Лунчиц, автор комментария «Драгоценный сосуд», определяет «направление» в котором «пошел Моше», и это направление – шалом. Установление мира между Израилем и Создателем, между евреем и его ближним, требует большего, чем все остальные мицвот.
Законы Торы, такие как мезуза, шабат, рош ходеш, требуют безусловного исполнения, когда оказываются у тебя «в руках». Но гнаться за ними… Моше обходит весь лагерь Израиля, останавливается у каждого шатра и для каждого находит слова, пробуждающие желание тшувы – возвращения. Как сказано у пророка Ґошеа (14:3):
«Возьмите с собой слова и вернитесь к Всевышнему».
Урок для всех нас очевиден – следует «преследовать» каждого еврея (даже себя!) уговорами о возвращении к Творцу. Как неотъемлемая часть установления мира с Небесами - восстановление мира между евреями. И наша недельная глава не случайно читается в десять дней тшувы.
Шалом Алейхем в одном из своих рассказов живописует атмосферу штетла в дни трепета. Главная характеристика этих дней – каждый просит прощения у каждого и получает его вместе с улыбкой. Вспомним, что находящиеся «между» праведниками и мерзавцами, «висят» до Йом Кипура. А еще год жизни (возможностей) мы, «средненькие», получаем, как часть Израиля, а не в силу собственных заслуг.
И потому преследование евреев с «мирными намерениями» выступает на первый план в дни, когда решается наша судьба.
М.М.Гитик
Post Reply